Глава
11 Первичная профилактика
Оглавление
Предупреждение алкогольной болезни
остается по-прежнему актуальной и, к сожалению, нерешенной задачей.
Профилактика является одной из основных задач наркологии, (Морозов Г. В., 1983;
Копыт Н. Я., Сидоров П. И., 1986; Лисицин Ю. П., 1986, Moser J., 1980, и др.),
однако, несмотря на всю ее важность, она проводится еще недостаточно.
Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от
07.05.85 г. и соответствующие директивы Советского правительства служат основой
для организации широкомасштабных профилактических мероприятий. Но было бы
глубоким заблуждением считать, что без активного участия всех и каждого в их
реализации сама собой решится проблема преодоления пьянства и алкоголизма.
Основные
направления.
Профилактика алкоголизма предполагает, с одной стороны, контроль за
производством и потреблением алкоголя на разных уровнях — государственном,
макро- и микросоциальном, семейном, индивидуальном, а с другой стороны раннее
выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем, и оказание им соответствующей
медико-психологической помощи. Современные медико-психологические и
социально-психологические направления профилактики алкоголизма можно
подразделить на три большие группы.
Во-первых, просвещение в вопросах
алкоголизма, которое необходимо систематически проводить средствами устной
пропаганды, печати, радио и телевидения. До сих пор большая часть взрослого
населения не отказалась от алкоголя, используя его как самый простой и
доступный способ снятия напряжения, расслабления, повышения настроения.
Во-вторых, формирование контралкогольных
традиций в семьях, производственных и учебных коллективах. Социологические
данные показывают, что свыше 96 % населения еще недавно считали обязательным
употребление алкогольных напитков по случаю праздников и знаменательных дат (Яковлева
Н. Г., 1983). Поэтому так важен пример убежденных трезвенников, полностью исключивших
алкоголь из своей жизни и доказавших, что без него может обойтись любое
торжество.
Одна из основных задач в формировании
антиалкогольных традиций — интересное разумное проведение свободного времени.
Не случайно в документах партии и правительства по вопросам борьбы с пьянством
и алкоголизмом намечен комплекс мер по улучшению досуга трудящихся. В XII
пятилетке предусматривается расширение строительства и реконструкции
кинотеатров, клубов, дворцов и домов культуры, библиотек, спортивных
сооружений. Установлена норма отчислений от доходов жилищно-эксплуатационных
организаций в размере до 3 % для развития спортивной работы и строительства
спортивных сооружений по месту жительства граждан. Важно, чтобы новые традиции
так же, как и нетерпимость к злоупотреблению алкоголем, стали нормой поведения,
выработанной внутри семьи или коллектива.
В-третьих, психогигиеническая,
психологическая, психокоррекционная и психотерапевтическая работа с лицами,
имеющими высокую степень риска заболеть алкоголизмом. К ним, в частности,
относятся дети, родители которых больны алкоголизмом. Они нуждаются в опеке
психиатров, педиатров, педагогов и психологов и психиатров-наркологов [Зобнев
В. М., Мейроян А. А., 1982]. В «группу риска» входят также злоупотребляющие
алкоголем.
Вопрос о том, какая часть населения
должна быть охвачена профилактическими мероприятиями в рамках первых двух
направлений, решается, на наш взгляд, однозначно — их необходимо проводить для
всего населения, соответственным образом дифференцируя в зависимости от возраста,
образовательного ценза, семейного статуса, социального положения, этнической
принадлежности, индивидуально-психологических особенностей,
социально-психологических условий среды и отношения к проводимым мероприятиям.
Половые различия в первичной профилактике не имеют принципиального значения.
Возраст является одним из наиболее
важных факторов для дифференцирования профилактических воздействий. До сих пор
остается спорным вопрос, когда следует начинать антиалкогольное просвещение и
воспитание трезвеннических стереотипов поведения у несовершеннолетних. Наиболее
распространенная точка зрения — с 8-го класса. Есть мнения, что лучше это
делать с 5-го и даже с 1-го класса [Яковлева Н. Г., 1983; Лисицин Ю. П., Копыт
Н. Я., 1983]. Канадская исследовательница С. Peter проводит специальную
противоалкогольную работу с детьми уже в детском саду [Hammond В. et al.,
1979].
Можно выделить несколько возрастных
периодов, особенности которых необходимо учитывать в профилактической работе.
Дети до 11...12 лет, как правило, не имеют еще опыта потребления алкоголя. На
их отношение к нему огромное влияние имеет семейное воспитание, пример
взрослых. Опрос 12... 13-летних школьников показал, что они в подавляющем
большинстве не потребляли алкоголь, однако от 25 до 40 % из них считали, что он
повышает аппетит, помогает при простуде, улучшает самочувствие и т. д.
[Заиграев Г. Г., Попов Л. Л., 1983]. Очевидно, на таком отношении детей
сказались заблуждения окружающих их взрослых и прежде всего — родителей.
Советский закон запрещает покупать и
употреблять спиртные напитки до 21 года. А вот что показал анонимный опрос 242
учащихся техникумов, ПТУ и средних школ. 85,5 % потребляли алкогольные напитки,
причем у 53,1 % первое знакомство с ними произошло в 14...15 лет [Кочеткова Р.
В., 1984]. Более 80 % опрошенных считали, что алкоголь обладает вредными
свойствами, не знали этого только 9,1 %, тем не менее 19 % высказывали
намерение потреблять его в будущем. Надо учесть, что многие не решились быть
откровенными и в анонимном обследовании. Автор справедливо отмечает, что,
наряду с воспитанием, особое значение имеет целенаправленная работа со
взрослыми, от которых зависит формирование у подростков установок в отношении
употребления алкоголя.
С. А. Томашова (1985) также анонимно
анкетировала 1072 девушек 15... 18 лет, учащихся школ, ПТУ и техникумов. 89,4 %
знали о пагубном влиянии алкоголя, однако не употребляли его лишь 29,4 %. Уже в
15 лет 50,7 % пробовали спиртные напитки. 88,4 % впервые выпили в семье. Только
9 % жили в семьях, где родители не пили; 30,4 % — в семьях, где алкоголь
потребляет один из родителей, а 60,6 % — где алкоголизировались оба родителя.
В последнее время среди злоупотребляющих
алкоголем подростков выявляется 12... 16 % девушек (Соцевич Г. Н., Энтин Г. М.,
1984). На их приобщение к алкоголизации большое влияние оказывает широкое
распространение потребления алкоголя среди взрослых женщин, даже беременных
(см. гл. 2). J. Lowe и соавт. (1986) показали, что женщины пытаются скрыть от
врачей факты алкоголизации в период беременности. Авторы опросили 220 из них,
предварительно поделив их на 2 группы — 108 женщин предупредили, что
объективность их ответов о потреблении алкоголя будет проверяться при помощи
специальной физиологической методики (которой на самом деле не было), а остальным
112 этого не говорили. Из 112 женщин сообщили о потреблении алкоголя 14%, а из
108 — 27 %. К 15...18 годам большая часть подростков обоего пола нарушают
запрет на потребление алкоголя [Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я., 1983; Заиграев Г.
Г., 1983]. Приобщение к алкоголю происходит не столько в семье, сколько на
улице, в компании сверстников или подростков старшего возраста либо в
общежитиях ПТУ. Неумение занять свободное время, потребность в самоутверждении,
проблемы, связанные с половым созреванием, слепое следование алкогольным
традициям, недостаточная воспитательная работа являются типичными причинами
алкоголизации и формирования алкоголизма у подростков [Яковлева Н. Г., 1983].
Серьезного внимания в плане
предупреждения алкоголизма требует молодежь в возрасте от 18 до 28 лет,
особенно в переломные периоды жизнедеятельности — начало работы или учебы в
средних специальных и высших заведениях либо адаптация после их окончания на
новом месте жительства, в производственном коллективе. Влияние микросреды, напряженный
труд, формирование семьи, материально-бытовые условия, досуг — все эти факторы
в отдельности или в сочетании нередко вызывают трудноразрешимые проблемы,
могущие стимулировать алкоголизацию. Своевременная помощь в их решении является
одновременно и способом профилактики злоупотребления алкоголем.
Период 44...49 лет считается уязвимым
возрастом, особенно для женщин. Как правило, их дети к этому времени взрослеют
и начинают самостоятельную жизнь, менее зависимую от родительской семьи.
У матерей нередко развивается
«экзистенциальная фрустрация» — появляется чувство потери «смысла жизни».
Приобщение к алкоголю субъективно повышает фрустрационную толерантность и может
привести к систематической алкоголизации и алкоголизму [Сошberg E., 1979]. В
пожилом возрасте «алкогольные проблемы» порой возникают в связи с уходом на
пенсию. Несмотря на то, что медицинские и социальные последствия
злоупотребления алкоголем среди пенсионеров не столь выражены, как в других
возрастных категориях, этот вопрос вызывает все усиливающуюся тревогу
специалистов, признающих необходимость специальной профилактической работы
среди лиц преклонного возраста [Schoolar J., 1984].
Проведение профилактических мероприятий
в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем, имеет ряд трудностей, требующих
специального обсуждения. Выявление таких лиц требует прежде всего определить
критерий злоупотребления, что, как уже отмечалось в гл. 2, оказывается еще
более сложным, чем дифференцировать больных алкоголизмом и здоровых.
Критерием «неумеренного потребления»
алкоголя предлагалось считать вызванные им изменения в поведении [Заиграев Г.
Г., 1983]. Такой подход оправдан, когда они негативны по своему характеру и
явственны, например дебоши, авария на дороге по вине водителя или пешехода,
потреблявшего алкоголь, и др. А как оценивать потребление алкоголя без явных
последствий — беременной женщиной, подростком, спортсменом перед соревнованием?
Здесь не обойтись без социально-психологического понятия «норм поведения» —
будь они выработаны обществом в целом, отдельной социальной группой, семьей —
нарушение их из-за алкоголизации следует расценивать как злоупотребление
алкоголем, вне зависимости от индивидуально-психологических особенностей и
социально-психологических обстоятельств, способствовавших ему. Вариативность
этого критерия объясняется тем, что нормы поведения, в отличие от законов,
создаются в процессе длительного общения между людьми в группах, история и
условия формирования которых различны и потому различны нормы поведения в них.
Разумеется, любое потребление алкоголя, запрещенное законодательством или
принятым кодексом поведения, например профессиональным, является
злоупотреблением.
Другая сложность в профилактической
работе с лицами, злоупотребляющими алкоголем, заключается в том, что они сами,
как правило, не обращаются за помощью. Инициатива в обращении обычно исходит не
от этих лиц, а от тех кто ее настойчиво предлагает. Активность в выявлении лиц,
злоупотребляющих алкоголем, диктуется природой зависимости от него — она не
осознается теми, кто ею страдает в развернутых стадиях алкоголизма вследствие
действия механизмов анозогнозии [Гузиков Б. М. и др., 1984]. Отрицание
«алкогольных проблем» широко распространено среди злоупотребляющих спиртным, а
отсутствие у них негативных последствий практически исключает добровольное
обращение за профилактической помощью. Оно также часто задерживается из-за
недостатка или отсутствия активных воздействий на пьющих со стороны окружающих.
Школьники старших классов и учащиеся ПТУ, например, попадают в поле зрения в связи
с фактами злоупотребления алкоголем главным образом потому, что при этом
совершают различные нарушения общественного порядка и попадают на учет в
детские комнаты милиции. Не меньшая, а часто большая, часть систематически
употребляющих алкоголь учащихся известна классным руководителям и мастерам ПТУ,
но специальная предупредительная работа с ними, как правило, не проводится, на
учет в подростковые наркологические кабинеты они не ставятся [Афанасьева В. Д.
и др., 1981]. Подобная ситуация наблюдается в ряде производственных коллективов
— превентивные воздействия отсутствуют даже в отношении лиц, систематически
потребляющих алкоголь на рабочем месте, прогуливающих из-за алкоголизации,
особенно, если эти лица соглашаются отрабатывать в воскресные дни и внеурочно,
при «авральных» выполнениях плановых заданий [Заиграев Г. Г., 1983]. В семьях
из престижных соображений часто покрывается очевидное злоупотребление алкоголем
женщинами. Пассивность в профилактике алкоголизма характерна для многих
учреждений, работа в которых несовместима с диагнозом «хронический
алкоголизм»,— в автохозяйствах, аэропортах и т. п. Проведение профилактических
мероприятий крайне затруднено и в той среде, которая терпимо относится к лицам,
«подозреваемым» в алкоголизме, например в некоторых студенческих коллективах, в
женских производственных коллективах. Следовательно, профилактика алкоголизма
должна быть активной, ориентированной на выявление нуждающихся в ней лиц, при
которой могут, как показывает практика, успешно использоваться социально
психологические методики «компетентных судей». Профилактическую работу со
злоупотребляющими алкоголем следует проводить в гомогенных по полу группах.
Итогом профилактических мероприятий,
повышения наркологической грамотности населения, пока, к сожалению, не
достигнутым, должно быть формирование на промышленных предприятиях, в
учреждениях, учебных коллективах особого климата нетерпимости к нарушениям
трудовой дисциплины и общественного порядка, вызванным пьянством. Для
злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом есть только одна возможность
быть достойным членом коллектива — достичь трезвости, если не своими силами, то
с помощью работников наркологической службы и обществ трезвости.
Помочь больным алкоголизмом стать
трезвенником — это полдела. Не менее важно не оставлять их одних, без внимания
и поддержки, особенно в первые месяцы утверждения трезвеннического образа
жизни. А ведь иногда бывает так: пока женщина в коллективе злоупотребляла
спиртными напитками, окружающие делали вид, что не замечают этого, а когда
прошла курс лечения в наркологическом учреждении — стала объектом критики,
приобрела ярлык «алкоголички».
Женщины в своем большинстве нетерпимо
относятся к пьянству, пресекая его всюду, где имеется возможность это делать. В
частности, женщины активно участвуют в общественном движении против
употребления алкоголя водителями автотранспорта. В 1981 г. D. Oriken,
потрясенная смертью нескольких соседских детей по вине нетрезвых водителей,
образовала добровольное общество «Матери против пьяных водителей»,
насчитывающее 288 отделений в США, Канаде и других странах и объединяющее около
300 000 человек [Haskins J., Haskins Т., 1986].
Системность
и контроль за эффективностью. Важнейшим принципом проведения
профилактических мероприятий является их системность. Она предполагает
обязательную взаимосвязь ряда аспектов:
1) воздействие на отдельных лиц —
злоупотребляющих алкоголем и «умеренно пьющих» — не может осуществляться вне
или без учета социально-психологической микросреды;
2) влияние на социально-психологическую
микросреду — будь то семья, общежитие, учебный или производственный коллектив —
должно сочетаться с предупредительными мероприятиями в государственном
масштабе;
3) профилактическую работу необходимо
планировать как часть нравственного воспитания личности, повышения ее
культурного уровня.
Значение первого положения
подтверждается повседневным опытом и данными специальных опросов, показывающих,
что безразличие к судьбе злоупотребляющих алкоголем, отсутствие или недостаток
мотивации к критическому осмыслению алкогольных проблем значительной, если не
большей, части взрослого населения является благоприятной почвой для
распространения пьянства и алкоголизма. 75 % опрошенных в качестве экспертов
партийных, советских руководителей, представителей правоохранительных,
культурных, медицинских организаций отмечают, что среди населения недостаточно
поддерживается деятельность по борьбе с пьянством, проявляется равнодушие, а
некоторые люди нередко даже становятся на защиту лиц, нарушающих общественный
порядок в нетрезвом виде. Эти данные подтвердились и при опросе населения —
несмотря на то, что 70 % опрошенных испытывали в разное время неприятности от
неумеренного потребления алкоголя близкими или окружающими, лишь каждый
четвертый из них высказал готовность в той или иной мере помочь
правоохранительным органам в пресечении недостойного поведения пьянствующих
[Заиграев Г. Г., Попов Л. Л., 1983, Бабаян Э. А., Гонопольский М. X., 1987].
Трудно представить эффективное воздействие на злоупотребляющих алкоголем несовершеннолетних
или взрослых, если в их микросреде не будут утверждаться нормы трезвеннического
образа жизни, если не будут соблюдаться правовые меры, пресекающие действия
тех, кто в результате алкоголизации наносит урон общественной нравственности и
человеческому достоинству.
Государственные мероприятия по
профилактике алкоголизма — основа соответствующего отношения к алкогольной
проблеме в различных социальных слоях общества [Бабаян Э. А., 1983].
Нередко профилактическая работа
планируется и проводится изолированно от идеологического и нравственного
воспитания, культурно-просветительной работы, что и приводит к низкой ее
эффективности, несмотря на то, что вопросы воспитания и образования, семейных
отношений, проведения досуга, физической культуры и культуры поведения в целом
так или иначе связаны с вопросами потребления алкоголя. Широкое и глубокое
освещение медицинских, психологических, исторических и других аспектов
алкогольной проблемы, пока еще редко встречающееся, должно быть частью
нравственного воспитания.
Контроль за эффективностью
профилактических программ является их неотъемлемой частью, хотя и применяется
пока лишь в единичных случаях. Можно выделить по меньшей мере четыре
направления такого контроля:
1) контроль за качеством проводимых
мероприятий;
2) оценка изменений отношения к вопросам
потребления алкоголя у тех, с кем проводится профилактическая работа;
3) оценка изменения их поведения, связанного
с потреблением алкоголя;
4) учет активности участия тех или иных
социальных групп в выявлении злоупотребляющих алкоголем и оказании им помощи.
Разумеется, предпочтителен комплексный подход к определению эффективности
профилактических мероприятий, основанный на данных по всем четырем пунктам.
Реализация первого из них представляется
наиболее сложной задачей из-за недостаточной разработанности концепции
профилактики алкоголизма в целом и отдельных ее методик. Однако качество
некоторых форм профилактической работы может оцениваться и регулироваться.
Одной из таких форм является издание научно-популярных брошюр, публикация
газетных и журнальных статей, действие которых на систему отношений и поведение
читателей трудно проверить. Анализ печатной продукции по вопросам потребления
алкоголя и злоупотребления им нередко приводит к выводу о недостаточном контроле
за ее качеством. В одной из научно-популярных брошюр, изданной тиражом в 100
000 экземпляров, например, утверждается: «Здоровый организм мог бы найти в
шампанском, при умеренном употреблении, весьма тонкое, возбуждающее нервную
систему орудие, которое можно использовать не только для веселья, но и при
напряженной умственной работе» [Алмаши К. К., Ниябекова Л. У., 1975]. Этот
неверный, с медицинской точки зрения, совет, кроме того, противоречит данным о
психогигиене умственного труда, который, как известно, несовместим с
алкоголизацией. В другой брошюре, изданной тиражом 50 000 экземпляров,
фактически ставится под сомнение неоспоримый в наркологии тезис о невозможности
умеренного потребления алкоголя для больных алкоголизмом — автор приводит
пример успешного лечения женщины, которая «иногда», бывая «в компании
знакомых... может выпить 1—2 рюмки, но своевременно останавливается»
[Плавинский А. К., 1977].
Следующая по сложности проблема — оценка
изменения поведения, связанного с потреблением алкоголя. Здесь, прежде всего,
необходимо идентифицировать объективные источники информации, не только прямые
(например, данные о попаданиях в медвытрезвитель, заболеваемость алкоголизмом),
но и косвенные — процент листков нетрудоспособности по соматическим и
психическим нарушениям, причиной которых была алкоголизация, количество
потребляемого алкоголя в период досуга, семейные и бытовые конфликты,
возникавшие на этой почве, и т. д.
Организационные
аспекты.
Очевидно, для решения столь широкого круга сложных задач требуются квалифицированные
специалисты и организация, которая могла бы направлять и координировать их
деятельность. В настоящее время профилактикой алкоголизма занимаются
преимущественно психиатры-наркологи, загруженные лечебной работой, для которых
превентивная деятельность не является основной и потому проводится бессистемно.
При существующих нормах занятости наркологов не приходится надеяться на то, что
они смогут уделять больше внимания профилактическим мероприятиям. Кроме того,
участие в них наркологов способствует решению главным образом одного вопроса —
оказанию помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем и находящимся в стадии
предболезни,— причем лишь в тех случаях, когда последние добровольно или по
настоянию окружающих обращаются в наркологические учреждения. Лекционная
пропаганда выступления по радио и телевидению, в печати, в которых участвуют
врачи, также нацелены, прежде всего, на помощь в выявлении злоупотребляющих
алкоголем и больных алкоголизмом, их раннюю постановку на учет и лечение, и
только в меньшей мере — на формирование трезвеннического мировоззрения.
Более систематическая профилактическая
работа в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, в общежитиях и
производственных коллективах могла бы проводиться также и медицинскими
психологами, занятыми в наркологической службе. Сочетание клинических знаний и
навыков психолого-педагогической работы с несовершеннолетними и взрослыми,
направленной на формирование контралкогольных традиций, позволяет ожидать
хороших результатов их деятельности. Однако и здесь неизбежны организационные
трудности, поскольку речь идет о мероприятиях, далеких от непосредственных
задач наркологической службы. Медицинские психологи, так же как и врачи, имеют
нагрузку, фактически не позволяющую им уделять достаточно времени
профилактической работе.
Кадры педагогов в школе, преподавателей
в средних специальных и высших учебных заведениях, общественных работников на
производственных предприятиях не подготовлены и не имеют времени
целенаправленно и систематически заниматься профилактикой алкоголизма.
Пока недостаточно эффективна
деятельность комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом [Заиграев Г. Г.,
1983], несмотря на интенсификацию работы в последние годы; причиной этого
является, на наш взгляд, низкий уровень подготовки их членов.
Мало привлекаются к профилактической
работе бывшие пациенты наркологических учреждений.
Таким образом, очевидна необходимость в
создании специального органа или центра, способного планировать, направлять и
контролировать работу по профилактике алкоголизма, содействовать обмену
передовым опытом, обеспечивать научную разработку актуальных проблем
наркологии. Желательно, чтобы такой орган одновременно курировал работу по
профилактике табакокурения, токсико- и наркоманий, поскольку наряду с алкоголизмом,
они составляют совокупность схожих расстройств.
Подобный центр профилактики
наркологических расстройств в масштабе города, области, республики, а возможно,
и страны мог бы поставить на более высокий уровень соответствующую работу.
Непременным условием его деятельности должно быть эффективное взаимодействие с
наркологической службой и комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом,
Всесоюзным добровольным обществом борьбы за трезвость.
Рассматривая ход выполнения
постановлений о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, ЦК КПСС отметил,
что борьба с этими негативными явлениями должна непрерывно и последовательно
нарастать, она признана важнейшей общепартийной, общегосударственной задачей.
Ее решение во многом определяется нашей активностью в перестройке образа жизни.
К сожалению, еще далеко не все осознали,
что злоупотребление алкоголем несет в себе угрозу здоровью, счастью и
благополучию советских людей, а значит, наносит урон и государству в целом. Для
формирования здорового образа жизни советских людей необходима целенаправленная
работа, основанная на современных знаниях о профилактике алкоголизма и
формировании гармонически развитой личности.
Разумеется, научные и организационные
вопросы профилактики алкоголизма нуждаются в дальнейшем углубленном изучении,
основанном прежде всего на опыте исследовательской и практической работы,
предполагающей дифференциацию профилактических мероприятий в разных аспектах, в
том числе в зависимости от пола.