Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Шичко Г А |
15.02.2012, 10:36 | |
Глава 2 Методы, методики и приемы изучения второй сигнальной системы Методы, методики и приемы исследования представляют собой важнейшее средство познания объективной действительности, без которого не может обойтись ни одна наука. От методов, методик и приемов существенно зависят результаты экспериментальной работы, а следовательно, и успехи науки. Прекрасной иллюстрацией может служить метод условных рефлексов, который оказал огромное преобразующее влияние на физиологию, значительно обогатил ее новыми важными фактами и существенно повлиял на теоретические представления. Что же такое метод? Метод — это совокупность общих правил организации и проведения исследования. Метод указывает основное направление, основной принцип проведения исследования и не касается конкретных вопросов. Так, условнорефлекторный метод указывает в общем виде на то, что необходимо делать, чтобы получить условный рефлекс. Эти указания в основном сводятся к следующему: а) выбрать индифферентный и безусловный раздражители; б) производить их систематическое сочетание и в) добиться появления реакций в ответ на действие условного раздражителя. Конкретизацией метода является методика. На основе одного метода может быть разработано несколько методик. Например, условнорефлекторный метод лежит в основе слюнной, сосудистой, дыхательной и других условно-рефлекторных методик. Методика указывает не только главное направление, в котором должно проводиться исследование, но в общем виде и лабораторное оборудование, которое должно быть применено. Так, слюнная методика говорит о том, что для изучения условных рефлексов необходимо иметь технические устройства, позволяющие давать индифферентное и безусловное раздражения и обеспечивающие отведение и регистрацию слюны. Методика имеет в виду технические средства и приемы использования их для получения нужного экспериментального материала. Одни и те же приемы могут сочетаться с различной экспериментальной техникой, и, наоборот, могут быть разные приемы использования неизменной техники. Узко специализированных методов и методик, т. е. таких, которые позволяли бы изолированно изучать только одно явление, нет, тем более не может быть методов и методик, обеспечивающих изолированное изучение такого сложного многофункционального образования, каковым является вторая сигнальная система. В организме все тесно связано; поэтому изменение одной функции может оказывать иногда существенное влияние на другие функции, а изменение последних может отразиться на первой. Воздействие на вторую сигнальную систему обычно находит то или иное отражение в первой, а воздействие на первую систему часто вместе с тем оказывается воздействием и на речевую систему. Учитывая все это, можно говорить о методах, методиках и приемах изучения преимущественно первой или преимущественно второй сигнальной системы. В связи со сказанным выражение «методы изучения второй (первой) сигнальной системы» следует считать равноценным выражению «методы изучения преимущественно второй (первой) сигнальной системы». Рассмотрим некоторые методы, методики и приемы исследований речевой сигнальной системы.
| |
Просмотров: 8100 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |