Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Роль административных и общественных организаций в борьбе с пьянством и алкоголизмом

Глава 2. Роль административных и общественных организаций в борьбе с пьянством и алкоголизмом

Оглавление

Пьянство несовместимо с идеалами и целями социалистического общества. Поэтому в мае 1985 г. партией и государством были приняты решения, направленные на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом. Комплексная программа по преодолению пьянства включает административные, социально-экономические и правовые меры воздействия на пьянствующую личность. Перед государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами ставятся конкретные задачи, цель которых — всеобщими усилиями создать обстановку нетерпимости к пьянству, повсеместно искоренить его из жизни общества.

Принятая в решениях система мер успешно проводится в жизнь. В ее осуществлении активное участие принимают партийные, советские и правоохранительные органы, трудовые коллективы, общественные организации и органы общественной самодеятельности. Это весьма положительно сказалось на повышении дисциплины, организованности и производительности труда, на оздоровлении нравственного климата в обществе и трудовых коллективах.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза сказано, что партия придает первостепенное значение последовательному и настойчивому искоренению нарушений трудовой дисциплины, тунеядства, пьянства и хулиганства. Необходимо использовать для борьбы с этими явлениями авторитет общественного мнения и силу закона.

 § 1. Законодательство о труде и борьбе с пьянством

 Конституция СССР, принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г., гарантирует гражданам СССР право на труд (статья 40). В статье 60 говорится: «Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества».

Согласно Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (июль, 1970) трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации в случаях появления на работе в нетрезвом состоянии.

За систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогул без уважительных причин или появление на работе в нетрезвом состоянии рабочий и служащий могут быть переведены на другую нижеоплачиваемую работу или смещены на другую низшую должность на срок до трех месяцев.

Согласно «Положению о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации», утвержденному Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г., рабочие и служащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации, когда ущерб причинен работником, находившимся в состоянии опьянения.

В соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях на территории предприятий, учреждений, организаций) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии — влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 руб.

Участие мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве или непринятие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо сокрытие случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 руб.

Согласно Уголовному Кодексу РСФСР[1] доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний,— наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом от 200 до 300 руб.

Транспортные средства — источник повышенной опасности для окружающих. Управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях[2] влечет наложение штрафа в размере 100 руб. или лишение водителей права управления транспортным средством, а водителей, имеющих право управления несколькими видами транспортных средств,— всеми видами транспортных средств на срок от одного года до трех лет.

Управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления этими средствами и находящимися в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение штрафа в размере 100 руб. или лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до трех лет.

Совершение тех же действий лицами, не имеющими прав управления транспортными средствами, влечет наложение штрафа в размере 100 руб.

Допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих прав управления транспортным средством, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 100 руб.

Уклонение водителей транспортных средств от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения — влечет наложение штрафа в размере 100 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до трех лет.

Согласно Уголовному Кодексу РСФСР (статья 211) управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере 300 руб. с лишением водителя прав управления транспортными средствами на срок от трех до пяти лет. То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за предусмотренное настоящей статьей преступление, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением водителя прав управления транспортными средствами сроком на пять лет.

Допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, совершенный лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это повлекло последствия, указанные в ст. 211 Уголовного Кодекса РСФСР, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом от 100 до 300 руб. с лишением права занимать должности, связанные с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, на срок до пяти лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» внесли в действующее законодательство изменения и дополнения, цель которых — повышение эффективности административно-правовых и других мер воздействия на пьянствующих лиц. Они значительно расширили права товарищеских судов и комиссий по борьбе с пьянством при райисполкомах и предусмотрели образование комиссий по борьбе с пьянством на предприятиях, учреждениях, организациях и их структурных подразделениях. Согласно новому антиалкогольному законодательству к виновным лицам, если это целесообразно, возможно применение мер общественного воздействия.

§ 2. О мерах общественного воздействия на пьянствующих лиц

Программа Коммунистической партии Советского Союза выдвигает как специальную задачу в области идейно-воспитательной работы правовое воспитание, воспитание высокой гражданственности личности, уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, непримиримости к любым нарушениям социалистической законности, готовности активно участвовать в охране правопорядка.

Под руководством партийных организаций органы юстиции и правопорядка, профсоюзные комитеты и комсомол проводят разностороннюю работу по правовой и антиалкогольной пропаганде.

В условиях небывалого развития демократии в сфере производства, вовлечения миллионов людей в управление производством и обществом, усложнения внутрипроизводственных и хозяйственно-экономических отношений, подъем правовой культуры рабочих, колхозников, служащих, специалистов становится актуальной задачей.

Весьма эффективны встречи трудящихся с работниками суда и прокуратуры, присутствие на заседаниях народных судов, рассматривающих дела, связанные с пьянством, а также мероприятия, включающие в себя лекции и беседы, книжные выставки и устные журналы, консультации юристов и других специалистов под названиями «Пьянство под запретом закона», «Алкоголь — враг № 1», «Общество, закон и борьба с пьянством».

Правовое воспитание трудящихся, и особенно молодежи, является частью идейно-воспитательной работы. Антиалкогольная пропаганда, сплоченность трудового коллектива на основе нетерпимости к пьянству приводит к нравственному очищению людей, снижает число нарушений дисциплины и общественного порядка.

Существенную роль в профилактике пьянства на производстве и в быту должны сыграть первичные организации Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость. Цель создания этого общества — проведение активной профилактической антиалкогольной работы на предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях, формирование антиалкогольного общественного мнения, создание усиленного общественного контроля за строгим соблюдением законодательных актов о преодолении пьянства и внесения предложений о привлечении к ответственности виновных в нарушении антиалкогольного законодательства.

Привлечение в общество молодежи является важной задачей общенародного антиалкогольного движения в борьбе с пьянством. Современная техника, перестройка высшего и среднего специального образования, улучшение системы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов требуют от всех трудящихся нашей страны, и особенно от молодого поколения, хорошей подготовки к самостоятельной жизни и труду на базе здорового образа жизни.

Оказание помощи комиссиям по борьбе с пьянством — одна из задач общества. Положение о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях, утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. Главное в работе комиссии — разработка и проведение мероприятий по предупреждению и пресечению пьянства среди работников предприятий, учреждений, организаций, воспитание граждан путем убеждения и общественного воздействия.

Комиссиям по борьбе с пьянством предоставлено право рассматривать материалы в отношении членов трудовых коллективов: о распитии спиртных напитков на производстве, на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций, о пребывании на работе в нетрезвом состоянии: об участии мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве или о непринятии ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо о сокрытии случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников; о доведении родителями и иными лицами несовершеннолетнего до состояния опьянения; об управлении в нетрезвом состоянии транспортными средствами водителями и другими лицами, не имеющими права управления этими средствами, а также о передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; о допуске должностными лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения и др.

Комиссия по борьбе с пьянством может применить к виновному за эти и другие правонарушения, указанные в пункте 7 статьи 6 Положения о комиссии по борьбе с пьянством одну из следующих мер: объявить предупреждение, выговор или наложить денежный штраф в размере до пятидесяти рублей.

§ 3. Трудовая экспертиза и организация медицинской помощи больным алкоголизмом

При алкогольном опьянении, похмелье или многодневном запое справка о временной нетрудоспособности как документ, оправдывающий невыход на работу (прогул), не выдается.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 16 мая 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» при заболеваниях вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением (травмы, воспалительные процессы, острые алкогольные психозы), листки нетрудоспособности как при амбулаторном, так и при стационарном лечении не выдаются и пособия по временной нетрудоспособности не выплачиваются. В таких случаях временная нетрудоспособность удостоверяется справкой, выдаваемой врачом и фельдшером лечебно-профилактического учреждения, имеющими на то соответствующее право.

Больные, проходящие лечение от хронического алкоголизма или алкогольных психозов, а также от заболеваний, являющихся последствием алкоголизма, в условиях стационарного отделения психиатрической больницы или в наркологическом отделении при промышленном предприятии, а также временная нетрудоспособность при заболеваниях нервной системы или внутренних органов, возникших или обострившихся в результате хронической алкогольной интоксикации или хронического алкоголизма, оформляется такой же справкой.

Основную помощь больным алкоголизмом оказывает участковый психиатр-нарколог в наркологическом диспансере. Его помощник — фельдшер-нарколог — работает под его руководством.

Промежуточным звеном между амбулаторной и стационарной помощью являются дневные стационары, в которых больной трудится и лечится днем (ночь он проводит в семье) или ночные профилактории, где лечение осуществляется вечером и ночью, чтобы не отрывать человека от работы или учебы.

Противоалкогольное лечение в специальных психоневрологических или наркологических больницах сочетается с регулярной трудовой деятельностью. Труд больных оплачивается.

По решению судебных инстанций больных алкоголизмом, нуждающихся в лечении, но упорно от него отказывающихся, направляют в принудительном порядке в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), где проводится трудовое перевоспитание и оказывается медицинская помощь.



[1] Утвержден на третьей сессии Верховного Совета РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 г. С изменениями и дополнениями согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г.

[2] Принят на девятой сессии Верховного Совета РСФСР десятого созыва 20 июня 1984 г.

21:49
Роль административных и общественных организаций в борьбе с пьянством и алкоголизмом
Просмотров: 7603 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]