Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Батраков Евгений Георгиевич

Изменения возможны! (вторая часть)
11.12.2010, 13:29

Читать сначала Вторая проблема наркомана заключается в том, что он фиксируется на побочном эффекте, идентифицирует его как цель абсолютную, упуская и при этом главное. Представьте себе человека, который, копаясь на своем дачном участке, был бы ориентирован на получение пота, усталости, мозолей, а не урожая?

Человек здоровый, – умственно и психически, – убежден в том, что удовольствие это побочный эффект процесса, в результате которого достигается основная цель – выжить. Цель наркомана – получение побочного эффекта.

Изменить убеждение, означает, изменить поведение.

 

 

III.

Убеждение – мысль в форме суждения, в котором с верой что-либо отрицается или утверждается. Любое убеждение всегда эмоционально окрашено, отражает систему ценностей индивида и возлежит на его личном опыте. Даже если этот опыт всего лишь некие умозрительные операции или – мысль внушенная. Убеждения возникают как результат преодоления проблемного состояния. Следовательно, для изменения убеждения необходимо заново пережить былую проблему, но так, чтобы мог появиться иной вывод. Простое же отрицание истинности какого бы то ни было убеждения, отрицает саму способность самостоятельно делать истинные выводы, опираясь на работу своих собственных рецепторов, а это равнозначно – смертному приговору.

 

Убеждения бывают, по крайней мере, четырех типов:

 

1.     Убеждение о причине.

 

Причина – явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление, именуемое следствием. Идентифицировать наличие данного убеждения у клиента можно по связкам причинно-следственного характера: "Я курю потому что у меня привычка", "Я пью, потому что жизнь такая".

Убеждение о причине, это утверждение о том, что нечто вызывает нечто. 

 

2. Убеждение о значении.

 

Значение – это информация, заключенная в слове (в факте, явлении), благодаря которой происходит отнесение слова (факта, явления) к той или иной системе, общности, массиву, классу. Значение – это то, чем тот или иной объект является для людей, находящихся в процессе совместной деятельности. Значение выделяет объект из мира объектов, делает его чем-то отличающимся от других. 

Если вы курите, что это значит?

Это значит, что вы переживаете и к вам нужно начинать относиться снисходительно?

Если человек курит, то, очевидно, с помощью курения он хочет отнести себя к некоему классу людей. Значить – значит, относится к классу. Но здесь речь должна идти не об идентификации самого человека, а о его действии. Мы говорим о значении действий. Когда речь идет об идентификации самого человека, это и есть убеждение об идентичности.

Например, человек может утверждать: «я курю, значит, я безвольный человек». Это утверждение касается его курения, а не его, как человека и поэтому оно есть убеждение о значении. Если же человек говорит: «Я безвольный человек» – это убеждение об идентификации. Если: «я безвольный человек – значит я ничтожество» – это убеждение о значении, но не об идентификации.

 

3. Убеждение о смысле.

 

Смысл – это отношение человека к значению знака в свете актуальной потребности, выраженное в форме простого суждения – отрицания или утверждения чего-либо. Например, "Я  курю, чтобы похудеть".

К этому роду убеждений мы может отнести такие высказывания:

"курение - успокаивает",

"курение - взбадривает".

Любое утверждение, под которым есть фраза "это дает мне это".

 

4. Убеждение об идентичности.

 

Идентичность – это тождественность одного объекта другому; субъективный эквивалент "Я". 

В убеждении человека фиксируется проблема, которая может возникать на самых разных уровнях его функционирования. Убеждение рождается из проблемы для устранения проблемы.

С точки зрения НЛП, можно говорить о нижеследующих уровнях:

        

1.     Внешнее окружение субъекта.

2.     Поведение – процесс взаимодействия Я с внешним окружением.

3.     Модель мира – представление человека о том, как и на каких принципах  строится (должно строиться) внешнее окружение.

4.     Способности – ресурс, достаточный для перехода замысла в реальность. (Что Я  могу?).

5.     Идентичность – представление о себе, выраженное в виде убеждений. (Кто есть Я ?).

 

Таким образом, когда человек испытывает какое-либо затруднение, какое-либо беспокойство, следует определить, на каком уровне оно возникло. Например, человек может испытывать трудности в отказе от табакокурения, и при этом он может считать, что курит

 

-         "потому что у него жизнь такая" (внешнее окружение),

-         "не пытался бросить курить" (поведение),

-         "потому что все курят" (модель),

-         "не могу – у меня нет силы воли" (способности),

-         "я безвольный человек" (идентичность).

 

Выше мы выдвинули гипотезу: убеждение образуется как результат преодоления проблемного состояния; убеждение формируется на основе знания о приятных переживаниях, которыми сопровождается определенное действие, знаниями о том, что, как и когда нужно делать для достижения цели и знаниями о ценности тех или иных алгоритмов и эмоциональных состояний. Всякое убеждение запускается напряжением для устранения напряжения возникшего. Исходя из этого: нейтрализовать старое убеждение можно либо путем создания нового, более эффективного, либо превратив старое убеждение в абсурд.

 

 

 

IV.

 

Обратившись к Ветхому Завету – Книге Бытия, мы узнаем, что проблемы у прачеловека появились с того самого момента, когда он решил жить своим умом – съел запретный плод с древа познания добра и зла, т.е. поступил по собственному произволу, а не по заповеданному. С тех самых пор и пребывает человек на земле, словно во мраке, не зная Истины и потому страдая. И только к зрелым годам – в лучшем случае – начинает он понимать, что жить-то надо по правилам, в соответствии с законами Природы… Ведь действительно, «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам». (А.Герцен). Все проблемы есть результат отклонения от естественного хода вещей, отклонение – результат человеческого произвола, обусловленного ошибочным мировоззрением. 

Каждый из нас с момента своего рождения создает свою собственную модель мира, в котором предстоит провести целую жизнь. Однако, модель мы создаем, используя в качестве инструмента свое тело, а возможности тела – ограничены: мы не слышим ультразвук, не видим инфракрасное излучение, нам недоступны многие запахи… Мы воспринимаем только часть мира. Следовательно, наша модель мира, будучи неполной, неточна, а значит, неверна, ошибочна. Ошибки проявляются в сознании в виде суждений. Ошибочные, ограниченные моделью суждения, в которые мы верим, есть наши ошибочные убеждения, которые ограничивают нашу свободу, ибо наша свобода простирается лишь в рамках того мира, который доступен нам в виде наших о нем представлений. Принимая свое убеждение за верифицированную истину, мы отказываемся руководствоваться информацией иной. И тогда информационная неполнота, информационный перекос проявляется в виде отклоняющегося поведения. И мы получаем результаты, которых не желали. И мы начинаем понимать: ошибки - результат наших ошибочных убеждений. И тогда мы обращаемся к специалистам по убеждениям.

 

Работа по изменению убеждения начинается с его идентификации, а для этого необходимо, чтобы убеждение проявилось.

Из вышеизложенного материала следует, что убеждение – это условно-рефлекторная реакция на возникшее ощущение утраты состояния покоя. Именно ощущение выводит нас из состояния бездействия, безмыслия – запускает процесс размышления, заставляет думать, но думать только о тех предметах, которые способны помочь нам вновь обрести необходимую стабильность. Круг помыслов ограничен, содержание круга – не самого лучшего качества… И тогда возникает недовольство настоящим являющееся ничем иным, как совокупность убеждений.

 Убеждения по поводу настоящего это и есть наши первые убеждения, имея которые мы истолковываем, интерпретируем явления мира строго определенным образом. Наши убеждения по поводу настоящего резко ограничивают наше представление об этом мире.

Недовольство может касаться

       внешнего окружения субъекта,

       процесса взаимодействия Я с внешним окружением,

       представления человека о том, как и на каких принципах  строится (должно строиться) внешнее окружение,

       своими способностями,

       представлением о себе самом.

 

Выяснив, собрав все эти жалобы клиента, являющиеся собранием его убеждений о настоящем, мы собираем информацию о том, что он хочет иметь вместо этого, т.е. собираем его убеждения о том, чего он, как он считает, достоин. Затем, собираем его убеждения, касающиеся того, что, с его точки зрения ему мешает перейти из настоящего в желаемое. И, наконец, собираем убеждения касательного того, что, с его точки зрения, ему нужно для того, чтобы перейти в желаемое состояние (какие ресурсы?).

 

 Исходя из этих соображений мы и задаем клиенту ряд вопросов:

 

1.     Что вас не устраивает в вашем настоящем состоянии?

2.     Что вы хотите (цель)?

3.     Что мешает вам перейти из сегодняшнего состояния в желаемое (помехи)?

4.     Какие ресурсы вам нужны для того, чтобы перейти из сегодняшнего состояния в желаемое?

 Читать далее


Категория: Батраков Евгений Георгиевич | Добавил: Александр
Просмотров: 7514 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]