Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Сентябрь » 10 » Зарубежный опыт правового регулирования производства, сбыта и потребления алкогольной продукции

§3. Зарубежный опыт правового регулирования производства, сбыта и потребления
алкогольной продукции

 Оглавление

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - специализированная организация ООН в области здравоохранения. Целью деятельности ВОЗ является "достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья”, при этом здоровье трактуется весьма широко - как состояние "полного физического, душевного и социального благополучия”, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов (ст. 1 Устава ВОЗ). В соответствии с этой позицией в 1977 году ВОЗ провозгласила основой своей политики новую стратегию - "достижение здоровья для всех к 2000 году”.

По мнению специалистов ВОЗ, профилактика алкогольного поведения должна быть последовательной и поэтапной. Согласно терминологии ВОЗ выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных социальных, влияющих на формирование алкогольных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам.

Вторичная профилактика - раннее выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых "групп риска”, то есть подростков, у которых нет явных признаков алкогольного поведения, но они больше других склонны к его формированию.

Третичная профилактика - проблема целиком медицинская, направленная на лечение алкоголизма.

Комитет экспертов ВОЗ по проблемам, связанным с потреблением алкоголя, заседал в Женеве 20-26 ноября 1979 года. Результатом его работы стал доклад "Проблемы, связанные с потреблением алкоголя” (3).

По мнению экспертов, задачей первичной профилактики является уменьшение частоты появления новых проблем, связанных с потреблением алкоголя, то есть, прежде всего, предупреждение их возникновения. Для этого необходимо:

- идентифицировать факторы, определяющие появление связанных с потреблением алкоголя проблем;

- осуществить вмешательство в естественный ход событий с тем, чтобы уменьшить или полностью исключить возможность возникновения этих проблем.

Несмотря на огромное разнообразие видов деятельности, которые могли бы быть объединены заголовком "профилактика”, почти все они могут соответствовать двум главным подходам к решению проблем, связанных с потреблением алкоголя, а именно: ограничению доступности алкоголя и уменьшению спроса на алкоголь.

Уменьшение спроса на алкоголь требует доступной информации о вредном его влиянии на здоровье, пропаганды норм и моральных ценностей, сдерживающих социально безответственное поведение, и обеспечения возможности активного отдыха без потребления алкоголя, а также оздоровление общей социальной среды, которая может способствовать избыточному потреблению алкоголя.

Спрос на алкоголь определяется разнообразными приятными ощущениями, которые способствуют его потреблению; они касаются физического удовольствия, которое может сопровождать прием алкоголя, роли выпивки, которую она играет в межличностных и групповых контактах, ее основной функции в организации досуга и признания за ней обязательного значения в практике питания, а также в культурных и религиозных традициях и ритуалах.

Учитывая все эти соображения, эксперты ВОЗ считают, что "мероприятия … проводятся в трех основных направлениях.

Первое заключается в изменении или хотя бы повышении степени понимания природы алкоголя как средства, вызывающего зависимость, токсического вещества и напитка, потребление которого грозит серьезными последствиями для здоровья и отрицательным влиянием на характер поведения и социальные связи.

Второе направление формирует деятельность, влияющую на отношение к алкоголю, понимание целесообразности и норм адекватного способа его потребления… Основной упор в таких мероприятиях делают на санитарное просвещение, а не на информацию…

Третье, главное, направление включает мероприятия по изменению тех социальных и жизненных условий, которые могут повышать спрос на алкоголь.

…Это говорит о необходимости расширения наших знаний относительно зависимости спроса на алкоголь от условий жизни” (3, 39).

Кроме того, в докладе указывалось на то, что все больший интерес проявляется к включению сведений о проблемах, связанных с потреблением алкоголя, в школьные программы. Проводятся исследования для определения наиболее подходящих методик ознакомления с этими сведениями детей разных возрастных групп. Отмечается также, что в "настоящее время торжествует тенденция отказа от "методики устрашения” и концентрации усилий на изложение фактического материала, а также на стимулирование самостоятельного анализа и принятия решения” (3, 42-43).

Исследовательская группа ВОЗ по проблемам молодежи в свете Стратегии достижения здоровья для всех к 2000 году заседала в Женеве с 4 по 8 июня 1984 года. По итогам совещания был подготовлен доклад "Здоровье молодежи - забота общества” (2).

Из доклада следует, что во все большем количестве стран бесконтрольное потребление алкоголя молодыми людьми достигает размаха, близкого по масштабам к эпидемии. В большинстве стран законодательство и социальные установки допускают потребление спиртных напитков взрослыми, которые, между тем, являются примером для молодежи. В некоторых странах в последние годы был увеличен минимальный возраст, с которого молодой человек приобретает право приобретения, потребления спиртных напитков, а также право посещения питейных заведений:

1. Австралия:          покупка - 18 лет,

                                потребление - 18 лет.

 

2. Бразилия:           потребление - 18 лет.

 

3. Германия:           покупка - 16 лет,

                               потребление - 16 лет (пиво, вино),

                               18 лет (крепкие алкогольные напитки),

                              посещение - 16 лет

                              (в сопровождении взрослых).

 

4. Исландия:         покупка - 21 год.

 

5. Индия:               потребление - запрещено

                             несовершеннолетним

                            (в некоторых штатах),

                            18 лет (в некоторых штатах),

                            21 (в некоторых штатах).

 

6. Индонезия:      потребление - 16 лет.

 

7. Мексика:          покупка - 18 лет,

                            потребление - 18 лет,

                            посещение - 18 лет.

 

8. СССР:              покупка - 21 год,

                            потребление - 21 год,

                            посещение - 18 лет.

 

9. Филиппины:      покупка - 21 год.

 

10. Франция:         покупка - 14 лет (вино и пиво),

                             16 лет (крепкие алкогольные напитки),

                             потребление - 14-16 лет (вино и пиво в

                            сопровождении взрослых),

                           16-18 лет (вино и пиво),

                          18 лет (крепкие алкогольные напитки),

                          посещение - 16 лет

                         (в сопровождении взрослых).  

 

11. Югославия  потребление - 15 лет.

 Примечание. Сведения для приложения заимствованы из Доклада Исследовательской группы ВОЗ по проблемам молодежи в свете Стратегии достижения здоровья для всех к 2000 г. "Здоровье молодежи - забота общества”.

   Существуют также законодательства, ограничивающие распространение алкоголя. В некоторых странах действуют ограничения в отношении рекламы, демонстрирующей привлекательность потребления алкогольных напитков и ориентированной на молодежь. Опыт показывает, что:

- "проблема законодательного регулирования сбыта и потребления алкогольных напитков является спорной и требует осторожного и вдумчивого подхода…;

- ряд ограничений, введенных после тщательного взвешивания всех действующих в данном районе социально-культурных и экономических факторов, а также кампании пропаганды и всенародного обсуждения с последующим изучением общественного мнения, скорее всего, принесут ощутимую пользу” (2).

1985 год был провозглашен Международным годом молодежи со следующим лозунгом: "Мир, участие, развитие”. Одной из составных частей лозунга является "участие”. Это определяет новое законодательное направление, в котором следует продвигаться к решению проблемы: разработка политики в области здравоохранения и образования, в рамках которой молодые люди выступали бы в качестве активных участников, активной движущей силой, "заказчика перемен”. Молодые люди должны рассматриваться не как проблема, а как ресурс, не как субъект воздействия, а как субъект разнообразной преобразующей деятельности.

В своих общих рекомендациях Исследовательская группа ВОЗ по проблемам молодежи в свете Стратегии достижения здоровья для всех к 2000 году ориентирует, чтобы:

- "обеспечивалось участие молодых людей и на них перелагалась часть ответственности в деле разработки политики и планирования стратегий в области охраны их здоровья;

- молодые люди проходили курс специальной подготовки и активно привлекались к работе по претворению в жизнь такой политики, которая состояла бы в оказании помощи, распространении информации, просвещении и проведении консультаций для лиц одного с ними возраста, а также для всех других нуждающихся в этом членов общества;

- молодым людям была предоставлена возможность "усилить” положительные стороны их образа жизни и оказана помощь в подготовке к исполнению в будущем обязанностей супругов и родителей;

- в деле укрепления здоровья молодых людей применялся многопрофильный подход, поскольку только в этом случае могут быть учтены социальные, экономические, политические и культурные условия жизни молодых людей;

- оказывалась дальнейшая поддержка программам, в задачи которых уже входит удовлетворение потребностей молодых людей (например, программы борьбы с курением, злоупотреблением алкоголем и лекарственными препаратами, программы предотвращения патологического поведения, сопряженного с риском для здоровья, или охраны сексуального и репродуктивного здоровья);

- в связи с недостатком данных, которые необходимы для планирования и введения в действие служб оказания медико-санитарной помощи молодым людям, была разработана система мероприятий по сбору и распространению таких данных;

- популяризировались знания о возможностях молодых людей с целью воспитания уважения к ним; при этом должны использоваться уже отработанные методы с привлечением всевозможных средств информации и других способов” (2, 119-120).

Более полное представление о путях, способах и средствах борьбы с пьянством и алкоголизмом Всемирной организации здравоохранения при ООН дают ее следующие основные документы: "Проблемы алкоголизма и планирование национального здравоохранения в программах ВОЗ” (1973 г.), "Контроль над потреблением алкоголя: проблема общественного здравоохранения” (1976 г.), "Нарушения, связанные с потреблением алкоголя” (1978 г.), "Проблемы охраны здоровья подростков” (1979 г.), "Санитарное просвещение по вопросам курения, алкоголизма и наркомании” (1981 г.), "Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, угроза для здоровья” (1983 г.), "Методические рекомендации по изучению проблемы потребления алкоголя и разработке соответствующих мероприятий” (1988 г.) и другие.

Европа является континентом с самыми высокими уровнями потребления алкоголя в мире. Из 26 стран в 15 потребление алкоголя превышало 8 литров чистого алкоголя на душу населения. После периода быстрого роста, наблюдавшегося с 1950 по 1980 год, в начале 90-х наступил период стабилизации. С 1989 года наблюдался резкий рост потребления алкоголя в ряде стран Центральной и Восточной Европы.

В 1991 году на 41-й сессии Европейского Регионального Комитета ВОЗ в Лиссабоне было принято два решения. Во-первых, было определено, что алкоголь является приоритетной областью работы Регионального Бюро. Поэтому Бюро было предложено подготовить Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя (далее - План). Во-вторых, была одобрена 17-я задача европейской стратегии здоровья для всех, которая предусматривала уменьшение потребления алкоголя на 25 %.

К концу 1991 года План был подготовлен и 17 сентября 1992 года в Копенгагене на 42-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ был принят.

По мнению европейских ученых, социальная стоимость употребления алкоголя для общества оценивается в различных европейских государствах на уровне 2-3% валового национального продукта.

В Европейском плане действий по борьбе с потреблением алкоголя (1) определены девять стратегических направлений: 1) политика в европейских странах; 2) согласование действий с межправительственными организациями; 3) превентивные подходы в деятельности алкогольной промышленности и индустрии досуга; 4) создание условий, способствующих укреплению здоровья и окружения; 5) действия на местном уровне; 6) уменьшение ущерба от потребления алкоголя; 7) системы здравоохранения; 8) системы социального обеспечения; 9) правоохранительные системы, которые в той или иной степени нашли законодательное оформление в государствах Европейского Сообщества. Рассмотрим некоторые из этих направлений.

08:39
Зарубежный опыт правового регулирования производства, сбыта и потребления алкогольной продукции
Просмотров: 6836 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]