Читать сначала
В Православном Христианстве вопрос об алкоголе не столь однозначен и в разговоре очень часто вспоминают о том, что Иисус пил вино сам и превращал воду в вино для других.[1] Есть версия, согласно которой вода была превращена в виноградный сок, который в давние времена имел общее обозначение с алкогольным виноградным соком – «вино».
Несмотря на то, что вино древности и нынешнее вино – очень часто разные вещи, мы будем с вами рассматривать вино всё-таки как алкогольное изделие, не учитывая, что часто вином называли виноградный сок.
«Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (От Луки 7:29-34). В этом месте Христос обличает иудеев в предвзятости и клевете, поэтому скорее данный стих можно принять как свидетельство того, что: 1) В Ветхозаветной церкви питье вина считалось делом «мытарей и грешников» и осуждалось как таковое; 2) Нельзя слова врагов Христа о нем принимать как истину, из уст апостолов нигде не прозвучало, что Христос пил вино, следовательно, по законам элементарной логики вероятнее, что он его не пил.
Конечно, когда речь идёт о Причастии, здесь уже речь не идёт о вине, Причастие – это Тело и Кровь Христова. И говорить, что причащают вином – кощунственно. Вином «причащают» в кабаке, но не в церкви. Жаль, что это не понимают, увы, многие православные христиане.
В церковной среде очень часто ссылаются на 51-е и 53-е апостольские правила. Текст 51-го правила:
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин».
Отметим, что эти правила были названы «апостольскими», вследствие их важности, древности и единомыслия с новозаветными посланиями апостолов. По мнению православных исследователей их происхождение относится ко времени расцвета ереси гностиков во втором–третьем веках и были составлены с целью оградить Церковь от лжеучений. Гностические секты того времени были весьма разнообразны и воевали между собой не менее ожесточенно чем с православным христианством. В условиях этого постоянного противоборства для оправдания своих доктрин гностики не гнушались самыми грязными методами, подделывая тексты и выдавая свои сочинения за труды древних, авторитетных авторов. Так появились апокрифы, в т.ч. нашумевшее в недавнее время «Евангелие от Иуды» и многие другие. Одной их общих черт гностических учений является заимствованная из философии Платона и доведенная до крайности мысль о материи и теле человека как о безусловном зле и темнице духа. По этой причине Гностики отрицали факт Боговоплощения, Воскресения Христова и ожидаемого нами всеобщего воскресения.
Чтобы предупредить это зло, Апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, т.е. как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех, делающих это по еретическим побуждениям, и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать прежде всего на евангельское учение, если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из церкви, как последователя еретического учения о воздержании. Но тем, кто по христианскому побуждению, ради упражнения в добродетели, воздерживается всегда от мяса и вина, это правило, как и 51-е Апостольское правило, предоставляет полную свободу.
В то же время у апостола Павла мы читаем: «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23). Если посмотреть беспристрастным к вину взглядом, из этой цитаты видно, что ап. Тимофей совсем не употреблял вино, в том числе и в праздники, что не вызывало замечаний со стороны апостола Павла. Поводом к рекомендации стали болезни одолевшие подвижника, возможно вследствие чрезмерно строгих постов и подвигов. Поэтому нам, прежде чем оправдываться этими словами, следовало бы уподобиться святому Тимофею в трудах, посте и подвигах. Применение вина для лечения болезней желудка в наше время вряд ли оправдано, во-первых потому, что медицина изобрела много гораздо более полезных и менее рискованных лекарств, во-вторых, потому, что современные алкогольные изделия очень отличаются по своему химическом составу и процентному содержанию спирта от тех, что пили древние. То вино, которое советовал апостол Павел было очень близким по составу к натуральному виноградному соку и употреблялось в разбавленном водой виде.
«Невинно вино, но проклято пьянство» (Прит. ХХ. 1). Конечно оно невинно. Виноват может быть лишь человек (он в отличие от вина наделён волей и разумом). «…все добро зело…». Да, всё создано Богом. Алкоголь, табак, опий и мухоморы тоже созданы Богом. Но не всё рекомендовано к употреблению. То есть, тут говорится не о том, чтобы человек брезговал алкогольными изделиями ради своего здоровья или ради спасения своего отечества, а о том, чтобы человек не превозносился от своей трезвости, не возгордился и не ставил себя выше сообщества, потребляющего алкоголь. И конечно, грех не в вине, а в употреблении человеком вина ради одурманивания и по другим причинам (не будем рассматривать использование кагора для приготовления Причастия, использование алкоголя для растирания и компрессов).
Грех появился в мире не от вещества (плода дерева познания добра и зла), а от непослушания праотцов воле Божией. И гнездится грех не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15. 19,20). Так и в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, нечестием, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил и т. п. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи. Не зря Св. Писание сравнивает его со змеем (Притч. 23. 32). Зная это да еще свою немощь, лучше совсем от него отказаться. Но богоугодный отказ произрастает из намерения воздержания, а не из гнушения, ибо «гнушающийся, хуля, клевещет на создание, забыв что все творение Божие «хорошо весьма» (Быт. 1. 31). «Таковой да будет извержен как сожженный в совести своей и бывающий виною соблазна многим» (51 и 53 правила св. апостолов).
Несмотря на очевидные указания в пользу трезвости у святых отцов, чёткой позиции в Православной Церкви по этому поводу до сих пор нет. Между тем, не оставляют сомнений цитаты из Библии и слова православных святых, например, слова Тихона Задонского:
«Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много, ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».
Или слова Игнатия Брянчанинова:
«В России существенно нужно устранение вина из обителей «Монах отнюдь не должен употреблять вина, – сказал преподобный Пимен Великий. – Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие»«.
А вот слова других православных святых:
«…Хорошо не пить вино, особенно вам, юнейшие, потому что от него возгораются страсти. Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему страстей, для чего нам вводить в себя ещё и винных возбудителей? Вкусите и увидите, как благо воздержание от вина. Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению. Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…».
«Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьёшь водку? – Мало разве Я веселю тебя, что ты пьёшь ещё для веселья увеселяющее питие?» – Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет нимало; а вино веселит сердце (Пс.103,15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и теле. «Или Тайны Мои не укрепляют твоего тела? – Но ты сам испытал стократно, что они крепость, исцеление и здравие не только души, но и тела. – Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодьем. – Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою».
«Что винопитие прекращено, прекрасно…Это самое лучшее пособие к тому, чтобы тело было всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело!».
Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству священномученика. Серафима Чичагова кушать не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина – «чтобы и запаха его у меня в обители не было!».
Подходя к окончанию моего письма, привожу высказывание апостола Павла:
«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».
Ещё С.А. Рачинский, будучи очень воцерковлённым православным человеком, писал: «Трезвость – ещё не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственного преуспевания. (…) Алкоголь отравляет и, наконец, убивает волю – источник всякого нравственного делания». Это содержание второго письма из тридцати шести написанных им в 1890 году, перед которыми был подвиг двадцатилетней трезвости им и его учениками, продолжавшийся и после. В четвёртом письме С.А. Рачинский пишет о возрождении духовенства на более высокой нравственной основе. В пятом письме указывает негативное влияние алкоголя на волю и характер молодых священников.
В Москве 28-го сентября 1911 года состоялось торжественное открытие Московского Епархиального Общества борьбы с народным пьянством. Утром в 9 часов, в храм Епархиального Дома началась божественная литургия, которую совершал Покровитель Общества и Почётный его председатель Митрополит Московский Владимир (!). Вот что сказано об этом событии: «Целым рядом неопровержимых научных доводов было доказано, что алкоголь – «наркотический яд», что все соображения в пользу умеренного употребления этого яда представляют собою жалкий софизм, что приписываемое алкоголю значение «питательного» или «укрепляющего» вещества – составляет «абсурд». А потому все так обычные среди нас речи о безвредности и далее полезности для нашего здоровья умеренного употребления спиртных «напитков» кажутся после того более чем странными». До 1917 года каждый ставленник во священника давал присягу, где обязательно был пункт (!) о трезвой жизни священника. Сейчас, к сожалению, от этой присяги не осталось и половины пунктов.
Во времена, когда с помощью алкоголя уничтожаются целые народы, необходимо принять трезвость всем и каждому и особенно православным христианам, дабы показать свою истинную праведность и заботу о своём народе.
В Ветхом завете священнику нельзя было пить вино, а в Новом мы являемся царственным священством. (1 Петра 2:9)
Но всё-таки многие задаются вопросом: «Если бы вино, само по себе было грехом – так разве могли бы его пить апостолы?».
Одни святые не касались темы алкоголя, другие не считали редкое употребление вина препятствием к тому, чтобы быть христианином, может потому, что в их время и в их обществе такая как у нас проблема не стояла так остро, большая же часть святых, занимавшихся составлением руководств к духовной жизни, указывали на его крайний вред для духовности и необходимость трезвого образа жизни для всякого христианина.
Таким образом, защищая алкогольное вино, любой человек делает свой выбор и, тем самым, голосует за дальнейшую деградацию народа, ибо, как за человеком следует тень, так и за вином неотвязно плетутся несчастья, блуд и всякие преступления и болезни.
Мы слышали: «возлюби ближнего своего». Надо ли напоминать о том, что вино разрушает семьи, разбивает сердца, является соучастником 90% преступлений, имеет прямое отношение к рождению 99% дефективных и умственно отсталых детей?
«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему» (Лук. 6. 43-44).
Если вино – «доброе дерево», так почему же от него столько худых плодов? Если же вино – «худое дерево», то нужно вспомнить о том, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода срубают и бросают в огонь» (Мат., 3.10)
Вот почему истинная православная позиция есть позиция не только абсолютной трезвости, но и позиция неучастия в соблазнении своих ближних. Вспомним, «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римл. 14. 21). Или: «Соблазн – страшный грех. Более страшное преступление, чем самоубийство».
Иосиф Флавий, «Иудейские древности» 2,5,2; Фома Аквинский, «Сумма Теологика» и ещё около 200 источников. Более общий труд: Баккиоки Самуэль. Вино в Библии. — Тула. «Источник жизни». 2003.
Свежий виноградный сок называется вином и в житии Вонифатия Милостивого (память 19 декабря ст. ст.), жившего в III веке в Италии. Житие сообщает, что Вонифатий повелел выжать вино из скудного урожая винограда и молитвами своими умножил его, после чего раздал нищим. Можно продолжать очень долго, но во многих случаях ответ будет именно таков.
«Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского» СПБ 1911
Стратилатов И.А. «Древность и важность апостольских правил» СПБ 1996
[8] Игнатий (Брянчанинов), свт. – Аскетические опыты. Том I – О монашестве (Сочинения святителя Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. с.-петербургъ. Изданiе книгопродавца И.Л.Тузова 1886. Москва. Издательство "Правило веры" 1993. Игнатий (Брянчанинов), свт. – Аскетические опыты. Том I – О монашестве)
Прп. Феодор Студит. «Добротолюбие». Т.4
Святитель Феофан Затворник. «Наставления в духовной жизни».
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья. Алкоголь – шаг в пропасть. Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 208 с.