Глава
7. Труд в системе психотерапии алкоголизма
Оглавление
Трудоспособность больных алкоголизмом
восстанавливается с помощью медикаментозного лечения (лекарственная терапия),
физических факторов (водные процедуры, электролечение и т.д.), организации
правильного режима дня, соблюдения диеты. Особенно важным видом лечебного
воздействия является психотерапия.
Психотерапия как метод лечения состоит в
комплексном лечебном воздействии психическим фактором на психику больного, а
через нее — и на весь его организм с целью устранения болезненных явлений,
изменения его отношения к болезни, к себе или к окружающим его людям.
Под «психическим фактором» в данном
случае понимается непосредственное воздействие (ощущение, восприятие),
словеснологическое, эмоциональное, волевое. Это воздействие комплексируется с
другими видами лечения, осуществляя взаимоусиливающий эффект.
Трудотерапия входит в систему
психотерапевтического воздействия как методика активизации личности больного,
привлечения его к полезной трудовой деятельности, способствует предотвращению
рецидива заболевания.
Стратегические задачи психотерапии на
разных этапах лечения больного алкоголизмом меняются в зависимости от отношения
больного к своей болезни («внутренняя картина болезни»), которое складывается в
основном из трех уровней: сенсорного, интеллектуального, эмоционального.
Сенсорный уровень характеризуется
совокупностью ощущений, связанных с болезнью. При алкоголизме он включает в
себя психический и физический дискомфорт и тягостные переживания в абстинентном
синдроме, расстройство сна, астенические, депрессивные и другие расстройства.
Интеллектуальный уровень отражает
систему суждений и умозаключений больного об алкоголизме и употреблении
спиртных напитков, о необходимости лечения, о своей трудоспособности и трудовых
возможностях.
Эмоциональный уровень определяет
отношение человека к болезни с позиции ее системы значимостей и условной
выгодности и не всегда совпадает с интеллектуальным. Это несовпадение приводит
больного алкоголизмом к противоречию его тенденций в отношении к болезни и
лечению: на интеллектуальном уровне он приходит к выводу, что болен и должен
отказаться от употребления спиртного, которое привело его к болезни, снизило его
трудоспособность, оказало отрицательное влияние на отношения с окружающими. Но
его эмоциональное отношение к болезни и особенно к абсолютному отказу от
употребления спиртного — неоднозначно. Дело в том, что отказ от употребления
алкоголя противоречит болезненному влечению к нему. В подавляющем большинстве
случаев больной обращается за помощью к врачу под влиянием воздействия
окружающих: родственников, сотрудников, милиции. Он соглашается лечиться, но
это согласие далеко не всегда совпадает с его желанием.
Обычно больной положительно относится к
лечебным мероприятиям, направленным на устранение болезненных явлений: астении,
депрессии, ипохондрии и т.д. Но начинает противоречить, когда узнает о
необходимости полного отказа от употребления спиртного.
Лечение больного алкоголизмом при
отсутствии установки на полную трезвость малоэффективно. Если после лечения
человек продолжает употреблять спиртное, болезнь прогрессирует. Поэтому
выработка установки на трезвость — важнейшая стратегическая задача в процессе лечения.
§ 1. Трудотерапия в системе выработки
установки на абсолютную трезвость
В предыдущих главах было показано
отрицательное влияние алкоголизма на трудовую и учебную деятельность. Изменения
личности, психические и соматические
расстройства в связи с хроническим отравлением организма алкоголем значительно
снижают трудоспособность больного и особенно способность овладевать новыми
знаниями и навыками.
Лечение на фоне воздержания от спиртного
ставит своей задачей устранить и ослабить эти явления. Больному назначают
лекарства, восстанавливающие нарушенные алкоголем функции внутренних органов,
витамины, дефицит которых возникает в организме в результате пьянства,
препараты, улучшающие обменные процессы, лекарства, уменьшающие нервную возбудимость,
ослабляющие психическую напряженность, углубляющие сон, устраняющие
тоскливо-подавленное настроение, слабость и повышенную утомляемость.
Если больной способен воздержаться от
употребления спиртного, то он лечится амбулаторно. Если этого не удается
добиться, то лечение целесообразно проводить в условиях стационара, так как там
имеются все возможности для создания общего и психотерапевтического режима. В
общем режиме большую роль играют правильный распорядок дня, полноценное
своевременное питание, правильное чередование сна и отдыха с физическими
упражнениями, прогулками на свежем воздухе, физиопроцедуры.
Психотерапетический режим на этом этапе
лечения определяется в первую очередь системой щадящих воздействий,
способствующих успокоению и отдыху. Персонал наркологического отделения следит
за соблюдением тишины, особенно в часы отдыха. Эту же цель преследуют сеансы
гипноза-отдыха и гипнотические внушения успокаивающего характера. Они также
снимают болезненное психическое напряжение, способствуют восстановлению сил.
Уже на этом этапе лечения осуществляется и активирующая психотерапия, задача
которой — помочь больному полностью отказаться от спиртного.
Для этого врач беседует с родственниками
и сотрудниками больного, изучает и фиксирует ущерб, который нанес алкоголизм
здоровью, личности, психике, межличностным отношениям, семье и, главное,
способности осуществлять полезную трудовую деятельность.
Эти сведения необходимы для
осуществления разъяснительной психотерапии, в процессе которой больному
доказывается необходимость полного воздержания от алкоголя.
Разъяснительная психотерапия проводится
в форме лекций, индивидуальных и групповых бесед, во время которых больной
узнает, какой ущерб наносит алкоголь человеку и человечеству в целом, как
влияют спиртные напитки на способность к трудовой деятельности. Подчеркивается,
что труд на благо общества является высшей формой самоутверждения человека, что
труд в нашей стране — священная и почетная обязанность каждого гражданина, что
утрата возможности полноценно трудиться — величайшая потеря в системе ценностей
каждой личности.
После проведения общеукрепляющего
лечения наступает второй этап психотерапевтической работы — выработка
отвращения к спиртному. В индивидуальных и коллективных беседах врач пытается
понять, почему больной не согласен с перспективой абсолютного отказа от
употребления спиртных напитков, и вступает с ним в аргументированный спор,
тщательно обосновывая свою позицию и убедительно опровергая доводы больного.
Эта терапия, построенная на диалектическом споре между врачом и больным,
называется «рациональной психотерапией».
Мощный аргумент, подтверждающий
преимущество воздержания от спиртного — повышение трудоспособности за время
лечения.
В процессе трудотерапии больные убирают
помещения и территорию, прилегающую к лечебному учреждению, выполняют ремонтные
работы, помогают хозяйственным подразделениям и т. д. Несложные картонажные
работы могут быть организованы непосредственно в лечебном учреждении. Для этого
выделяются специальные помещения или организовываются мастерские.
На кафедре психотерапии ЦОЛИУВ под
руководством заслуженного деятеля науки профессора В. Е. Рожнова с 1966 г.
совместно с Дороховским стекольным заводом Министерства пищевой промышленности
СССР разрабатывается методика работы больнично-заводских психотерапевтических
профилакториев для больных алкоголизмом. Директор завода П. В. Зворыкин —
энтузиаст этого метода — первый в стране руководитель промышленного
предприятия, убедившийся в том, что союз с медиками помогает организовать
эффективную борьбу с пьянством. П.В. Зворыкин правильно оценил и то, что
больные, осуществляющие трудотерапию непосредственно в цехах завода, дадут
производству дополнительный резерв рабочей силы.
Для практической реализации задуманного
кафедра психотерапии ЦОЛИУВ и Московская областная психиатрическая больница № 4
создали на территории стеклозавода наркологическое отделение.
Психотерапевтическое лечение там сочеталось с весьма эффективным по своим
производственным данным трудом в цехах завода.
Лечение в больнично-заводских
профилакториях помогает больным преодолеть болезненное влечение к спиртному под
влиянием воспитывающего воздействия заводского коллектива, позволяет больным, и
особенно молодым людям, повышать свою квалификацию, обучаться новым профессиям.
За свой труд они получают материальное вознаграждение. Это укрепляет их веру в
себя, поднимает и престиж в глазах семьи, способствует формированию
положительной установки на лечение.
Лечение на этом этапе включает
мероприятия, направленные на профилактику рецидивов пьянства. С этой целью
больной посещает сеансы гипнотического внушения. Особенно эффективны сеансы
коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии по методике В. Е. Рожнова, во
время которых одновременно у 8—12 больных вырабатывается отвращение к спиртному,
рвотная реакция на его запах, вкус и даже на упоминание о нем. Каждый сеанс
гипноза заканчивается внушением хорошего самочувствия, бодрого состояния и
жизнерадостного настроения.
Повышенная психическая и физическая
истощаемость, характерная для больных алкоголизмом, заставляет обучать их
приемам прогрессирующей мышечной релаксации и аутогенной тренировки. Это
позволяет человеку снять ненужное напряжение мышц, дает возможность быстро
успокоиться, сосредоточиться и заняться активным самовнушением, закрепляющим
положения разъяснительной психотерапии, которые больной получает в состоянии
бодрствования и в гипнозе.
Трудотерапия способствует формированию
общности интересов, объединяя пациентов в единый коллектив. Облегчается их
общение в свободное от работы и лечения время. Сделать это общение интересным и
содержательным — важная задача психотерапии.
В наркологическом учреждении созданы
группы общения. Человек избавляется от комплекса неполноценности, связанным с
социальным осуждением алкогольной болезни, обогащается знаниями, получает
эстетическое развитие, становится способным к критике и самокритике. На
групповых занятиях обсуждается работа каждого больного. Положительная оценка
любого успеха, рост квалификации или овладение новой специальностью укрепляют уверенность
в себе, рассеивают и ослабляют чувство собственной неполноценности.
Одна из задач групповой психотерапии —
помочь больному восстановить стереотипы трезвого общения. Трудотерапия
вооружает больных основным предметом общения — обсуждением вопросов, связанных
с их общей работой. Появляется общность интересов, стремление к знаниям, к
чтению, растут эстетические потребности.
Во время групповых занятий
отрабатываются ролевые ситуации. Из числа больных выбирается «суд» в лице
«обвинителя» и «защитников», которые решают вопрос о том, как ведет себя
больной в каждой ситуации (в беседе с женой, начальником, продавцом, шофером
такси и т. д.). Отрабатываются правильные стереотипы трезвого поведения,
критика и самокритика.
§ 2. Трудотерапия как реабилитационное
мероприятие
Третичная психопрофилактика или система
реабилитационных
мероприятий при алкоголизме ставит своей задачей вернуть больного к нормальному
труду или учебе, восстановить нарушенные социальные связи, сделать трезвость
нормой жизни.
На этом этапе работы с больным
врач-психотерапевт обращается в основном к эмоциональному уровню внутренней
картины болезни, пытаясь противопоставить болезненному влечению систему
устойчивых трудовых, интеллектуальных и эстетических установок. В психотерапии
в данном случае особенно широко используются эмоционально-стрессовые
воздействия, обращение к духовным качествам личности, пробуждая в ней насущную
потребность самосовершенствования. Эмоционально-стрессовая психотерапия (автор
концепции В. Е. Рожнов, 1985) лечит методом укрепления и выработки идейных
позиций и интересов больного человека.
Ответственное отношение к работе
стимулируется регулярными отчетами больного о трудовой деятельности перед
психотерапевтом, группой товарищей или членами антиалкогольного клуба.
Активизация интеллектуальных установок
достигается вовлечением больного во всевозможные мероприятия, которые
проводятся при антиалкогольном клубе: выступление с сообщениями и докладами на
научно-популярные темы; участие в работе кружков по интересам, мероприятия по
охране окружающей среды, активная деятельность в области огородничества,
садоводства и цветоводства.
На этом этапе трудотерапия тесно
смыкается с эстетотерапией — воздействие на больного искусством. Устраиваются
литературные чтения с последующим обсуждением, лекции по изобразительному
искусству с показом слайдов и репродукций, экскурсии в музеи, доклады о
музыкальном творчестве с прослушиванием грамзаписей и магнитофонных записей,
посещение концертов. Больных привлекают к литературному и поэтическому
творчеству, к живописи, рисованию, выжиганию по дереву, фотографированию и
киносъемкам, коллекционированию и т. д.
Увлекательной и полезной формой
общественной трудовой деятельности являются военно-патриотическая работа,
экскурсии по местам боевой славы, встречи с участниками боевых событий или
героями тыла.
Больные активно привлекаются к спорту.
Под контролем врачей-специалистов по лечебной физкультуре занимаются
индивидуально или в группах «Здоровье». Совершают турпоходы, походы на лыжах,
строят спортивные площадки и другие спортивные сооружения по месту жительства
как для взрослых, так для детей и подростков.
Задача врача-психотерапевта на этом
этапе лечения — помочь организовать интересный и содержательный досуг больным и
контролировать выполнение психотерапевтических назначений. Эта работа станет
непосильной, если врач будет пытаться выполнить ее в одиночку. Его помощником
становятся сами больные и члены их семей.
Человеку, лечившемуся от алкоголизма,
следует избегать застолий со спиртными напитками. Отмечать радостные события и
праздники ему следует в кругу трезвых людей, запивая вкусную, хорошо
приготовленную еду соками, минеральными и фруктовыми водами. Организация таких
праздничных столов в клубах трезвости при наркологических лечебных учреждениях,
в которых больные и их семьи соревнуются в умении лучше приготовить то или иное
блюдо и придать ему оригинальную красивую форму, когда люди за столом
соревнуются не в количестве выпитого спиртного, а в остроумии, умении интересно
рассказать о каком-либо событии в науке, литературе или искусстве, прочесть
свои стихи и т. д., делает жизнь человека содержательной и интересной.