VII. Борьба с алкоголизмом.
1.
Необходимость борьбы с алкоголизмом.
Оглавление
Итак, мы видим, что алкоголь есть яд, который должен иметь
свое место только в промышленности; он нужен для технических целей (например,
для двигателей внутреннего сгорания, для производства красок, для лабораторий и
т. д.), но ему совершенно не должно быть
места в желудке человека, так как он отравляет человека, калечит и сокращает
его жизнь. Алкоголю не должно быть места в жизни человеческого общества, как
продукту народного потребления, ибо он жестокий социальный бич, который несет
человеческому обществу вымирание, вырождение, преступность и обнищание.
Алкоголю
должна быть объявлена борьба. Борьба с алкоголем
есть борьба за культуру и здоровье народа, за силу и богатство страны, за ее
будущее. Если у животного орудие защиты и борьбы за существование есть его зубы
и сильные мускулы, изощренные органы чувств (как, напр., у хищников),
выделяемые яды (змеи и пр.), а также и всевозможные приспособления для
самозащиты (напр., белая окраска шерсти у зайца зимою, иглы у ежа и пр.), то у
человека единственное и могущественное
орудие защиты и борьбы есть его разум, выработанный им в ходе развития и совершенствования
из нижестоящих ступеней животного мира. Человек силою своего разума подчинил
себе нужных ему животных, победил и заставил служить себе силы природы.
Движение человечества вперед по пути культуры происходит вследствие
непрестанной творческой работы его ума. Наука, искусство, электрические и железные
дороги, телеграф, телефон, современные чудеса техники, аэропланы, радио и т.
д., все это работа человеческого мозга. Поэтому народ должен развивать и
совершенствовать, а не ослаблять отравой, свое орудие защиты и борьбы—свой
мозг, как орган его разумной и творческой деятельности. Алкоголь поражает мозг
и, следовательно, тем самым ослабляет и разрушает творческие силы человека;
поэтому он грозит остановить движение человеческих завоеваний вперед и грозит
ослабить могущество и превосходство человека в природе. Только трезвый народ
может особенно успешно подниматься вверх по ступеням культуры.
Борьба
с алкоголем есть борьба за здоровое потомство. «Если мы желаем иметь более
здоровых детей, то мы должны их такими не только воспитать, но и произвести на
свет» — писал проф. Мебиус. Долг народа перед последующими поколениями
обязывает народ быть трезвым, потому что пьяное семя дает слабое, больное и вырождающееся
потомство.
2. Методы борьбы с алкоголем в разных странах.
Но как бороться? Как сломить врага, старого, сильного, имеющего
за собою армию сторонников, искушенного опытом, который он накопил в течение
нескольких тысяч лет? Ведь еще древние народы вели борьбу с алкоголем. В
настоящее время все народы считают, что необходимо бороться с алкоголем, и
борьба с ним ведется почти во всех странах, причем приемы этой борьбы в разных
странах применяются различные.
В Англии, Франции и Германии с этой
целью установлен высокий акциз
— государственный налог—на спиртные напитки. Правительства этих стран полагают,
что высокая цена на спиртные напитки будто бы ограничивает их потребление. Опыт
показывает, что эта мера ведет только к увеличению народных расходов на
алкоголь и к увеличению государственных доходов, не сокращая потребления
народом алкоголя.
В Швейцарии установлена с 1886 года
государственная винная монополия,
то есть право торговли спиртными напитками принадлежит только государству,
которое регулирует эту продажу с целью сокращения народного пьянства. Часть
доходов от продажи спиртных напитков идет на борьбу с алкоголем. Опыт и здесь
показал, что потребление алкоголя с введением монополии не только не
сократилось, но даже увеличилось. Разница только в том, что народ от крепких
напитков перешел к более слабым, но общее количество поглощаемого в них чистого
алкоголя стало еще больше.
В странах Скандинавского полуострова
— в Швеции и Норвегии — введена так называемая Гетеборгская
система, потому что впервые ее ввёл 80 лет тому назад шведский городок Гетеборг.
Система эта заключается в том, что акционерные общества, которым сдано право,
торговли спиртными напитками, берут из доходов, получаемых от продажи спиртных
напитков, в свою пользу только 6% годовых на свой капитал, а остальные доходы
идут на улучшение быта рабочих и на борьбу с алкоголизмом. По деревням
совершенно запрещена продажа спиртных напитков, в городах же продажа спиртных
напитков тоже может быть воспрещена, если этого захочет большинство жителей,
при чем в голосовании участвуют и женщины. Такое право местного запрещения
продажи спиртных напитков существует также в Дании и в Канаде. В тех же странах
Скандинавии—Швеции и Норвегии — журналам и газетам не разрешается печатать
объявления о местах продажи питей и
запрещено
рекламирование спиртных напитков.
Почти во всех странах ведется противоалкогольная пропаганда — выставки,
общества трезвости, противоалкогольное преподавание в школах и проч. Во многих
странах (в Англии, в Пруссии) существует принудительное лечение алкоголиков.
В Англии, Бельгии, Швеции, Норвегии и пр. появление в пьяном виде в
общественных местах строго наказывается и может повести к принудительному
лечению и наложению опеки.
Таким образом, высокий акциз на алкоголь и государственная
монополия нисколько не сокращают народного потребления спиртных напитков, а
только обогащают правительственную казну. Но меры ограничения продажи спиртных
напитков и меры противоалкогольной пропаганды ведут, конечно, к известному
сокращению потребления народом алкоголя. Так, в Швеции за последние десятилетия
потребление спиртных напитков
определенно сократилось: водки стали пить меньше на 1% бут., а пива—на
2% бут. на каждую душу населения. Понятно, что там, где уменьшилось потребление
спиртных напитков, там наступает улучшение, как в жизни отдельного гражданина,
так и в жизни всей страны.
Почти во всех западно-европейских странах поднимается теперь
разговор о том, что необходимо совсем запретить продажу спиртных напитков. Эти
предложения о запрещении продажи спиртных напитков идут от общественных
противоалкогольных организаций, которые объединяют и подготовляют борцов за
трезвость. Рабочая партия в Англии даже внесла в парламент законопроект о
запрещении изготовления, продажи и ввоза спиртных напитков, но этот законопроект
был в парламенте провален).
В
Соединенных Штатах Северной Америки, в Финляндии, в Исландии и в Турции уже
введена запретительная система: там
повсеместно совершенно запрещены изготовление, продажа и ввоз всех спиртных
напитков (в Турции полагается наказание не только за продажу, но и за
потребление спиртных напитков—6 месяцев тюрьмы).
3. Борьба с алкоголем в царской России.
Как известно, в России до 1914 г. была казенная винная
монополия, которая начала вводиться с 1894 г. (а до этого была акцизная
система, а еще ранее—откупная система). Винная монополия вводилась правительством
якобы с целью сократить пьянство. На самом же деле мы видим, что монополия не
только не давала никаких благоприятных результатов в смысле сокращения
народного пьянства, но, напротив, количество потреблявшегося народом спирта с
каждым годом росло. Ясно было, что алкоголю надо было дать хотя какой-нибудь
отпор. Поэтому борьба с алкоголем велась и в царской России. Но эта борьба шла
почти исключительно по церковной линии и была направлена только против пьянства. Говорились
проповеди, распространялись листки о грехе пьянства, пьяницы после
соответственных молебнов давали зарок не пить и т. д. (против умеренного
потребления спиртных напитков церковь, по-видимому, не возражала: «вино веселит
сердце человека», — говорит один из текстов церковных книг. Нельзя было только
«упиваться вином», пьянствовать). При введении казенной винной монополии были
организованы и казенные «попечительства о народной трезвости», но в чайных и
столовых этих попечительств, где горланил граммофон, из чайников распивали принесенную
водку, благо - закуска здесь была подешевле, или приходили сюда, уже
предварительно «заложив» как следует.
В
больших городах «попечительства о народной трезвости» имели амбулатории для
алкоголиков. Обращавшимся сюда алкоголикам удавалось благодаря врачебной помощи
прекращать пьянство, но, окруженные пьяной средой товарищей, они не выдерживали
и в конце концов опять запивали.
Эта
борьба с алкоголем, не говоря уже о том, что она вообще своими приемами не
могла дать каких-либо ощутительных результатов, была в сущности лицемерием со
стороны правительства. Ведь с алкоголем боролось то же самое акцизное ведомство,
которое продавало водку и которое, понятно, хотело больше продать.
Поэтому
правительство заботилось как раз о том, чтобы больше продавалось водки.
Например, предоставленное крестьянским обществам право закрывать в своем районе
казенные винные лавки крестьяне обычно не могли осуществлять, так как акцизные
чиновники всячески препятствовали закрытию этих лавок, или, закрыв винную лавку
по ходатайству крестьян в одном селе, акцизное ведомство тут же открывало, в
0.5 версте, в соседней деревне, другую винную лавку.
Всякое
проявление общественной самодеятельности было невозможно, и только после 1905
года образовались с куцым уставом кружки и общества по борьбе с алкоголизмом, в
состав которых входили врачи и общественные деятели. Они хотя и были стеснены в
своей деятельности, однако, энергично вели, насколько возможно было в тех
условиях, противоалкогольную агитацию и проводили противоалкогольное
просвещение чрез свои противоалкогольные музеи, чрез школы, через специальные
для лечения алкоголиков амбулатории, чрез свои выставки и т. д. Например, в
1914 году обществом борьбы с алкоголизмом (в Москве) были организованы передвижные
противоалкогольные выставки, которые были направлены в рабочие районы Поволжья
и центральных губерний.
- Все
эти общественные противоалкогольные организации сделали в свое время большое
дело, но, конечно, заметно уменьшить народный
алкоголизм они не могли. Для этого требовалось много иных мер, предпринять
которые они были бессильны.
1 августа (по нов. ст.) 1914 г. русское правительство было
вынуждено надолго запретить продажу спиртных напитков. Как известно, это
случилось в день объявления мобилизации по поводу загоревшейся тогда
империалистической войны.