Глава
8. Профилактическая и воспитательная работа в борьбе с пьянством и алкоголизмом
Оглавление
В предыдущих
главах было показано, что отрицательное влияние употребления алкоголя на
организм человека имеет два главных следствия: 1) общество теряет значительное
число людей в наиболее трудоспособном возрасте; 2) часть молодого поколения
заранее обрекается на физическую и интеллектуальную неполноценность.
Борьба с
алкоголизмом имеет следовательно, не только медицинский, но и социальный
аспект.
Вместе с тем
очевидно, что в силу древности употребления алкоголя и распространенности
алкогольных обычаев борьба с ними должна носить планомерный характер и
представлять собой широкий комплекс социальных административно-правовых,
медицинских, воспитательных и других мер.
Простое
запрещение употребления алкоголя не достигает и не может достигнуть цели. На
первом месте в системе мер, принимаемых обществом по борьбе с алкоголизацией
населения должно стоять формирование социально-экономического фона, создающего
максимально полные условия для всестороннего развития и удовлетворения
потребностей личности и вытеснения алкогольных установок безалкогольными.
Таким образом,
если перспективная цель антиалкогольной политики — полное устранение спиртных
напитков из жизни человека, то реальной целью на данном этапе развития нашего
общества является сокращение алкоголизации населения и воспитание трезвеннических
установок у подрастающего поколения. Различные аспекты работы, направленной на
достижение этой цели, можно условно объединить в две группы: профилактика
алкоголизма и воспитание подрастающего поколения.
Профилактика
алкоголизма.
Профилактика алкоголизма требует осуществления разнообразных мер,
препятствующих употреблению и распространению употребления алкоголя. Это —
предупреждение отрицательного влияния алкогольных обычаев микросреды,
формирование у населения (особенно у подрастающего поколения) таких убеждений,
которые исключали бы самую возможность злоупотребления спиртными напитками.
Другими словами, в основе профилактики алкоголизма лежит здоровый образ жизни.
Большое значение
имеет систематическая работа по выявлению групп населения, угрожаемых по
вероятности возникновения заболевания. Это не только социальные группы.
Существуют контингенты населения, по своим биологическим особенностям
чувствительные к алкоголю. У них быстро возникает физическая зависимость и
развивается алкогольная болезнь с злокачественным течением. К такому
угрожаемому контингенту относятся, например, лица с пониженной активностью
алкогольдегидрогеназы, свойственной некоторым этническим группам. Понятно, что
знание биологических особенностей целых контингентов населения и отдельных лиц
позволяет осуществлять воспитательную, пропагандистскую и профилактическую
работу более целенаправленно.
К профилактике
распространения алкоголизма относится также выявление больных и максимально
раннее их лечение, предупреждение рецидивов, применение мер воспитательного
воздействия в коллективе и среде, а в случае необходимости — направление на
принудительное лечение.
Все разнообразие
мер профилактики может быть сведено к двум главным направлениям этой работы:
ограничению доступности алкоголя и уменьшению спроса на него.
Ограничение
доступности алкоголя включает контроль за производством и торговлей, контроль
за распространением и контроль над ценами, сбытом и рекламой. Сокращение
производства алкогольных напитков, ограничение времени его продажи и числа
торговых точек, имеющих право на продажу спиртных напитков, запрещение
продавать их лицам моложе 21 года — все эти меры оказывают серьезное влияние на
характер употребления спиртных напитков. Средством регуляции потребления
алкоголя является ценообразование.
Однако сами по
себе указанные меры не решают проблемы. Сокращение объема продажи и повышение
цен на спиртные напитки приводят к распространению самогоноварения.
Следовательно, параллельно с мерами, направленными на ограничение доступности
алкоголя, необходимо вести работу по уменьшению спроса на него.
Уменьшение
спроса может быть достигнуто распространением знаний об алкоголе как средстве,
вызывающем зависимость, употребление которого разрушает здоровье и отрицательно
влияет на поведение. Важным условием уменьшения спроса на алкоголь является
изменение тех обстоятельств жизни, которые могут повышать спрос на него:
улучшение быта, совершенствование индустрии досуга, развитие спорта и туризма.
Учитывая
огромное влияние микросреды в формировании личности, важным аспектом
профилактики алкоголизма служит борьба с пьяным бытом, вплоть до изъятия из
него ребенка путем лишения родительских прав.
Воспитательная
работа с населением. Противоалкогольная пропаганда. Конечной целью воспитания
является формирование здоровой личности. Целью воспитания детей, подростков,
юношей с отклоняющимся поведением является возврат к норме. Однако что же такое
нормальная личность?
Личность — это
динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных,
социально-культурных и морально- волевых качеств человека, выраженных в
индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Социальные
качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к
другим людям. По этим поступкам можно судить о внутреннем мире человека, его
духовных и нравственных качествах, как положительных, так и отрицательных. Это
дает возможность не только познания качеств личности, но и формирующего
воздействия на них.
Нормальную
личность характеризуют социальная приспособленность (адаптация), целостность,
гармоничность, физическая и психическая активность, самостоятельность,
способность критически оценивать свои поступки и поступки окружающих,
последовательность в деятельности.
Именно эти черты
личности нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной болезни. Именно
эти нарушения должны быть в центре антиалкогольной пропаганды и индивидуальной
воспитательной работы.
Эффективность
антиалкогольной пропаганды довольно низкая. Это объясняется разными причинами.
Современное население довольно широко, но очень поверхностно информировано по
вопросам медицины. Но даже неполные знания далеко не всегда применяются в
жизни. Врачебные рекомендации часто не выполняются (относительно курения,
употребления алкоголя, характера питания и двигательной активности, режима
труда и отдыха и т.п.). Рисуемые медицинской пропагандой последствия отклонений
от здорового образа жизни не переносятся слушателями на себя. Следовательно,
при организации санитарного просвещения одна из главных целей — добиться того,
чтобы человек всесторонне познавал себя и давал правильную оценку своему образу
жизни. Это в полной мере относится и к антиалкогольной пропаганде.
При опросах
населения выясняется, что примерно 50% опрошенных не понимают опасности
употребления алкоголя. Плохо информированы об истинных свойствах алкоголя
школьники. В лекциях о вреде алкоголя часто демонстрируются примеры его
разрушительного действия на печень, мозг, сердце больных алкоголизмом. Но
подавляющее большинство слушателей не считает себя больными и не относит к себе
приводимые примеры. Поэтому правильно говорить об отрицательном влиянии
алкоголя на здоровье, на умственную деятельность, на производительность труда,
потомство. В центре антиалкогольной пропаганды должны стоять вопросы привыкания
и болезненного пристрастия к алкоголю, разъяснения признаков алкоголизма,
необходимости своевременного лечения, общественного воздействия на пьяниц,
контроля за их поведением.
Для школьников
эффективными могут быть беседы с больными. Такие беседы заставляют подростков
задуматься о собственном здоровье.
Противоалкогольная работа в школе. Эта работа
состоит из нескольких направлений.
1. Демонстрация
и разъяснение школьни кам гигиенических и нравственных аспектов вреда
употребления спиртных напитков. Выработка у детей отрицательных алкогольных
установок.
2. Разъяснение
причин возникновения влечения к алкоголю, раскрытие сущности алкоголизма как
болезни и картины его ранних проявлений.
3.
Характеристика социально-экономических, морально-этических последствий пьянства
и алкоголизма, последствий злоупотребления алкоголем для физического и
психического здоровья.
Средства
антиалкогольной пропаганды в школе включают циклы лекций и бесед, конференции,
показ кинофильмов, наглядные пособия — плакаты, выставки, стенные газеты, «окна
сатиры». Циклы лекций являются одним из наиболее эффективных средств
пропаганды, поскольку дают учащимся систему знаний о свойствах алкоголя, о
возможности формирования алкоголизма в результате злоупотребления им, о мерах
борьбы с этими явлениями. Выступления врача, учителя, юриста перед школьной
аудиторией всегда вызывают интерес, особенно если разбираются конкретные
примеры из местной жизни.
Диспуты помогают
выбрать правильную позицию в борьбе с пьянством. При организации диспутов желательно
заранее подготовить несколько будущих его участников для выступлений.
Постоянно должны
использоваться другие средства антиалкогольной пропаганды — тематические
вечера, санитарные бюллетени, листовки и пр.
При работе с
разными возрастными группами необходимо применять различные средства
пропаганды. При работе с младшими школьниками следует учитывать, что для них
характерны конкретно-образное мышление, невысокая способность к концентрации
внимания, наглядно-образный характер памяти, яркая эмоциональная окраска
воспринимаемой информации. Текстовой материал в этом возрасте воспринимается с
трудом. Поэтому при разработке средств обучения и воспитания для младших
школьников надо отдавать предпочтение наглядным материалам, слайдам,
видеофильмам. Задачей этих средств является воспитание у младших школьников
отрицательного отношения к алкоголю в самом общем виде без излишней детализации
и аргументации.
Задача
антиалкогольного воспитания школьников среднего возраста— дальнейшее
закрепление отрицательного отношения к алкоголю путем расширения и углубления
знаний о его свойствах, действии на организм, возможных последствиях
употребления алкоголя. Здесь можно опираться на знания школьников, полученные
ими на уроках анатомии и физиологии человека, химии и других предметов школьной
программы.
В старшем
школьном возрасте информация должна быть хорошо аргументирована.
В
противоалкогольном воспитании позитивный результат достигается только с помощью
комплекса средств, который мог бы дать полную объективную информацию и одновременно
повлиять на эмоциональную сферу.
К числу основных
принципов, на которых должна базироваться антиалкогольная работа в школе,
относятся следующие.
1. Раннее начало антиалкогольной ориентации
школьников.
2. Целенаправленность и преемственность в
проведении антиалкогольного воспитания и антиалкогольной пропаганды.
3. Планирование антиалкогольной работы в
школе в соответствии с фазами и стадиями формирования у детей установок в
отношении употребления алкоголя.
4. Учет психологических особенностей разных
возрастных групп учащихся.
5. Организация полноценного досуга и
повышение общественной активности учащихся.
6. Комплексный подход к противоалкогольной
работе.
7. Личное участие старшеклассников в
противоалкогольной работе.
8. Повышение роли школьной комсомольской
организации в противоалкогольной работе.
Таким образом,
антиалкогольная пропаганда должна быть ориентирована не столько на демонстрацию
отрицательных последствий употребления алкоголя, сколько на формирование
здоровых психологических установок, т.е. убедительно показать, что трезвый
образ жизни превосходит образ жизни злоупотребляющих алкоголем людей.