«Являлось
ли пьянство на Руси древней традицией!
Не
зря ведь говорилось, что «питие — веселие Руси».
Оглавление
Утверждения, что
пьянство традиционно существовало на Руси, полностью лишены какой-либо
исторической основы. Ни в одном из древнерусских памятников письменности нет
упоминаний о чрезмерном пьянстве. Более того, до X века русичам было известно
только привозное (чаще всего из Древней Греции) виноградное вино, сами же они
употребляли в основном слабоалкогольные напитки — пиво, брагу и мед. Наибольшей
популярностью пользовался сброженный, варенный с водой мед, или медовина. Пили
медовину преимущественно во время языческих праздников, причем князья
устраивали пышные пиры, а простой люд — более скромные братчины, в кругу
нескольких семей, или складчины (мужчины и женщины раздельно).
Западные
советологи, проводя мысль о «традиционном русском пьянстве», ссылаются на
апокрифический рассказ о приеме князем Владимиром Святославичем мусульманских
послов накануне крещения Руси. Ответив отказом на предложение сделать
государственной религией ислам, запрещающий употребление алкоголя, Владимир
якобы заявил: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Однако, как
отмечает доктор исторических наук, профессор В. И. Буганов, подобное
«историческое свидетельство» не имеет под собой реальной почвы: «Россия в
средневековье вступила трезвой».
В многочисленных
исследованиях отечественных историков находим этому убедительные подтверждения.
Так, Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что «россияне
...хвалили трезвость как добродетель». Интересные исследования И. Г. Прыжоза
(«История кабаков в России в связи с историей русского народа», «Корчма» и др.)
также опровергают мнение о распространенности пьянства в народе. Россияне сеяли
и пахали, выращивали домашних животных, отражали набеги вражеских орд,
воспитывали потомство. Труд, постоянный труд, мирный и ратный, был главной и
характернейшей чертой существования русского народа, спиртное употреблялось в
основном в праздники.
Начиная с XI
века на Руси появляются корчмы — «питейные и съестные дома». Эти своеобразные
гостиницы открывались в крупных городах, однако не были широко распространены;
не только деревни и небольшие города, но и целые регионы Русского государства
их не имели.
Разительный
контраст этому являла собой Западная Европа. Густая сеть кабаков и торговых
лавок бесперебойно снабжала население крепкими спиртными напитками. Джин и
водка прочно вошли в жизнь и быт европейцев. XIII век отмечен широким
распространением пьянства и алкоголизма в Европе. «Германия зачумлена
пьянством»,— восклицал позднее реформатор церкви Мартин Лютер. «Мои прихожане,—
жаловался одновременно с ним английский пастор Уильям Кент,— каждое воскресенье
смертельно все пьяны».