Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Советская литература |
12.02.2012, 08:51 | |
Опыты Для того чтобы антиалкогольное воспитание было наглядным и эффективным, предлагаем следующие опыты: 1. Влияние спирта на белки. 2. Отравление спиртом одноклеточных организмов. 3. Влияние алкоголя на рост, развитие и цветение растений. 4. Разрушение кровяных телец под влиянием алкоголя. 5. Влияние спирта на переваривание пищи. 6. Влияние алкоголя на рефлекторную деятельность организма. Опыты предназначены преимущественно для внеклассной работы, но как демонстрационные их можно использовать и на уроках. 1. Влияние спирта на белки. Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием спирта. Опыт можно проводить на уроках, при изучении свойств белка, обмена веществ или пищеварения, а также на факультативных и кружковых занятиях в старших классах. Оборудование: два предметных стекла, спички, два стеклянных стаканчика (по 50 мл), яичный белок, три пипетки, кипяченая вода комнатной температуры, 80 — 90-процентный спирт, 10-процентный раствор NaOH и 1-процентный CuS04. Ход опыта. Предметные стекла помещают на параллельно положенные четыре спички. На них пипеткой капают яичный белок, образуя слой. Затем на второе стекло сверху белка наливают слой спирта. Оба стекла проносят между партами, показывая учащимся белую плотную пленку. Спирт осаждает белки из раствора, отнимая от них воду, уплотняет и изменяет структуру белковых молекул, необратимо нарушая их жизненные свойства. Чтобы доказать необратимость этого явления, стекла опускают в стаканчики с водой. Наблюдают, что происходит. Слой на первом стекле растворяется в воде — это усваиваемый, высокопитательный белок. На втором стекле белок остается в виде плотной пленки. Стекла вынимают из стакана и показывают учащимся. Затем с растворами проводят биурстовую реакцию на белки. Добавляют в каждый стакан 4 мл раствора NaOH и по каплям CuS04. Эта реакция высокочувствительная. В том стакане, где нет белка, раствор окрасится в синий цвет ионами меди (II). Реакции сравнивают. Вывод. Спирт денатурирует белок, отнимает у него воду, осаждает и необратимо изменяет его структуру. 2. Отравление спиртом одноклеточных организмов. Цель опыта: доказать, что спирт является цитоплазматическим клеточным ядом, который легко проникает в клетку и убивает се. Опыт можно проводить при изучении инфузорий на уроках зоологии в VI классе или на факультативных, кружковых занятиях. Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пластилин, среда с живыми инфузориями, пипетки, 20-процентный спирт. Ход опыта. Всеми углами покровного стекла проводят по пластилину так, чтобы к ним прилипли небольшие комочки. Затем кладут покровное стекло с пластилином па предметное стекло, слегка прижимают его по углам. Между стеклами образуется еле заметный просвет, в который вносят вначале каплю среды с живыми инфузориями, затем каплю спирта. Наблюдают результаты, зарисовывают увиденное и объясняют. Вывод. Спирт убивает клетки и живые одноклеточные организмы. 3. Влияние алкоголя на развитие, рост и цветение растений. Цель опыта: доказать учащимся, что алкоголь убивает семена растений, прекращает рост и развитие растительного организма. Проводится при изучении темы «Цветок и плод» на уроках ботаники в V классе, а также в форме наблюдений в живом уголке. Ход опыта. а) Определяют влияние спирта на всхожесть и развитие семян. Для этого в две мелкие тарелки, на дне которых лежит влажная тряпка или вата, кладут по 10 зерен овса, пшеницы или 20 фасолин. В одну тарелку наливают воду, а в другую 15-процентный раствор спирта. Сверху их накрывают стеклом или темной бумагой. Через день наблюдают за прорастанием семян. Записывают количество проросших семян и дату их прорастания, отмечают, как развивались корешок и росток. Зарисовывают результаты. Делают выводы. б) Чтобы определить, как влияет спирт на развитие побега, опыт проводят весной, в марте, когда начинают набухать почки. Выбирают одинаковые ветки ивы, тополя, липы или каштана. Одни ставят в воду, другие — в 20-процентный раствор спирта и оставляют в светлом и теплом месте. Наблюдают и записывают результаты в течение 10—15 дней. в) Берут две расцветающие бегонии в отдельных горшках. Одну из них поливают в течение 10 дней 5-процентным раствором спирта. Это количество спирта содержится в слабых алкогольных напитках, например пиве. Наблюдают за цветением. Когда бегония станет погибать, поливку алкоголем прекращают. Бегония продолжает жить, но развитие ее прекращается. Вывод. Спирт угнетает развитие организмов. Контрольные вопросы. Как влияет алкоголь на белок? Почему спирт называют клеточным ядом? Как влияет спирт на развитие организма? 1. Разрушение кровяных телец под влиянием алкоголя. Цель опыта: показать, что спирт разрушает кровяные тельца. Опыт демонстрируется при изучении темы «Кровь» в VIII классе или на внеклассных занятиях. Оборудование: две пробирки, раствор 0,85-процентный NaCl с 3—4 каплями крови (из гребня петуха, уха кролика, пальца человека), 20-процентный раствор спирта в 0,85-процентном NaCl. Ход опыта. Раствор крови разделяют на две пробирки по 10 мл, В одну пробирку добавляют 10 мл солевого раствора, в другую — столько же спиртового. Содержимое взбалтывают и рассматривают на свет. Обращают внимание на прозрачность раствора. В первой пробирке эритроциты сохранились. Они придают раствору мутный, непрозрачный вид, во второй — разрушились, гемоглобин из них вышел в раствор и потерял способность транспортировать кислород. Следует пояснить, что лейкоциты под влиянием спирта теряют способность к фагоцитозу и разрушаются. В ы в о д. Спиртные напитки разрушают кровяные тельца. 2. Влияние спирта на переваривание пищи. Цель опыта: доказать учащимся, что алкоголь задерживает и нарушает переваривание белка. Опыт проводят на лабораторных занятиях при изучении темы «Пищеварение» в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека. Оборудование: штатив с пробирками, яичный белок, желудочный сок или насыщенный раствор соляной кислоты, спирт 80—90-процеитный, водяная баня с термометром, 10-процентный раствор NaOH и 1-процентный раствор CuS04 с пипетками. Ход опыта. В две пробирки наливают по 1 мл белка, в одну добавляют 8 мл воды, в другую — столько же спирта. Взбалтывают содержимое. Обращают внимание учащихся на свертывание белка в спирте и образование белого плотного осадка. Добавляют в каждую пробирку по 5 мл желудочного сока, взбалтывают их и помещают в водяную баню, поддерживая в ней температуру 36—37° С в течение 30—40 мин. Затем достают пробирки, показывают их учащимся (определяют прозрачность, подвижность раствора, осадок). В обеих пробирках проводят биуретовую реакцию, как в опыте 1. Сравнивают и объясняют результаты. Биуретовая реакция с продуктами расщепления дает лиловую окраску, а с аминокислотами — розовую. Результат можно записать в таблицу (с. 40). Вывод. Спирт вызывает свертывание белков, препятствует перевариванию и усвоению пищи. Учащимся объясняют, что пищеварительный процесс нарушается по таким причинам: а) отравляются спиртом стенки желудочно-кишечного тракта; б) осаждаются легкоусваиваемые белки пищи и уплотняются, что затрудняет действие ферментов; в) происходит инактивация самих ферментов. Контрольные вопросы. Как воздействует спирт на слизистую оболочку пищеварительного тракта? Что происходит с белками пищи под влиянием спирта? Как влияет спирт на пищеварительные ферменты? | |
Просмотров: 16133 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 0 | |