Беседа
вторая Детство... Отрочество... Алкоголь...
Оглавление
Мальчик,
который не хотел взрослеть.— Алкоголь — хороший знакомый большинства
подростков.— Дурман — провокатор правонарушений. — Жестокий эксперимент
французских исследователей.—Кто поднес первую рюмку? — Дети один на один с
Зеленым змием.— Сироты при живых родителях.— Поставить барьер между подростками
и пьянством!
В самом начале книги я процитировал
письмо из Волгограда о мальчике, который не хотел становиться взрослым,
поскольку, мол, взрослость — это непременно пьянство и скандалы во хмелю.
Признаюсь, что такой сюжет единственный среди многих сотен имеющихся у меня
читательских писем. А вывод мальчика (нежелание становиться взрослым) вряд ли
типичен. Большинство мальчиков все-таки торопятся стать взрослыми — наряду с
иными, бесспорно, ценными атрибутами зрелости они впитывают и ценности мнимые,
ложные признаки взрослости.
Прежде чем обратиться к цифрам,
подтверждающим этот тезис, замечу, что об алкоголизме здесь говорится в широком
значении этого слова, т. е. в социальном, а не в медицинском. Об алкоголизме
как алкогольной болезни, непреодолимом влечении к алкоголю как наркотику в этой
книге будет говориться мало, вскользь — лишь в той мере, в какой это важно для
характеристики всего процесса приобщения подростков и молодежи к употреблению
алкоголя и пьянству. Вообще не затрагивается в книге вопрос о лечении
алкоголиков, поскольку это тема наркологии, а не социологии и педагогики.
Итак, какими же цифрами и фактами
характеризовалось в начале 80-х гг. употребление алкогольных изделий
несовершеннолетними? Сошлюсь на те, которые были опубликованы Б. М. Левиным и
М. Б. Левиным; они близки тем, что были обнародованы ими же лет 10 назад.
Динамика знакомства со спиртными
напитками школьников VII — X классов такова: от 63,8 до 98,9% у мальчиков и от
27,8 до 86,6% у девочек.
«Знакомство», впрочем, слово
нейтральное. Важно уточнить, что оно означает на практике. Означает же оно
признание за алкоголем роли желательного или неизбежного повседневного спутника
жизни. И в том, что детство и отрочество породнились с алкоголем, причем в
таких масштабах, виноваты, конечно, мы, взрослые.
Естественно, что широкое распространение
употребления алкоголя подростками не может не сказываться на их повседневном
поведении. По одним данным, около 40%, по другим — до 70% преступлений
подростки совершают в состоянии опьянения, причем 8 из каждых 10 таких
правонарушителей пошли на противоправные действия после того, как прибегли к
выпивке в компании старших.
Спиртное не только оказывает влияние на
поведение подростков в виде дурмана, приводящего к поломке «тормозной системы»
стыда и ответственности перед нормами общежития, но и является целью
правонарушения. По данным подполковника милиции В. И. Литвинова, 40—52%
подростков-правонарушителей идут на нарушение закона с целью добыть вино или
деньги на его приобретение. И опять-таки эта мотивация формируется, как пишет
исследователь, на основе подстрекательства со стороны взрослых или старших по
возрасту. Что касается случаев грабежа и разбоя, то на 66—85% они связаны с тем,
что совершившие их подростки были в состоянии опьянения.
В течение более чем столетия в нашей
стране и за рубежом проводятся медико-биологические, педагогические и
статистические исследования того, как употребление алкоголя сказывается на
основном занятии детей и подростков — на учении. Выводы всегда однозначны,
несмотря на трудность выяснения того, как, когда и сколько пьет ребенок или
подросток. Если же разница в условиях существенна, то выводы убедительны.
В одном из зарубежных исследований изучалась
успеваемость различных групп детей. На одном конце шкалы были те, кому совсем
не давали вина, на другом — те, кому родители считали полезным давать его
трижды в день. Среди этих последних не было ни одного, имевшего хорошую
успеваемость, а неудовлетворительную — 2/3 испытуемых, в 10 раз больше, чем
среди совсем не пивших.
Эти данные сообщает известный
исследователь проблемы «дети и алкоголь» Е. М. Лубоцкая-Россельс. Она же
рассказывает о весьма жестоком опыте, который проделали два зарубежных
исследователя, дававшие своим сыновьям-школьникам во время еды по 100 г
виноградного вина в сильном разведении. Благодаря этому эксперимент
освобождался от субъективно неприятных ощущений, которые мог вызвать алкоголь.
Таким образом, исследователи могли судить, какое действие на психику и
умственные занятия детей оказывает сам этиловый спирт.
«Разумеется, подобный эксперимент с
точки зрения охраны детского здоровья глубоко порочен и должен был бы вызвать
сильное возмущение,— замечает Е. М. Лубоцкая-Россельс.— В наших, советских
условиях он просто немыслим. Однако результаты, полученные французскими
исследователями, рискнувшими здоровьем собственных детей, чрезвычайно
поучительны.
В период приема вина дети сначала
становились оживленными, задорными, очень бойкими, но довольно скоро их
охватывала вялость, а затем сонливость. Занимались они с трудом, почерк у них
портился. При вычислениях мальчики допускали много ошибок. В то же время у них
появилась не свойственная им раньше беспечность. Заучивание и пересказ
прочитанного давались им труднее, чем обычно. Резкие изменения наблюдались и в
поведении мальчиков: они становились дерзкими, заносчивыми и в то же время
угрюмыми. В школе успеваемость у обоих неуклонно снижалась, а поведение
ухудшалось».
Кто же прежде всего повинен в приобщении
детей к алкоголю? До 82% опрошенных Е. М. Лубоцкой-Россельс подростков
ответили, что первую рюмку опорожнили еще в детстве во время семейных торжеств.
Эта обвиняющая родителей цифра (с небольшими отклонениями в ту или иную
сторону) подтверждена другими многочисленными исследованиями.
Нас не может не тревожить масштаб
приобщенности подростков к употреблению алкоголя. Дело, однако, не только в
том, насколько сами дети и подростки приобщились к алкоголю; дело в том, что он
наносит удары детству и опосредованно, т. е. тогда, когда пьют родители.
Согласно выборочным исследованиям, проведенным школьными работниками, в 36%
случаев причиной отставания школьников в учебе является алкоголизм родителей
(его следствие — умственная и психическая ослабленность детей), а в половине
случаев — семейные выпивки.
Дети, как правило, не желают жить в мире
с вползающим в их дом Зеленым змием: они ведь — вспомним Межирова — «из одного
лишь света», по крайней мере, изначально. Они протестуют и подчас даже
оказывают воспитывающее влияние на старших. Но иногда вступают и в прямую,
ожесточенную войну за трезвый семейный быт. В статье «За порогом и дома» мы с
соавтором, доктором юридических наук Ю. М. Ткачевским обращали внимание
читателей «Комсомольской правды» на случай, ставший предметом бурной полемики в
молодежной газете. Группа младших подростков перебила целый ящик водки,
припасенный родителями одного из их товарищей к какому-то семейному торжеству,
которое обычно превращалось в буйную гулянку. Надо прямо сказать, что
большинство взрослых участников полемики осудили такую форму «антиалкогольной
самодеятельности детей». Случай действительно чрезвычайный, но и осуждать таких
юных борцов против водки намного легче, чем укротить скандальное пьянство,
отравляющее детство.
Общеизвестно: пьянство одного из
супругов разрушительно действует на семью, что часто приводит к безотцовщине.
Но есть еще «скрытая безотцовщина», как ее определяет видный философ А. Г.
Харчев, подразумевая явление, когда отцы, оставаясь в семье, целиком поглощены
собой, точнее, заботой о том, как удовлетворить свое пристрастие к алкоголю, и
безразличны к детям.
Такие конфликты, к сожалению, вовсе не
редкость, о чем говорят многочисленные публикации в периодической печати. Подчас
они кончаются трагически. О подобной трагедии рассказал, например, писатель В.
Тендряков в повести «Расплата». Доведенный до отчаяния подросток, желая
избавить себя и мать от пьянствующего тирана отца, убил его. Писатель
талантливо показал, что такого рода стихийное разрешение конфликта, порожденное
безучастностью и бессилием общественности, приводит к тому, что жертвами
оказываются и спившийся взрослый, и взявший на себя инициативу правосудия
ребенок.
Мы, однако, не имеем никакого права
обвинять его в таком поступке. Не наше ли бездействие толкнуло его на отчаянный
шаг?
Есть, однако, и «скрытое», и «нескрытое
безматеринство» (приходится воспользоваться по аналогии с «безотцовщиной»—
более удачного слова пока нет). А. Н. Маюров сообщает, что в сиротстве — при
живых родителях!—150 воспитанников одного из детских домов г. Горького чаще
всего оказывается повинен алкоголь. В одной своей статье он цитирует
безыскусное и горькое стихотворение девочки, в котором коротко показано
превращение «скрытого безматеринства» в явное. Это стихотворение было написано
вместо домашнего сочинения.
Мне трудно о тебе писать,
Но не писать еще труднее.
Ты мать, и ты совсем не мать,
Я это поняла позднее...
Мне будет больно,
я не крикну: «Мама!»
Не позову тебя на помощь и в бреду,
Не оглянусь назад.
Угрюмо и упрямо
По жизни в одиночестве пройду...
В детских домах, в школах-интернатах
по-настоящему осознаешь, что такое сиротство при живых родителях. В одной из
таких школ в Донецке только у 52 ребят из 310 нет родителей, в одном из
донецких детдомов — у 40 из 480. Основная причина сиротства остальных —
пьянство отца, матери. Родители 130 из 173 воспитанников детского дома
Фрунзенского района Москвы были лишены родительских прав — в большинстве
случаев из-за пристрастия к алкоголю. Но в Москве 12 детдомов, в РСФСР — 565.
Горькой иллюстрацией трагизма, который
наполняет детские души, если пристрастие к алкоголю поражает матерей, могут
служить строки из письма сорокалетнего рабочего И. Т., опубликованного журналом
«Трезвость и культура»: «Моя жена Люба выпивает, если не сказать больше (щажу
свое самолюбие). Растут у нас двое детей. Сыну почти 10, а дочери 12. Они
болезненно переживают пристрастие их матери (особенно Володя, который очень
любит маму). Как-то недавно он сказал мне совершенно не по-детски: «Жить не хочется, когда мама такая становится».
И. Т. задается резонным вопросом: «Для меня остается загадкой, почему, запретив
продажу алкоголя юношам (автор имеет в виду повышение возрастного «алкогольного
ценза» до 21 года. — С. 111.), не додумались то же самое применить в отношении
женщин? Ведь женщины спиваются быстрее мужчин. А они — матери!»
По-моему, вопрос и поставлен и
аргументирован вполне убедительно. Стоит, однако, заметить, что и пьющий отец
становится для семьи источником не менее серьезных проблем, а если учесть более
широкое распространение мужского (значит, и отцовского) пьянства, то сильный
иол должен принять на себя большую ответственность за те страдания, которые
Зеленый змий приносит детству.
Согласно статистическим данным,
обобщающим исследования ленинградских социологов, 88% так называемых проблемных
семей, которые не способны обеспечить нормальные условия для воспитания детей,—
это семьи, гак или иначе пораженные пьянством одного или обоих родителей.
«Сколько я помню себя,— пишет школьница
Татьяна К. из Алтайского края,— мои родители пили. Я ревела, нервничала, бегала
за соседями, чтобы разнять их, когда они дрались... Какая мне может быть учеба,
если сижу в школе, а сама думаю, что будет дома вечером... Часто дома ночами я
просто не бываю. Хожу по улице, сижу на скамейках. Сильные головные боли,
нервные потрясения— вот и все, что достается мне от моих родителей.
Брат запил... Скорей бы кончить школу и
уехать». В этом письме прямое обвинение пьющих родителей.
Весной 1976 г. в Киеве проходила
Всесоюзная межведомственная конференция по борьбе с пьянством и алкоголизмом,
организаторами которой были, в частности, Министерство просвещения СССР и ЦК
ВЛКСМ. Лейтмотив конференции — поставить барьер между подростками и пьянством!
Мало того, чтобы барьер был препятствием, мешающим самому подростку взять рюмку
с вином,— нужно, чтобы и алкоголь не мог преодолеть этого барьера.
Посмотрим, что можно и нужно сделать,
чтобы достичь этих целей. Для этого нам придется более глубоко рассмотреть
механизм приобщения детей и подростков к алкоголю.