Человек умственно здоровый и трезвый руководится в своих поступках и во всем своем образе жизни не мимолетными желаниями и необдуманными порывами и влечениями, а чувствами долга, ответственности, стыда, иногда - страхом наказания. Нормальный, трезвый человек сознательно (часто и бессознательно) борется со своими дурными инстинктами и низменными желаниями; еще с детства он приучается следить за своими влечениями и порывами и подавляет, тормозит все неподходящие желания.
Под влиянием алкоголя человек утрачивает способность правильной оценки своих влечений и поступков, теряет контроль над самим собой; тормозящая, сдерживающая деятельность ума ослабевает, самообладание теряется. У пьяного наблюдается поэтому чересчур легкий и быстрый переход настроений, чувств, намерений - в слова, телодвижения и поступки. Вот чем объясняется крайняя вспыльчивость пьяных, их возбудимость, гневливость и склонность совершать, под влиянием минутной вспышки, насильственные действия, клонящиеся к вреду окружающих. Алкоголь, ослабляя самоконтроль и облегчая переход настроений и желаний в действие, нередко толкает человека на преступление. Таким образом даже однократное опьянение может превратить мирного дотоле обывателя - в преступника.
Продолжительное злоупотребление спиртными напитками изменяет характер человека и во многих случаях притупляет в нем религиозные и нравственные чувства: у него развивается легкомыслие, лживость, неразборчивость в средствах (особенно, когда дело идет о приобретении алкоголя!), пренебрежение к добрым нравам, приличиям и законам, в то-же время исчезает власть над собой, теряется самообладание; одним словом, алкоголь понижает нравственность человека и толкает его на проступки и преступления. Таким путем привычный потребитель алкоголя может сделаться преступником.
Во всех государствах замечено, что огромная часть преступлений совершается под влиянием алкоголя. Наибольший процент алкоголиков среди преступников обнаружен во Франции (60-72%), где и душевое потребление спиртных напитков развито сильнее, чем в других странах.
Алкогольные преступления (т е. такие которые связаны с опьянением или привычным пьянством) сравнительно редки среди евреев, как известно, очень воздержных в питье. Так, в саксонской столице Дрездене в 1900 году на каждую тысячу жителей вообще приходилось от 7 до 8 алкогольных преступлений, а на каждую тысячу евреев - 2.
Среди женщин, пьющих повсюду меньше и реже мужчин, преступность встречается в 7 раз меньше, чем среди мужчин.
Любопытно проследить распределение по дням недели таких преступлений, как нанесение телесных повреждений: впереди остальных дней оказывается воскресенье (около 40% всех телесных повреждений), за ним идет понедельник (около 17%), во все прочие дни недели - значительно меньше; это ясно указывает на участие алкоголя в преступлении. Еще более это подтверждается некоторым увеличением числа повреждений в субботу - день получки расчёта, раннего окончания работы и усердного посещения трактиров (см. рис. 32).
Алкоголь участвует не во всякого рода преступлениях в одинаковой мере. Известный германский тюремный врач, опросив несколько тысяч арестантов, сообщает следующее:
нарушение общественной нравственности (непристойные поступки в общественных местах) - в 77 случаях из 100 совершаются под влиянием алкоголя;
сопротивление властям - в 76 случаях из 100;
нанесение телесных повреждений - в 74 случаях из 100;
убийство в драке - в 63 случаях из 100;
- в 69 случаях из 100;
нарушение общественной тишины и спокойствия - в 54 случа ях из 100;
- в 52 случаях из 100;
- в 48 случаях из 100;
умышленное убийство - в 46 случаях из 100.
Этот-же исследователь нашел, что среди заключённых преобладают не привычные пьяницы, а люди, случайно напившиеся и потерявшие в состоянии опьянения власть над собой. Многие из них пили обыкновенно умеренно; некоторые перед преступлением напились, быть может, впервые, незаметно перейдя свою меру. Так, например, из каждой сотни осужденных за сопротивление властям 89 человек были случайно-пьяными и только 11 человек - привычными пьяницами; из каждой сотни арестантов, осужденных за нанесение телесных повреждений, 81 чело век совершили преступление в состоянии случайного опьянения: из каждой сотни убийц - 59 были случайно пьяны; из каждой сотни грабителей в состоянии случайного опьянения были 57, из каждой сотни поджигателей - 48.
Отсюда ясно, что не только привычное пьянство, но и случайное опьянение угрожает великой опасностью человеку и человеческому обществу.
В России также вполне доказано роковое влияние алкоголя на преступность населения. Изучение 10 тысяч дел Санкт-Петербургского окружного суда обнаружило, что в самом Петербурге около половины всех преступников были пьяницами (49% мужчин и 38% женщин), в Петербургском же уезде пьяниц среди преступников оказалось 32% (43% мужчин и 22% женщин). Просмотр нескольких тысяч дел Казанского окружного суда дал почти такие-же выводы: в 48% всех случаев было замешано пьянство.
Чем значительнее среднее душевое потребление алкоголя, тем больше совершается преступлений. Это вполне подтверждается сравнением города Петербурга с его уездом: в столице пьют больше, чем в уезде, и преступность в столице значительно более развита. Но особенно ярко это видно на примере Норвегии, где вместе с уменьшением среднего душевого потребления алкоголя уменьшилась и преступность: в 1844 году там приходилось 10 литров водки на душу и 294 преступления на каждые 100 тысяч жителей; в 1876 году - 4 литра водки на душу и 180 преступлений на 100 тысяч жителей!
Очень резко выступает значение алкоголя, как причины преступности, при сравнении частоты преступлений среди пьющих и трезвенников. Но для такого сравнения надо брать однородные группы людей, и в этом отношении очень подходит военная среда. В английской армии в Индии насчитывается ныне уже более 30 тысяч членов союза трезвости, совершенно воздерживающихся от спиртных напитков. Преступности среди солдат-трезвенников за целый ряд лет несравненно меньше, чем среди их пьющих товарищей. Так, например, в 1899 году маловажных проступков приходилось на каждую тысячу пьющих 67, а на каждую тысячу трезвенников 27; тяжелых проступков и преступлений в том-же году оказалось: на тысячу пьющих 33, а на тысячу трезвенников - 5. Другими словами: пьющие совершают маловажные проступки вдвое чаще, а тяжелые преступления в 6-7 раз чаще, чем трезвенники.
Германский император Вильгельм II в речи, обращенной к морским кадетам в 1910 г., высказал: «За 22-летнее царствование свое я убедился, что огромное большинство преступлений, о которых мне докладывалось, именно около девяти десятых были последствием употребления алкоголя». Один знаменитый английский судья за много лет перед тем заметил: если-б не существовало спиртных напитков в Англии, то опустели бы девять десятых её тюрем.
Вопросы и задачи.
1. Как изменяется характер человека при случайном опьянении и при привычном пьянстве, и почему алкоголь увеличивает число преступлений?
2. Много ли преступлений совершается под влиянием алкоголя и какого рода преступления по преимуществу?
3. Расскажите об участии простого опьянения в «алкогольных» преступлениях и сделайте отсюда вывод.
4. Сравните преступность трезвенников с преступностью пьющих.
Выводы:
Алкоголь, притупляя высшие духовные качества (религиозность, человеколюбие, чувство долга и др.), разнуздывает низменные страсти; алкоголь, кроме того, ослабляет рассудительность и самообладание и облегчает переход настроений и желаний - в действия, поэтому так велико число преступлений, совершаемых привычными пьяницами и просто пьяными. Не менее половины всех преступлений совершается под влиянием алкоголя. Особенно часто пьянство и опьянение ведет к преступлениям против религии, к сопротивлению властям, к нанесению телесных повреждений; последние случаются преимущественно по воскресеньям и понедельникам, т.е. в дни разгула и похмелья. При сравнении преступности населения за целый ряд лет оказывается, что заметное увеличение душевого потребления алкоголя сопровождается ростом числа преступлений, наоборот: с уменьшением потребления алкоголя уменьшается и преступность. Вполне доказано, что огромное большинство «алкогольных» преступлений совершается в состоянии случайного опьянения; таким образом случайно напившиеся люди, быть может, вообще пьющие умеренно или даже лишь изредка, представляют собой серьезную опасность для общества. Люди, выпивающие и напивающиеся при случае, переполняют собой тюрьмы, наравне с заведомыми пьяницами. Только полное воздержание от спиртных напитков уменьшает преступность до крайнего предела, что вполне доказано многолетними наблюдениями над солдатами-трезвенниками.