Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Шичко Г А

Вторая сигнальная система метод информации
15.02.2012, 16:51

Методы изучения взаимосвязи и взаимодействия сигнальных систем

Вернуться в оглавление

Метод информации основан на оповещении обследуемых о свойствах раздражителей и об особенностях их применения.

Термин «информация» означает осведомление, оповещение, а также сведения или какие-либо сообщения. В информации нет требований, распоряжения, указаний, которые характерны для инструкции. Если, например, обследуемому предложить во время действия звонка «чисто произвольно» вызывать слюнную секрецию, он без специальной тренировки не сможет выполнить эту инструкцию. Если же ему сообщить о том, что во время действия звонка он получит лимонный сок, то указанный индифферентный раздражитель даже при первом испытании может вызвать слюнную, сосудосуживающую, глотательную и некоторые другие реакции. Отсюда видно, что разница между инструкцией и информацией велика; несмотря на это, многие не замечают ее (В. Д. Волкова, 1954; К- В. Синьковская, 1957, 1958; Е. Д. Хомская, 1965, и др.).

Метод информации включает в себя три приема:

 а) оповещение о свойствах раздражителя;

б) извещение о предстоящем его предъявлении и

в) информацию об условиях применения раздражителей.

Первый прием позволяет изучать влияние сообщения об ощущениях и реакциях, вызываемых раздражителем, на непроизвольные функции организма. Информация может быть применена в одном из трех вариантов, которые отличаются ее направленностью. Первый вариант предусматривает извещение об ощущениях, вызываемых у человека, намеченным к применению раздражителем. Так, в случае использования раствора клюквенного сока делается примерно такое сообщение: «Вам предстоит выпить клюквенный сок. Сок обычно вызывает у людей кислый вкус». При втором варианте дается информация о реакциях, ко­торые вызывает раздражитель. Пример: «Раствор клюквенного сока обычно вызывает у людей значительное слюноотделение».

Третий вариант представляет собой комбинацию из информации первых двух.

Прием информации о применении раздражителя позволяет изучать влияние соответствующего словесного воздействия на корковое представительство безусловного рефлекса. Информация о применении раздражителя может, с одной стороны, сама вызывать реакции, а с другой,— оказывать влияние на эффективность безусловного раздражителя (В. Н. Мясищев, 1949; В. А. Мараев, 1960, и др.).

Прием информации об условиях применения раздражителей позволяет вырабатывать через вторую сигнальную систему условные рефлексы первого и других порядков, образовывать дифференцировки, угашать условные реакции и т. п. Эпизодическое использование приема оповещения с целью повлиять на услов-норефлекторную деятельность предпринималось давно, Так, В. П. Протопопов еще в 1923 г, указал на возможность более быстрой выработки дифференцировки после сообщения обследуемому о том, что с электрокожным раздражением сочетается только определенный звук, К настоящему времени появилось сравнительно много сообщений о специальном изучении влияния информации на условнорефлекторную деятельность (Со1е, 1939; М. А. Эплер, 1954; К. В. Синьковская, 1957, 1958; McAllister, McAllister-Dorotshy, 1958; А. Т. Пшоник, 1960, и др.).

В 1951 г. в связи с изучением влияния внушения на вегетативные функции организма мы начали применять предупреждение обследуемого о том, что индифферентный раздражитель будет сопровождаться безусловным. Таким путем удавалось получать условнорефлекторные реакции до подкрепления индифферентного раздражителя. В дальнейшем были отработаны различные варианты методики с тем, чтобы иметь возможность не только вырабатывать условные рефлексы, но и получать дифференцировки, производить переделку сигнального значения раздражителей, угашать положительные реакции и т. п. Вместе с тем были начаты систематические исследования[1]. Тогда же удалось разработать разные варианты наблюдений, предназначенные для выяснения механизма воздействия через вторую сигнальную систему на условнорефлекторную деятельность. Ниже приводится общая схема проведения опыта для образования условного рефлекса первого порядка:

1.  Выработка у обследуемого правильного отношения к информации.

2.  Ознакомление его с безусловным раздражителем (Б), для чего указывается название «Б» этого раздражителя, и он дается I—3 раза.

3.  Испытания на индифферентность изораздражителей (условного— У и его названия «У»), намеченных к использованию.

4.  Предъявление информации: «В дальнейшем вместе с У будет даваться безусловный раздражитель Б».

5.  Испытание словесного обозначения условного раздражителя — «У».

6.  Испытание условного раздражителя (У) с последующим его подкреплением безусловным раздражителем (Б).

7.  Закрепление условного рефлекса путем систематического сочетания условного раздражителя (У) с безусловным (Б).

Если опыты с использованием приема информации проводились ранее, то 1 и 2-й пункты могут быть опущены, 3, 4 и 6-й пункты обязательны, а 7-й выполняется при необходимости закрепить рефлекс. Выработка условных рефлексов высоких порядков и дифференцировок, переделка сигнального значения раздражителей, угашение условных рефлексов и т. п. производились посредством соответствующей по содержанию информации.

Оповещение должно быть так сформулировано, чтобы испытуемый правильно понял его содержание. Форма информации может быть различной.

Информация в одних случаях позволяет экстренно получать положительный результат, в других — добиваться его быстрее, чем в случае применения общепринятого способа.

Далее метод внушения



[1] Результаты этих исследований нашли частичное отражение в кандидатской диссертации («К вопросу о высшей нервной деятельности взрослого человека», Л., 1966) и в работах, опубликованных в сборниках: «Конференция по итогам научно-исследовательской работы за 1953 г.», Л., 1954, стр. 51—53; «Совещание по вопросам физиологии и патологии речевой деятельности», Л., 1955, стр. 52—54; «Ежегодник», ИЭМ АМН СССР, 1957, стр. 90— 101; «Труды третьей научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии», изд. АПН РСФСР, М„ 1959, стр. 103—109.

Категория: Шичко Г А | Добавил: Александр | Теги: Вторая сигнальная система
Просмотров: 2101 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]