Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 15 » Алкогольный абстинентный синдром.Формы течения алкоголизма

Алкогольный абстинентный синдром.

Формы течения алкоголизма

 Оглавление

Переходя к новой теме, врач попросил рассказать о состоянии, которое у больных возникает на следующий день после выпивки. Оказалось, что плохое самочувствие бывает у всех, но степень тяжести сильно разнится.

Врач. Может быть вы, Михаил, расскажете об этом более подробно? Вы ведь поступили к нам в стационар в неважном состоянии?

Михаил (со вздохом). Да, раньше со мной такого не было. В отпуск ездил к друзьям в Молдавию. Ну, конечно, там загул получился многодневный. У них недостатка в спиртном нет.

Валерий. В Молдавии сухие вина хорошие.

Михаил, Меня в основном коньячным спиртом угощали.

Врач. Я понимаю, вам интереснее обсуждать качества алкогольных напитков, но давайте перестраивать себя психологически и думать об алкоголе только как о вредном веществе. Продолжайте, Михаил, расскажите о своем самочувствии.

Михаил. Дрожь сильная была, даже внутри все дрожало. Пот ручьем. Пульс частый, бессонница, сновидения кошмарные. В первую ночь через каждые пять минут просыпался.

Виктор. Если бы дали похмелиться, так легче бы перенес все это. Они тут в больнице не позволяют. И зря. Без опохмелки белая горячка может развиться.

Врач. Опохмелиться — значит на короткий срок оттянуть появление белой горячки, но не решить проблему в целом. При этом, учтите, каждый дополнительный день продолжающегося пьянства увеличивает тяжесть белой горячки (если она в последующем все-таки возникнет).

Анатолий. Ну, и сколько можно тянуть? Тут на карту ставится собственная жизнь. У нас на работе один бедняга концы отдал во время белой горячки.

Врач. Вам, Михаил, была оказана необходимая медицинская помощь. Если бы не лечение, у вас мог бы развиться психоз.

 Михаил. Да, когда ввели лекарство, полегчало. Какая-то сонливость навалилась, а все равно нормального глубокого сна не было. На следующий день еще легче стало. Потом постепенно пришел в норму.

Врач. Сколько примерно длилось это состояние?

Михаил. Около недели. А то и десять дней.

Врач. Началось оно, наверное, не в тот день, когда вы к нам поступили, а раньше?

Михаил. Конечно, раньше. Пил я в отпуске недели три подряд. Из них две недели чувствовал себя относительно неплохо, а вот на третьей — забарахлил... На работу в первый день после отпуска вышел, так начальник колонны сказал, куда тебе, мол, за баранку, давай-ка лечись.

Врач. А душевное состояние каким было?

Михаил. Скверным. Я вообще не нытик. А тут мысли черные: с работы выгонят, сердце не выдержит и лопнет. В троллейбусе едешь и видишь, что люди с отвращением на тебя глядят — отворачиваются или улыбаются презрительно.

Врач. Они в действительности на вас так смотрели или это только вам казалось?

Михаил. Наверное, казалось. Людям-то все равно. Мало ли таких, как я, бедолаг ездит...

Врач. Потребность в опохмелении была сильная?

Михаил. Конечно. Я себе полбутылки с вечера на утро обязательно оставлял. Рано утром опохмелишься и только этим спасаешься. А в последние дня три и ночью пил. Как выпью, улучшается состояние на один — два часа. Потом опять хуже становится.

Врач. Все это признаки крайне тяжелого состояния, предшествующего развитию белой горячки. Владимир, что скажете по поводу похмельных состояний?

Владимир. Я по утрам не опохмеляюсь, поэтому не считаю, что у меня есть абстинентный синдром.

Врач. А плохое самочувствие на следующий день после выпивки у вас возникает?

Владимир. Ну, положим, возникает.

Врач. Если не ошибаюсь, перед поступлением в больницу вас беспокоили потливость по утрам, небольшое дрожание пальцев рук, увеличение печени.

Владимир. Да, на обследовании у меня «записали» дрожание рук с помощью специального прибора, потом сравнили этот показатель с записью здорового человека. Оказалось, у меня кривая выглядит хуже. Но я считаю, что это ничего не доказывает. Может быть, вы взяли для контроля запись молодого человека, спортсмена какого-нибудь.

Валерий. Или космонавта.

Врач. Вы в тот период ежедневно выпивали во второй половине дня. Как по-вашему, если накануне пить, то повышается ли вероятность выпивки на следующий день?

Владимир (подумав). Пожалуй, повышается. Какая-то связь тут есть.

Врач. Вот эта ниточка, связывающая выпивку накануне с сегодняшней, а эту последнюю с той, которая будет завтра, и свидетельствует с полной очевидностью о скрытом похмельном синдроме. Опохмеление здесь носит отставленный характер, сдвигается с первой на вторую половину дня, даже на вечер.

Анатолий. У меня раньше был период, когда я каждый день выпивал. С утра уже появлялись мысли о том, что неплохо бы опохмелиться, но не позволял себе. Разве иногда днем пива выпьешь. Ну, а уж вечером — само собой. Попробуй не дай мне выпить! Я все кругом разнесу. Перебирал, правда, редко. Работал, вроде, нормально, внешне выглядел прилично. Только самообман все это. И здоровьишко постепенно подрывалось, и в семье обстановка все хуже становилась. Вроде полчеловека живут, а не целый человек.

Врач. Безусловно, это тот же самый скрытый похмельный синдром. Кстати, у вас, Владимир, были состояния и с более выраженными проявлениями похмелья, сопровождающиеся утренним опохмелением. В командировках, например. Теперь, Виктор, ваша очередь рассказать о том, что с вами было в первые дни пребывания в больнице.

Виктор (хмуро). Белая горячка. Перед этим две недели пил. Последние дни не выходил из комнаты. Употреблял разную гадость.

Врач. При каких обстоятельствах попали в стационар?

Виктор. Соседи стали замечать что-то неладное. Сам с собой в комнате говорю, двигаю мебель, ищу что-то. Мне казалось, что кругом рассыпаны булавки. Я их вроде бы собираю. Вызвали мою сестру, а потом уже доставили в больницу.

Врач. А после того, как привезли в стационар, что с вами было? Все ли сохранилось в памяти из того периода времени?

Виктор. Полностью выпала из памяти целая неделя. Говорят, будто что-то искал в кровати. Разговаривал с родственниками, которых не было рядом. Был момент, когда мне явственно представилось, что меня преследуют, хотят убить.

Врач. Вспоминать неприятно?

Виктор. Страшно даже.

Врач. В самом деле, у Виктора было очень тяжелое состояние. Он балансировал на грани между жизнью и смертью. С трудом удалось вывести его из этого состояния.

Виктор. Да вы, врачи, всегда так говорите! Раньше то же самое говорили, когда у меня в первый раз была белая горячка.

Врач. У вас обнаружено ослабление памяти и некоторых других психических функций. Эти расстройства возникли как раз после последнего приступа белой горячки.

Виктор. А мне, чтобы ящики таскать, особой памяти не надо. Это пусть Евгений помнит факты из своей истории.

Врач. Напрасно вы сейчас этим несколько бравируете. Надеюсь, что вы осознаете страшную опасность, которой подвергались.

Анатолий. Скажите, доктор, отчего это зависит? Почему одним на следующий день после выпивки хочется опохмелиться, а другим — нет?

Врач. Давайте попробуем рассмотреть проблему схематично. Человек постоянно вводит в свой организм алкоголь. Его биологические системы в ответ на действие такого вредного фактора постепенно перестраиваются. Организм создает систему обезвреживания алкоголя, выделяя в кровь специальные вещества, ферменты, которые расщепляют алкоголь и нейтрализуются сами. Но если в организме не происходит нейтрализующей алкоголя реакции, ферменты сами по себе становятся вредными, токсичными. Поэтому возможна парадоксальная ситуация, когда человек, принимая алкоголь (опохмеляясь), чувствует себя лучше, чем воздерживаясь от него.[1]

Михаил. Какая-то в этом неразумность...

Врач. Человек проявляет неразумность, заставляя организм функционировать неестественным для себя болезненным образом. По мере истощения систем организма, продуцирующих эти ферменты, утрачивается возможность нейтрализовать поступающий в организм алкоголь. Тогда происходит «поломка» системы его обезвреживания, возникают психозы и другие тяжелые осложнения. Кстати, эти приобретенные особенности реагирования на алкоголь остаются у человека навсегда. Скажем, он ведет трезвую жизнь пять, десять лет, но если все-таки снова начнет пить, у него в ответ на прием алкоголя будет возникать тяжелое физическое состояние и потребность в опохмелении.

Михаил. Можно задать один вопрос? Мой дядя в течение уже многих лет каждый день выпивает половину, а то и целую бутылку водки и, хотя ему за 60, чувствует себя прилично, работает. Можно сказать, алкоголик он или нет?

Владимир. Организм крепкий. Наследственность хорошая.

Евгений. Спросите его жену, все ли у него хорошо.

Михаил. Ну, жена, как водится, недовольна. Она бы предпочла, чтоб он не пил вовсе.

Врач. Вы сейчас затронули вопрос, который я намеревался обсудить. Речь идет о формах алкоголизма. Болезнь ведь может протекать по-разному[2]. Есть крайне неблагоприятная форма алкоголизма, когда заболевание формируется рано, в юношеском возрасте. Такое течение сопровождается ранними и тяжелыми последствиями для здоровья, работоспособности и семейного положения человека. Существуют более благоприятные формы течения, хотя по отношению к алкоголизму слово «благоприятный» подходит мало. Случай, о котором рассказал Михаил, относится, по-видимому, именно к таким. Человек может прожить несколько десятилетий, страдая алкоголизмом, и не попасть к врачам. Но это не противоречит нашим основным позициям в отношении алкоголизма. Все равно, здоровье этого человека страдает от злоупотребления алкоголем. Кроме того, в такой ситуации человек плохо понимает, что с ним происходит.

Михаил. Напрасно вы так о моем дядюшке. Он насчет себя все соображает.

Врач. При длительном употреблении больших доз алкоголя неизбежно возникают поражения внутренних органов: гибель определенного числа клеток головного мозга, печени, мышечных волокон, сердца и другие изменения. Поэтому у пьющего человека снижен интеллект, отмечаются заболевания печени, рано возникают инфаркт миокарда, явления сердечно-сосудистой недостаточности.

Михаил. Да, печенка у него, врачи говорят, твердая и расширенная.

Врач. А что касается оценки такого человека как социальной личности, то вспомним слова Анатолия. По существу, ваш дядя, Михаил, не человек, а полчеловека— для жены и детей. Да и нормальной отдачи от него на производстве тоже ждать не приходится.

Михаил. Почему полчеловека? Он в общественном питании работает. И неплохо, надо сказать.

Евгений. Тогда все понятно. Допустим, твой дядя сейчас представляет собой одну целую человека. А может быть, если бы не пил, он представлял собой бы две или три целых человека?

Михаил. Вот это точно.

Врач. Еще одно замечание. При алкоголизме выделяют два основных типа употребления алкоголя. Одни пьют систематически в течение длительных промежутков времени, но в какой-то степени сохраняют количественный контроль. У других, наоборот, бывают промежутки, интервалы между выпивками, но зато в момент запоя они теряют контроль, что, естественно, полностью выбивает из колеи.

Михаил. Когда я лежал в наркологическом отделении прошлый раз, нам врач читал лекцию и говорил, что запои — более тяжелый вид пьянства.

Врач. Да, запои возникают в случаях особенно запущенного алкоголизма. Этот факт согласуется с нашими рассуждениями по поводу защитных ресурсов человека. На поздних этапах течения алкоголизма эти ресурсы истощаются, причем вначале истощение проявляется периодически. На какой-то день (скажем, пятый или восьмой) непрерывного пьянства возникает состояние отравления организма, и больной не в состоянии продолжать употребление алкоголя, даже в малых количествах. Он вынужден сделать перерыв. Затем, когда очищающие от алкоголя системы организма немного восстанавливаются, больной снова начинает пить. Происходит чередование запоев со светлыми промежутками. Но процесс неизбежно прогрессирует и истощение ресурсов становится постоянным и окончательным.

Виктор. И тогда каюк?

Анатолий. Нет, тогда надо окончательно перестать пить.

Владимир. Вот, доктор доказывает нам, что систематическое употребление алкоголя ведет к гибели человека. А во Франции, например, многие мужчины ежедневно пьют вино, коньяк и ничего.

Врач. Во Франции проблема алкоголизма стоит не менее остро. Зарубежные специалисты считают, что алкоголизм в этой стране, реже сопровождаясь так называемыми поведенческими нарушениями, чаще поражает внутренние органы. Франция стоит на первом месте в мире по распространенности алкогольных циррозов печени. Ни один человек, начавший систематическое употребление алкоголя, не застрахован от развития алкоголизма, хотя степень злокачественности болезни различна у тех или иных индивидуумов. Существование стойких алкогольных традиций не остается безнаказанным для населения ни одной страны мира.



[1]Первым в начале тридцатых годов этого столетия абстинентный синдром при алкоголизме описал отечественный психиатр С. Г. Жислин.

[2]Формы течения алкоголизма наиболее полно описаны И. В. Стрельчуком, А. А. Портновым и И. Н. Пятницкой, Г. В, Морозовым, Н. Н. Иванцом и другими специалистами,

 

11:18
Алкогольный абстинентный синдром.Формы течения алкоголизма
Просмотров: 7678 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]