Оглавление
Критически оценивая опыт прошлого, включая негативные
последствия последнего десятилетия, необходимо особо выделить насущную задачу
современного развития российского общества, перспективная цель которого должна
сводиться к постепенному искоренению
причин массового пьянства, минимизации его негативных последствий. Основным
направлением в достижении этой цели должна стать профилактика (предупреждение)
пьянства. Основное же в профилактике - устранение причин, порождающих это
явление и позитивное воздействие на обстоятельства, выступающие качестве условий, порождающих почву для
появления и действия причин.
Говоря о предпосылках преодоления пьянства следует
учитывать несколько обстоятельств:
- во-первых, достижение положительных результатов в
антиалкогольной политике возможно лишь при условиях комплексного подхода к
проблеме пьянства и алкоголизма;
- во-вторых, необходимо иметь ввиду, что глубинные
причины этих явлений кроются в социально-экономическом неблагополучии
российского общества;
- в-третьих, значение усиления эффективности
антиалкогольной политики далеко выходит за рамки борьбы лишь с пьянством и
алкоголизмом, способствуя защите здоровья граждан, воспитания здорового образа
жизни, борьбе с преступностью.
С учетом того, что пьянство - это социальное зло, то и
борьба с ним может иметь успех лишь при условии активного использования всей
системы социально-правового воздействия, включая комплекс организационных,
профилактических, воспитательных, медицинских, экономических мер.
1. Совершенствование
федеральной и региональной антиалкогольной политики как средства решения общесоциальной
профилактики пьянства.
Связь пьянства с другими проблемами жизни выдвигают в
качестве принципиального требования к постановке такой работы ее многоцелевой
характер. Именно поэтому антиалкогольная политика - это неотъемлемая часть
общей социальной политики государства. В силу многоцелевого социального
характера антиалкогольной политики, с одной стороны, и отсутствия реальной
нормативно-правовой базы, защищающей интересы не отечественных производителей
спиртных напитков, а большинства граждан, - с другой, правомерно сегодня
поставить вопрос о разработке целенаправленной государственной антиалкогольной
доктрины.
Главными задачами антиалкогольной политики должны
стать предотвращение, устранение или
смягчение последствий (включая криминальные) потребления алкоголя
населением, снижение уровня и структуры потребления алкогольной продукции и
предотвращение ее употребления молодежью, более эффективный контроль за
производством, торговлей и потреблением спиртных напитков, защита здоровья
населения.
Учитывая состояние алкогольной ситуации в России и
большинстве ее регионов, основными целями антиалкогольной политики должны
стать:
- всеобщее антиалкогольное просвещение и трезвенное
воспитание подрастающего поколения, формирование антиалкогольного общественного мнения;
- последовательные меры по сокращению потребления
алкогольной продукции населением при
государственной монополии;
- предотвращение, устранение или смягчение
социально-негативных, включая криминальные, последствий потребления
алкогольной продукции среди населения;
- обеспечение защиты интересов граждан, семей,
общества и государства как от процесса алкоголизации, так и от его последствий,
в т.ч. от пьянства и алкоголизма;
- осуществление защиты здоровья населения, особенно
молодежи, предотвращение ухудшения генофонда народа, стабилизация и улучшение
социально-демографической обстановки.
Основными субъектами антиалкогольной политики, как
показывает отечественный и зарубежный опыт, должны стать государственные органы
Российской Федерации и ее субъектов, органы муниципального самоуправления,
общественные объединения и движения, юридические лица, а также
граждане-активисты.
В качестве первого организационного шага,
обеспечивающего взаимодействие государственных и общественных организаций,
представляется оправданным создание Государственного комитета по проведению
антиалкогольной политики в Российской Федерации. Учитывая профилактическую
направленность координации, было желательно привлечь к работе Государственного
комитета руководителей министерств, обеспечивающих развитие социальных сфер;
руководителей правоохранительных органов, Госкомиссии по винной монополии,
представителей общественных формирований.
Острейшая ситуация диктует необходимость того, чтобы
Государственная Дума Российской Федерации учредила в составе постоянных
комиссий Комиссию по вопросам антиалкогольной политики и периодически на своих
заседаниях рассматривала подготовленные законодательные документы и ход
проведения антиалкогольной политики.
Деятельность всех субъектов антиалкогольной политики
требует создания стройной правовой системы правовой основой деятельности
Государственного комитета и его региональных органов по реализации целей
антиалкогольной политики государства являются Конституция РФ, обновленное
законодательство (включая нормы гражданского, административного, уголовного
кодексов). С учетом того, что современная правовая основа страдает отсутствием
многих норм и значительно отстает от реалий российской действительности,
требуется скорейшее принятие специального закона "Об основах антиалкогольной
политики Российской Федерации”, других правовых актов федеральных органов,
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их
компетенции. Антиалкогольная политика должна проводится по строгом соблюдении
прав и свобод человека и гражданина при условии ненарушения прав и свобод
других лиц. Основной формой работы с населением должно стать просвещение,
воспитание и убеждение. Запрещение и принуждение применяются лишь в тех случаях
и в отношении тех лиц, когда происходит нарушение установленных законов и
правовых норм.
Учитывая множественность и иерархию субъектов
антиалкогольной политики, одним их первых реальных шагов по решению проблемы
могла бы быть разработка Федеральной комплексной антиалкогольной программы. Составными
частями такой программы, решаемой на
уровне Российской Федерации, должны стать:
- научно обоснованная разработка комплекса мероприятий
по антиалкогольному, трезвенному воспитанию детей и молодежи с использованием
всех возможностей дошкольных и школьных учреждений, книг и средств массовой
информации, театра и кино;
- действенное обеспечение государственной монополии на
оборот алкогольной продукции и государственный контроль за этим оборотом;
- разработка мер по государственному регулированию цен
на алкогольную продукцию (включая импорт);
- разработка комплекса мер по предупреждению
социально-негативных последствий пьянства и алкоголизма, включая деятельность
правоохранительных органов и судов;
- введение льготного налогообложения и предоставления других
льгот юридическим и физическим лицам, общественным объединениям, непосредственно
связанным с социально-реабилитационной и антиалкогольной работой с населением;
- обеспечение на федеральном уровне запрета рекламы и
пропаганды алкогольной продукции и привлечение виновных к ответственности;
- обеспечение медицинской помощи населению,
медико-социальной и социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом;
- разработка нормативно-правовой базы для
профилактической работы всех органов, привлекаемых к осуществлению задач
антиалкогольной политики.
По нашему представлению, основными направлениями
антиалкогольной политики, решаемой субъектами Российской Федерации и органами
местного самоуправления, могли бы стать:
- разработка и реализации в рамках Комплексной
антиалкогольной программы Российской Федерации мероприятий, относящихся к
ведению и территории субъектов федерации;
- координация работы по реализации антиалкогольной
политики на своей территории;
- регламентация отдельных вопросов в сфере оборота,
ввоза и реализации алкогольной продукции;
- проведение культурно-просветительных и
воспитательных мероприятий, направленных на формирование у граждан, особенно
детей, молодежи, женщин, четких антиалкогольных убеждений;
- осуществление мер по социальной реабилитации больных
алкоголизмом;
- привлечение к ответственности юридических и
физических лиц, виновных в правонарушениях, связанных с незаконным оборотом
алкогольной продукции, нарушениями общественного порядка в состоянии
алкогольного опьянения.
Важным направлением антиалкогольной политики является
обеспечение действенного государственного и общественного контроля за
реализацией алкогольной продукции и ограничения ее производства. В связи с
этим, представляется необходимым пересмотр в сторону усиления требований
экспертизы винно-водочных изделий и пересмотр действующих норм ГОСТа.
Производство и реализация алкогольной продукции без лицензии и сверх
установленной квоты должно быть полностью запрещено. Необходимо добиться
восстановления практики заявок отечественных производителей на качественный
спирт, отмененной под давлением МВФ, обеспечив тем самым более высокое качество
реализации через розничную торговлю алкогольных напитков.
Следует полностью запретить рекламу алкогольной
продукции через средства массовой информации. Запрету подлежит пропаганда
алкогольной продукции, т.е. формирование у населения представлений о полезности
и допустимости ее употребления по случаю торжеств и других актов.
Перечисленные выше основные направления
антиалкогольной политики, на наш взгляд, удачно сочетают формы общесоциальной
профилактики. При этом они являются наиболее перспективными, в сравнении с
карательными являются меры, поскольку связаны с образовательным, воспитывающим
воздействием на убеждение и поведение населения большого числа субъектов
антиалкогольной политики.
2. Важным
направлением усиления антиалкогольной политики, по нашему мнению, должны стать меры
совершенствования правовой базы борьбы с пьянством.
Реально оценивая ситуацию нарастания в общественном
сознании нигилизма, безнаказанности и вседозволенности в стране,
неэффективность применения административных и уголовных наказаний, по нашему
глубокому убеждению назрела серьезная необходимость повышения действительности
применения уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых и
семейно-правовых норм и средств предупреждения противоправного поведения на
почве пьянства.
В этой связи особо нуждается в дальнейшем
совершенствовании уголовное законодательство, регулирующее отношения,
возникающие в сфере борьбы с криминогенными проявлениями пьянства и
алкоголизма. В принятом новом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вводимом
в действие с 1 января 1997 года, по мнению разработчиков, были учтены многие
международно-признанные системы ценностей, устранены многие несоответствия
системы санкций требованиям справедливости. Однако наряду с ними из нового УК
РФ были убраны статьи, которые с точки зрения профилактики играли ранее важную
роль в борьбе с пьянством и алкоголизмом.
Сравнивая официальный текст УК РФ, принятый
Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 1996 г. и вводимый в
действие с 1 января 1997 года, с модельным Уголовным кодексом, принятом на
седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей стран-участников СНГ 17
февраля 1996 г., следует сделать вывод: российские законодатели не учли многие рекомендации,
которые способствовали бы более эффективной профилактической работе
правоохранительных органов.
Так, например, признавая уголовную ответственность
лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст. 23 УК РФ),
законодательно не закреплено применение положение о том, что состояние
опьянения в новом УК РФ (общая часть) не признается даже обстоятельством,
отягчающим наказание (см.: ст. 63 УК РФ). Более того, в новом УК состояние опьянения
при определенных условиях трактуется как обстоятельство смягчающее ответственность.
В связи с выше изложенным автор вносит предложение о
необходимости дополнить ст. 63 УК РФ
положением о том, что к обстоятельствам, отягчающим ответственность и
наказание, наряду с перечисленными в статье позициями, относиться также
"совершение преступления в состояние алкогольного, наркотического опьянения или
под воздействием токсических средств”.
Особого внимания заслуживает борьба с распространением
привычки к потреблению спиртных напитков среди подростков и молодежи, которая
велась и сейчас ведется недостаточно решительно. Именно употребление спиртных напитков
представляется обстоятельством, активно продуцирующим преступность среди
несовершеннолетних.
В соответствии с действующим законодательством есть
правовая норма (ст. 151 УК РФ), регулирующая борьбу с вовлечением
несовершеннолетних в употребление и злоупотребление спиртными напитками. Цель
статьи очевидна - помочь правовыми средствами сохранить здоровье подрастающих
поколений, остановить процесс омоложения возраста, с которого начинается
употребление спиртных напитков, упредить опасность осложнения в будущем
социально-криминологической ситуации.
Однако в следственной и судебной практике последних
лет практически отсутствует рассмотрение дел по фактам вовлечения и спаивания
несовершеннолетних. Практически не было уголовных дел по ст. 210 старого УК РФ:
"Доведение же несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости
от которого находился несовершеннолетний, влечет уголовную ответственность
этого лица в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ
на тот же срок, или штрафа”. В новом УК РФ данная статья (ст. 151) изменена в
сторону допущения таких действий до 3 и более раз (систематическое употребление).
По-видимому, следует учитывать, что недооценка
общественной опасности преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних
в пьянство, значительно сужает возможности специальной профилактики этого
негативного явления среди молодежи и подрывает в целом авторитет
законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.
В системе правовых мер борьбы с пьянством и
алкоголизмом важную роль должен играть арсенал имеющихся административных
средств пресечения правонарушений, посягающий на общественный порядок и
связанных с поведением в общественных местах и производстве, воспитанием в
семье.
В этой связи следует признать, что современная оценка
действенности выделенных выше статей, введенных в Кодекс об административных
правонарушениях в период 1985-1987 гг., может быть признана весьма низкой и
неэффективной. В первую очередь, такая ситуация связана с совершенно иной
ситуацией, сложившейся в результате отхода от целенаправленной антиалкогольной
политики нынешнего федерального руководства. В условиях сверхизобилия алкогольных
напитков при относительно низких ценах фактически не действуют ст.ст. 160, 1601,
1602, что ставит под сомнение необходимость их сохранения в Кодексе. По-видимому, требуют пересмотра в
сторону увеличения размеров штрафа за правонарушения, предусмотренные ст.ст.
162. 163. Так, например, за распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в
скверах, парках, во всех видах общественного транспорта ... или появление в
общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем общественное достоинство и
общественную нравственность предусмотрены штрафы всего лишь размером в 1/3 или
1/2 минимального размера заработной платы.
3.
Специальные профилактические меры, направленные на реализацию антиалкогольного
законодательства.
Сегодня, когда устаревшее антиалкогольное
законодательство практически не действует, а в предупредительной работе служб и
подразделений органов внутренних дел недооценивается значение борьбы с
пьянством настоятельно встает вопрос об обновлении ведомственных нормативных
актов по организации профилактики пьянства и алкоголизма.
Борьба с пьянством и алкоголизмом предполагает
постоянное и последовательное применение специальных профилактических мер,
направленных на реализацию антиалкогольного законодательства. Ведущее место в
этой работе принадлежит органам внутренних дел, в частности службам милиции. В
числе основных направлений по специальной профилактике пьянства следует
выделить:
- пресечение распития спиртных напитков, а также
нахождения в пьяном виде в общественных местах;
- установление притонов и лиц, предоставляющих
помещение для наркоманов, токсикоманов, распития спиртных напитков и разврата,
вовлекающих несовершеннолетних в пьянство;
- выявление лиц, нарушающих установленные правила торговли
винно-водочными изделиями, изготовляющих и хранящихся с целью сбыта без
специального разрешения (лицензии), акцизных марок спиртные напитки;
- предупреждение семейно-бытового пьянства;
- целенаправленная антиалкогольная пропаганда и др.
Среди категорий профилактируемых, на наш взгляд,
основное внимание необходимо уделить подросткам и молодежи, поскольку эта
категория населения составляет ту социальную часть общества, действия которой
под влиянием алкоголя чаще всего переходят криминальную черту.
4. Меры
совершенствования системы антиалкогольного воспитания и пропаганды. Безнравственность, отсутствие должной общей и
правовой культуры, правовой нигилизм являются субъективной стороной генезиса и
развития антисоциальных явлений, включая пьянство. Среди мер по преодолению
массового пьянства и алкоголизма важным условием выступает развитие и
совершенствование системы антиалкогольного воспитания, просвещения и
пропаганды. Основным объектом этой работы должны стать дети, подростки,
молодежь. Для развития системы антиалкогольного воспитания, просвещения и
пропаганды необходимы разработка новой Концепции антиалкогольного воспитания и
просвещения; использование положительного отечественного и зарубежного опыта
организации трезвеннических кампаний; привлечение к этой работе общественных движений
за здоровый образ жизни, ученых; обеспечение через СМИ активного противодействия
пропаганде пьянства, аморализма, питейных традиций. Организующую и
координирующую роль в разработке Концепции должны сыграть Комитеты Государственной
Думы Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования,
соответствующие департаменты (комитеты) местной власти в регионах, академии
педагогических, медицинских наук, а также организации в рамках общественного
трезвеннического движения.
Антиалкогольная пропаганда в молодежной среде должна
вестись одновременно и параллельно с антинаркотической пропагандой. Пока же
наблюдается явный "перевес” в сторону последней, хотя, как известно, Всемирной
организацией здравоохранения и ныне действующим в России ГОСТом, алкоголь
признан таким же опасным для здоровья средством, как и наркотики.
Среди мер по преодолению пьянства и алкоголизма
чрезвычайно важным условием выступает антиалкогольное просвещение молодежи во
всех учебных заведениях. Эта работа обязательно должна проводится и в
дошкольных учреждениях, в работе которых сегодня можно обнаружить
многочисленные примеры формирования алкогольных представлений у детей уже в возрасте
3-4 лет.
В предупреждении пьянства и алкоголизма важную роль должна
сыграть антиалкогольная пропаганда, которая особенно в последнее время требует
значительной активизации. Здесь правоохранительные органы должны играть более
активную и целенаправленную роль, тем более что Закон РСФСР "О средствах
массовой информации” от 27 декабря 1991 г. создал для этой работы все условия.
Необходимо всячески способствовать развитию
антиалкогольной инициативы населения, привлекать к этой работе общества и клубы
трезвости. Особая роль здесь принадлежит Союзу борьбы за народную трезвость, в
рамках которого в Российской Федерации работают региональные организации
практически во всех крупных городах.