Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 23 » Почему же мы глухи?

Почему же мы глухи?..

 В горле — горько, в сердце — мутно, Белый свет не мил спьяна. Пьет «сподручно», пьет «попутно», Пьет ко сну и пьет со сна.

(С. Васильев)

Оглавление

Кому из нас не доводилось видеть опустившегося человека в грязной одежде, с трясущимися руками, помутневшими глазами, красно-сизым носом, заплетающимися ногами и языком? Весь смысл и содержание жизни его сведены к добыванию спиртного. Человек такой уже не может не пить. Этим хронический алкоголик отличается от пьяницы, который еще способен бросить пить сам, что, к сожалению, бывает крайне редко. Хронический алкоголик, чтобы выпить, готов на все — любое унижение, преступление, подлость.

В повести В. Липатова «Серая мышь» на примере одного дня четырех персонажей по сути показана эволюция алкоголизма. Если самый молодой из них — Витька Малых — еще даже не любит пить и, насилуя себя, пьет ради компании, то для окончательно спившегося бывшего директора завода Семена Баландина в жизни уже не осталось ничего, кроме водки. «Глядя на бутылку, он делал мелкие глотательные движения, стиснув зубы, вздрагивая так, словно его колотила лихорадка... Он три дня ничего не ел, только пил, а сейчас Семену рвотой выворачивало внутренности, из желудка поднималась ядовитая желчь, пузырилась на зубах, дыхание прерывалось...» Он «медленно-медленно, страстно и тупо потянулся к водке. В его фигуре, выражении лица, тусклом блеске глаз не было ничего осмысленного, человеческого и походил он на отупевшее от жажды животное, которому подносят к морде воду» (Липатов В. В. Собр. соч., т. 2. М., Молодая гвардия, 1980).

Хронический алкоголизм — одна из самых тяжелых и для человека, и для общества болезней. По смертности занимает третье место после сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований, но и у первых двух заболеваний причиной, их вызвавшей, в ряде случаев бывает алкоголь.

Многочисленные исследования врачей и психологов показывают, что под влиянием алкоголя происходят значительные изменения личностных характеристик пьющего (ослабление интеллекта, памяти, утрата способности к самоконтролю, чувства ответственности, умения предвидеть последствия своих поступков, развивается лживость, бесцеремонность, эгоизм, агрессивность, жестокость, моральная распущенность).

Возникают тяжелые психические заболевания — эпилепсия, шизофрения, белая горячка, различные виды психозов, происходит полная деградация личности. Не случайно посвященная проблемам алкоголизма XXVII Всемирная ассамблея здравоохранения пришла в выводу, что меры для борьбы с этим злом человечества должны быть не менее решительными, чем те, которые в свое время принимались для ликвидации таких смертоносных инфекций, как чума, тиф, оспа.

Сколько сказано и написано о вреде алкоголя! Сколько существует народных пословиц, афоризмов, изречений!

Но «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собой азбуки и прописи, перестали быть для нас мертвыми и избитыми фразами», — заметил в свое время Д. И. Писарев.

Посчитайте, во сколько обходится обществу ущерб от аварий по вине любителей выпить, простои и порча дорогостоящего оборудования, бракованная продукция, снижение выработки в дни получения заработной платы и аванса, пожары, дорожно-транспортные происшествия и т. д. Сколько денег тратится на лечение алкоголиков и пьяниц, на больных и покалеченных по их вине людей, на содержание детей, рожденных физически и умственно неполноценными! Сколько средств расходуется на организацию борьбы с правонарушениями и преступностью! А сколько судеб опалено и сломано, сколько жизней погублено! Наверное, нет семьи, которая так или иначе на личном опыте не соприкоснулась бы с последствиями пьянства и алкоголизма.

Алкоголь безжалостно стреляет не только в пьющих, но и в трезвых людей. Один попадает под следствие из-за того, что ночью выпил и сгорел на работе его подчиненный, другой становится жертвой пьяного водителя, третий теряет попавшего под власть алкоголя сына. Никто, никто не может себя чувствовать в безопасности, пока рядом пьют.

«Сейчас мы развернули борьбу с таким опасным и довольно-таки укоренившимся социальным злом, как пьянство и алкоголизм. Это общепартийная, общенародная, общегосударственная задача. Мы реалисты и хорошо понимаем, что борьба предстоит длительная. Успех будет достигнут только в том случае, если навалимся на эту работу всем миром. Если вести ее будем неослабно, решительно, не идя ни на какие компромиссы», — сказал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, выступая на совещании партийно-хозяйственного актива Ленинграда и Ленинградской области 17 мая 1985 года.

Алкоголь должен быть вычеркнут из жизни людей, из жизни нашего общества. Но почему предстоит длительная борьба? Чем же силен «зеленый змий»?

Причин много. Постараемся назвать некоторые из них.

Одна из причин — наркотические свойства алкоголя.

Наркотиками называют вещества, оказывающие сильное воздействие на нервную систему, в особенности на кору больших полушарий, которые при их повторном употреблении как бы включаются в обменные процессы организма и вызывают уже болезненное, почти непреодолимое пристрастие к ним. У одних это происходит относительно медленно, у других, напротив, очень быстро, что особенно характерно для подростков, юношей, девушек, женщин.

Алкоголь — наркотик, как болото засасывающий неостерегшихся.

Не случайно капиталисты-откупщики, которым царское правительство предоставляло право на продажу спиртных напитков, на определенный срок снижали цены на вино и водку и даже иногда шли на то, чтобы раздавать их бесплатно. Цель этого — приучить народ к пьянству, а потом захлопнуть ловушку, наживая миллионы на человеческом горе (См.: Кантарович Н. М. О предрассудках, связанных с алкоголем. М., Медгиз, 1965, с. 5). Наркомания (а алкоголизм — самый распространенный вид наркомании)— это болезнь, которую человек прививает себе сам. И успешность ее лечения на 100 процентов зависит от того, насколько сильно, страстно хочет избавиться от нее сам пациент. К сожалению, врачам приходится иметь дело с людьми, воля которых разрушена. Причина этого в том, что психологическая и физиологическая зависимость от алкоголя возникает на биохимическом уровне. Для разных людей, как уже говорилось, доза, за которой следует привыкание, разная. Но то, что после регулярных приемов спиртного человеку уже трудно вернуться к трезвому укладу жизни, факт бесспорный. Обычно пьяницы и алкоголики уверяют всех, что они пьют в силу различных причин, но лечить их не нужно, так как могут сами бросить, когда захотят. Это и есть еще один из обманов алкоголя. Иллюзия свободы волн, которую он «дарит» человеку. Ибо очень немногие люди способны почувствовать ту роковую грань, черту, за которой пропасть, и в ужасе остановиться перед ней. Большинство не сознает, что делает шаг в бездну. Поэтому бороться надо за тех, кто еще только тянется к рюмке. «Умеренно пьющие» люди составляют тот резерв, источник, который в любой момент может породить пьяницу или алкоголика. Сторонники «умеренного винопития» опасны не только для себя, но и для окружающих. Поскольку их много, они создают для нас и для наших детей иллюзию благополучия, ложную уверенность в том, что от одной рюмочки ничего худого не случится — «не все же алкоголики». И этим в немалой степени способствуют распространению пьянства и алкоголизма. Мысль, что можно пить «умеренно», «с головой», на сегодняшний день — одно из самых опасных заблуждений. Поэтому ЦК КПСС, рассматривая вопрос «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по преодолению пьянства и алкоголизма и активизации этой работы», обратил особое внимание на развенчание укоренившегося мнения о якобы безвредности умеренного, так называемого «культурного» винопотребления.

Мы презираем пьяниц и алкоголиков, оскорбляющих наши нравственные и эстетические чувства. «Мы бы до такого не допустили,— успокаиваем самих себя в кругу друзей, за уютным столом с бутылочкой марочного вина или шампанского. И забываем, что и они не были такими вначале, что пить начинают не с «бормотухи», одеколонов, политуры... Никто из людей сознательно спиваться не собирается, никто не мыслит для себя такого позорного и страшного исхода. Но, начиная пить умеренно, каждый из нас может стать таким.

Алкоголь — постоянный фактор риска! Медицинская статистика показывает, что из 108 умеренно пьющих 8 человек превращаются в пьяниц, а один из этих восьми — в хронического алкоголика. При этом какой именно алкогольный напиток употребляется — водка, коньяк, ром, вино, или пиво—не имеет значения. Алкоголиком можно стать даже от пива, хотя многие не знают об этом.

Выпивки, даже единичные, особенно опасны для тех, у кого в роду уже имелись случаи алкоголизма.

...Больная Т., актриса, 31 год. До 29 лет не брала в рот ни капли спиртного, так как перед глазами стоял пример бабушки-алкоголички. Жизнь молодой женщины складывалась нормально. Дважды поступала и поступила в театральный институт. Вышла замуж, родила ребенка, успешно закончила учебу. Получила приглашение сниматься в кино... Все шло хорошо, но во время одного из застолий не удержалась и выпила впервые. Сразу же начался запой. Алкоголизм, то есть тяга к алкоголю, у нее сформировался в течение двух месяцев. Второй ребенок родился больным, а сама Т. нуждалась в длительном лечении.

Только титаническими усилиями семьи, друзей, врачей можно заставить человека захотеть вернуться к нормальной, полноценной жизни.

Еще одна причина сложности борьбы с этим злом — инерция общественного мнения, трудность ломки устоявшихся представлений, стереотипов. Слишком долго бытовало мнение о безвредности и даже до известной степени «полезности» алкоголя, чтобы от него отказались все сразу и бесповоротно. Вот и получается: скажет старенькая бабушка молодой образованной женщине: «Выпей пивка', молочка-то прибавится», и вот уже кормящая мама, забыв обо всем, что ей говорили врачи, посылает мужа в магазин. А в другой семье жена сама наливает мужу рюмку водки: «С мороза ведь вернулся, с рыбалки! Как бы не было простуды!»

Пишут медики диссертации, в огромных количествах издается научно-популярная литература о вреде алкоголя, а мы со средневековым невежеством успокаиваем себя: «Немножечко не во вред».

Один из проводившихся социологических опросов показал, что 12,5 процента опрошенных сочли употребление спиртного без каких-либо ограничений нормальным явлением, почти 76 процентов высказались за употребление алкоголя только по праздникам и в дни зарплаты и только 11,5 процента расценили употребление спиртного недопустимым. По данным журнала «Трезвость и культура», свыше 80 процентов мужчин и 70 процентов женщин считают нормальным употребление алкогольных напитков на семейных и общественных торжествах.

Молодым свойственно небрежное отношение к своему здоровью. Когда человек полон жизни, полон сил, он вспоминает о желудке, лишь когда голоден, о ногах — после того, как отмахает 20 километров. К сожалению, мы не научились (и молодежь в особенности) рассматривать здоровье как одно из самых больших благ человека, как одну из высших жизненных ценностей нашего общества, источник его процветания. Нажим товарищей, подначивания пьющих, иронический взгляд: вот, мол, трезвенник нашелся, оказываются сильнее страха приобрести инфаркт или цирроз печени. Любители спиртного редко пьют в одиночестве. Им нужна компания, а часто и выпивка за чужой счет. Поэтому они ведут активную, напористую пропаганду так называемых питейных традиций и ритуалов, изобретательно выдумывают новые, способствуя широко распространившемуся представлению, что застолье без спиртного— не застолье.

Вовлекая в пьянство других людей, они любят утверждать, что это — наша национальная традиция, свойство русского народа, который якобы не может жить, шагу ступить без водки. Так легче оправдывать себя: «А я—■ как все, я — как русский народ». И эта ложь проникла в сознание людей.

Значительную лепту в «алкогольную пропаганду», «эстетизацию винопития» вложило, к сожалению, и наше искусство — литература, кино, театр, в произведениях которых, как неоднократно отмечала критика, «все пьют по поводу и без». Даже средства массовой информации и пропаганды — пресса, радиовещание, телевидение — до недавнего времени вместо решительной борьбы с питейными привычками нередко рекламировали привлекательность алкоголя и его употребления. Люди-трезвенники в такой ситуации начинали чувствовать себя «белыми воронами», стеснялись одернуть пьяниц. Безалкогольные застолья стали редкостью.

Как случилось, что любое событие в жизни — день рождения, свадьба, регистрация новорожденного, совершеннолетие детей, проводы в армию, знакомство, устройство на работу, отъезд в отпуск, получение наград, премий и т. д. — стали в обязательном порядке «обмывать»? Почему именно спиртные напитки, несущие людям столько горя и неприятностей, вдруг стали «доказательством» радушия, гостеприимства, уважения, товарищества?

Широкому распространению застолий со спиртными напитками, как это ни парадоксально, способствовал и наш все возрастающий материальный достаток.

Бутылки на столе. Мы — богаты, мы — не хуже других, мы можем себе позволить... Не только в праздники, но и в будни. Зашел приятель — открываем домашний бар: «Что будем пить? „Столичную"? Херес? Мадеру? „Вана Таллин"? Вот „Зубровочка" — привезена из Белоруссии, „Рижский бальзам" — из Латвии». Ну а уж торжество без спиртных напитков — это криминал! Кто же будет к нам ходить? Кто же будет нас уважать?

Свадьба, рождение ребенка, проводы в армию — «гуляет» целая деревня, а то и полпоселка. А между тем с подобной погони за ложно понимаемой престижностью, сильно смахивающей на мещанство, и начинается пьянство.

Общаясь с молодежью, видишь, до какой степени беспечны бывают молодые люди, которые не хотят понять, осмыслить масштабы опасности. Мало кто из них знает, что от алкоголя можно погибнуть буквально в одночасье. Защитная рвотная реакция действует лишь в определенных пределах. При быстром введении в организм слишком большой дозы алкоголя не успевает помочь и она. Начинается острое отравление, выражающееся в стремительном поражении жизненно важных систем организма. Для взрослого человека смертельной дозой является доза в семь-восемь граммов спирта на один килограмм веса тела. Обладающий хорошим здоровьем непьющий человек, весящий 75 килограммов, погибает, если он выпьет около литра водки.

Знакомый следователь рассказал мне такую историю. В предновогодние дни он был срочно вызван по одному ленинградскому адресу. На ступеньках лестницы стояла заплаканная Снегурочка, а у ее ног сидел, упираясь в стенку, мертвый Дед Мороз.

— Сколько квартир вы уже обошли? — спросил следователь у Снегурочки.

— Восемь, — захлебываясь от слез, пролепетала она.

Следователь прикинул: восемь квартир по сто—сто пятьдесят граммов водки в каждой. Смертельная доза. Вот так нелепо, бессмысленно оборвалась жизнь человека, который не мог найти в себе силы отказаться от угощения.

Первое, самое первое столкновение с алкоголем может привести человека к трагедии.

Сколько мы знаем таких трагических концов!

Смерть от мгновенной остановки дыхания при параличе дыхательного центра, вызванного прямым токсическим действием алкоголя на головной мозг. Смерть от нарушения дыхания из-за того, что у потерявшего сознание под воздействием спиртных напитков человека западает язык и нижняя челюсть, сжимается жевательная мускулатура, а во рту и носу скапливаются рвотные массы. Защитная рвотная реакция при потере сознания тоже может оказаться смертельной — человек захлебывается. Смерть из-за сильного переохлаждения упавшего где-то в безлюдном месте человека. Или от так называемой «травмы положения», когда какой-то участок тела становится отечным и мышечная ткань начинает разрушаться. Продукт распада мышц—миоглобин — вызывает острую почечную недостаточность.

Если для трезвого человека легкие черепно-мозговые травмы не очень опасны, то пьяный от них гибнет, так как клетки его головного мозга уже повреждены насыщающим их алкоголем.

«Злодейка с наклейкой» проникала одно время в различные молодежные аудитории, и даже на школьные выпускные вечера, о чем неоднократно писали газеты. Но я столкнулась сама с подобной ситуацией в 1984 году, когда мой сын оканчивал школу.

Мы, матери десятиклассников, всерьез обсуждали, сколько бутылок шампанского нужно купить для продолжения выпускного вечера на квартире одного из выпускников. Все мои попытки протестовать были «отбиты» мамами, которые полагали, что 6 бутылок шампанского на класс — это чистая символика. Но зачем была нужна такая «символика»? Сейчас сын одной из этих женщин лечится в наркологическом диспансере. Но я не испытываю радости от своей правоты, которую не сумела тогда доказать. Почему я оказалась в одиночестве? Ведь не могло же не быть еще матерей, которые думали также, как и я!

Почему же мы не объединились, не объяснили всё ребятам? Не отказались внести деньги? Почему я просто сдалась перед их настойчивостью?

Необоснованная, но распространенная боязнь «мнения большинства» — еще одна из причин нашей глухоты и процветания питейных псевдотрадиций.

Почему с таким трудом пробивают себе дорогу безалкогольные застолья, безалкогольные свадьбы? Из-за опасения, что будут говорить современные «княгини Марьи Алексевны» — из соседей, сослуживцев, гостей! Вдруг подумают, что мы скряги, хуже других.

И вот против собственного желания снова ставим на столы бутылки — водка, коньяк, марочные вина.

Я уговаривала подругу, выдававшую дочь замуж, не заказывать спиртное.

«Ну что ты! — возразила она. — Скажут, для родной дочери денег пожалела». И вздохнула: «Нет, невозможно».

Свадьба, однако, показала, что это не так. Патетический рассказ традиционного тамады о том, как в одном городе был обычай с вечера наливать по стакану вина в бочку для бедных и как однажды одному человеку пришла в голову мысль вылить туда не стакан вина, а стакан воды, и такая же мысль пришла в голову и другому, и третьему, и четвертому горожанину, и к утру бочка оказалась полна воды, был прерван репликой с места: «Вот и хорошо!» Вопреки бодрым призывам тамады гости предпочитали минеральные воды, соки, шипучки. На свадьбе оказался пьяным только один человек. Именно он назойливо приставал весь вечер к соседям: «Ну выпьем, ну давайте налью!»

Друзья жениха, курсанты военного училища, пели для молодых. Молодежь задорно плясала, знакомились друг с другом представители старшего поколения со стороны жениха и невесты. Всем было весело и хорошо. Бутылки на столах так и остались недопитыми.

Мы сами часто спешим оказать гостю ненужную услугу. Достаем вино, а он с удовольствием обошелся бы чаем с пирогами. И принимает, скрепя сердце, угощение, хотя отдал бы предпочтение виноградному соку, вкусному морсу, ядреному кваску, что иметь под силу любой хозяйке.

Пресловутое «что скажут» часто заставляет нас делать не то, что хочется. На основании социологических исследований ученые даже сформулировали закономерность поведения подавляющего большинства людей, приобщающихся к употреблению алкоголя: не хотим, не любим, но пьем, потому что так принято (Шевердин С. Н. Со злом бороться эффективно. М., Мысль, 1985).

Таким образом, предрассудки, отсутствие необходимых знаний, непонимание опасности алкоголя, низкий уровень общей культуры досуга помогали «зеленому змию» проникать везде и всюду.

Возникла дилемма: или мы преодолеем это зло, или будет нанесен огромный урон государству, нашему народу, его будущему.

21:13
Почему же мы глухи?
Просмотров: 6234 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]