Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2013 » Январь » 12 » Анонимные алкоголики

Анонимные алкоголики и анонимные наркоманы

 Оглавление

Как известно, наркологическая служба нашей страны, так же как и во многих других странах, недостаточно обеспечена кадрами специалистов — прежде всего врачей и психологов. По этой причине оказать помощь нуждающимся в ней не всегда возможно, тем более трудно заниматься вопросами раннего выявления больных с начальными проявлениями алкоголизма, а также первичной профилактикой. Психотерапевтические сообщества способны решать часть из этих задач наркологической службы. Одним из доказательств этого тезиса может служить деятельность обществ анонимных алкоголиков (АА), получившая международное признание специалистов-наркологов. Короткий критический разбор некоторых аспектов работы общества АА и специфики участия в них женщин сделан нами с целью показать роль само- и взаимопомощи больных в терапии алкоголизма.


Считается, что начало деятельности АА было положено в 1935 г. больным алкоголизмом Вильямом Вилсоном, который начал трезвенническую жизнь и образовал сообщество себе подобных. Однако основы АА были заложены несколько раньше членами известной научно-религиозной Оксфордской группы, которая помогла ее представителю Эдвину Тетчеру преодолеть алкоголизм. В этом участвовал также один из идеологов группы, швейцарский психиатр К. Юнг. Не случайно идеи К. Юнга находят отражение в интерпретациях опыта А А.

В. Вилсона поразила проповедь о спасении Э. Тетчера не столько религиозным содержанием, сколько глубиной переживаний, вызванных чувством «родства общего страдания», возникающим при обсуждении двумя больными алкоголизмом своих проблем. Четвертая (и последняя) дезинтоксикация в клинике и заключепие врача о бесперспективности лечения его алкоголизма привели В. Вилсона к убеждению, что он может справиться со своей болезнью лишь при помощи принципов Оксфордской группы, К. Юнга, а также психологии В Джеймса, созвучной этим принципам. В 1934 г. он сделал неудачную попытку проповедовать свои трезвеннические воззрения среди больных алкоголизмом в Экроне (штат Огайо, США), не найдя понимания. В порыве отчаяния В. Вилсон стал искать другого больного, чтобы излить ему душу уже для своего спасения, так как обнаружил, что его одолевает сильное влечение к алкоголю. Члены Оксфордской группы познакомили его с врачом Робертом Смитом, обретшим трезвость месяц спустя. Они стали сооснователями движения АА, отошедшего от Оксфордской группы из-за ее религиозных ориентаций.

К 1937 г. в АА насчитывалось около 2 тыс. больных, и среди них одна женщина. Популярность сообщества росла год от года, к 1979 г. только в США и Канаде насчитывалось 24 тыс. обществ АА, состоящих из 750 тыс. больных, среди которых 210 000 женщин. Возрастало число обществ АА и в других странах. Например, в Великобритании в 1974 г. их было 451, в 1975 г.— 534, а в 1976 г.— уже 619. Причем в этой стране отмечается тенденция к уравниванию соотношения мужчин и женщин, участвующих в АА: в 1964 г. это соотношение составляло 4,2 : 1, в 1975 г. — 3,5 : 1, а в 1976 г.— 1,7: 1. В настоящее время членов АА уже более миллиона, их общества действуют в 112 странах.

Анонимность в сообществе, как это следует из информационой брошюры АА, служит двум целям. Во-первых, она защищает новых членов от опознания, гарантирует полную конфиденциальность в вопросах, связанных с прошлым пьянством. Члены АА могут представляться даже друг другу только по имени и не имеют права разглашать факт членства в обществе кого-либо из больных. Во-вторых, принцип анонимности непременно используется в общении с прессой, выступлениями по радио и телевидению с тем, чтобы предотвратить использование членства в АА для извлечения выгоды или приобретения власти.

Одной, из основных форм работы АА являются собрания ее членов, на которых больные рассказывают истории своего падения и возвращения через трезвость к нормальной жизни. Один и тот же больной или больная может рассказывать свою историю множество раз на протяжении ряда лет, соответственно дополняя ее новыми соображениями, новыми фактами. Один из больных рассказывал другим свою историю около 100 раз. Таких собраний только в штате Нью-Йорк проводится 1600, а в штате Калифорния — 800 еженедельно.

Важной частью собраний является чтение глав книги «Анонимные алкоголики», изданной в 1939 г. и затем неоднократно переиздававшейся. В ней собраны наиболее интересные данные о деятельности АА, истории жизни членов сообщества. Эту книгу члены АА иногда называют «большой книгой» и даже своей библией. Действительно, вселение веры и надежды на собраниях иногда достигается средствами, схожими с религиозными. Например, больной, посещавший 10 лет собрания АА, подсчитал, что он прослушал одну из глав книги «Анонимные алкоголики» 1590 раз.

Следует отметить, что организаторы АА не считают свою деятельность религиозным сектанством, членами обществ могут быть люди всех вероисповеданий и атеисты. Раз в пять лет представители различных обществ АА встречаются на всеобщем съезде, где подводят итоги и обсуждают перспективы своей работы.

Еще одна форма работы АА — опека старыми членами общества новичков, которая в значительной мере определяет эффективность деятельности АА. Оказывать помощь другим — это «путь жизни» членов АА.

Простые механизмы воздействия — идентификация и взаимопомощь, свойственные некоторым методикам ГП больных алкоголизмом, реализуются на ярком эмоциональном фоне и весьма последовательно, в 12 «ступенях», которые больные проходят за 6 и более месяцев. Приводим их вместе с выдержками из обращения к вновь вступающим в АА. Предварительно отметим, что «бог» у членов АА — весьма противоречивое понятие. Для одних он — сила товарищества, для других — «мировой разум», для третьих — «личный бог» и т. д.

АА — это содружество мужчин и женщин, которые делятся своими переживаниями, силой и надеждой преодолеть общую проблему и помогать другим в избавлении от алкоголизма.

Единственным требованием для того, чтобы стать членом АА, является желание перестать употреблять алкогольные напитки. Членство в АА не требует платы или взноса. АА не участвуют ни в какой секте, ни в политике, ни в организации или учреждении; не желают участвовать ни в какой полемике; даже не поддерживают те или иные движения и не восстают против них. Главная задача — оставаться трезвыми и помогать другим больным алкоголизмом достигать трезвости.

Вот «ступени», которыми они шли и предлагают как путь к оздоровлению:

1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем —» мы потеряли контроль над своей жизнью.

2. Поняли и поверили, что только сила, превышающая нас самих, может возвратить нас к благоразумию.

3. Решили отдать свою волю и жизнь в руки бога, как мы понимаем его.

4. Произвели глубокое и смелое исследование своего поведения.

5. Сознались в точности перед богом, перед собою и перед другим человеком в своих худых делах.

6. Полностью готовы к тому, чтобы бог помог освободить нас от недостатков в нашем характере.

7. Смиренно попросили его помочь нам освободиться от худых дел.

8. Написали имена всех лиц, которым мы сделали вред, и приготовились возместить им всем причиненные потери или обиды.

9. Возместили потери всем этим лицам, где только возможно, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или другим людям.

10. Продолжали наблюдать за своим поведением и, когда делали худые дела, то немедленно признавались в этом.

11. Искали посредством молитвы и размышления возможность развить наше сознательное соприкосновение с богом, как мы его понимаем, молясь лишь для уразумения его воли для нас и силы для исполнения его воли.

12. Получив духовное пробуждение посредством вышеуказанных ступеней, мы стремились передать это другим больным алкоголизмом и практиковать эти принципы во всех наших делах.

Очень редки случаи, чтобы человек, следующий полностью этому пути, не преодолел бы трудности. Те, кто не выздоравливает, являются людьми, которые то ли не могут, то ли не хотят следовать этой простой программе; обычно они являются такими мужчинами или женщинами, которые по складу своего характера не способны быть правдивыми сами с собой. Такие несчастные есть. Они в этом не виноваты, и можно думать, что такими они родились. Они не способны понять и развить тот образ жизни, который требует суровой правды.

Их шансы на успех очень малы. Есть и страдающие от серьезного умственного и эмоционального расстройства, но многие из них выздоравливают, если имеют способность быть правдивыми.

Рассказы о нашей жизни обнаруживают, какими мы были, что случилось и какими мы стали теперь. Если ты имеешь серьезное желание иметь то, что мы имеем, и готов сделать все для достижения того, то тогда ты готов предпринять известные шаги.

Перед некоторыми из этих шагов мы артачились, не хотели идти. Мы думали найти более легкий путь, но не могли. Со всей серьезностью мы просим тебя быть бесстрашным, смелым и внимательным ко всему с самого начала. Некоторые из нас пытались следовать своим старым идеям, но ничего не получалось до тех пор, пока мы не отдавались вполне новым идеям.

Помни, что мы имеем дело с алкоголем — хитрым, обманчивым и сильным. Без помощи мы его не преодолеем. Но есть один всесильный — этот один есть бог. Найдите его теперь. Полумеры ни к чему нас не привели. Мы толклись на одном месте, и вот мы обратились к нему за помощью всецело.

Многие из нас говорили: «Бог так приказал! Но ведь я же не смогу следовать ему». Но не теряй надежды. Никто из нас не мог достичь полного исполнения этих принципов. Мы не святые. Главное в том, что мы готовы духовно расти. Принципы, которые мы изложили, являются указателями к прогрессу. Из них ты можешь понять, что мы более стремимся к духовному развитию, нежели к духовному совершенству

Наше определение больного алкоголизмом и наши личные переживания ясно указывают на три главные идеи, а именно: а) будучи алкоголиками, мы не можем управлять своей жизнью; б) вероятно, никакая человеческая сила не могла освободить нас от алкоголизма;

в) бог, может, и поможет, если мы к нему обратимся.

Кроме такого эмоционального, близкого к религиозному воздействия в практике работы АА широко используются прямые советы, рекомендации, усложняющиеся по мере увеличения продолжительности участия больных в работе общества. Например, на первых порах эти советы направлены на прекращение пьянства или предупреждение срыва: «Не допускай первой выпивки». «Умей пользоваться телефонотерапией», «Живи по плану на 24 часа» и т. д. В дальнейшем советы касаются сохранения трезвости, укрепления позитивных изменений в отношении к себе, к жизни, к окружающим.

Свои особенности имеет участие женщин в АА. Среди состоящих в обществе женщин процент одиноких, разведенных и оводовевших выше, чем среди мужчин. Женщины тяжелее мужчин переносят необходимость признать себя больными алкоголизмом. Они обычно изолированы от общества и семьи и имеют черты зависимости.

Принципы АА находят все более широкое применение. В различных странах мира создаются общества, если не являющиеся ветвью АА, то во многом подражающие их деятельности и в чем-то модифицирующие имеющийся опыт. Например, в Словакии и Японии к работе сообществ больных активно привлекаются их семьи. Делаются попытки использовать взаимодействие между больными для выявления неправильных реакций на конфликты, возникающие в общении, и коррекции интерперсональных отношений. Предпринимаются попытки объяснить причины участия больных в сообществе зависимостью от других больных, которая является заменителем зависимости от алкоголя. Психоаналитически ориентированные терапевты объясняют эффективность АА тем, что в процессе вхождения в общество снижается уровень нарциссизма, являющегося одной из причин саморазрушительного поведения больных алкоголизмом. Снижение нарциссизма рассматривается в 4 этапа: 1) потребность «удариться о дно»; 2) потребность в смирении; 3) потребность в подчинении; 4) потребность в подавлении Я.

По примеру АА образованы общества анонимных наркоманов и общества тех, кто помогает деятельности АА,— родственников, друзей и других.

Большинство специалистов независимо от теоретических ориентаций признают АА одним из самых эффективных методов лечения алкоголизма.

Однако ряд исследователей отмечают, что этот метод хорош для многих, но не для всех больных. Специальные исследования показали, что чаще всего постоянными членами АА становятся больные с невротическими чертами личности, изолированные от семьи, друзей, от общества, страдающие от этой изоляции, мало уважаемые окружающими. Отмечается необходимость исследования тех больных, которые отказываются участвовать в АА или выбывают из сообществ после первого знакомства с их деятельностью, подчеркивается актуальность решения проблемы лечения таких больных.

Выделяется 6 причин, по которым женщины, больные алкоголизмом, отказываются участвовать в работе общества АА:

1. Они не могут признать себя больными алкоголизмом и не идентифицируют себя с другими членами АА из-за наличия защитного механизма отрицания.

2. Не принимают цель АА — полное воздержание от алкоголя, надеясь на возможность «умеренного» употребления.

3. Их отталкивает религиозный оттенок программы АА, упование на «Высшую Силу».

4. Они признают себя больными алкоголизмом, но не желают принимать помощь других, считая, что должны справиться со своими алкогольными проблемами самостоятельно.

5. Не нравятся личностные и социальные характеристики членов АА.

6. Некоторые женщины считают, что программа АА в большей мере рассчитана на мужчин, чем на женщин, и что мужчины неохотно включают женщин в свои группы.

Таким образом, в деятельности АА отмечается, как минимум, два недостатка. Первый заключается в том, что далеко не все больные могут включиться в работу сообщества, а второй — в том, что больным не оказывается квалифицированная психотерапевтическая помощь, которая может быть осуществлена только соответствующим образом подготовленными специалистами.

Последнее обстоятельство все больше учитывается зарубежными наркологами. Они дают минимально необходимую подготовку больным — членам АА, которые наиболее успешно справляются с функциями терапевтов. Так, М. Галантер в 1984 г. осуществил сравнительное исследование эффективности групповой психотерапии, проводимой наркологами, и терапии в группах самопомощи, которые велись бывшими больными. На достаточно представительной выборке (235 больных) автор показал, что «терапевты» из числа бывших больных добивались лучших результатов. В ряде стран все шире распространяется практика использования таких больных в качестве платных консультантов наркологических учреждений.

АА расширяют международное сотрудничество, направленное на преодоление алкоголизма, рассматривая свою деятельность и как часть борьбы прогрессивных общественных сил за мир. По инициативе обществ АА в Сан-Франциско (штат Калифорния) образован центр для координации связей АА с советскими клубами бывших пациентов и Всесоюзным добровольным обществом борьбы за трезвость. В октябре 1986 г. одна из групп АА встречалась с членами психотерапевтического сообщества «Оптимист» — женщинами и мужчинами, больными алкоголизмом. Оживленная дискуссия и обмен опытом достижения и сохранения трезвости продемонстрировали важную общую особенность представителей этих двух непохожих на первый взгляд объединений, имеющую, по-видимому, решающее значение для успешности их работы: главным для них является доминирование идеи трезвости и вера в силу товарищества, подкрепленная реальным опытом взаимопомощи.

Дальнейший анализ деятельности различных психотерапевтических сообществ больных алкоголизмом и их родственников, расширение сферы этой деятельности позволят наркологической службе более эффективно осуществлять лечебно-профилактические мероприятия.

Движение АА стало реальностью и в нашей стране. Группы АА образовались в Ленинграде и Москве, Одессе, Киеве и Вильнюсе. Больные алкоголизмом в них работают по принципам, предусмотренным американской программой. В 1989 г. благодаря председателю Международного комитета опекунов АА Дону Притцу и секретарю этого комитета Сэре Прайс была издана на русском языке «большая книга» — «Анонимные алкоголики», так что теперь возможность изучения опыта АА имеют все желающие. Книгу во множестве экземпляров привозят в СССР американские группы АА. Центральный офис АА в Нью-Йорке безвозмездно посылает ее всем, кто обратится с соответствующей просьбой
13:14
Анонимные алкоголики
Просмотров: 7565 | Добавил: Александр | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]