Пьянство
среди несовершеннолетних
Уже в небольших
дозах алкоголь не только возбуждает, но и нарушает правильность душевной
деятельности... У человека уменьшается сдержанность, пропадает конфузливость,
уменьшается тревоге и боязнь последствий за свои действия, он более живет
интересами данной минуты.
С.
С. Корсаков
Оглавление
Задача всестороннего и гармонического
развития подрастающего поколения неразрывно связана с воспитанием у него
позитивных нравственных установок, в том числе и отрицательного отношения к
проявлениям пьянства.
Необходимость усиления
противоалкогольной работы с подростками обусловлена прежде всего
распространенностью употребления алкоголя среди населения. Известно, что
пьянство родителей создает крайне неблагоприятные условия для нравственного
воспитания и интеллектуального развития детей и способствует их раннему
приобщению к алкогольным напиткам.
Особенно чревато последствиями
употребление спиртных напитков в переходном возрасте у десяти-шестнадцатилетних
когда в развивающемся организме происходит дифференциация и совершенствование
функций и систем, идет половое созревание. Употребление алкоголя в этом
возрасте способно задержать или вовсе остановить физическое и умственное
развитие формирование этических и нравственных категорий, высших форм мышления,
эстетических понятий.
В следующем разделе мы покажем
особенности воздействия алкоголя на организм ребенка и попытаемся
проанализировать мотивы употребления алкогольных напитков в подростковом
возрасте. Особое внимание обратим на семейные и поведенческие факторы
способствующие употреблению алкоголя несовершеннолетними.
Пьющие
дети
Еще в 1931 году Украинским
психоневрологическим институтом с помощью специальной анкеты был проведен
заочный опрос врачей и педагогов ряда стран Европы н Америки по поводу
употребления алкоголя детьми. Согласно полученным ответам выяснилась
безотрадная картина распространения пьянства подростков в ряде
капиталистических стран. Например, во Франции отмечались даже случаи прихода
пьяных детей в школу. Во многих семьях здесь детям не запрещается пить
шампанское, вина, ликеры.
В Италии в ряде провинций до 70%
школьников было знакомо со вкусом вина. Совершенно иное положение существовало
тогда в нашей стране где школьники, как правило, не имели и понятия о выпивке.
К сожалению с тех пор многое изменилось в худшую сторону...
Чем вызвано широкое распространение
спиртных напитков в современном мире? Говорят, что масса баров и ресторанов,
кафе и дискотек «внедряют» пьянство среди молодежи. Западногерманский журнал
«Шпигель» недавно опубликовал статью с примечательным заголовком «Алкоголизм
среди молодежи — новая болезнь».
В предисловии редакции проблема
алкоголизма в ФРГ характеризуется следующим образом минимум 100 000
западногерманских юношей и девушек часто детей в возрасте 10 —12 лет, —
алкоголики. Бутылка «ходит по кругу в школах и на улицах», подрастает поколение
алкоголиков, которое доставит еще много неприятностей нации. Здоровью множества
детей и молодежи грозит серьезная опасность. Например в психиатрическую клинику
Франкфуртского университета уже поступают первые подростки с белой горячкой.
Согласно данным по ФРГ алкогольные
напитки в этой стране ежедневно употребляют 8% 12—14-летних,
20% 15—17-летних, 31% 18—20-летних и 41 % 21—24-летних.
Статистические исследования в США
показывают, что раннее приобщение к хмельному отмечается у 63% мальчиков и 30%
девочек, которые учатся в седьмом классе. Для 10-го класса соответствующие
цифры еще больше 95 и 90%. По этому поводу директор Национального института по
проблемам алкоголизма США М. Чефето сказал: «Волнуюсь из-за того, что наши дети
могут оказаться среди 250 тысяч наркоманов считающихся безнадежными мы
закрываем глаза на более реальную опасность, что они окажутся в числе 9
миллионов зарегистрированных алкоголиков. Из этого числа 5% составляют
подростки а возрасте от 10 до 16 лет.
Как и за рубежом, так и в нашей стране подавляющее
большинство несовершеннолетних до последних лет не имело должного представления
об опасных последствиях употребления спиртного да и вообще о свойствах алкоголя.
Так, среди опрошенных профессором Б. М. Левиным подростков и юношей попавших в
вытрезвитель лишь 10% более или менее четко представляли себе свойства
алкоголя, а 90% вообще ничего не знали о вредных последствиях его употребления.
При обследовании большой группы людей, страдающих
алкоголизмом установлено что около 95% из них впервые приобщилось к алкоголю в
возрасте до 15 лет. К 19 годам самостоятельно и систематически употребляли
спиртное почти 90% обследованных. К 20—25 годам начавшееся в подростковом и
юношеском возрасте употребление алкоголя перешло у них в привычку.
Л. Николаев рассказывает, как врачи
одного из районов Москвы совместно с педагогами провели обследование нескольких
школ. Учащимся была предложена анкета, в которой содержалось несколько
вопросов: когда в первый раз ты выпил спиртное? Что именно пиво, вино, водку?
По своему желанию или по настоянию или просьбе других? Кого именно? и т. д.
Результаты обследования оказались
неутешительными. В частности, выяснилось, что в 67% случаев знакомство детей со
спиртным произошло дома, в семье. Обычно это бывает, так сказать «невинная» рюмочка
в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия
родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину ни в коем
случае нельзя оправдать. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже
снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с
товарищами, если появляется такая возможность.
Недаром в народе говорят: «Реки
начинаются с ручейка, а пьянство — с рюмочки». Во многих случаях приобщение к
алкоголю начинается с пива, об употреблении которого учащимися писали психологи
Б. С. Братцев и П. И. Сидоров в книге «Психология, клиника и профилактика
раннего алкоголизма», вышедшей в 1984 году в издательстве МГУ (табл. 1)
Раннее приобщение к алкоголю ведет затем
к систематическому употреблению алкогольных напитков в подростковом и юношеском
возрасте и развитию злоупотребления алкоголем у молодых людей
Среди обстоятельств, способствующих
этому ведущая роль принадлежит целому ряду социальных и
социально-психологических факторов алкогольным традициям в семье, низкому
культурному уровню родителей и несостоятельному семейному воспитанию
отрицательному отношению к обучению, отсутствию общественной активности и
социально значимых установок, неопределенности в вопросах профессиональной
ориентации и т. д. Так статистические, данные показывают, что 75% учащихся 8—
10-х классов употребляют алкогольные напитки в семье по праздникам и семейным
торжествам. Первое приобщение к алкоголю в 78% случаев происходит под влиянием
родителей и родственников подростков. В семьях, где подростки часто употребляли
алкогольные напитки, 68% отцов и 64% матерей имели лишь начальное или
восьмилетнее образование.
Подавляющее большинство таких подростков
(75%) имели низкую успеваемость для них характерно было бессодержательное проведение
свободного времени: праздное гуляние по улицам в компании друзей, азартные
игры, посещение баров и т. п.
Приведенные факты указывают на
необходимость для формирования трезвеннических установок у подрастающего
поколения проведения чрезвычайно широкого спектра мероприятий по многим
направлениям.
Алкоголь
и развивающийся организм
Переход от детства к взрослости
характеризуется бурным ростом как отдельных органов, так и всего организма в
целом, совершенствованием их функций, началом и завершением полового созревания.
В подростковом возрасте усиленно
развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в два раза,
возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Изменения в
структуре легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания
урежается частота дыхания.
В самом начале периода отрочества
завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения,
заканчивается замена молочных зубов, развитие пищевода слюнных желез и желудка.
Особого внимания заслуживает развитие
психики в подростковом возрасте. Формируется перспективное мышление, которое, в
частности, проявляется в типичном для подрастающего человека философствовании о
смысле жизни, месте человека в мире и т. д. Для этого периода характерны и
реакции эмансипации, группирование со сверстниками, различные увлечения (хобби)
с их частой сменой и т. д.
В целом деятельность органов и систем
организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в
связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды,
особенно к вредным. Не случайно поэтому детский организм оказывается
легкоуязвимым к воздействию алкоголя.
Всасывание алкоголя в кровь в основном
происходит в желудке (20%) и тонком кишечнике (80%). В слизистую оболочку
желудка и тонких кишок алкоголь проникает путем диффузии, и большая часть его
поступает в ток крови в неизмененном виде.
Скорость всасывания алкоголя во многом
определяется наполнением желудка и кишечника. При приеме алкоголя натощак
максимальное содержание его в крови может установиться уже через 30—40 минут, а
в ряде случаев — и еще раньше. Всасывание алкоголя замедляется, если желудок
наполнен пищей, при этом опьянение развивается медленнее.
Сразу же после поступления алкоголя в
ток крови начинается его окисление и выделение. По многочисленным данным около
90—95 % всосавшегося в кровь алкоголя окисляется в организме под действием
ферментов до углекислоты и воды, а 5—10% выделяется в изменённом виде почками,
легкими и кожей
Принято считать, что окисление и
выделение алкоголя происходят всегда с одной и той же скоростью вне зависимости
от концентрации алкоголя в организме. В среднем, по данным многих
исследователей, скорость окисления алкоголя составляет 6—10 граммов в час.
Например после приема 100 миллилитров водки, что составляет примерно 40 граммов
чистого алкоголя, последний обнаруживается в тканях человека в течение
четырех-семи часов.
После приема спиртных напитков в больших
количествах выделение алкоголя из организма может длиться до двух-трех суток.
Алкоголь, находящийся в крови вместе с
ней омывает все органы и ткани организма и проникает в них. Концентрация
алкоголя в органах и тканях во многом определяется содержанием в них жидкости
чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них алкоголя. Большое
количество алкоголя, в частности, удерживается в тканях человеческого мозга.
Современные исследования позволяют
обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на
которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь
«вмешивается» в синтез белков, углеводов жиров, нарушает ферментный метаболизм,
он воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет
проводимость нервных импульсов и т. д.
Токсическое воздействие алкоголя прежде
всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в
крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге —
1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу
нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи
возбуждения, умеренные — затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов
головного мозга: наблюдается их расширение увеличение проницаемости,
кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к
нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.
Крупный немецкий психиатр Э. Крепелин
(1856— 1926) установил, что умственная работоспособность от малых доз алкоголя
снижается на 12—14%, а в отдельных случаях — до 25%. Он отметил, что алкоголь
способен вызывать заметные нарушения тонких психических функций: под его
воздействием снижается четкость мышления, критическая оценка своей
деятельности.
Современные психиатры выявили, что
алкоголя, содержащегося в одной рюмке водки, бывает достаточно, Чтобы снизить
способности основных функциональных систем организма, обеспечивающих точную
ориентировку в пространстве, выполнение точных движении, рабочих операций.
Нужно ли говорить, что подвыпивший
подросток за рулем велосипеда, мопеда или мотоцикла — опаснейший враг как для
себя, так и для всех, кто может встретиться на его пути. Французские ученые
Шардон, Баутин и Богар, проведя целый ряд опытов над добровольцами, убедительно
показали, что при легком опьянении с концентрацией алкоголя в крови 0,15—0,25
граммов на 1 килограмм массы тела наблюдаются расстройства зрительных и
слуховых реакций. У каждого пятого из испытуемых эта реакция запаздывала, а у
каждого шестого нарушалось глубинное зрение, то есть страдала способность
различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот
или иной предмет. При этом ухудшалось светоощущение, способность различать
цвета (особенно красный).
Не менее выражено действие спирта и на
другие органы и системы.
При поступлении в печень алкоголь
выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая
структурные изменения с накоплением жира и с последующей заменой клеток печени
соединительной тканью. В подростковом возрасте алкоголь действует на печень
особенно разрушительно, так как этот орган у подростка находится в стадии
формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению
белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.
Алкоголь обладает выраженным действием
на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав
желудочного сока, что, в свою очередь, ведет к расстройству переваривающей
способности желудка н различным диспепсическим явлениям Нарушение усвояемости
пищи неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка.
Небезучастны к употреблению алкоголя и
быстрорастущие в пубертатном возрасте легкие. Ведь около 10% принятого алкоголя
удаляется из организма через легкие, и, проходя через них, он оставляет после
себя патологически измененные клетки.
Чутко реагирует на присутствие алкоголя
и сердце растущего человека. Изменяются ритм, частота сердечных сокращений,
обманные процессы в мышце сердца. Естественно, что в таких условиях не может
быть правильного и полноценного формирования как мышечного, так и нервного
аппарата сердца подростка.
Наконец токсическое воздействие алкоголя
сказывается и на крови. Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите
организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к
тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение
для свертывания крови.
Таким образом, алкоголь оказывает
глубокое пагубное воздействие на растущим организм в период отрочества. Он
ослабляет, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание всех буквально
органов и систем.
И при этом чем моложе организм, тем
губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими
и социально-психологическими особенное ими детского и подросткового возраста. В
частности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе,
внутренних органах. Эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием
организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем алкоголь
может привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса.
Говоря об особенностях подросткового
возраста, нельзя не коснуться и такой важной социально-гигиенической проблемы,
как акселерация, которую иногда сводят к ускорению физического и полового
развития Однако суть явления не только в этом Современные условия жизни
оказывают на нервную систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека
назад.
Вместе с тем у подростков сохраняются
детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских
представлений и т. д. Возникает диспропорция между физическим развитием и
социальным статусом. И при наличии такой диспропорции употребление алкогольных
напитков в подростковом возрасте нередко способствует заострению таких черт
характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость, отчужденность.
Итак анатомо-физиологические и
психологические особенности детского и подросткового возраста заключающиеся в
усиленном развитии организма, эндокринных сдвигах, половом созревании,
формировании личности и психики, повышают восприимчивость молодого человека к
различным отрицательным влияниям в том числе алкогольных напитков.