Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Батраков Евгений Георгиевич |
18.12.2011, 20:48 | |
Читать сначала «Следы» – «застывшие» ощущения, с ощущениями новыми резонирующие, оживающие, превращающиеся в факт сознания...
ощущение®память®сознание
«Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении». (лат.). Сознание – инструмент, повышающий безопасность субъекта. При этом мы, вслед за К.Юнгом, понимаем сознание, как процесс узнавания нового знания в старом, воспринятом ранее: «Мы говорим о «знании» чего-либо, когда нам удается связать новое восприятие с уже существующим фоном или контекстом таким образом, что мы удерживаем в сознании не только данное восприятие, но и части этого контекста. Следовательно, «знание» основывается на воспринимаемой связи между психическими содержаниями. Мы ничего не можем знать о содержании, которое ни с чем не связано, и мы не способны даже осознать это, пока наше сознание будет находиться на таком низком, начальном уровне. Соответственно этому, первая ступень сознания, доступная нашему наблюдению, заключается в простой связи между двумя или более психическими содержаниями». (К. Г. Юнг. Сознание и бессознательное. СПб.: «Университетская книга», 1997, с.16). Сознание – психическое явление, возникающее на основе памяти как результат объединения двух и более знаний. Память – когнитивный процесс, инструмент, без которого невозможно воспринимать то, что было, и без которого не возникает «Я» – совокупность суггестий и отражений собственного опыта. Причем, Сам-Я на начальном этапе своего бренного существования об этой виртуальной реальности, об этом внушенном «Я» говорит не иначе, как в третьем лице. И пройдет достаточное количество времени, прежде чем, это «Я» сможет дифференцироваться на два противоположных «я» и заговорить своим собственным голосом, и пройдет еще более времени, прежде чем Сам-Я и «Я-раздвоенное» создадут некий альянс, некое трудно расчленимое образование. В связи с тем, что суггестии, производимые в разное время и самыми разными людьми достаточно неоднородны, а порой и крайне противоречивы, возникающее «Я» в сущности своей также двойственно и противоречиво. Вот откуда родом проблема выбора, вопросы типа «Что делать?», «Кто виноват?», «Быть иль не быть?». Личностная раздвоенность, естественно, порождает и противоположные поведенческие устремления:
Во мне два Я – два полюса планеты, Два разных человека, два врага: Когда один стремится на балеты – Другой стремится прямо на бега.
(В.Высоцкий, Соч. в 2-х томах, Екатеринбург, 1986, т.1, с.212)
Причем личность, будучи относительно автономным и, прежде всего, информационным образованием, способна влечь человека и в губительную для него сторону также, ибо информация бывает не только истинной, но и ложной, а цели чужие и чуждые могут ошибочно восприниматься за свои.
VЧто же такое «личность», от которой зависит и направление активности, и выбор средств достижения цели? Отечественные исследователи признают, что личность есть продукт отражения реального мира, личность обусловлена конкретными событиями, связанными с социальной деятельностью человека. Причем, как отмечал А.Н.Леонтьев: «Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производство сознания, производство потребностей), личность человека тоже «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности». (Цит. по Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: «Питер», 2001, с.40-41). Таким образом, личность это совокупность тех следов, которые воздействующий социум, оставляет в психике. Сказав так, мы отдаем себе отчет в том, что выразились мы несколько туманно и, может быть, даже метафорично. Однако, нужно понимать и то, что конкретизация, способная прояснить суть, требует ответа на вопрос: почему вообще в человеческой психикой фиксируются те или иные воздействия? И все ли фиксируются? Оказывается, не все. Оказывается, что для фиксации необходима соответствующая потребность. Потребность – именно те ворота, через которые входящий социум создает свои следы. Оказывается, не имеющий потребности в хлебе, хлеба не видит, голодный – видит пищу во многом. Жаждущему мерещится вода… Это известные особенности нашей психики. Таким образом, сначала система утрачивает состояние равновесия, сначала возникает проблема и только затем фиксируется информация. Проблема же возникает только там, где есть столкновение интересов, где в разгаре конкурентная борьба за необходимые, жизненно важные ресурсы. Борьба, противодействие, взаимодавление – факторы следообразующие. Вы можете называть это «воспитанием», вы можете называть это «научением», вы можете назвать это «процессом становления личности». Известно, что конкуренция возникает только среди себе подобных. Вот, почему только обнаружив конкурирующую особь, именуемую человеком, я могу отнестись к ней, как к самому себе и себя назвать человеком. И вот, почему только претендент на мой кусок хлеба оставляет во мне, а иногда и на мне свои следы. Исходя из сказанного, представляется очевидным, что «Я» это сущность, осознающая состояния потребности и цели, как свои собственные. «Я» это сущность, осознающая свое отличие от своих целей и потребностей, от внешнего мира и существ, его населяющих. «Я» это сущность, осознающая себя, субъектом своей собственной активности. И, наконец, «Я» это представление о себе самом в свете оценок, сделанных другими людьми, а также составленное на основании собственных оценок своей собственной деятельности. Представление о себе или, иначе говоря, самооценка это ценность, становящаяся таковой при сопряжении с целью, стоящей перед субъектом.
VI Очевидно, что изменить привычное поведение человека возможно только через внесение изменений в его представление о самом себе. Полагая, что я – мужчина, я надеваю костюм, а не женское платье; считая себя психологом, даю соответствующее объявление в местную газету и принимаю у себя людей нуждающихся в моих услугах; воображающий себя наркоманом, ищет и принимает наркотик; относящий себя к числу вегетарианцев, отказывается от мясной пищи и выбирает овощные блюда, считающий себя Евгением откликается на это имя…. Однако, использование слов, указывающих на некую осмысленную, сознательную деятельность, не совсем уместно, ибо человек может и не осознавать себя наркоманом, неудачником и прочим, но, тем не менее, поступать в соответствии со своими подсознательными представлениями. Именно последнее и является причиной того, что человек, сознательно делающий усилия для снижения веса, отказа от спиртного и табака, терпит неудачу: подсознательно он «видит» себя именно с лишними килограммами, курящим, пьющим. Отказ же от проблем нарушает его самоидентичность. Человек без проблем это уже как бы и не он вовсе, а некто иной. Посему попытка измениться очень напоминает попытку самоуничтожения, что чревато вхождением в конфликт с инстинктом самосохранения, обременено различными страхами и противодействием себе же самому. Представление о себе самом (самообраз, автопортрет), будучи результатом социальной жизни индивида, является с одной стороны отражением в сознании своей собственной личности в виде понятий и суждений (Я – плохой, Я – не умею петь, Я – боюсь змей), а с другой стороны, совокупностью нижеследующих моментов: 1. Цель. Согласно словарю, цель это то, что хотят достичь, то, к чему стремятся то, ради чего нечто существует. 2. Потребности. Потребность мы понимаем, как состояние неудовлетворенности, состояние нужды в том, что необходимо для достижения состояния желаемого, состояния удовлетворенности, т.е. покоя, инертности, гармонии, что в наибольшей мере отвечает единственной цели всего сущего – быть. Быть – это не процесс, это состояние. Со-стояние. Момент остановки, фиксации, момент равновесия двух равновеликих конструктов, которому предшествует процесс выживания или, иначе говоря, процесс удовлетворения основной потребности живого существа – выжить. Основную потребность человека – выжить, можно представить в виде иерархии элементарных субпотребностей:
- физиологические потребности (в пище, воде, кислороде и т.д.); - потребности в сохранении своей структуры и функции (физическая и психическая безопасность); - потребности в привязанностях, любви, общении; потребности в самовыражении, самоутверждении, признании; - когнитивные и эстетические потребности, потребность в самореализации. (Маслоу, Maslow A.):
Вместе с тем, важно понимать и то, что есть потребности внушенные социумом (мнимые), и есть потребности, удовлетворение которых реально способствует выживаемости человека.
3. Программа удовлетворения потребности – система мыслей, синтезированная на основе - воспоминаний о приятных переживаниях, которые сопровождали процесс пития, курения, наркотизации; - знаний о том, как пить-курить-колоться, зачем, с кем, где и т.д. - ценностей, которыми человек руководствуется.
4. Самооценка – определение своего достоинства, т.е. своей собственной стоимости; оценка стоимости себя самого, своих качеств и свойств как средств достижения цели. Самооценка предполагает наличие у субъекта системы ценностей, т.е. представлений о стоимости тех или иных средств, а также представлений о стоимости конкурентов. Самооценка невозможна без сравнения себя с другими. Сравнивая достоинство свое с достоинством себе подобных, человек выстраивает стратегию и тактику взаимодействия с другими людьми, обретает представление о своем месте в общественной иерархии, и, обретая уровень притязаний, на основе самоуважения и себялюбия либо претендует на должное, либо, под давлением комплекса неполноценности, отказывается от соучастия, от борьбы, от всех видов активности. Самооценка имеет определяющее значение, как в выборе направленности поведения, так и в выборе средств достижения цели. Самооценка имеет несколько аспектов: - какой «Я»? - каким «Я» могу быть? - каким «Я» намерен быть? - каким «Я» хотел бы быть, если это было бы возможным? «Какой «Я» – есть фактор, побуждающий человека вести себя именно таким образом и только таким, чтобы оправдать свое представление о самоидентичности. Если человек отождествляет себя с неким социальным эталоном, например, с неудачником (какой «Я»?), он начинает впитывать все то, что имеем к нему отношение, отвергая и отторгая все то, что отношения не имеет и, соответственно, он и вести себя начинает, как неудачник, выбирает философию и ценности неудачника. Все остальное, – потребности, цели, интересы, ценности, программы и пр., – начинается после, после того, как субъект определился с тем, какой он: представление о себе это и готовность реагировать на те или иные стимулы строго определенным образом, т.е. образ «Я» функционирует еще и как установка. Если человек решил, что он несчастный человек, он начинает страдать, делать определенное лицо и т.д.; если человек определил себя, как счастливчика, он начинает улыбаться, играть роль весельчака; если определил себя, как жертву обстоятельств, начинает при всяком удобном случае бесконечно жаловаться на превратности своей судьбы… Выбор своего «Я» определяет направленность личности, воплощается в потребностях и мотивах, а, соответственно, и в строго определенных связях с обществом. Причем, если общество (класс, семья, учебная группа), имеют направленность на получение кайфа, что ж удивляться тому, что и личность становится именно таковою? Следовательно, для изменения поведения человека, необходимо изменить его самоощущение, самосознание, его самоидентификацию, а для этого нужно изменить его отношение к пережитому, ибо его автопортрет (представление о себе) есть фокус (результат) лучей внимания, прошедших сквозь призму событий, произошедших в его прошлом.
Октябрь 2002 г., Евгений Батраков г.Абакан | |
Просмотров: 6322 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |