Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 9 » Как боролись с пьянством на Руси

«Как боролись с пьянством на Руси?»

 Оглавление

Оценивая древнерусское законодательство по борьбе с пьянством, известный советский психотерапевт В. Е. Рожнов обращает внимание на применение мер общественного воздействия, уходящих корнями в глубокую древность.

В отличие от законодательства других стран, каравшего за пьянство тяжелыми увечьями и даже смертной казнью, древнерусские церковно-юридические и государственные законодательные акты отличались гуманностью. В основном они сводились к нравственно-воспитательным мерам, денежным штрафам в пользу потерпевших и казны.

Более жестокие наказания применялись к «питухам», наносящим ущерб казне питьем корчемного (подпольно производимого) вина, не выплачивающим долги или же обвиненным в вероотступничестве. Так, в 1619 году в одном из наказов воеводам предписывалось: «Учинить заказ всяким людям накрепко, чтобы оприч государевых кабаков на посадах и уездах ...продажное питье ни у кого не было». По Соборному уложению при Алексее Михайловиче (1649 г.) за употребление спиртных напитков в корчме (вне кабака) «питуха» в первый раз штрафовали в полполтины, во второй раз — в полтину, в третий раз — в один рубль и наказывали кнутом.

Царское правительство, насаждая пьянство, периодически демонстрировало мнимую заботу о народе. Например, иногда запрещалась выездная торговля спиртным на ярмарках, различных многолюдных сборищах (так называемые «гуляй-кабаки»), не продавалось вино стрельцам, не разрешалось отпускать спиртные напитки в долг более чем на гривну. Предписывалось также «запереть все кабаки» на великий пост и на святую неделю, в остальное время продавать не более одной чарки (около 400 граммов) каждому человеку. Церковные власти, ввиду широкого распространения пьянства среди священнослужителей, запретили лицам духовного звания посещать кабаки. Новгородский епископ Корнилий отдал распоряжение доставлять для наказания в митрополичий разряд всех «священников и дьяконов, и иеромонахов, и монахов, и стариц», пойманных в питейном заведении.

Однако, как только доходы от продажи спиртного снизились, в 1659 году последовало высочайшее разъяснение: «Питухов с кружечных дворов не отгонять». Было строго запрещено уводить «питухов» из царских кабаков, и часто случалось, что посетители все с себя пропивали (откуда, видимо, и пошло выражение «голь кабацкая»). Если же воеводы жаловались, что «питухи» обнищали, что народ возмущен притеснениями и обманом со стороны кабацких голов и целовальников, от царя следовал неизменный лицемерный ответ: «И вы б велели учинить заказ крепкий, чтоб на кабаке ... не пропивались».

Таким образом, все просьбы об ограничении и упорядочении торговли спиртным наталкивались на упорное сопротивление царского правительства. За «дымной завесой» различных указов и предписаний продолжалось систематическое одурманивание и ограбление народа.

И все же основная масса народа пила в кабаках, как тогда говорили, «набегом»: по большим праздникам, на ярмарках, богомольях. О кабаке же простой народ говорил: «Кабак пропасть, тут и пропасть».

13:39
Как боролись с пьянством на Руси
Просмотров: 8505 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]