Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Октябрь » 14 » ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА-3

Оглавление

Материалы для проведения бесед и обсуждения вредного действия алкоголя следует брать из периодической печати (они появляются достаточно регулярно), в органах охраны порядка (данные об особенностях деятельности и клиентах медицинского вытрезвителя), в каком-либо предприятии, находящемся неподалеку (материалы о потерях производства, о несчастных случаях с употребляющими алкоголь и т. д.). Важно обращать внимание учащихся не столько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане — в плане взаимоотношений этого человека с окружающими. Дело в том, что ситуации общения актуальны для каждого человека на любом этапе его развития, тогда как вред здоровью всегда в той или иной степени оказывается отнесенным в будущее и поэтому переживается слабо.

При анализе соответствующих материалов акцент следует делать не только и не столько на примерах совершенно опустившихся, спившихся людей, сколько на правонарушениях, несчастных случаях и т. д. с людьми, регулярно употребляющими алкоголь, но еще не оцениваемыми окружающими как пьяницы или алкоголики. При этом учащиеся легче могут связать происшедшее со своей собственной жизнью и алкогольной практикой — одно дело, если несчастье произошло с вполне «приличным» человеком (все себя считают такими), другое — с совершенно деградировавшим алкоголиком (таких, к счастью, действительно не так много).

 Необходимые сведения учащимся следует сообщать на уроках в процессе прохождения программного материала по различным предметам. Например, материал антиалкогольного содержания может быть включен в них следующим образом.

Основы Советского государства и права

тема: «Право и мораль в социалистическом обществе»: пагубность алкоголя для нравственного сознания и поведения, неизбежность деградации личности в результате употребления спиртных напитков;

тема: «Основы общественного строя и политики СССР»: роль общественных организаций и трудовых коллективов в профилактике пьянства и алкоголизма;

тема: «Государство и личность»: такое отрицательное явление как тунеядство — часто является следствием пьянства и алкоголизма;

тема: «Национально-государственное устройство СССР. Органы государственной власти и управления в СССР»: работа комиссий по борьбе с пьянством при советах министров союзных и автономных республик, исполкомах Советов народных депутатов;

тема: «Трудовое право» и «Колхозное право»: меры дисциплинарной ответственности за пребывание на производстве в нетрезвом состоянии;

тема: «Семейное право»: лишение родительских прав вследствие злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей, что происходит чаще всего по причине злоупотребления алкоголем;

темы: «Административное право» и «Уголовное право»: меры по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения в соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»;

раздел «Обеспечение социалистической законности»: роль Советов народных депутатов, комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов в профилактике пьянства; значение активной деятельности учащихся в рамках правоохранительных объединений, в преодолении этого опасного явления.

Обществоведение

тема: «Возникновение и развитие коммунистической формации»: преодоление пьянства и алкоголизма — социальная задача большой политической важности;

тема: «Социальные отношения при социализме»: социальная опасность пьянства и алкоголизма;

тема: «Духовная жизнь социалистического общества. Формирование всесторонне развитой личности»: необходимость искоренения нравов, противоречащих социалистическому образу жизни, утверждения трезвости как нормы нашей жизни.

История

VII      класс, тема 1: «Спаивание колонизаторами отсталых народов с целью их порабощения».

VIII     класс, тема 5: «Экономическое, политическое и культурное развитие страны в XVII в.»: антиалкогольные традиции народных масс Российского государства.

IX       класс (курс всеобщей истории), тема: «Итоговое обобщающее повторение»: тяжелые последствия использования колонизаторами алкоголя в целях порабощения колониальных народов;

IX       класс (история СССР), тема: «Кризис феодально-крепостного строя. Возникновение революционно-демократической идеологии в России»: борьба революционеров-демократов против алкоголизма за трезвый образ жизни народных масс.

X        класс (всеобщая история), тема: «Национально-освободительная борьба народов Азии, Африки и Латинской Америки»: использование империалистами распространения алкоголизма среди коренного населения колоний как одного из орудий их эксплуатации.

Биология

IX       класс, тема: «Кровь и кровообращение»: вредное влияние употребления алкоголя на сердце и сосуды;

тема: «Пищеварение»: влияние употребления алкоголя на пищеварение;

тема: «Нервная система. Органы чувств»: вредное влияние употребления спиртных напитков на нервную систему;

тема: «Размножение и развитие»: вредное влияние употребления алкоголя, курения и других факторов на потомство.

 

XI класс, тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»: вредное влияние алкоголя на развитие организма человека;

тема: «Основы генетики»: вредное влияние алкоголя на наследственность человека.

Химия

X        класс, тема: «Спирты и фенолы»: ядовитость спиртов, их губительное действие на организм человека.

Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социалистическим образом жизни и моралью социалистического государства, а также об ответственности за последствия употребления алкоголя; учащиеся смогут всесторонне обосновывать вред употребления алкоголя.

Сведения антиалкогольного характера следует давать и на факультативных занятиях, в кружках, на общешкольных мероприятиях (вечера вопросов и ответов, кинолектории и т. д.). На классных мероприятиях также можно показывать учащимся учебные кинофильмы антиалкогольного содержания (например, «Подросток и алкоголь», «Алкоголь, никотин... В чем опасность?» и др.). Обсуждению случаев употребления алкоголя учащимися можно посвящать классные часы, а также собрания с участием педагогов и родителей, представителей органов правопорядка (юристы, работники милиции).

Антиалкогольная информация может быть дана во время занятия со всем классом в специально отведенное для этого время или же на перемене. Это может быть и краткая информация на уроке в связи с обсуждением какого-то другого вопроса. Это может быть доверительная беседа с 1—2 учениками, рассчитанная только на них или же, напротив, на то, что они передадут ее содержание другим, поделятся полученной информацией с товарищами. Можно ставить проблемные ситуации для анализа учащимся (в том числе и темы для сочинения), причем важно акцентировать, во-первых, неуклонную последовательность событий, ведущих от эпизодического употребления алкоголя к неблагоприятным его последствиям, во-вторых, то, как и почему именно употребление алкоголя помешало человеку в осуществлении его намерений, жизненных планов и т. д.

Приводя примеры губительного действия алкоголя на потомство, следует использовать иллюстративный материал — фотографии детей-уродов, родители которых алкоголики, данные о рождении слабоумных и т. д. С небольшой группой учащихся, замеченных в употреблении алкоголя, а иногда и, со всем классом целесообразны поездки в дом для детей-инвалидов, специальное учебное заведение для детей с умственной отсталостью, интернат для детей родителей-алкоголиков. Справедливо отмечается, что возможности такой «шоковой» терапии у нас недооцениваются для раскрытия губительных последствий алкоголизма (Советская Россия.— 1983.— 20 ят.// «Не имеем права ждать» и «Пьяный подросток»). Действительно, по радио, по телевидению рассказывают (и показывают), что происходит, например, в результате нарушений правил уличного движения, на стендах вывешивают фотографии разбитых машин и т. д., а в отношении алкоголя ограничиваются главным образом плакатами типа «алкоголь — враг здоровья» — но слова эти хорошо известны всем, и очень давно. Вред употребления алкоголя должен быть продемонстрирован наглядно, ярко, убедительно, а не абстрактно, только на словах.

Помимо хорошего знания существа дела (сущность алкоголизма и его последствия), способности правильно построить отношения с учащимися, важно чувство личной причастности учителя, и его искреннее стремление покончить с алкогольным злом, его активная гражданская позиция. Каждый член педагогического коллектива не имеет права проходить мимо любого факта употребления учащимися алкоголя и должен решительно содействовать искоренению алкогольного зла.

В антиалкогольной работе школы должны принимать участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,— здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Необходимо также стремиться к расширению социальных связей — подключить к этой работе не только родителей учащихся, но и сотрудников РОВД, врачей районной поликлиники, работников близко расположенных предприятий, общественность. Для совершенствования форм и методов этой работы членам педагогического коллектива школы необходимо постоянное обсуждение ее результатов, встречающихся трудностей с коллегами из других школ, на заседаниях методических объединений, на педагогических чтениях, в институтах усовершенствования учителей.


21:45
ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА-3
Просмотров: 7252 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]