Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Июль » 24 » ГЛАВА II АНТИАЛКОГОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ 1.1

ГЛАВА II АНТИАЛКОГОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Оглавление

1. Историко-правовой анализ развития антиалкогольного законодательства в СССР

 Расширение производства спиртных напитков потребовало создания государственного органа, управляющего этой деятельностью. Поэтому 5 января 1922 года М.Калинин подписал декрет ВЦИК "Положение об управлении государственными виноградарством и виноделием”. Из закона видно, что "для осуществления всех мероприятий по ведению государственного виноградно-винодельческого хозяйства и для организации государственного виноделия, а также для переработки продуктов такового, и сбыта вин, учреждается при Народном Комиссариате Земледелия РСФСР Правление Государственного Виноградарства и Виноделия Федерации (Винделправление)” (71, 43).

Декреты ВЦИК и СНК разрешали:

- от 3 февраля 1922 года - продажу пива крепостью не более 6° (19);

- от 20 апреля 1922 года - продажу плодово-ягодных и изюмных вин не свыше 14°, а виноградных вин с содержанием алкоголя не более 20° в полном объеме на всей территории РСФСР и во всех союзных с ней советских республиках (62);

- от 7 декабря 1922 года - производство коньяка крепостью от 40° до 60° (6). При этом указывалось, что коньяк отпускался только в распоряжение Наркомздрава для лечебных целей и на сдабривание виноградных вин. Одновременно Наркомздраву разрешалось отпускать для лечебных целей из имевшихся запасов водочные изделия. Действие декрета распространялось на территорию РСФСР и на все союзные с ней советские республики.

Декретом ВЦИК и СНК 27 июля 1922 года предусматривалась организация Государственного виноградарства и виноделия в РСФСР и союзных советских республиках (23).

26 мая 1922 года принято постановление ВЦИК "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР”. Статья 17 общей части Уголовного кодекса указывала на то, что лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, подлежат наказанию (16, 75). В особенной части законодатель предусмотрел статью за незаконное производство и хранение спиртных напитков с целью их сбыта. Так, ст. 140 за "приготовление с целью сбыта вин, водок и вообще спиртных напитков и спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, а равно незаконное хранение с целью сбыта таких напитков и веществ” (16, 96) предусматривало наказание в виде принудительных работ на срок до одного года с конфискацией части имущества. Однако практика применения этой статьи вскоре показала, что отсутствие дифференциации предусмотренного ею наказания в зависимости от того, идет ли речь о единичных случаях сбыта самогона или же имеет место промысел, является ошибкой и не отвечает требованию классового подхода к борьбе с самогоноварением.

В связи с этим была предпринята попытка законодательным путем смягчить меру уголовной ответственности в отношении тех рабочих и крестьян, которые совершили эти преступления в силу безграмотности и невежества. В соответствие с декретом ВЦИК от 18 июня 1923 года эта категория осужденных за самогоноварение подлежала условно-досрочному освобождению после отбытия за изготовление самогона не менее 2-х месяцев, а за сбыт самогона - не менее 4-х месяцев лишения свободы (67, 58).

В дальнейшем также наблюдалась либерализация уголовного наказания в отношении рабочих и крестьян, не преследовавших цели извлечения выгоды из незаконного производства и продажи самогона (20).   

Параллельно с распространением производства и продажи алкогольных напитков законодательно оформлялись меры, направленные на пресечение незаконного производства, хранения и сбыта спиртных напитков и спиртосодержащих веществ. В этой связи 20 декабря 1922 года был принят декрет СНК (63).

Декрет "О разрешении выделки и продажи наливок и настоек”, подписанный 30 января 1923 года заместителем председателя СНК Л.Каменевым, предоставлял возможность производства и продажи населению спиртных напитков (наливок и настоек) с содержанием алкоголя не более 30° (61).

Расширение продажи алкогольных изделий потребовало от Наркома внутренних дел и Наркомздрава разработки инструкции. 29 декабря 1922 года "Инструкция о продаже виноградных, плодово-ягодных и изюмных вин распивочно в ресторанах и столовых” (10) была подписана руководителями этих государственных ведомств. Аналогичная инструкция, но о продаже наливок и настоек крепостью до 20°, была подготовлена Советом Труда и Обороны 9 марта 1923 года (11)

За 1923 год ВЦИК и СНК приняли свыше 20 декретов, направленных на повышение твердых акцизных ставок со спиртных напитков, что отражает устойчивую тенденцию расширения объемов производства виноградных вин, наливок, настоек и спирта, повышения крепости спиртных напитков, расширения мест и объемов продажи их населению.

О расширении продажи алкогольных изделий говорил тот факт, что только в 1924 году СНК приняло 5 постановлений, а именно:

"Об отпуске чистого спирта по низкой ставке акциза для ветеринарных надобностей” от 15 февраля 1924 года (30);

"О мерах содействия экспорту наливок и настоек” от 6 июля 1924 года (53);

"О порядке реализации конфискованных таможенными органами спирта и спиртных напитков” от 18 июля 1924 года (57);

"О разрешении продажи населению денатурированного спирта для хозяйственных и технических надобностей” от 14 октября 1924 года (60);

"Об отпуске этилового спирта по пониженной ставке акциза учреждениям Народного Комиссариата Земледелия Украинской Советской Социалистической Республики для научных и практических работ” от 21 ноября 1924 года (29).

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 декабря 1924 года на территории РСФСР и других союзных республик разрешены производство и продажа наливок, настоек и этилового спирта крепостью не свыше 30° (67). Органам государственной спирто-винокуренной и винодельческой промышленности в винодельческих районах и их базисным складам разрешалась выделка и продажа коньяка, наливок и ликерных вин из виноградного спирта той же крепости.

Все большее внимание Советское правительство стало уделять выявлению лиц, занятых незаконным производством, провозом и продажей спиртных напитков. В этой связи 3 апреля 1925 года подписано постановление СНК СССР "О провозе спирта и спиртных напитков по путям сообщения и премировании прямых и косвенных задержателей незаконно провозимого спирта и спиртных напитков” (59). Подобный опыт имел место в дореволюционной России.

Заключительным этапом законодательного оформления государственной монополии на производство, хранение, провоз и продажу всех видов алкогольных изделий явилось "Положение о производстве спирта и спиртных напитков, и торговле ими”, утвержденное 28 августа 1925 года ЦИК и СНК СССР, подписанное председателем ЦИК СССР А.Червяковым и председателем СНК СССР А.Рыковым.

На первом Всесоюзном учительском съезде (январь 1925 г.), отвечая на вопрос, чем вызвана водочная торговля, председатель СНК СССР А.И.Рыков сказал: "Главным мотивом, который побудил нас выпустить водку, является наличие самогона”. И далее: "Когда мы издавали закон, допускающий продажу "горькой”, то здесь играли роль не столько доходные соображения, сколько невозможность при настоящих условиях побороть самогонщика исключительно одними административными мерами” (75). Решение вопроса борьбы с самогоноварением, информировал А.И.Рыков, усматривается также в принятии экономических мер воздействия для создания условий, при которых выкурка самогона потеряла бы свою прибыльность, и в понятии культуры и улучшении материального положения населения. В отношении полного искоренения алкоголя указывалось, что в условиях крайне низкого культурного уровня населения, даже в смысле элементарной грамотности, такая задача является нереальной. Однако сама возможность достижения этой цели допускалась в перспективном будущем в результате борьбы с потреблением водки, в связи с культурным строительством и реконструкцией народного хозяйства в целом. Определенный аналогичный опыт имелся при ликвидации безграмотности, когда взымался на это особый сбор с патентов на право продажи вина, пива и табачных изделий (33).

В ЦК РКП(б) вопрос о введении торговли водкой обсуждался в октябре 1924 года, о чем свидетельствует письмо И.В.Сталина, написанное Шинкевичу 20 марта 1927 года (80, 191-192). В нем И.В.Сталин обосновывал необходимость продажи водки крайней нуждой в денежных ресурсах, требовавшихся на развитие промышленности, и отказом от займов иностранного капитала на кабальных условиях. И.В.Сталин писал, что во время обсуждения некоторые члены ЦК высказались против введения продажи водки, но не указали каких-либо возможных источников получения денежных средств для развития промышленности. Окончательное решение об установлении водочной монополии было принято на Пленуме ЦК РКП(б). В беседе с иностранными рабочими 5 ноября 1927 года И.В.Сталин ответил на ряд вопросов:

"Вопрос: Как увязывается водочная монополия и борьба с алкоголизмом?

Ответ:  Я, думая, что их трудно вообще увязать. Здесь есть несомненное противоречие. Партия знает об этом противоречии, и она пошла на это сознательно, зная, что в данный момент допущение такого противоречия является наименьшим злом. Когда мы вводили водочную монополию, перед нами стояла альтернатива: либо пойти в кабалу капиталистам, сдав им целый ряд важнейших заводов и фабрик, и получить за это известные средства, необходимые для того, чтобы обернуться; либо ввести водочную монополию для того, чтобы заполучить необходимые оборотные средства для развития нашей индустрии своими собственными силами и избежать, таким образом, иностранную кабалу. Вот так стоял перед нами вопрос, когда мы вводили водочную монополию. Конечно, вообще говоря, без водки было бы лучше, ибо водка есть зло. Но тогда пришлось бы пойти временно в кабалу к капиталистам, что является еще большим злом. Поэтому мы предпочли меньшее зло. Сейчас водка дает более 500 миллионов рублей дохода. Отказаться сейчас от водки, - значит, отказаться от дохода, причем, нет никаких оснований утверждать, что алкоголизм будет меньше, так как крестьянин начнет производить свою собственную водку, отравляя себя самогоном.

Вопрос: Значит ли это, что водочная монополия должна оставаться у нас в будущем?

Ответ:  Нет, не значит. Водочную монополию ввели мы как временную меру. Поэтому она должна быть уничтожена, как только найдутся в нашем народном хозяйстве новые источники для новых доходов на предмет дальнейшего развития нашей промышленности. А что такие источники найдутся, в этом не может быть никакого сомнения.

Сейчас наша политика состоит в том, чтобы постоянно свертывать производство водки. Я думаю, что в будущем нам удастся отменить вовсе водочную монополию, сократить производства спирта до минимума, необходимого для технических целей, и затем ликвидировать вовсе продажу водки” (81, 232-233).

Завершив исторический экскурс в содержание выступлений Генерального секретаря И.В.Сталина и председателя СНК СССР А.И.Рыкова, обосновывающих необходимость введения государственной монополии на производство и продажу крепких спиртных напитков, перейдем к рассмотрению содержания самого Положения. В нем, в частности, отмечалось:

"1. Производство (выкурка) сырого спирта, из каких бы продуктов он ни производился, допускается на всех винокуренных… заводах, на которых имеются соответствующие приспособления. Все указанные заводы должны быть зарегистрированы в порядке, установленном инструкцией ВСНХ и Наркома Финансов СССР.

2. Весь выкуренный и ректификационный на заводах, указанных в ст. 1, спирт, за исключением фруктово-виноградного и коньячного, подлежит сдаче Центральному Правлению Государственной Спиртовой Монополии (Центроспирт) (ст. 10).

4. Изготовление хлебного вина (водки) составляет исключительное право государства, осуществляемое Центральным Правлением Государственной Спиртовой Монополии.

5. Изготовление хлебного вина (водки) и водочных изделий допускается исключительно из ректификационного спирта. Хлебное вино (водка) должно изготовляться крепостью в 40 градусов по Траллесу.

6. Изготовление водочных изделий допускается как на государственных, так и на кооперативных и частных водочных заводах. Наливки и настойки могут изготавливаться крепостью до 40 градусов, а коньяки и ликеры - до 60 градусов по Траллесу.

8. Торговля на внутреннем рынке хлебным вином (водкой), водочными изделиями и коньяком может производиться с соблюдением действующих законоположений и правил, как государственными, так и кооперативными и частными предприятиями.

10. В ведении Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР учреждается Центральное Правление Государственной Спиртовой Монополии (Центроспирт), действующее на началах коммерческого расчета, согласно устава, утвержденного Советом Труда и Обороны.

11. На Центральное Правление Государственной Спиртовой Монополии возлагается:

- разработка общего для всего Союза ССР плана винокурения и учет выкурки спирта;

- разработка контингентов внутреннего потребления спирта и вывоза его за границу;

- приобретение и ректификация выкуриваемого на территории Союза ССР спирта (ст. 3);

- отпуск спирта крепостью свыше 40 градусов на указанные в статье 7 надобности;

- изготовление хлебного вина (водки) и отпуск его торгующим организациям:

- реализация спирта на внешних рынках.

13. Право выкурки спирта Центральному Правлению Государственной Спиртовой Монополии не принадлежит” (74, 795-797).

После введения водочной монополии активизировалась законотворческая деятельность по развитию антиалкогольного законодательства в СССР и в РСФСР. С 1926 по 1930 год в СССР приняли лишь один антиалкогольный закон "О мерах к усилению борьбы с самогоноварением” (46). В РСФСР - 10, такие как: "О ближайших мероприятиях в области лечебно-предупредительной и культурно-просветительной работы по борьбе с алкоголизмом” (21), "Уголовный Кодекс РСФСР редакции 1926 г.” (83), "Об оказании гражданам содействия милиции при задержании пьяных и хулиганов” (22), "Об отмене премирования за раскрытие незаконного приготовления, хранения и сбыта спиртных напитков и спиртосодержащих веществ” (28), "О мерах ограничения продажи спиртных напитков” (47), "Об организации местных специализированных комиссий по вопросам алкоголизма” (25), "О запрещении ввоза и продажи спиртных напитков в некоторых местностях северных окраин” (40), "О воспрещении розыгрыша в лотереях спиртных напитков” (18), "О мерах ограничения торговли спиртными напитками” (48), "О мерах борьбы с шинкарством” (45).

В новой редакции Уголовного кодекса РСФСР, вступившего в силу с 1 января 1926 года, производство спиртного для домашних нужд хотя и считалось преступлением, но ответственность смягчалась рядом обстоятельств. "Те действия, - говорилось в 102 статье, - совершаемые хотя бы в виде промысла, но вследствие нужды, безработицы или по малосознательности, с целью удовлетворения минимальных потребностей своих или своей семьи, - наказывались принудительными работами на срок до 3-х месяцев” (83, 973). Понятно, что наличие в законе таких понятий, как: "нужда”, "малосознательность”, "минимальные потребности” - атрибутов, присущих тоталитарному обществу, снижало его действенность и давало волю произвольным толкованиям. На меру наказания влияло также и социальное положение преступников. Рабочие и крестьяне обычно подвергались небольшому штрафу или просто предупреждались.

В соответствии с постановлением "О ближайших мероприятиях в области лечебно-предупредительной и культурно-просве-тительной работы по борьбе с алкоголизмом” от 11 сентября 1926 года. Наркомздрав должен был изучать алкоголизм, организовать лечение алкоголиков. НКЮ и НКВД - разработать и провести в ведомственном порядке меры по принудительному лечению алкоголиков, а также вытрезвлению лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Наркомздраву и Наркомпросу совместно с ВЦСПС указывалось на необходимость усиления антиалкогольной пропаганды, для чего "а) ввести в программу школ всех ступеней и типов основные сведения о вреде алкоголя;  б) выпустить соответствующие наглядные пособия и литературу;  в) разработать план проведения антиалкогольной пропаганды в избах-читальнях, домах крестьянина, рабочих клубах, красных уголках и красных палатках;  г) принять меры по максимальному использованию для целей антиалкогольной пропаганды периодической печати, радиовещания, стенных газет, показательных судов и т.п.;  д) совместно с киноорганизациями озаботиться созданием ряда фильмов как для города, так и для деревни по вопросам борьбы с самогоном и алкоголизмом вообще” (21, 661).

При лечебном отделе Наркомздрава РСФСР была создана комиссия по борьбе с алкоголизмом. План работы комиссии включал три основных направления: 1) изучение алкоголизма; 2) антиалкогольную санитарно-просветительную пропаганду; 3) организацию профилактики и лечения алкоголизма.

10:12
ГЛАВА II АНТИАЛКОГОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ 1.1
Просмотров: 7238 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]