§ 5. Влияние нарушений эмоциональной
сферы в состоянии опьянения на способность к трудовой и учебной деятельности
Оглавление
Эмоции, чувства играют большую роль в трудовой
и учебной деятельности. Прием спиртного извращает эмоциональное реагирование
человека на предметы и явления действительности.
В эмоциях отражается переживание
человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем
он мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Из этих переживаний
становится ясно, положительно или отрицательно относится человек к тем или иным
предметам или явлениям действительности или к самому себе. Отношение
переживается как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).
В основе трудовой, учебной и любой
другой деятельности лежат входящие в содержание наших эмоциональных переживаний
потребности, которые выражаются стремлениями. В стремлениях отражены
направленность чувств, их действенность.
Степень активности чувств
характеризуется состоянием возбуждения и напряжения или состоянием успокоения,
разрядки, упадком и ослаблением сил. Чувства, повышающие жизненную
деятельность, увеличивающие энергию человека, называются стеническими;
понижающие жизнедеятельность, уменьшающие энергию — астеническими.
Прием небольших количеств спиртного
также характеризуется возбуждением, но не способствует стеничности, так как в
основе этого возбуждения лежит не усиление направленности чувств, а ослабление
умения сдерживать собственную активность. Употребление больших доз алкоголя
провоцирует возникновение астенических чувств, пассивности со слабовыраженными
или совсем не выраженными стремлениями.
Эмоциональное переживание называют
устойчивым, если оно продолжается в течение длительного времени. Устойчивое
эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой,
называется настроением. Настроение меняется в зависимости от событий личной или
общественной жизни, успешного или неудачного выполнения какой-либо работы, от
состояния здоровья человека и т. д. Для успешной трудовой или учебной
деятельности очень важным условием является соответствие или адекватность
настроения рабочей ситуации. Это определяется тем, что эмоциональные
переживания тесно связаны с регуляцией всех органов и систем, обеспечивающих
активную деятельность организма. Стенические эмоции способствуют активизации
сердечной деятельности, углублению и учащению дыхания, выделению в кровь
гормонов, усиливающих биохимические процессы и облегчающих прохождение
импульсов в определенных отделах нервной системы. Астенические эмоции
способствуют ослаблению этих процессов.
Адекватность эмоционального реагирования
человека в процессе трудовой или учебной деятельности, проявляющаяся в
возникновении эмоций, соответствующих рабочей ситуации на каждом этапе этой
деятельности, обеспечивает правильную работу организма и создает оптимальные
условия для ее выполнения. Прием спиртного искажает характер эмоциональных
реакций, делает их неадекватными рабочей ситуации. В результате возникают
гиперстенические эмоции, способствующие лишней, ненужной активности, или
гипостенические, мешающие проявить активность там, где это необходимо.
Влияние алкоголя на психические функции
при простом алкогольном опьянении проявляется в изменении основного фона
настроения. В большинстве случаев в легкой и средней стадии опьянения оно
приобретает беззаботно-веселый характер. Оценка реальной действительности
становится извращенной. Реальные трудности кажутся легко преодолимыми, неприятности
— недостойными внимания. В таком состоянии на смену озабоченности, связанной с
реальной трудовой ситуацией, приходит успокоение, безразличие, благодушие.
Стенические эмоции сменяются астеническими. Человек отрывается от работы, так
как у него появляется потребность в общении, перестает обращать внимание на
брак или недоделки в работе, не стремится четко контролировать свою
деятельность, снисходительно относится к ошибкам, допущенным его подчиненными.
Обучение в таком состоянии крайне
затруднено. Учащемуся сложно правильно распределить внимание, выделить из
учебного материала главное, существенное, сосредоточиться на предмете.
Нормальному обучению мешает неадекватная эмоциональная оценка изучаемого
материала и слабость активного внимания, повышенная отвлекаемость и
рассеянность, характерная для простого алкогольного опьянения.
Для этого варианта опьянения характерно
также снижение чувства долга и ответственности, что особенно отрицательно
сказывается в стрессовых ситуациях, возникающих в трудовом процессе, когда от
человека требуется полная собранность для преодоления возникшей сложной
ситуации, следствием которой может быть авария или человеческие жертвы.
Нарушение эмоциональной сферы в
состоянии опьянения проявляется в крайней неустойчивости эмоциональных реакций,
быстрой смене настроений — необоснованные вспышки гнева, раздражения, агрессии
чередуются с относительным успокоением и даже благодушием. Трудовая и учебная
деятельность в таком состоянии крайне затруднена, особенно в условиях
коллективного труда, необходимости общения с людьми. Действия и поступки
определяются не столько рабочей ситуацией, сколько раздражением, обидой,
чувством недовольства.
Неадекватная оценка ситуации, слабость
внутреннего контроля, выраженность отрицательного аффекта — все это приводит к
неправильным, в том числе к противозаконным, поступкам. Противозаконные
поступки особенно характерны для дисфорического варианта опьянения, который
сопровождается недовольством, угрюмостью, неприязнью и злобой. Человек
становится придирчивым, язвительным, задиристым, ищет повода для ссор. У него
легко возникают конфликты с окружающими, что отрицательно сказывается на
рабочей дисциплине, снижает трудовую или учебную деятельность.
Значительно мешают работать и учиться
тоскливое настроение, ощущение подавленности и безысходности, тревоги, мысли о
бессмысленности и ненужности существования, слезливость, неприятные
воспоминания и обостренная жалость к себе, что характерно для депрессивного
варианта опьянения. Затруднена трудовая и учебная деятельность и в случае
преобладания астенических эмоций о ненужности этой деятельности.
При маниакальном варианте опьянения
невозможность осуществления трудовой и учебной деятельности связана с
повышенной отвлекаемостью, невозможностью сосредоточиться на предмете
деятельности, с чувством беспечности, благодушия, на фоне которого могут
наблюдаться вспышки злобы и агрессии по отношению к окружающем. В таком
состоянии человек не только не способен к продуктивной деятельности, но и
мешает работать окружающим. Он много говорит, кривляется, паясничает, назойливо
пристает к окружающим, беспечно смеется, шутит, «озорничает».
Особую опасность при работе на
производстве или работе, связанной с управлением транспортом, представляет
опьянение, быстро переходящее в глубокий сон. Человек может заснуть за рулем
автомашины, у станка, в кабине работающего крана или бульдозера.
У человека в нетрезвом состоянии
притупляются нравственные и моральные чувства, которые играют большую роль в
выполнении трудовой и учебной деятельности: чувство долга, коллективизма,
чести, собственного достоинства. Ослабляются интеллектуальные качества:
любознательность, сомнение, удивление, неудовлетворенность недостатком знаний и
другие, без которых невозможна творческая активность, интерес к учебе и к познавательной
деятельности. Теряется способность тонкого восприятия прекрасного, грубость и
пошлость вызывают восторг. Человек становится черствым по отношению к
подлинному горю. Ослабевают этические нормы и принципы, легко нарушается
дисциплина и совершаются противоправные действия.
§ 6. Расстройство волевых функций в
состоянии опьянения и способности к трудовой и учебной деятельности
В состоянии опьянения ослабляется
способность к целенаправленной деятельности, связанной с преодолением
трудностей, ослабляется воля.
Воля — это сознательное регулирование
субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающее преодоление трудностей
при достижении цели. Любая трудовая и учебная деятельность требует от человека
волевых усилий.
Фазы волевого процесса складываются из
появления потребности, переходящей в сознательное стремление, выбора цели и
средств, принятия решения и его исполнения.
У человека одновременно может быть
несколько стремлений или целей. Приемлемость или неприемлемость путей, ведущих
к достижению этих целей, называется мотивами действия; процесс выбора целей,
путей и средств — борьбой мотивов. В результате этой борьбы возникает решение.
Чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное волевое усилие,
которое выражается в преодолении препятствий, встречающихся на пути к
достижению цели.
В состоянии опьянения нарушаются все
фазы волевого процесса, необходимого для выполнения трудовой и учебной
деятельности.
Как видно из предыдущего раздела, у
нетрезвого человека ослабляются высшие потребности или чувства, лежащие в
основе стремления работать или учиться. Ослабление умственных способностей
затрудняет борьбу мотивов. Труднее становится преодолевать препятствия, которые
встречаются на пути к достижению цели.
В состоянии опьянения ослабляются такие
качества силы воли, как самообладание, настойчивость, выносливость, терпение и
смелость.
Снижение самообладания, суетливость,
многоречивость, неспособность подавлять ненужные стремления, усталость, боль,
гнев мешают выполнить поставленную задачу, препятствуют достижению намеченной
цели. Наблюдается повышенная истощаемость мотивов, побуждающих человека к
деятельности. Пьяный человек часто бросает начатое дело, столкнувшись с
незначительными трудностями, не делая попытки их преодолеть, не проявляя
необходимой настойчивости.
Эта же особенность в сочетании с
астеническими эмоциями делает пьяного невыносливым к длительным нагрузкам — он
быстро утомляется, отказывается от активной деятельности из-за легко
наступающей усталости. Особенно это проявляется в условиях кропотливого и
длительного труда. Тогда у человека в состоянии опьянения резко ослабевает
выдержка, терпение быстро истощается; он пытается применить силу, «наскок», в
результате чего работа оказывается малорезультативной, а нередко и осложняется
порчей оборудования, требующего бережного обращения.
Для многих видов трудовой деятельности
необходима смелость, умение преодолеть страх, сохраняя самообладание и
ориентацию в опасной ситуации.
Иногда человек употребляет спиртное «для
храбрости», совершения действий, на которые в трезвом состоянии он не решился
бы в силу отсутствия необходимой смелости и отваги. Последствия такой «пьяной
храбрости» часто бывают печальны или трагичны. Дело в том, что алкоголь не
делает человека смелым, а лишь притупляет ощущение опасности, снижая
одновременно другие психические способности, и в частности способность хорошо
ориентироваться в опасной ситуации.
Известная пословица «Пьяному море по
колено» нуждается в серьезной поправке: «Любая лужа для пьяного может стать тем
морем, в котором он может утонуть».
В этой главе была показана
несовместимость нормальной трудовой и учебной деятельности с состоянием
опьянения. Однако эта несовместимость определяется не только влиянием алкоголя
на психику. Прием спиртного оказывает отрицательное влияние на все органы и
системы человеческого организма.
В результате изменений в высших отделах
центральной нервной системы нарушается координация движений, расстраивается
походка, ухудшается почерк, изменяется регуляция сосудистого тонуса, сердечной
деятельности, дыхания, обменных процессов. Расстраивается функция внутренних
органов и желез внутренней секреции. Все это не только ухудшает или делает
невозможной трудовую или учебную деятельность, но и наносит большой вред
здоровью человека, приводя к тяжелым, Порой необратимым последствиям.