§3. Зарубежный опыт правового регулирования производства, сбыта и потребления
алкогольной продукции
Оглавление
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) -
специализированная организация ООН в области здравоохранения. Целью деятельности ВОЗ является
"достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья”, при этом здоровье
трактуется весьма широко - как состояние "полного физического, душевного и
социального благополучия”, а не только как отсутствие болезней и физических
дефектов (ст. 1 Устава ВОЗ). В соответствии с этой позицией в 1977 году ВОЗ
провозгласила основой своей политики новую стратегию - "достижение здоровья для
всех к 2000 году”.
По мнению специалистов ВОЗ, профилактика алкогольного
поведения должна быть последовательной и поэтапной. Согласно терминологии ВОЗ
выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная
профилактика является наиболее
массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на
ликвидацию неблагоприятных социальных, влияющих на формирование алкогольных
форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам.
Вторичная
профилактика - раннее выявление лиц с
нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на
медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последние годы не менее
актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых
"групп риска”, то есть подростков, у которых нет явных признаков алкогольного
поведения, но они больше других склонны к его формированию.
Третичная
профилактика - проблема целиком
медицинская, направленная на лечение алкоголизма.
Комитет экспертов ВОЗ по проблемам, связанным с
потреблением алкоголя, заседал в Женеве 20-26 ноября 1979 года. Результатом его
работы стал доклад "Проблемы, связанные с потреблением алкоголя” (3).
По мнению экспертов, задачей первичной профилактики
является уменьшение частоты появления новых проблем, связанных с потреблением
алкоголя, то есть, прежде всего, предупреждение их возникновения. Для этого
необходимо:
- идентифицировать факторы, определяющие появление
связанных с потреблением алкоголя проблем;
- осуществить вмешательство в естественный ход событий
с тем, чтобы уменьшить или полностью исключить возможность возникновения этих
проблем.
Несмотря на огромное разнообразие видов деятельности,
которые могли бы быть объединены заголовком "профилактика”, почти все они могут
соответствовать двум главным подходам к решению проблем, связанных с
потреблением алкоголя, а именно: ограничению доступности алкоголя и уменьшению
спроса на алкоголь.
Уменьшение спроса на алкоголь требует доступной
информации о вредном его влиянии на здоровье, пропаганды норм и моральных ценностей,
сдерживающих социально безответственное поведение, и обеспечения возможности
активного отдыха без потребления алкоголя, а также оздоровление общей
социальной среды, которая может способствовать избыточному потреблению
алкоголя.
Спрос на алкоголь определяется разнообразными
приятными ощущениями, которые способствуют его потреблению; они касаются
физического удовольствия, которое может сопровождать прием алкоголя, роли
выпивки, которую она играет в межличностных и групповых контактах, ее основной
функции в организации досуга и признания за ней обязательного значения в
практике питания, а также в культурных и религиозных традициях и ритуалах.
Учитывая все эти соображения, эксперты ВОЗ считают,
что "мероприятия … проводятся в трех основных направлениях.
Первое заключается в изменении или хотя бы повышении степени
понимания природы алкоголя как средства, вызывающего зависимость, токсического
вещества и напитка, потребление которого грозит серьезными последствиями для
здоровья и отрицательным влиянием на характер поведения и социальные связи.
Второе направление формирует деятельность, влияющую на
отношение к алкоголю, понимание целесообразности и норм адекватного способа его
потребления… Основной упор в таких мероприятиях делают на санитарное
просвещение, а не на информацию…
Третье, главное, направление включает мероприятия по изменению
тех социальных и жизненных условий, которые могут повышать спрос на алкоголь.
…Это говорит о необходимости расширения наших знаний
относительно зависимости спроса на алкоголь от условий жизни” (3, 39).
Кроме того, в докладе указывалось на то, что все
больший интерес проявляется к включению сведений о проблемах, связанных с
потреблением алкоголя, в школьные программы. Проводятся исследования для
определения наиболее подходящих методик ознакомления с этими сведениями детей
разных возрастных групп. Отмечается также, что в "настоящее время торжествует
тенденция отказа от "методики устрашения” и концентрации усилий на изложение
фактического материала, а также на стимулирование самостоятельного анализа и
принятия решения” (3, 42-43).
Исследовательская группа ВОЗ по проблемам молодежи в
свете Стратегии достижения здоровья для всех к 2000 году заседала в Женеве с 4
по 8 июня 1984 года. По итогам совещания был подготовлен доклад "Здоровье молодежи
- забота общества” (2).
Из доклада следует, что во все большем количестве
стран бесконтрольное потребление алкоголя молодыми людьми достигает размаха,
близкого по масштабам к эпидемии. В большинстве стран законодательство и
социальные установки допускают потребление спиртных напитков взрослыми,
которые, между тем, являются примером для молодежи. В некоторых странах в
последние годы был увеличен минимальный возраст, с которого молодой человек
приобретает право приобретения, потребления спиртных напитков, а также право
посещения питейных заведений:
1. Австралия:
покупка - 18 лет,
потребление -
18 лет.
2. Бразилия:
потребление - 18 лет.
3. Германия:
покупка - 16 лет,
потребление - 16 лет (пиво, вино),
18 лет (крепкие
алкогольные напитки),
посещение - 16
лет
(в сопровождении
взрослых).
4. Исландия:
покупка - 21 год.
5. Индия:
потребление - запрещено
несовершеннолетним
(в некоторых штатах),
18 лет (в некоторых
штатах),
21 (в некоторых
штатах).
6. Индонезия:
потребление - 16 лет.
7. Мексика:
покупка - 18 лет,
потребление - 18
лет,
посещение - 18 лет.
8. СССР:
покупка - 21 год,
потребление - 21 год,
посещение - 18 лет.
9. Филиппины:
покупка - 21 год.
10. Франция:
покупка - 14 лет (вино и пиво),
16 лет (крепкие
алкогольные напитки),
потребление - 14-16 лет (вино и пиво
в
сопровождении
взрослых),
16-18 лет (вино и
пиво),
18 лет (крепкие
алкогольные напитки),
посещение - 16 лет
(в сопровождении
взрослых).
11. Югославия потребление - 15 лет.
Примечание. Сведения для
приложения заимствованы из Доклада Исследовательской группы ВОЗ по проблемам
молодежи в свете Стратегии достижения здоровья для всех к 2000 г. "Здоровье молодежи -
забота общества”.
Существуют также законодательства, ограничивающие
распространение алкоголя. В некоторых странах действуют ограничения в отношении
рекламы, демонстрирующей привлекательность потребления алкогольных напитков и
ориентированной на молодежь. Опыт показывает, что:
- "проблема законодательного регулирования сбыта и
потребления алкогольных напитков является спорной и требует осторожного и
вдумчивого подхода…;
- ряд ограничений, введенных после тщательного взвешивания
всех действующих в данном районе социально-культурных и экономических факторов,
а также кампании пропаганды и всенародного обсуждения с последующим изучением
общественного мнения, скорее всего, принесут ощутимую пользу” (2).
1985 год был провозглашен Международным годом молодежи
со следующим лозунгом: "Мир, участие, развитие”. Одной из составных частей
лозунга является "участие”. Это определяет новое законодательное направление, в
котором следует продвигаться к решению проблемы: разработка политики в области
здравоохранения и образования, в рамках которой молодые люди выступали бы в качестве
активных участников, активной движущей силой, "заказчика перемен”. Молодые люди
должны рассматриваться не как проблема, а как ресурс, не как субъект
воздействия, а как субъект разнообразной преобразующей деятельности.
В своих общих рекомендациях Исследовательская группа
ВОЗ по проблемам молодежи в свете Стратегии достижения здоровья для всех к 2000
году ориентирует, чтобы:
- "обеспечивалось участие молодых людей и на них
перелагалась часть ответственности в деле разработки политики и планирования
стратегий в области охраны их здоровья;
- молодые люди проходили курс специальной подготовки и
активно привлекались к работе по претворению в жизнь такой политики, которая
состояла бы в оказании помощи, распространении информации, просвещении и
проведении консультаций для лиц одного с ними возраста, а также для всех других
нуждающихся в этом членов общества;
- молодым людям была предоставлена возможность
"усилить” положительные стороны их образа жизни и оказана помощь в подготовке к
исполнению в будущем обязанностей супругов и родителей;
- в деле укрепления здоровья молодых людей применялся
многопрофильный подход, поскольку только в этом случае могут быть учтены
социальные, экономические, политические и культурные условия жизни молодых людей;
- оказывалась дальнейшая поддержка программам, в
задачи которых уже входит удовлетворение потребностей молодых людей (например,
программы борьбы с курением, злоупотреблением алкоголем и лекарственными
препаратами, программы предотвращения патологического поведения, сопряженного с
риском для здоровья, или охраны сексуального и репродуктивного здоровья);
- в связи с недостатком данных, которые необходимы для
планирования и введения в действие служб оказания медико-санитарной помощи
молодым людям, была разработана система мероприятий по сбору и распространению
таких данных;
- популяризировались знания о возможностях молодых
людей с целью воспитания уважения к ним; при этом должны использоваться уже
отработанные методы с привлечением всевозможных средств информации и других
способов” (2, 119-120).
Более полное представление о путях, способах и
средствах борьбы с пьянством и алкоголизмом Всемирной организации
здравоохранения при ООН дают ее следующие основные документы: "Проблемы
алкоголизма и планирование национального здравоохранения в программах ВОЗ” (1973 г.), "Контроль над потреблением
алкоголя: проблема общественного здравоохранения” (1976 г.), "Нарушения,
связанные с потреблением алкоголя” (1978 г.),
"Проблемы охраны здоровья подростков” (1979 г.), "Санитарное
просвещение по вопросам курения, алкоголизма и наркомании” (1981 г.), "Проблемы,
связанные с употреблением алкоголя, угроза для здоровья” (1983 г.), "Методические
рекомендации по изучению проблемы потребления алкоголя и разработке
соответствующих мероприятий” (1988
г.) и другие.
Европа является континентом с самыми высокими уровнями
потребления алкоголя в мире. Из 26 стран в 15 потребление алкоголя превышало 8 литров чистого алкоголя на
душу населения. После периода быстрого роста, наблюдавшегося с 1950 по 1980
год, в начале 90-х наступил период стабилизации. С 1989 года наблюдался резкий
рост потребления алкоголя в ряде стран Центральной и Восточной Европы.
В 1991 году на 41-й сессии Европейского Регионального
Комитета ВОЗ в Лиссабоне было принято два решения. Во-первых, было определено, что алкоголь является приоритетной
областью работы Регионального Бюро. Поэтому Бюро было предложено подготовить
Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя (далее - План). Во-вторых, была одобрена 17-я задача
европейской стратегии здоровья для всех, которая предусматривала уменьшение
потребления алкоголя на 25 %.
К концу 1991 года План был подготовлен и 17 сентября
1992 года в Копенгагене на 42-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ
был принят.
По мнению европейских ученых, социальная стоимость
употребления алкоголя для общества оценивается в различных европейских
государствах на уровне 2-3% валового национального продукта.
В Европейском плане действий по борьбе с потреблением
алкоголя (1) определены девять стратегических направлений: 1) политика в
европейских странах; 2) согласование действий с межправительственными
организациями; 3) превентивные подходы в деятельности алкогольной
промышленности и индустрии досуга; 4) создание условий, способствующих
укреплению здоровья и окружения; 5) действия на местном уровне; 6) уменьшение
ущерба от потребления алкоголя; 7) системы здравоохранения; 8) системы
социального обеспечения; 9) правоохранительные системы, которые в той или иной
степени нашли законодательное оформление в государствах Европейского
Сообщества. Рассмотрим некоторые из этих направлений.