Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 25 » ЧТО МОЖЕТ ШКОЛА?

ЧТО МОЖЕТ ШКОЛА?

 Оглавление

Больной Г., 17 лет, диагноз: хронический алкоголизм. Злоупотреблять спиртным стал три года назад. И естественный вопрос к нему:

       Ты тогда знал, что алкоголь вреден для здоровья?

       Ну, как сказать? Наверно, знал.

       С вами учителя говорили на эту тему?

       Говорили.

       Почему же ты им не поверил? Почему не бросил пить?

       А они, учителя, нудят, нудят: вредно, вредно. А выпьешь — так сразу легко становится. И никакой болезни нет. Это потом уже я понял, что не могу «завязать». А тогда думал: хочу — пью, хочу — не пью. Какая там болезнь?

       А что, по-твоему, должна была делать школа, чтобы убедить тебя во вреде пьянства?

       Ну, чего? Не знаю. Когда стал пить, тогда уже ничего. Может, надо было с первого класса начинать? Не знаю. Или сводить всем классом в психбольницу — на алкашей посмотреть.

Итак, что же может и должна сделать школа в этом направлении? Скажем, в школах Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании уже давно занимаются антиалкогольным просвещением. В Югославии во всех лицеях, профессиональных школах и ремесленных училищах созданы антиалкогольные общества. По их инициативе старшеклассники читают лекции, проводят вечера и диспуты. Эта работа не прекращается даже во время каникул, продолжаясь в молодежных лагерях добровольного труда. Однако при этом алкогольные напитки дешевы и легкодоступны, что, естественно, осложняет пропагандистскую деятельность и снижает ее эффективность.

Совершим небольшой экскурс в историю советской школы: нельзя ли что-нибудь позаимствовать из ее опыта? И для начала обратимся к школьной программе, разработанной научно-педагогической секцией Государственного совета Наркомпроса РСФСР под председательством Н.К. Крупской в 1922—1923 годах. В разделе, посвященном социальным условиям жизни, речь идет об охране здоровья и антиалкогольной пропаганде. Начиналась она с первого класса и в конечном счете должна была выработать отрицательное отношение к пьянству.

В начальной школе учащимся демонстрировали опыты, показывающие, что алкоголь задерживает проращивание зерна, изменяет поведение птиц и рыб. Водка — яд! Это должно было стать для детей непререкаемой истиной. Став постарше, ребята начинали принимать участие в практической работе по профилактике алкоголизма. Они помогали собирать статистические данные о влиянии пьянства на рост несчастных случаев, правонарушений, прогулов, с помощью учителей составляли таблицы и диаграммы, готовили передвижные выставки на эту тему, участвовали в конференциях, выступали с лекциями и агитспектаклями.

Ряд программ противоалкогольного преподавания в школе был разработан в конце двадцатых годов. Например, не потеряла актуальности программа, подготовленная в 1929 году педагогом Н. Н. Тутолминым. Школа, по его мнению, должна давать полный объем знаний по проблеме, учить ребят навыкам достижений комфортного состояния без приема алкоголя, вырабатывать убеждения, способные противостоять неблагоприятным факторам среды, побуждать каждого ученика стать борцом за трезвость и, наконец, выявлять в ученической среде подверженных риску алкоголизации.

В те же годы были разработаны специальные пособия для учителей, противоалкогольные навыки прививались им в ходе профессиональной подготовки. К сожалению, работу в этом направлении прервала война. Всерьез она возобновилась лишь немногим более десяти лет назад. Так, в 1974 году Минпрос СССР направил ка места методическое письмо «Об антиалкогольной пропаганде в системе просвещения». В нем даны указания, как на уроках истории, литературы, обществоведения, химии, анатомии и физиологии человека рассказывать о вреде пьянства. Однако деловое письмо не могло заменить более конкретных методических разработок, которых не было. Учителя, как, впрочем, и многие лекторы, черпали знания по теме лишь из популярных брошюр, да и тех до последнего времени издавалось явно недостаточно, к тому же они часто носили слишком общий характер. Лишь после постановлений партии и правительства 1985 и 1987 годов увеличилось количество противоалкогольной литературы.

На основе изучения накопленного опыта Н. Я. Копыт и Е. С. Скворцова в 1979 году разработали и апробировали в нескольких школах Москвы и Архангельска программу противоалкогольного обучения. Уже можно говорить и о результатах: ребята лучше стали разбираться в проблеме. У них выработалось (особенно это касается учащихся младших классов) более критическое отношение к спиртному. Программа получила одобрение и сегодня находит применение уже во многих школах.

Программа включает два направления работы: формирование трезвого образа жизни у школьников и оздоровление быта семьи. О работе с папами и мамами мы расскажем несколько позже, сейчас же основное внимание уделим первому направлению.

Поскольку процесс активного формирования жизненных установок происходит уже в 9 — 11 лет, противоалкогольное обучение начинается в первом классе. Детям демонстрируют опыты, аналогичные тем, что показывались в школе начала двадцатых годов и о которых мы упоминали. В 5—7-х классах учащимся читают лекции о влиянии алкоголя на органы и системы организма человека. К работе привлекают врачей. Время от времени необходимо проводить анонимные опросы — чтобы выяснить, что же усваивается из предлагаемого материала. В 8—10-х классах к чтению лекций, помимо врачей, подключаются юристы. Тема лекций: «Алкоголь и потомство», «Ущерб, наносимый обществу алкоголем», «Ответственность за нарушение правопорядка в нетрезвом виде» и другие.

Специальные лекции и беседы не отменяют, а дополняют антиалкогольное воспитание, которое ведут педагоги-предметники на своих уроках. Есть предметы более «удобные» с этой точки зрения — например, физкультура. Ясно, пьющий и курящий парень, даже одаренный физически от природы, никогда не сможет полностью раскрыть свои задатки — для молодежи это достаточно убедительный аргумент.

При изучении истории должны найти место примеры, подтверждающие отрицательное отношение выдающихся деятелей прошлого к пьянству и алкоголизму. Мы уже приводили ряд таких фактов — по истории Древнего мира и нашего государства. Антиалкогольную пропаганду можно вести и на примерах других эпох и стран. Скажем, освещая тему о великих географических открытиях, не следует обходить вниманием спаивание завоевателями народов Азии, Африки, Америки в целях быстрейшего покорения этих земель.

Рассказывая на уроках географии о странах с традиционно развитым виноделием, видимо, надо подчеркивать, что именно здесь отмечается наибольшая смертность от цирроза печени, велик процент рождения слабых и умственно отсталых детей.

Словом, нет такой школьной дисциплины, которая не предоставляла бы педагогу возможность целенаправленно пропагандировать трезвый образ жизни, непримиримое отношение к спиртному.

Интересный опыт в этом отношении накопили кировчане. Еще в 1980 году по инициативе городского комитета партии в двух школах Кирова по специально подготовленным программам начали вести работу по антиалкогольному воспитанию. Для начала необходимо было подготовить учителей. Педагогические коллективы школ вместе с методистами городского отдела народного образования обобщили имевшийся опыт и подготовили пособия но использованию для антиалкогольной пропаганды курсов истории, биологии, химии, литературы и других предметов. После обсуждения пособий на педсоветах они поступили на вооружение преподавателей. Эти методические рекомендации кировчане не рассматривали как догму, они дорабатывались и потом в ходе использования пополнялись методическими пособиями, расширялся перечень рекомендуемой научно-популярной литературы. Был также организован специальный цикл лекций и бесед, просмотр кинофильмов о вреде алкоголя.

Занятия проходили не реже одного раза в четверть. Естественно, для каждой группы классов — своя программа. Скажем, в старших классах практиковалось обсуждение материалов периодической печати. В результате такой всесторонней работы удалось помочь многим школьникам преодолеть предрассудки, связанные с ошибочными представлениями о безвредности и даже лечебных свойствах алкоголя. За три года количество «заблуждавшихся» учащихся уменьшилось вдвое. В школах также открыли клубы субботнего и воскресного дня, которые взяли на себя организацию экскурсий и турпоходов, спортивных соревнований, просмотров новых спектаклей и кинофильмов. Для занятий спортом, художественным и техническим творчеством была использована спортивная база, клубы и дома культуры предприятий-шефов. В результате удалось занять около 80 процентов учащихся, в том числе почти всех подшефных детской комнаты милиции.

Как мы уже говорили, программа антиалкогольного воспитания в школе предусматривает и работу с родителями. В самом деле, без их помощи одна школа вряд ли сможет решить проблему. А воспитывать родителей надо, о чем свидетельствуют хотя бы данные статистики. Так, почти половина взрослых кировчан считали, что их дети спиртного в рот не берут, а дети откровенно говорили об обратном. Далее, свыше 80 процентов родителей знали о вреде алкоголя, однако время от времени позволяли детям «пригубить»: такая малость, дескать, вреда не принесет. Еще одна любопытная деталь: каждый второй родитель одну из причин подросткового пьянства видел в неумении молодежи распорядиться своим свободным временем, но в то же время 56 процентов родителей чаще всего собственный досуг проводили отдельно от детей. Получается, что в теории, так сказать, взрослые были сильны, но теорию эту практикой не подкрепляли. Спрашивается, велика ли цена такой теории?

Просвещение родителей в Кирове осуществлялось в двух формах: родительского университета при Доме культуры и педагогического всеобуча и школах. Перед родителями выступали педагоги, работники правоохранительных органов, врачи-наркологи. Основная задача — не только убедить родителей в том, что алкоголь наносит вред здоровью, но и научить самостоятельно оперировать фактическим материалом. (Желательно, чтобы на занятиях использовались данные, почерпнутые из жизни своего села, города, района. Это, несомненно, будет злободневно и заинтересует слушателей.) Самое серьезное внимание в лекциях и беседах обращалось на возрастание нервно-психических расстройств у детей и семьях больных алкоголизмом. Так же конкретно рассказывалось об опасностях употребления алкоголя детьми и подростками, подчеркивалось, что спиваются дети много быстрее, чем взрослые, что алкоголизм у молодежи носит более тяжелый характер и труднее лечится, а также разъяснялись причины алкоголизма в молодом возрасте, причем акцентировалось внимание на главном дефектах воспитания и живучести некоторых «традиций», оставшихся нам в «наследство» от прежних времен. Наконец, родителям помогали продумать занятия, отвлекающие детей от спиртного.

Постепенно вошло в обычай проводить родительские собрания и конференции. Неблагополучные семьи были взяты под особый контроль общественностью, партийными и профсоюзными комитетами предприятий-шефов — машиностроительного завода имени XX партсъезда и «Сельмаша». Большое внимание уделялось детям из таких семей — подросткам, входящим в «группы риска». Школам, комсомолу, кульпросветработникам удалось почти всех их увлечь в различные кружки и секции.

После того как были получены первые положительные результаты, в 1981 году провели городскую научно-практическую конференцию. Ее пожелания, одобренные горкомом партии, легли в основу рекомендаций, по которым антиалкогольная работа теперь уже ведется во всех школах Кирова.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вот и подошел к концу наш рассказ. Мы ставили перед собой задачу еще раз предостеречь каждого из читателей от того зла, которое несет с собой алкоголь. Зло это огромно — оно поражает весь организм человека, нарушает его психическое здоровье, его социальные функции, безжалостно выбрасывает свою жертву за борт жизни. Это тем большее зло, что губит оно не одного лишь пьющего — оно разрушает его семью, калечит его детей. Не изжитые еще пьяные традиции втягивают неокрепшее физически и духовно молодое поколение в хмельной круговорот. С этими традициями надо решительно, неустанно, всенародно бороться — прежде всего во имя здоровья детей.

...Утро. Из подъезда клиники выходят мать и сын — подросток лет четырнадцати. Они идут рядом, словно боятся, что их разлучат. Молчат. Мать смотрит на сына с тревогой и надеждой. Его только что выписали из наркологической лечебницы. Доктор успокоил: сейчас все в порядке, есть надежда на то, что рецидивов не будет. «Ах, дай-то бог»,— вздыхает женщина, видно настрадавшаяся с парнишкой-пьяницей. Смотрит им вслед врач. Что ему поминать бога — тут он не помощник. Теперь все зависит от самого парня и от тех, кто его будет окружать. И доктору тоже хочется надеяться, что больше никогда не увидит он этого лопоухого паренька, которого с таким трудом удалось вырвать из цепких лап беды.

Надеемся на это и мы...

11:54
ЧТО МОЖЕТ ШКОЛА?
Просмотров: 6297 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]