Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 29 » Алкоголь и дорожно-транспортные правонарушения

§4. Алкоголь и дорожно-транспортные правонарушения

 Оглавление

Современный транспорт обладает высокими эксплуатационно-техническими качествами. Увеличивается протяженность асфальтовых и бетонных покрытий, расширяется проезжая часть и улучшается оснащение автотрасс дорожными знаками. Это позволяет развивать высокие скорости, увеличивающие нагрузки водителей, что предъявляет повышенные требования к их здоровью, физическому и психическому состоянию.

Работа водителей сложна и ответственна; В их руках находится источник повышенной опасности для окружающих, управление которым требует постоянного физического и нервного напряжения, повышенного внимания, мгновенной реакции, остроты зрения, трезвого мышления. Увеличение парка автомобильного транспорта требует повышения безопасности движения. Новая скоростная техника, интенсификация движения обязывает лиц, управляющих транспортными средствами, строго соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Актуальной социально-гигиенической проблемой сегодняшнего дня стал травматизм, одной из важнейших причин которого являются дорожно-транспортные происшествия. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на дорогах мира гибнет более 300 тысяч человек и более 8 млн. человек получает травмы. По зарубежным статистическим данным, от 30 до 72 % автодорожных травм связано с употреблением алкоголя непосредственно самой жертвой или лицом, повлиявшим на возникновение несчастного случая. По данным статистики США, в четырех из пяти катастроф водитель или пешеход, послуживший причиной происшествия, находились в состоянии алкогольного опьянения.

В СССР снижение дорожно-транспортного травматизма является важной государственной задачей, в решении которой принимают участие специалисты различных отраслей народного хозяйства. Ежегодно сотрудники ГАИ лишают водительских прав десятки тысяч человек, находившихся за рулем в состоянии опьянения. Основными видами дорожно-транспортных происшествий в нашей стране являются наезды транспортного средства на пешехода. Удельный вес этих происшествий составляет от 45 до 65% в общей структуре всех причин аварий на дорогах. Дорожно-транспортные травмы часто заканчиваются смертью пострадавших на месте происшествия и в пути следования до лечебного учреждения. На втором месте стоят столкновение транспортных средств, их опрокидывание и деформация.

Значительная доля происшествий на улицах и дорогах, как правило, совершена водителями, находившимися в нетрезвом состоянии; причем эти случаи характеризуются наиболее тяжкими последствиями. О прямой связи между потреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями свидетельствуют следующие медико-биологические данные. От содержания в организме водителя алкоголя зависит степень риска дорожно-транспортного происшествия: при содержании в крови водителя 0,06—0,07 % алкоголя психическое и физическое состояние водителя становится таким, что управляемое им транспортное средство делается опасным для окружающих. При содержании в крови водителя 0,1 % алкоголя опасность совершения дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом возрастает в семь, а при 0,15% — в 25 раз.[1]

По вине пьяных водителей только за 1983 г. в Магаданской области было совершено 127 дорожно-транспортных происшествий, погибло 28 человек, ранено 134 человека. В Удмуртской АССР ежегодно совершается более 500 таких происшествий по вине нетрезвых участников дорожного движения, что составляет около 30 % их общего числа. Среди нарушителей правил дорожного движения виновниками в совершении дорожно-транспортных происшествий в 76% случаев были водители, в 21 — пешеходы, в 3% случаев — пассажиры. В 1984 г. по вине пьяных пешеходов, создавших аварийные ситуации, вследствие нарушений правил уличного движения в Карелии произошло 169 дорожно-транспортных происшествий, были лишены прав за управление транспортом в нетрезвом состоянии 3 тыс. водителей, каждый из которых представлял потенциальную опасность.

Профессия водителя требует особо обостренного внимания, мгновенного переключения внимания с одного объекта на другой, быстрых и точных двигательных реакций при высокоавтоматизированных навыках. При самых незначительных дозах алкоголя все эти функции нарушаются. Употребление водителем транспорта даже минимальных доз спиртного перед работой или во время работы рассматривается как преступление. По данным НИИ судебной психиатрии им. В. П. Сербского, самая малая доза спиртного, принятая водителем автомашины, грозит аварией или катастрофой. Легкое опьянение или небольшое количество алкоголя через несколько часов не дает внешних признаков опьянения. Однако при этом значительно ослабевают профессиональные навыки, нарастает число ошибок, резко снижается реакция и точность движений. Значительная часть дорожных происшествий совершается именно в состоянии легкого опьянения или похмелья.

Исследования чехословацких ученых показали тесную связь потребления алкоголя с частотой аварий на транспорте. Так, выпитая водителем перед выездом кружка пива увеличивает вероятность аварии в 7 раз, прием 50 г. водки — в 30 раз, а прием 200 г. водки — в 130 раз по сравнению с вероятностью аварии для трезвого водителя.

Подсчитано, что средняя скорость реакции на внешние раздражители у слегка выпившего водителя замедляется на 0,5 секунды, что во многом повышает угрозу катастрофы. Если автомобиль движется со скоростью 60 км в час, то водитель успевает среагировать и объехать только те внезапно возникшие перед ним препятствия, которые увидит на расстоянии ближе 10 метров, так как машина за 0,5 секунды успеет продвинуться вперед на 8,3 метра. У людей, регулярно прибегающих к алкоголю, значительно изменяется зрение. Зрительный анализатор водителя-алкоголика воспринимает более узкий сектор пространства, чем у непьющего водителя. У пьяных зрачок не сокращается от действия света, предметы двоятся и различаются неясно, теряется цветоощущение. Красный и зеленый цвета вначале кажутся темными, а затем могут восприниматься как серые. Со временем у пьющих меняется восприятие цвета. В таком состоянии водитель может спокойно проехать на красный свет светофора. Впоследствии наступает ослабление стереоскопичности зрения. Функциональные расстройства органов зрения извращают восприятие окружающей действительности. Этоприводит к нарушениям нормального восприятия среды и, как следствие, к авариям.

Роль зрительного анализатора в управлении транспортными средствами очень велика. К наиболее важным характеристикам зрительного восприятия, обеспечивающим водителю возможность видеть обстановку на проезжей части дороги и своевременно оценивать ее изменения, относятся острота зрения, наличие периферического зрения, обеспечивающего боковую обзорность, способность к пространственному восприятию, обеспечивающая точное определение дистанции до отдельных предметов и оценку их взаимного положения, цветовосприятие, возможность быстрой адаптации при изменении освещенности наблюдаемых объектов. Острота зрения (способность ясно и точно видеть находящиеся в поле зрения предметы) во многом определяется функциональным состоянием глазных мышц, которые обеспечивают необходимую фокусировку хрусталика при рассматривании предмета на том или ином расстоянии. Снижая тонус глазных мышц, алкоголь затрудняет фокусировку глаз, уменьшая тем самым остроту зрения. В результате дорожная обстановка может восприниматься недостаточно ясно и менее точно, а при сильном опьянении — расплывчато.

Под влиянием алкоголя уменьшается поле зрения, увеличивается время восстановления остроты зрения после ослепления фарами встречных машин, нарушается стереоскопическое восприятие. Научно доказано, что даже малые дозы алкоголя отрицательно влияют на профессиональные качества шоферов, что ведет к нарушениям правил безопасности движения и зачастую заканчивается трагически. Виновные предстают перед советский законом, справедливо и строго карающим за подобные деяния.

Исследования советского психиатра В. М. Банщикова показали,что уже от приема 8 — 40 г алкоголя восприятие зрительных и слуховых ощущений значительно ухудшается.

При систематическом употреблении алкоголя меняется характер психических реакций человека. Утрачивается способность к быстрой оценке сложности меняющихся ситуаций, возникает склонность к принятию более простых решений. Водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, практически не способны разрешить сложные ситуации, требующие в условиях дорожного движения молниеносной оценки и действий. Резко ухудшается координация движений, их точность, снижается качество выполнения приемов. Под влиянием алкоголя ослабляется внимание, парализуется нервная деятельность; причем степень поражения находится в прямой зависимости от содержания алкоголя в нервных клетках.

Проведенные наблюдения показали, что потеря остроты внимания прямо пропорциональна концентрации алкоголя в крови. При возникновении аварийной ситуации очень важна скорость реакции водителя. На дороге счет идет порой на доли секунды и миллиметры. Вместе с тем, как уже подчеркивалось, при опьянении происходит изменение сознания и самосознания. Чем сильнее опьянение, тем глубже протекают эти процессы. У взрослого здорового мужчины признаки опьянения появляются при поступлении в кровь уже 5 г алкоголя (40 г чистого алкоголя содержатся в 100 г водки, 400 г вина, 1150 г пива). Алкоголь нередко вызывает у водителей повышенное настроение, излишнюю уверенность в своих силах, способностях или приводит к «азарту» при полном отсутствии самоконтроля (водители часто превышают скорость, утрачивают быстроту и точность реакции).

Анализ уголовных дел об автотранспортных преступлениях, совершенных по вине нетрезвых водителей, показал, что примерно в 50% случаев причиной автодорожных происшествий явилось превышение скорости или неправильное положение транспорта на дорожном полотне. Количество ошибок, совершенных нетрезвыми водителями, всегда больше, чем у трезвых. Помимо превышения скорости и нарушения ориентации, нетрезвый водитель не в состоянии точно следовать линиям разметки на проезжей части, не замечает светофоров и дорожных знаков, может совершить неправильный обгон и разворот. Под влиянием алкоголя рассеивается внимание водителя, он чаще и легче отвлекается от управления. Работоспособность снижается и у водителя, находившегося в состоянии опьянения накануне поездки.

Автотранспортные происшествия, совершаемые по вине пьяных водителей, относятся к наиболее тяжелым и часто заканчиваются смертельным исходом. Пьяный водитель за рулем — это всегда опасность: опасность для собственной жизни водителя, для жизни окружающих, для техники, которой он управляет.

В нашей стране категорически запрещается управлять транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Виновный в совершении аварии, независимо от того, был ли он водителем или пешеходом, несет материальную и юридическую ответственность; по этой причине ежегодно возбуждается большое количество уголовных дел.

В целях предупреждения и пресечения дорожно-транспортных происшествий, происходящих по вине пьяных водителей, 19 июня 1972 г. были приняты Указы Президиумов Верховных Советов союзных республик, устанавливающие повышенную ответственность водителей автотранспорта и городского электротранспорта за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии.

Важным шагом в дальнейшем укреплении дисциплины на транспорте, обеспечении безопасности перевозок людей и грузов является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения», введенный в действие с 1 сентября 1983 г.

В Указе установлены более суровые меры взыскания к лицам, управляющим транспортом в состоянии опьянения.

В условиях современного механизированного производства,высокой насыщенности повседневного быта общественным и индивидуальным транспортом неизмеримо возросли размеры экономических последствий и опасности для жизни окружающих со стороны лиц, управляющих техникой в нетрезвом состоянии. В этой связи возникла общественная потребность в принятии дополнительных мер, ограждающих экономические интересы общества, усиливающих безопасность граждан от действий, совершенных на почве пьянства.

Новое антиалкогольное законодательство повысило административную и уголовную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения и за потворство таким правонарушениям. Так, например, водители за управление всеми видами транспортных средств в состоянии опьянения, а также за передачу управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, подвергаются административному взысканию в виде штрафа в размере 100 руб. или лишению водительских прав на срок от одного года до трех лет. В соответствии со статьей 18 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. лица, имеющие право управления несколькими видами транспортных средств, за совершение указанных нарушений лишаются права управления всеми видами транспортных средств. Если водитель сел за руль в состоянии опьянения повторно в течение года, то это влечет за собой уже уголовную ответственность и наказывается лишением свободы до 1 года, либо исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере 300 руб. с лишением водителя права управления транспортными средствами на срок от 3 до 5 лет. Те же действия, но совершенные лицом, ранее судимым за такое преступление, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет с лишением водительских прав на срок 5 лет.

Лица, не имеющие водительских прав, за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, а также за передачу управления лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, подвергаются административному взысканию в виде штрафа в размере 100 руб. Лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, допустившие к управлению ими водителей, находящихся в состоянии опьянения, подвергаются административному взысканию в виде штрафа в размере 100руб. Если же это повлекло причинение телесных повреждений или смерть потерпевшего либо причинило существенный материальный ущерб, предусматривается лишение свободы на срок до 5 лет, или исправительные работы на срок до2лет, или штраф от 100 до 300 руб. с лишением права занимать должности, связанные с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, на срок до 5 лет.

Важным средством предупреждения дорожных происшествий является освидетельствование водителей в соответствии с установленным порядком на состояние опьянения. За уклонение от прохождения освидетельствования налагается штраф в размере 100руб. или лишение права управления транспортом на срок от 1 года до 3 лет. Согласно статье 121 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. уклонение лиц, не имеющих водительских прав, от экспертизы влечет наложение штрафа в размере 100 руб.

Решительная борьба со случаями нахождения за рулем в нетрезвом состоянии проводится не только путем применения уголовных и административных мер. Регулярно и систематически должна проводиться воспитательная работа среди лиц, допущенных к управлению транспортом; нужно создать атмосферу сурового осуждения подобных случаев. Необходим жесткий систематический медицинский контроль за состоянием водителей, отправляющихся в рейс, с применением новых, более совершенных и точных приборов, способных контролировать реакцию водителя и после выпивки накануне. Медицинский контроль перед рейсом не должен быть упрощенным и осуществляться по схеме «выпил — не выпил», так как алкоголь и безопасность дорожного движения несовместимы.



[1]См.: Залкинд А. А., Систинский И. А. Медико-биологические аспекты снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Л., 1975. С. 53.

13:17
Алкоголь и дорожно-транспортные правонарушения
Просмотров: 3776 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]