Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наша страница ВКонтакте

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

У опасной черты: Как уберечь детей от алкоголя
04.01.2013, 11:18

Станислав Николаевич Шевердин

Научно-популярное издание. У опасной черты: Как уберечь детей от алкоголя.— 2-е изд., доп. и перераб.— М.: Педагогика, 1987.— 160 с.— (Педагогика — родителям).

Автор книги анализирует причины возникновения пьянства и ошибки в воспитании, которые могут привести к формированию вредных привычек у подростков.

Книга адресована родителям, на которых в первую очередь лежит ответственность за воспитание здорового поколения, за выработку у него иммунитета против алкоголя.

1-e издание выпущено в 1985 г.

Переиздается по просьбе книготорговых организаций.

Издательство «Педагогика», 1987

Рецензенты: кандидат философских наук Я. И. Удовенко, доктор медицинских наук Д. В. Колесов

Заведующая редакцией Л. И. КОРОВКИНА Редактор Е. Д. ГОНЧАРОВА Художник Б. А. ВАЛИТ Художественный редактор Е. В. ГАВ РИЛИ Н Технические редакторы О. В. НЕДОСЕКИНА, Т. Е. МОРОЗОВА Корректор В. Н. РЕЙБЕКЕЛЬ. Скачать в формате DjVu

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

К читателю

БЕСЕДА ПЕРВАЯ Объем проблемы

БЕСЕДА ВТОРАЯ Детство... Отрочество... Алкоголь...

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ Процесс приобщения к выпивке: каков его механизм?

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ Процесс приобщения к выпивке: каковы его причины?

БЕСЕДА ПЯТАЯ Природа не виновница, а жертва пьянства

БЕСЕДА ШЕСТАЯ Краткая биография Джона Ячменное Зерно

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ Питейная психология: обманы и самообманы

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ Главный фальсификат борьбыс пьянством: надо пить "умеючи"

БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ Главный фальсификат: надо пить «хорошие» вина

БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ Главный фальсификат: «фундаментальные» основания

БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ Где же проходит красная черта опасности?

БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ Алкоголь и «молодежные» ценности

БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ Самоотравление алкоголем — антиобщественно!

БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ (адресована подросткам). Как сбрасывают змеиные шкуры

БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ Запретный плод, его горечь и сладость

БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ Радость трезвости

БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ Кто и как разрывает порочный круг

К читателю. Краткий тематический указатель

Рекомендуемая научно-популярная, публицистическая и художественная литература

 Предисловие

Широко известны слова В. И. Ленина: «...Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»[1]. Эмоциональность книги, которую издательство предлагает читателям,— это, пожалуй, первое, на что они обратят внимание. Эмоциональным, скорее всего, будет и отношение читателей к содержанию бесед, которые ведет автор, к его позиции, к фактам, аргументам, выводам.

Не берусь предугадывать реакцию читателей. Ведь и отношение к пьянству у разных людей очень неодинаковое: от резко отрицательного, нетерпимого до благодушно-снисходительного или даже одобрительного. Между тем прогноз читательского отношения к данной книге затруднителен еще и тем, что объектом авторского анализа, мишенью его критики является не столько пьянство, сколько широко распространенное и, по мнению большинства, «безобидное» умеренное употребление алкоголя. И все-таки можно надеяться, что проповедуемая и защищаемая автором концепция полной трезвости найдет понимание даже в аудитории пьющих. Почему я на это надеюсь? Во-первых, потому, что родители, к которым прежде всего и адресована книга, поймут ее значение для ограждения детей от Зеленого змия. Во-вторых, потому, что научный анализ, который прочно вплетен в эмоционально-публицистическую ткань бесед, показывает: трезвость является реальной потребностью людей, хотя еще и не осознается очень многими.

По-видимому, существующее ныне противоречие между объективной общественной потребностью в трезвости и широко распространенным мнением, что «выпить можно— напиваться нельзя», и является сегодня одним из главных препятствий для организации планомерного и успешного наступления на алкогольное зло. Книга работает на разрешение этого социального противоречия, чем и определяется ее значение в сегодняшней антиалкогольной работе, целью которой является, как подчеркивает партия, искоренение пьянства как враждебного социализму явления, приносящего огромный вред семье и обществу.

Приглашая читателей к коллективному поиску истины, утверждая трезвость как жизненную норму, как неотъемлемое качество социалистического образа жизни, книга, надеюсь, найдет заинтересованный, неравнодушный прием читательской аудитории.

Д. В. Колесов, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, доктор медицинских наук

 К читателю

Никакая семья не изолирована от большой жизни общества, от его проблем. А разве человек вообще, любой человек изолирован? Или — возьмем совсем уж частный случай — исследователь? Автор просветительной книги?

«Мир огромный за стеною, как за бортом волна ревет» — эти слова Александра Твардовского точно характеризуют суть подобных ситуаций. Лично для меня сейчас лот шум мира приходит через читательские письма, сотни которых скопились в моем личном архиве за два десятилетия выступлений в печати на алкогольную тему.

И предлагаю вчитаться в некоторые из этих писем — и названная тема тотчас предстанет в своих внутренних и внешних взаимосвязях. Собственно говоря, предстанет не тема, а само реальное явление.

...Жительница Одессы И. Г. Сорочан с удовлетворением пишет о том, что ее дочь, студентка, и сыновья, школьники, чуждаются алкоголя и осуждают пьющих.

«Но смогут ли дети всю жизнь стоять на позициях грозности?» —спрашивает автор письма. Почему тревожит ее этот вопрос? Потому что, как пишет И. Г. Сорочан, ее дети с любопытством смотрят телепередачи, где есть эффектные питейные сцены.

Несколько строк, а в них и главная дилемма (воздержание от алкоголя или его употребление?), и одна из основных зависимостей (поведение подростка и воздействие на него средств массовой информации).

...А вот письмо из Коммунарска Ворошиловградской области. «Комсомольцу-десятикласснику Б. исполнилось на днях шестнадцать,— рассказывает Ф. Семченко.— Парень скромный, хороший, прилежный, воспитанный в духе лучших традиций, обратился к матери с просьбой дать возможность ему с одноклассниками собраться у них в доме, чтобы повеселиться, попеть, потанцевать. Мать, педагог и классный руководитель, не возражает, но ставит условие: чтобы не было выпивки! «Что ты, мама! Разве так можно? Меня же засмеют»,— расстроился сын».

Опять-таки всего несколько строк, а какие вопросы! О стандартизирующей силе питейных норм... О педагогической тактике, которой следует держаться взрослому человеку относительно возможной выпивки ребенка-подростка: разрешать или запрещать?

...Минчанин В. Зеленый пишет о своих наблюдениях. Есть в пригороде столицы Белоруссии павильон, в одном углу которого ящик с мороженым, а в другом — красиво оборудованный винный прилавок. «Детишки пока ходят к топорно сколоченному ящику, но с интересом поглядывают на винные ряды, оформленные с выдумкой и любовью».

Дети и эстетизированный алкогольный прилавок. Заинтересованный читатель поставил именно этот вопрос, мимо которого нельзя будет пройти и в нашей книге.

А вот письмо, в котором дилемма «пить или не пить?» заострена настолько, что ассоциируется с гамлетовским вопросом вопросов «быть или не быть?», с проблемой смысла жизни.

«В детстве у меня был приятель,— сообщает студент Волгоградского педвуза Александр Пупков,— который говорил мне, что не хочет взрослеть, потому что взрослый человек становится пьяницей и участвует в пьяных скандалах. Что можно прожить жизнь по-другому, он ни вслух, ни, как мне кажется, про себя не подумал...»

То — мальчик. Но, к сожалению, есть и взрослые, родители, уверовавшие в невозможность «прожить жизнь по-другому» и потому заранее обрекающие своих детей быть пьяницами. Один из таких, не указавший подлинной фамилии, сетует: «У нас с женой поздний ребенок. Добрый, ласковый, непоседливый. Учим, стараемся. Воспитываем из него честного человека. И вот гляжу я на него и думаю: кончишь ты школу, пойдешь работать — и пошло-поехало. Получка, «аванец», дружки-приятели, мнение компании да собственная покладистость... Сопьется мой парень. Смотрю на него — и словно хороню заживо». Переживания отца не могут не вызвать сочувствия, но его смирение вызывает иные чувства.

Процитированное письмо получено мной еще до мая 1985 г., т. е. до постановления Центрального Комитета партии «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», с которого начался новый этап борьбы за освобождение нашего общества от алкогольной напасти. Уже обозначились новые процессы в нашей жизни. Одной из примет общей обстановки оздоровления стало и вытеснение из быта алкогольных привычек и обычаев, распространение трезвеннических норм.

Они утверждают себя не автоматически и не бесконфликтно. Иными словами, они утверждают себя не сами по себе, а только в результате активных действий сознательных советских людей, исполненных решимости противостоять питейному злу, не только сумевших преодолеть алкогольный соблазн, но и пришедших к выводу о необходимости удержать от контактов с Зеленым змием других.

Член комитета комсомола Ивано-Франковского аэропорта А. Кершин написал, что родители поставили его воспитание так умело, что он не мог посмотреть в глаза матери, когда единственный раз — в праздничный день — пришел домой, как говорится, «выпивши». «Я никогда не повторю ничего подобного и удержу своих товарищей от таких попыток»,— пишет Александр. Примечательно и такое его категоричное заявление: «Когда вижу подвыпившего пацана, страшно в уме ругаю его родителей. Хочется не его, а их взять за шиворот».

Конечно, грубовато, но чувства автора понять можно. Тем более что строки из письма Александра созвучны суждению Терентия Семеновича Мальцева. «Когда я вижу парня или девушку выпившими...— пишет почетный академик,— в первую очередь виню даже не их. Хотя молодой человек в 16 лет получает паспорт, становится гражданином и должен знать, что такое хорошо и что такое плохо. И все-таки я обращаюсь ко взрослым — родителям, учителям, наставникам на производстве. К ним надо предъявлять требования... Если старший учит: «Не пейте», а сам прикладывается к спиртному — пользы от такого урока не будет».

Приведенные мнения очень существенны. Личностные по форме, они тем не менее убедительно показывают, сколь широко само явление и сколь непросты внешние его связи. Одновременно эти мнения помогли нам обозначить границы разговора. Авторы писем озабочены в конечном счете тем, как уберечь подростка от алкоголя. Но они не могли не затронуть общих закономерностей искоренения пьянства, утверждения трезвого образа жизни. И конечно, не случайно. Даже выращивая яблоню (а это проще, чем вырастить человека), садовник, чтобы получить добрые плоды, заботится о всем дереве, более того — вникает в особенности развития не только корней, ствола, кроны и т. п., но и природной среды, в которой живет растение. Садовод, равнодушный к этим вопросам, выглядел бы в наших представлениях крайне странным, даже если бы и знал до тонкости все о самом плоде — яблоке.

В деле же воспитания и в анализе его проблем тем более необходимо идти в глубь предмета, выяснять его связи, находить под фактами закономерности. А это невозможно, если ограничиваться, как пишет Антон Семенович Макаренко, неким «средним наваром из житейской мудрости и благих пожеланий». Мы не раз в ходе предстоящих бесед убедимся в бесплодности так называемой житейской мудрости и в коварстве «благих намерений»— тех самых, которыми, как известно, нередко бывает вымощена дорога в ад.

Только анализ — научный, достаточно полный и, если это необходимо, самокритичный — позволит нам рассмотреть проблему во всем ее объеме.




[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т- 25, С. 112.

Категория: Советская литература | Добавил: Александр
Просмотров: 2149 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]