Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Влияние алкоголя на организм. Опыты. Продолжение
12.02.2012, 09:07

См. Оглавление

Влияние алкоголя на организм. Опыты

3. Влияние алкоголя на рефлекторную деятельность организма.

Цель опыта: продемонстрировать на опыте с лягушкой, что алкоголь является ядом для нервной системы и вызывает отравление всего организма.

Проводится на факультативных занятиях по изучению физиологии человека и животных.

Оборудование: аквариум с водой и крышкой, 1,5 л 10-процентного раствора этилового спирта, пинцет, демонстрационный столик, система раздражающих электродов (сила тока должна быть близкой к пороговой величине). Для демонстрации достаточно взять одну лягушку.

Ход опыта. Сначала следует показать на демонстрационном столике обычные реакции лягушки на раздражение. Для этого ставят аквариум с лягушкой на стол и обращают внимание учащихся на обычную ее позу: голова приподнята над водой, передние лапки слегка разогнуты, положение тела горизонтальное, лягушка свободно плавает, сохраняет равновесие в воде. При раздражении электродами лягушка проявляет защитные рефлексы. При резком боковом освещении лягушка поворачивается к свету, проявляя ориентировочный рефлекс. Если двумя пальцами захватить лягушку с боков, она активно отталкивается передними и задними лапками, стараясь освободиться, Это проявление оборонительного рефлекса.

Можно показать различные реакции лягушки под стеклянным колпаком.

После демонстрации обычных реакций лягушки на раздражение из аквариума сливают воду и заполняют его 10-процентным раствором этилового спирта. Лягушку помещают в аквариум и закрывают его крышкой. При этом важно объяснить, что концентрация алкоголя незначительна, равна содержанию спирта в слабых натуральных винах. В организм лягушки алкоголь проникает через кожу и легкие. Через 2—4 мин начинается отравление и как следствие — возбуждение нервной системы: лягушка начинает громко квакать, прыгать, сбивая крышку; на раздражители реагирует значительно сильнее.

По ходу демонстрации учащиеся делают в тетради записи, в частности, отмечают величину порога раздражения (вольтаж) в одной среде, изменения величины порога раздражения под действием алкоголя; схематически изображают позы лягушки до отравления и после; отмечают изменения рефлексов и тонуса мышц.

Яд в начале своего действия повышает возбудимость нервной системы и усиливает двигательную активность: лягушка делает высокие прыжки; если положить ее на спину, она быстрее переворачивается, сильнее реагирует на вращение столика.

Чтобы у школьников не создалось впечатления, что под действием алкоголя повышается активность организма, очень важно при объяснении обратить внимание на неадекватность реакции силе раздражителя, подчеркнуть па­тологический характер реакции. Так, на раздражение, которое обычно вызывает одергивание только лапки, при алкогольном отравлении лягушка реагирует движением всего тела, то есть местное раздражение вызывает генерализованное возбуждение, неадекватное силе раздражителя.

Делаем вывод, что повышение возбудимости нервной системы выражается в снижении порога раздражения, увеличении двигательной активности, рефлекторных реакций и мышечного тонуса.

Дальнейшие наблюдения позволяют установить, что фаза возбуждения продолжается недолго и сменяется фазой торможения. Лягушка становится вялой, теряет равновесие, перестает квакать, плавает боком, а затем вверх брюхом. На раздражение электрическим током реагирует очень слабо. Если двумя пальцами захватить ее с боков, она не сопротивляется (отсутствие оборонительного рефлекса), тело ее свободно свисает вследствие расслабления скелетной мускулатуры. Затем наступает полное расслабление мышц тела, прекращаются дыхательные движения глотки. На этой стадии отравления надо прекратить дей­ствие алкоголя, иначе лягушка погибнет.

Делают вывод, что торможение нервных центров проявляется в повышении порога раздражения, заметном ослаблении или полном исчезновении рефлексов, расслаблении мускулатуры.

Чтобы доказать, что рассмотренные явления объясняются нарушениями в центральной нервной системе, переднюю поверхность бедра лягушки раздражают сильным током. Это вызывает сокращение бедренных мышц — разгибателей голени, но защитные рефлексы при этом не проявляются. Следовательно, мышцы сохранили способность к сокращению, а рефлекторные центры заторможены.

Вывод. Алкоголь является ядом для центральной нервной системы, вызывает кратковременное повышение возбудимости и длительное торможение. Если не прекратить действие алкоголя, организм погибнет.

Лягушку, на которой демонстрировалось отравление, необходимо поместить в сосуд с проточной водой для быстрого удаления из организма алкоголя.

Примерная программа кинолектория.

Занятие первое

Открытие кинолектория. Беседа на тему «Алкоголизм и умственный труд».  Кинофильм  «Алкоголь — враг ума».

Занятие второе

Лекция на тему «Алкоголь и дети. Особенности влияния алкоголя на растущий организм». Кинофильм «Здоровье — дело не личное».

Занятие третье

Лекция на тему «Алкоголь и преступность» (с участием работников суда,  прокуратуры, милиции). Кинофильм.

Занятие четвертое

Лекция на тему «Алкоголь и трудовая деятельность человека». Кинофильм «Алкоголь и работа».

Занятие пятое

Беседа на тему «Пьянство и несчастные случаи в быту, на производстве и транспорте». Кинофильм «Дорога к беде».

Занятие шестое

Беседа на тему «Пьянство не украшает молодого человека». Кинофильм «Случайная встреча».

Занятие седьмое

Лекция на тему «Алкоголь — причина семейных раздоров». Кинофильм «А мама меня не любит».

Занятие восьмое

Лекция на тему «Правовые вопросы, борьба с пьянством и алкоголизмом». Кинофильм «Ответственность родителей за здоровье детей».

Для антиалкогольной пропаганды можно также использовать тематические вечера вопросов и ответов, художественную самодеятельность и другие формы внеклассной работы. В программу вечера целесообразно включать выступления врача, кинофильм, инсценировки, бичующие пьяниц. Для проведения антиалкогольной пропаганды целесообразно подготовить тематические подборки материалов на антиалкогольную тематику из центральных и республиканских газет и журналов. Научно-популярные брошюры, плакаты на темы: «За здоровый быт», «Пьянство и борьба с ним» — действенное средство антиалкогольной пропаганды.

Полезно также активно использовать все виды наглядной антиалкогольной агитации: выставки, фотовитрины, сатирические стенные газеты и пр. В библиотеках школ — организовать выставки и обзоры научно-популярной и ху­дожественной литературы на антиалкогольную тематику. Важное место в антиалкогольном воспитании занимает правильная организация содержательного досуга учащихся. Велика роль в этом кружков художественной самодеятельности, физкультуры и спорта, технического творчества, предметных кружков и различных клубов. Предлагаем план и конспект двух лекций для учащихся, молодежи и родителей.

 

Особый вред алкоголя для детей, подростков и молодежи

(лекция для школьников и родителей)

План

1. Влияние алкоголя на половую систему и потомство.

2.     Пьянство родителей; семья и дети.

3.     Влияние алкоголя на детей и подростков.

4.     Привыкание к алкоголю и его последствия.

5.     Меры партии и правительства по борьбе с алкоголизмом.

Конспект

1. Экспериментальные исследования на животных, де­монстрирующие пагубное влияние алкоголя на половые железы. Зачатие в состоянии опьянения — опасность для здоровья будущего ребенка. Влияние алкоголизма родите­лей на мертворождаемость, психическую и физическую неполноценность детей. Пагубное влияние алкоголизма матери на внутриутробное развитие плода. Злоупотребление алкоголем — причина выкидышей и преждевременных родов. Алкоголизм матери в период вскармливания младенца и развитие нервных заболеваний и эпилепсии у детей.

2.     Пьянство родителей и условия воспитания детей. Влияние алкоголизма в семье на физическое и психическое развитие ребенка.

3.     Пагубное влияние алкоголя на развивающийся организм ребенка, подростка. Повышенная чувствительность к алкоголю в детском и юношеском возрасте.

Употребление алкоголя детьми и подростками и возникновение патологических изменений в крови, нарушение обмена веществ, задержка роста и развития.

Влияние алкоголя на центральную нервную систему детского организма. Употребление алкоголя и детская раздражительность, вспыльчивость, головная боль, быстрая утомляемость, нарушение сна. Снижение успеваемости, утрата интереса к занятиям, недисциплинированность — следствие алкогольной интоксикации. Алкоголь — одна из причин эпилепсии и нервно-психических расстройств у детей и подростков.

4.         Подверженность детского и юношеского организма быстрому болезненному привыканию к алкоголю. Минимальное сокращение сроков перехода бытового злоупотребления алкоголем в хронический алкоголизм в детском и юношеском возрасте. Злокачественное течение хронического алкоголизма у юношей. Динамика формирования психопатологических синдромов хронического алкоголизма болезненное влечение к алкоголю, абстинентный синдром, устойчивость и неустойчивость к алкоголю, начальные формы пьянства в юношеском возрасте). Алкогольные психозы и алкогольная эпилепсия — признак хронического алкоголизма. Особенности психической деградации у юношей, подверженных хронической алкогольной интоксикации (изменение психики по психопатоподобному и шизофреническому типу). Пьянство детей и подростков — путь к преступлению.

5. Забота Коммунистической партии и Советского правительства о нравственном воспитании молодежи. Административная и уголовная ответственность взрослых за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения.

 

Меры ЦК КПСС и Советского правительства по борьбе с пьянством

(лекции для родителей)

План

1. Забота Коммунистической партии и Советского правительства о коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

2.     Социальный вред пьянства и алкоголизма.

3.     Вред алкоголя для организма.

4.     Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, указ Президиума Верховного Совета СССР, XXVII съезд КПСС о борьбе с пьянством.

Конспект

1. Ускорение социально-экономического развития общества — задача всего советского народа. Целеустремленная работа по созданию общества высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности всех его членов. Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства об улучшении благосостояния трудящихся, об устройстве их быта и отдыха. Совершен­ствование системы народного образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.

2.      Пьянство и алкоголизм — огромное зло, мешающее успешному решению исторических задач ускорения социально-экономического развития общества. Моральный и экономический вред алкоголизма. Связь между пьянством, алкоголизмом и правонарушениями, преступностью. Нанесение пьянством и алкоголизмом огромного ущерба социалистическому производству.

3.      Снижение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям при систематическом употреблении алкоголя, развитие соматических болезней и нервно-психических расстройств у лиц, злоупотребляющих алкоголем.

4.      Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством». Значение основных положений Указа, направленных на усиление эффективности мер борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Постановление Центрального Комитета КПСС от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», постановление Совета Министров СССР от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», постановление Центрального Комитета КПСС от 18 сентября 1985 г. «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС «О мерах по пре­одолению пьянства и алкоголизма».

XXVII съезд КПСС о необходимости усиления борьбы с пережитками прошлого в сознании и поступках людей.

Административно-правовая ответственность лиц, злоупотребляющих алкоголем (штрафы, дисциплинарная ответственность руководителей предприятий). Уголовная ответственность взрослых за вовлечение в пьянство несовершеннолетних (штрафы, лишение свободы). Ограничение времени продажи спиртных напитков. Ответственность работников торговли за нарушение правил продажи алкогольных напитков. Борьба с самогоноварением (штрафы, лишение свободы). Меры воздействия на шоферов за управление транспортом в состоянии опьянения.

Образование специальных комиссий для координации деятельности государственных и общественных организаций, направленной на борьбу с пьянством, а также для осуществления решений Коммунистической партии и Со­ветского правительства об усилении борьбы против пьянства и алкоголизма. Общественность в борьбе против алкоголизма.

 

Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: классный час, Влияние алкоголя на организм
Просмотров: 10600 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]