Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Октябрь » 15 » О безнравственности пьянства и алкоголизма

Приложение 3

 О безнравственности пьянства и алкоголизма (цикл бесед)

 Оглавление

Одной из ведущих задач антиалкогольного воспитания учащихся является формирование у них убежденности в безнравственности пьянства и алкоголизма. Наличие такой убежденности необходимо для правильной оценки различных жизненных ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, непримиримости к людям, злоупотребляющим спиртными напитками, устойчивости к алкогольному давлению микросреды, алкогольным обычаям, традициям и т. д. Именно с отсутствием такой убежденности связаны многочисленные примеры терпимости к злоупотребляющим алкоголем, случаи, когда человек не только не осуждает пьющих, но и считает для себя неудобным, а то и неприличным (!) отказываться выпить спиртное в компании, в гостях, на каком-либо празднике и т. д. Вместе с тем, не только безнравственное поведение самих пьющих, но и терпимое к ним отношение окружающих несовместимы с принципами коммунистической морали и нравственности. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» критически отмечается, что «многие партийные, советские, общественные организации не дают решительного отпора укоренившимся несостоятельным взглядам на пьянство как на неизбежное и непреодолимое явление. Злоупотребление алкоголем зачастую не расценивается как аморальное, антисоциальное поведение. По отношению к пьяницам не используется в полной мере сила закона и общественного мнения». В чем же именно заключается безнравственность, аморальность пьянства и алкоголизма, уродливость их как социального явления и на какие моменты учителю следует обратить внимание учащихся в процессе антиалкогольного их воспитания?

Следует выделить несколько основных направлений осуждения пьянства и алкоголизма (ниже будут представлены примеры направлений, которые учитель может взять за основу, в качестве темы соответствующей беседы, дополнив или детализировав их на основании своего практического опыта и собственного анализа проблемы). По каждому из направлений следует подобрать несколько примеров, которые следует брать из повседневной жизни, чтобы они воспринимались учащимися как вполне реальные события, без налета экзотичности или случайности. Примеры должны допускать лишь однозначно-отрицательную трактовку, без всякой двойственности и вызывать эмоциональный отклик; их можно брать из любого источника, в том числе из периодической печати — это позволяет акцентировать внимание учащихся на достоверности, реальности, жизненности примера, события, факта (действительно, учитель не выдумал, об этом написано в газете, и каждый лично может в этом убедиться). Следует по возможности постоянно пополнять набор таких примеров. Наряду с этим можно использовать опубликованные в периодической печати мнения ученых, специалистов, акцентируя внимание учащихся как на их содержании, так и на том факте, что эти материалы объективно отражают существующее положение дел, и не придуманы специально для данной беседы.

Последовательно приведя 2—3 примера по каждой из тем бесед, обсудив их с учащимися и обязательно добившись оценки ими представленной информации, стимулировав эмоциональную их реакцию, учитель должен подвести учащихся к необходимому обобщающему выводу и дать им возможность сформулировать вывод самостоятельно. Умозаключение, сделанное самостоятельно и подкрепленное эмоционально окрашенной оценкой (в данном случае — гнев, опасение, возмущение, негодование и т. д.),— основа убеждения. Никогда не следует навязывать учащимся выводов типа лозунгов: «алкоголь — яд», «пьянству — бой» и .т. д., так как любой такой лозунг — это всегда обобщение, и поэтому воспринимается он абстрактно, неконкретно, а следовательно, не может вызвать должного эмоционального отклика — для этого требуется дополнительное психическое усилие, которое, в свою очередь, нуждается в отдельном стимуле. Другое дело, если учащийся, отталкиваясь от конкретных, жизненных фактов, самостоятельно приходит к убеждению, что алкоголь — яд. Иными словами, он должен это не столько понять, сколько прочувствовать, а уже прочувствованное осмыслить и формализовать. Для формирования убеждения необходима активная работа психики, а не просто запоминание чего бы то ни было. Примеры бесед, которые учитель может взять за основу, даны ниже.

 Беседа 1.Злоупотребляющий алкоголем человек — объективно-плохой работник, он не в состоянии принести своей работой той пользы, которую общество вправе ожидать от каждого гражданина.

Действительно, человек получил за счет государства образование, профессию, на это затрачены немалые средства, а когда пришло время окупить эти затраты, принести пользу обществу, он не в состоянии этого сделать, так как даже в результате однократного умеренного приема алкоголя производительностьтруда на следующий день уменьшается на 4—5%, а после однократного приема алкоголя в более значительном количестве снижение производительности труда может достигать 15—30%. При систематическом употреблении алкоголя у человека снижается сообразительность, он безынициативен, не способен осваивать новые профессии, повышать свою квалификацию. Вступив на путь пьянства, человек катится по наклонной плоскости во всех аспектах своего социального бытия — в производственном, общественном, личном плане.

Пьяницы физически не могут хорошо трудиться. Все их мысли — о новой выпивке, о том, как поскорее опохмелиться, унять дрожь в руках и ногах. Они вынуждены переходить на менее квалифицированную работу, производительность их труда и качество продукции низки. Плохо работая, пьяницы, по существу, обкрадывают всех честных людей, живут за их счет и сами являют жалкое зрелище.

«День выдался хмурый, но теплый. Взяв билет, я направился было к поезду. Как вдруг из-за пристанционных киосков вышел прихрамывая мужчина.

          Здорово, приятель! Или не узнаешь?

В заросшем щетиной грязном оборвыше я с трудом узнал бывшего инженера, способного руководителя одного из научных учреждений Игоря Станиславовича. Склонив голову набок, он стоял передо мной, засунув руки в карманы давно не глаженных брюк, и жалко улыбался.

        Дай выпить,— произнес он глухо.— Не томи. Рюмкой больше-меньше жизни не изменить. Какая разница?..

Наконец, жадно выпив и закусив огурцом, он посветлел лицом, оживился.

          Все было, как у людей,— заговорил он.— Была крыша над головой н работа, была семья: жена, дочь и сын ...

Когда Игоря Станиславовича повысили по службе и семья переселилась в новую трехкомнатную квартиру, было отпраздновано шумное новоселье. Словно предчувствуя надвигающуюся беду, Лида пыталась отговорить мужа от внезапно вспыхнувшей жажды застолья.

          Ерунда,— отпарировал муж,— делаем все, как у людей.

... По вечерам от него попахивало вином, и на недоуменный вопрос жены, где он так долго бывает, Игорь отделывался какой-нибудь шуткой.

          Не забывай,— говорил он, затягиваясь сигаретой,— что твой муж теперь величина. Поэтому — чествуют. Иначе как?

          А так,— твердо ответила Лида,— чтобы это было в последний раз. Никаких именин, банкетов и благодарственных угощений... ее не покидала мысль, что муж будто падает в какую-то бездну... Как остановить его?

Через два года Игорь Станиславович вынужден был перейти в замы, затем понижен в должности до рядового инженера, еще через год он уволился...

Трудно было теперь в этом одутловатом, неряшливом мужчине узнать прежнего элегантного Игоря Станиславовича. Прежние друзья его избегали, а он вновь менял адрес работы: техник, разнорабочий, кочегар в котельной, сантехник.

... Взглянув на его почерневшее лицо, на грязную, сжавшуюся фигуру сломленного человека, я почувствовал, как глубоко несчастлив он, какой страшной жизнью живет». (Челябинский рабочий.— 1984.— 18 нояб. // «Падение»).

 

Беседа 2.Злоупотребляющий алкоголем человек наносит обществу большой моральный и материальный ущерб, являясьисточником несчастных случаев, гибели людей, вызывая пожары, аварии, дорожно-транспортные происшествия, портя имущество и т. д. Вот примеры этого.

«В тот день Владимир Румянцев, шофер Оленинского районного отделения «Сельхозхимия», пришел на работу в отличном настроении — да и чего ему было печалиться в свои тридцать три года, когда и на работе все ладится, и дома, и дети растут на радость... В середине дня он загрузил свой самосвал известью и повез в совхоз «Оленинский». Ехал спокойно, весело, не чуя беды, не зная, что она — в двух шагах, у железнодорожного переезда. Шлагбаум был открыт, и он уверенно выехал на переезд. В тот же миг его сбил, смял, расплющил на полной скорости скрытый перелеском грузовой состав. А когда стихло все — страшный крик, грохот, скрежет,— из будки нетвердой походкой вышла пьяная стрелочница и сделала то, что должна была сделать несколько минут назад: закрыла шлагбаум.

Пьяная стрелочница? Человек, в руках которого — тысячи жизней?.. Да, стрелочница была пьяна почти до бесчувствия. Но это не было событием чрезвычайным: старшая дежурная стрелочного поста и переезда станции Оленино Мария Ларцева страдала хроническим алкоголизмом и состояла на учете у районного нарколога. Это ни для кого не было секретом. Однако Ларцеву терпели. Почему? Да потому, что не одна только Ларцева имела пристрастие к спиртному. Как ни дико это звучит, но пьянство стало здесь явлением притерпевшимся, привычным...» (Труд.—1984.— 20 окт.//«Только ли стрелочник виноват?»).

***

«Он перегонял новенький «ЗИЛ-130». Из заводских ворот Виктор Степанович выехал в семь утра, а к трем пополудни был без сознания доставлен в районную больницу, где и скончался спустя двое суток.

...Несколько раз он приходил в себя и задавал склонившейся над ним медсестре только один вопрос:

          Девочка жива? — И снова впадал в беспамятство...

Сестра знала, что попутчица Виктора Степановича, подобранная им на трассе у придорожного кафе, погибла...

Экспертиза показала, что вел он машину в состоянии тяжелого опьянения.

Статистика. В минувшем году треть всех дорожно-транспортных происшествий в стране совершена лицами в нетрезвом состоянии. Среди владельцев мотоциклов эта величина составляет пятьдесят процентов. Сорок процентов владельцев личного автотранспорта, попавших в 1984 году в аварию, совершивших наезд или столкновение, были пьяными. Только в результате профилактического контроля ГАИ в столице в минувшем году были лишены прав более десяти тысяч водителей» (Советская Россия.— 1985.— 23 янв.// «Пьяный за рулем»).

 

* * *

«На этом участке трассы до Осташкова никаких неожиданностей не предвиделось. Дорога прямая, асфальт — сухой и чистый. Выехав ранним утром из Осташкова в Кувшиново, он уже в 8.45 отправился с пассажирами в обратный путь. Их было не так много — девятнадцать человек, четверо из них — дети.

«Икарус» плавно катил по дороге. Навстречу, шурша шинами, проносились «КамАЗы», «жигули», «уАЗики». Где-то вдали стали вырисовываться очертания автомобиля...

Расстояние между ними быстро сокращалось. И тут-то он заметил, что «ЗИЛ» на большой скорости мчится навстречу по его полосе движения — прямо на него.

          Никак пьяный?!

За два десятка лет шоферской работы Евгений Сотник научился безошибочно определять, что к чему.

— Влево не успею, вправо прижмусь,— промелькнула мысль.— Нет, не выйдет... Столкнемся...

Не слышал и не мог услышать этого захмелевший А. Куров. Он почти лежал на руле, изредка поглядывая помутневшим взглядом на дорогу...

Ключи от нового автобуса «Икарус-256» вручены водителю Осташковского автопредприятия Е. Е. Сотнику. Эту машину ему предоставили как награду за мужество и умелые действия, способствовавшие предотвращению крупной автомобильной катастрофы» (Советская Россия.— 1985.8 февр.//«Секунды мужества»),

 

***

«За лето прошлого года в республике утонуло 298 человек, из них в состоянии алкогольного опьянения — 193 человека...

 

Зачастую пьяные родители приводят с собой на берег детей и забывают о них. За лето 1983 года на воде погибло немало детей — и в большинстве случаев по беспечности и безнадзорности родителей. Девочка пошла без родителей мыть ноги. Волной проходящего теплохода ее смыло. Не умея плавать, девочка утонула. Пока родители распивали спиртное, мальчик увлекся нырянием и утонул» (Советская Татария.— 1984.— 10 июля//«Вода не прощает ошибок»).

 

* * *

«У пожара всегда есть вполне конкретная причина — это вам скажет любой из тех, чья профессия — борьба с огнем. Другой вопрос, если эту причину не удается обнаружить,— попробуй в сгоревшем доме найти оброненный кем-то непогашенный окурок!

И все же запомним — практически всегда есть причина. И конкретный виновник. Чаще всего этот виновник пьян. Можно привести немало примеров того, как принявшие изрядную дозу спиртного люди забывают выключить газ или засыпают с сигаретой. В результате — пожар, нередко гибнут и сами любители алкоголя, а то и их ни в чем не повинные соседи... тушили пожар в швейном цехе управления бытового обслуживания населения. Человек, находящийся в состоянии сильного алкогольного опьянения, был допущен к работе с котлом отопительной системы и нарушил правила пожарной безопасности, обязательные при его эксплуатации» (Московский комсомолец.—1985.— 18 апр. //«Нет дыма без огня»),

***

«Поздним вечером на эстакаде Псковского завода электросварочного тяжелого оборудования вахтер О. заметила пожар. Пока подняли тревогу и пытались тушить сами, пока приехали пожарные, от полыхавших ящиков остался один пепел, от оборудования — металлолом. Было оно электронным и стоило более 90 тысяч рублей...

Без особого труда следствие установило, что виновники пожара — трое пьяных рабочих вечерней смены» (Труд.— 1985.— 13 апр. // «Горькое похмелье»)

 

Беседа 3.Злоупотребляющий алкоголем совершает тяжкое преступление по отношению к членам своей семьи, к детям.

Во-первых, он создает невыносимую обстановку в семье, являясь источником скандалов, избивая жену и детей, не давая им возможности для нормальной жизни. Во-вторых, у пьяниц рождаются неполноценные дети, причем иногда даже однократного употребления родителями спиртного достаточно для того, чтобы ребенок родился с дефектами (умственная слабость, судорожные припадки, неспособность к учению), в более легких случаях — плохая память, невозможность овладения сложной профессией. Так дети расплачиваются за распущенное поведение родителей.      

«Пишу урывками, втайне от мужа и сыновей, поэтому извините за почерк и что листки смяты. Сейчас ночь, все трое спят, а я сижу на кухне и прислушиваюсь: не проснулся ли кто? Дело в том, что и муж, и оба сына (19 лет и 21 года) пьют, и я сижу с тремя алкоголиками и больше не могу.

Муж начал пить сразу после войны, но сперва умеренно. А потом... втянулся. Глядя на отца, начали выпивать и сыновья. У него даже мысли нет, что это его дети и они пропадают вместе с ним. Он их воспринимает только как собутыльников и радуется, что не надо никуда идти на угол искать партнеров. Все мои слова и слезы — как об стену. Противно спорят, чья очередь покупать бутылку. Иногда до драки. Недавно так тряхнули из-за денег отца, что он семь дней не выходил на работу. Моим мукам и отчаянию нет конца» (Литературная газета.— 1983.— 14 дек.// «Слез уже не осталось»).

***

«Я решился написать вам, так как мне не с кем поделиться своей большой бедой, которая случилась несколько месяцев назад. Расскажу все по порядку.

На дискотеке я познакомился с девушкой, ее звали Лариса. Мы стали проводить вместе все свободные вечера. У Ларисы своя компания. Здесь много девочек и ребят не старше 18 лет. Они часто выпивали, все девочки курили. Лариса тоже курила и выпивала наравне с другими. Поначалу мне это очень не нравилось, но постепенно я тоже втянулся...

Так и не узнав Ларису до конца, я сделал ей предложение. Мы поженились. Сначала у нас все было хорошо, я заканчивал обучение в ПТУ, Лариса работала на фабрике. Все свободные вечера мы проводили по-прежнему в нашей «любимой и старой компании».

У нас с Ларисой должен был родиться ребенок, и вот пришла беда. Ребенок родился мертвый.

Врачи объяснили причину тем, что потребление спиртных напитков и никотина у родителей с раннего возраста приводит к появлению неполноценных или мертвых детей. Представьте, как я проклинал нашу веселую жизнь, беззаботные вечера, бутылку-другую портвейна и пачку сигарет.

Мы перестали разговаривать друг с другом, и каждый по-своему переживал страшную беду. Как нам жить дальше? Как горько теперь сознавать, что этого могло бы и не быть, не втянись я в эту компанию. И теперь, когда я вижу пьяных ребят с девушками, меня всего передергивает от отвращения. А в душе большое горе» (Смена.— 1985.— 28 марта//«Запоздалое раскаяние»).

 

Беседа 4.Злоупотребляющие алкоголем вольно или невольно вовлекают в этот порок окружающих, в том числе молодежь.

Порою это делается с корыстными целями. Например, установлено, что «друзья» человека, лечившегося от алкоголизма, нередко пытаются всячески вновь вовлечь его в употребление спиртного для того, чтобы, пользуясь его слабостью, пить за его счет. Они делают это хотя знают, что он лечился именно от алкоголизма. Пьяницы нередко вовлекают молодежь, угощают за мелкие услуги (сбегать за водкой и т. д.). Не случайно в связи с постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» усилена ответственность за спаивание младших (а значит, такие случаи — не исключение).

«Часто виноваты мы, старшие: с нас они берут пример. Мастер или старый рабочий ухитрился пронести на производство бутылку спиртного. А глядишь, уже и молодые грешат бутылками: когда это было, чтобы возвращались со стройки или из заводского цеха под хмельком?» (Советская Россия.— 1985.— 27 янв. //«Что оставим в наследство?»).

«Шофер такси рассказал мне такую историю. Проезжал он мимо моторного завода, его остановили трое молодых людей и попросили отвезти к винному магазину. Купили там водки 15—18 бутылок, а когда шофер поинтересовался, зачем так много, они сказали, что берут на весь цех. У них и техника доставки была отработана. Подъехали к заводоуправлению, посигналили, и в одном окне поднялась решетка, там приняли бутылки, а парни пошли черезпроходную» (из письма в газету.Известия.— 1985.— 19 марта).

 

 

***

Мне очень больно и горько, но, как на исповеди, я признаюсь, что теряю старшего сына. Причина — пьянство! И семья-то у нас непьющая.

Сын окончил десять классов, учился хорошо, занимался техническим творчеством, получил отличную характеристику. Всегда его ставили в пример, и было за что. Получил аттестат, решил пойти на завод токарем.

И вот начал работать на заводе. Все ему там пришлось по душе. Одно возмущало — пьянки по всякому поводу... Прошло два года, и однажды сын пришел с работы навеселе. Мы встревожились, но он успокоил: мол, ерунда, в этот раз нельзя было отказаться от выпивки, но больше такого не повторится. К нашему великому несчастью, повторилось. И не раз.

Последствия известны — опоздания на работу, прогулы, потеря репутации культурного, исполнительного, умелого и смекалистого» (Социалистическая индустрия,— 1985.— 29 марта // «Меры нужны строжайшие»).

 

При проведении каждой беседы необходимо, чтобы факт, событие, случай затрагивали учащихся личностно, чтобы они оказались в той или иной связи с собственным жизненным опытом учащихся, их интересами, повседневной жизнью, системой ценностей. Например, при обсуждении аварии, вызванной пьяным водителем и приведшей к человеческим жертвам, целесообразно ставить вопросы типа: а как бы ты отнесся к поведению этого водителя, если бы в аварии по его вине погиб твой младший брат или мать и т. д.? Или: если бы от пожара, происшедшего по вине пьяного, сгорела бы твоя дача, куда ты ездишь на лето, и теперь тебе некуда будет приехать, как ты оценишь его проступок? Формально учащийся осудит поведение пьяницы и независимо от таких вопросов, но необходим его эмоциональный отклик, его переживание данного факта, а это возможно лишь в том случае, если этот факт значим для учащегося.

Примеры осуждения пьянства и алкоголизма достаточно полно раскрывают его безнравственность — сами тяжелые последствия злоупотребления алкоголем говорят за себя. Но у учащихся может возникнуть вопрос: а умеренное, «культурное» употребление спиртного, в «разумных» пределах — допустимо ли оно, можно ли считать и его безнравственным? Учитель должен быть хорошо подготовлен к ответу на подобные вопросы. Следует заострить внимание учащихся на том, что любое злоупотребление, случаи пьянства и алкоголизма всегда начинаются с первой рюмки, и, как правило, сначала употребление спиртного эпизодическое, от случая к случаю. Но такова природа взаимоотношений человека с алкоголем, что желание выпивать его чаще и выпивать все больше неуклонно нарастает. Справедливо сказано: «там, где сегодня выпита одна рюмка — завтра будут выпиты две». Практически на любом примере пьянства и алкоголизма можно доказать учащимся, что начиналось все, казалось бы, с пустяков.

Таким образом, смысл всех бесед цикла сводится к тому, что для злоупотребляющего алкоголем понятия добра и справедливости, понятие истины постепенно утрачивает свой смысл и значение. Стремясь к очередной выпивке, алкоголик готов на любую ложь и обман, поведение его в ходе развития заболевания все в меньшей степени направляется нравственными критериями и все в большей — алкогольными интересами. Алкоголь постепенно разрушает всю систему нравственной ориентации человека. Умышленно или неумышленно, поведение пьяницы, алкоголика преступно по отношению к окружающим.

15:25
О безнравственности пьянства и алкоголизма
Просмотров: 8227 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]