Оглавление
Материалы для
проведения бесед и обсуждения вредного действия алкоголя следует брать из
периодической печати (они появляются достаточно регулярно), в органах охраны
порядка (данные об особенностях деятельности и клиентах медицинского
вытрезвителя), в каком-либо предприятии, находящемся неподалеку (материалы о
потерях производства, о несчастных случаях с употребляющими алкоголь и т. д.).
Важно обращать внимание учащихся не столько на вред употребления алкоголя для
здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане — в плане
взаимоотношений этого человека с окружающими. Дело в том, что ситуации общения
актуальны для каждого человека на любом этапе его развития, тогда как вред
здоровью всегда в той или иной степени оказывается отнесенным в будущее и поэтому
переживается слабо.
При анализе
соответствующих материалов акцент следует делать не только и не столько на
примерах совершенно опустившихся, спившихся людей, сколько на правонарушениях,
несчастных случаях и т. д. с людьми, регулярно употребляющими алкоголь, но еще
не оцениваемыми окружающими как пьяницы или алкоголики. При этом учащиеся легче
могут связать происшедшее со своей собственной жизнью и алкогольной практикой —
одно дело, если несчастье произошло с вполне «приличным» человеком (все себя
считают такими), другое — с совершенно деградировавшим алкоголиком (таких, к
счастью, действительно не так много).
Необходимые сведения учащимся следует сообщать на
уроках
в процессе прохождения программного материала по различным предметам. Например,
материал антиалкогольного содержания может быть включен в них следующим
образом.
Основы Советского государства и права
тема: «Право и
мораль в социалистическом обществе»: пагубность алкоголя для нравственного
сознания и поведения, неизбежность деградации личности в результате
употребления спиртных напитков;
тема: «Основы
общественного строя и политики СССР»: роль общественных организаций и трудовых
коллективов в профилактике пьянства и алкоголизма;
тема:
«Государство и личность»: такое отрицательное явление как тунеядство — часто
является следствием пьянства и алкоголизма;
тема:
«Национально-государственное устройство СССР. Органы государственной власти и
управления в СССР»: работа комиссий по борьбе с пьянством при советах министров
союзных и автономных республик, исполкомах Советов народных депутатов;
тема: «Трудовое
право» и «Колхозное право»: меры дисциплинарной ответственности за пребывание
на производстве в нетрезвом состоянии;
тема: «Семейное
право»: лишение родительских прав вследствие злостного уклонения от исполнения
родительских обязанностей, что происходит чаще всего по причине злоупотребления
алкоголем;
темы:
«Административное право» и «Уголовное право»: меры по преодолению пьянства и
алкоголизма, искоренению самогоноварения в соответствии с постановлением ЦК
КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»;
раздел
«Обеспечение социалистической законности»: роль Советов народных депутатов,
комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов в профилактике
пьянства; значение активной деятельности учащихся в рамках правоохранительных
объединений, в преодолении этого опасного явления.
Обществоведение
тема:
«Возникновение и развитие коммунистической формации»: преодоление пьянства и
алкоголизма — социальная задача большой политической важности;
тема:
«Социальные отношения при социализме»: социальная опасность пьянства и
алкоголизма;
тема: «Духовная
жизнь социалистического общества. Формирование всесторонне развитой личности»:
необходимость искоренения нравов, противоречащих социалистическому образу
жизни, утверждения трезвости как нормы нашей жизни.
История
VII класс, тема 1: «Спаивание колонизаторами
отсталых народов с целью их порабощения».
VIII класс, тема 5: «Экономическое, политическое
и культурное развитие страны в XVII в.»: антиалкогольные традиции народных масс
Российского государства.
IX класс (курс всеобщей истории), тема:
«Итоговое обобщающее повторение»: тяжелые последствия использования
колонизаторами алкоголя в целях порабощения колониальных народов;
IX класс (история СССР), тема: «Кризис
феодально-крепостного строя. Возникновение революционно-демократической
идеологии в России»: борьба революционеров-демократов против алкоголизма за
трезвый образ жизни народных масс.
X класс (всеобщая история), тема:
«Национально-освободительная борьба народов Азии, Африки и Латинской Америки»:
использование империалистами распространения алкоголизма среди коренного
населения колоний как одного из орудий их эксплуатации.
Биология
IX класс, тема: «Кровь и кровообращение»:
вредное влияние употребления алкоголя на сердце и сосуды;
тема:
«Пищеварение»: влияние употребления алкоголя на пищеварение;
тема: «Нервная
система. Органы чувств»: вредное влияние употребления спиртных напитков на
нервную систему;
тема:
«Размножение и развитие»: вредное влияние употребления алкоголя, курения и
других факторов на потомство.
XI класс, тема:
«Размножение и индивидуальное развитие организмов»: вредное влияние алкоголя на
развитие организма человека;
тема: «Основы
генетики»: вредное влияние алкоголя на наследственность человека.
Химия
X класс, тема: «Спирты и фенолы»:
ядовитость спиртов, их губительное действие на организм человека.
Благодаря этим
дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на
здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с
социалистическим образом жизни и моралью социалистического государства, а также
об ответственности за последствия употребления алкоголя; учащиеся смогут
всесторонне обосновывать вред употребления алкоголя.
Сведения
антиалкогольного характера следует давать и на факультативных занятиях, в
кружках, на общешкольных мероприятиях (вечера вопросов и ответов, кинолектории
и т. д.). На классных мероприятиях также можно показывать учащимся учебные
кинофильмы антиалкогольного содержания (например, «Подросток и алкоголь»,
«Алкоголь, никотин... В чем опасность?» и др.). Обсуждению случаев употребления
алкоголя учащимися можно посвящать классные часы, а также собрания с участием
педагогов и родителей, представителей органов правопорядка (юристы, работники
милиции).
Антиалкогольная
информация может быть дана во время занятия со всем классом в специально
отведенное для этого время или же на перемене. Это может быть и краткая
информация на уроке в связи с обсуждением какого-то другого вопроса. Это может
быть доверительная беседа с 1—2 учениками, рассчитанная только на них или же,
напротив, на то, что они передадут ее содержание другим, поделятся полученной
информацией с товарищами. Можно ставить проблемные ситуации для анализа
учащимся (в том числе и темы для сочинения), причем важно акцентировать,
во-первых, неуклонную последовательность событий, ведущих от эпизодического
употребления алкоголя к неблагоприятным его последствиям, во-вторых, то, как и
почему именно употребление алкоголя помешало человеку в осуществлении его
намерений, жизненных планов и т. д.
Приводя примеры
губительного действия алкоголя на потомство, следует использовать
иллюстративный материал — фотографии детей-уродов, родители которых алкоголики,
данные о рождении слабоумных и т. д. С небольшой группой учащихся, замеченных в
употреблении алкоголя, а иногда и, со всем классом целесообразны поездки в дом
для детей-инвалидов, специальное учебное заведение для детей с умственной
отсталостью, интернат для детей родителей-алкоголиков. Справедливо отмечается,
что возможности такой «шоковой» терапии у нас недооцениваются для раскрытия
губительных последствий алкоголизма (Советская Россия.— 1983.— 20 ят.// «Не
имеем права ждать» и «Пьяный подросток»). Действительно, по радио, по телевидению
рассказывают (и показывают), что происходит, например, в результате нарушений
правил уличного движения, на стендах вывешивают фотографии разбитых машин и т.
д., а в отношении алкоголя ограничиваются главным образом плакатами типа
«алкоголь — враг здоровья» — но слова эти хорошо известны всем, и очень давно.
Вред употребления алкоголя должен быть продемонстрирован наглядно, ярко,
убедительно, а не абстрактно, только на словах.
Помимо хорошего
знания существа дела (сущность алкоголизма и его последствия), способности
правильно построить отношения с учащимися, важно чувство личной причастности
учителя, и его искреннее стремление покончить с алкогольным злом, его активная
гражданская позиция. Каждый член педагогического коллектива не имеет права
проходить мимо любого факта употребления учащимися алкоголя и должен решительно
содействовать искоренению алкогольного зла.
В
антиалкогольной работе школы должны принимать участие все члены педагогического
коллектива, независимо от предмета, который они ведут,— здесь для каждого есть
достаточно обширное поле деятельности. Необходимо также стремиться к расширению
социальных связей — подключить к этой работе не только родителей учащихся, но и
сотрудников РОВД, врачей районной поликлиники, работников близко расположенных
предприятий, общественность. Для совершенствования форм и методов этой работы
членам педагогического коллектива школы необходимо постоянное обсуждение ее
результатов, встречающихся трудностей с коллегами из других школ, на заседаниях
методических объединений, на педагогических чтениях, в институтах
усовершенствования учителей.