Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Май » 9 » Препятствия на путях к трезвости в Советском Союзе

2. Препятствия на путях к трезвости в Советском Союзе.

Оглавление

Надо сознаться, что в условиях нашей действительности предстоит много препятствий, много трудностей, которые надо преодолеть, чтобы расчистить пути к трезвости. Эти препятствия и трудности (назовем главные) составляют:

а) Жилищный кризис. Несмотря на усиленное жилищное строительство, которое мы видим в последние годы, несмотря на предпринятые меры к равномерному распределению между гражданами Республики жилой площади, жилищный кризис в Советской России далеко еще не изжит. В рабочих районах живут в одной комнате подчас по 2 семьи, 11 —12 человек, с грудными детьми. В комнате душно, сыро от пеленок, смрадно от дыма, шум, крик, а подчас и брань, негде повернуться, шуршат тараканы, лезут в пищу, не дают спать клопы... Уставшему работнику негде отдохнуть, а досуг большой: работа кончается в 5 — 6 час. вечера. В такой обстановке его, понятно, не заставишь сидеть дома с газетой, книгой и т. д., он стремится уйти из дома. Если нет клуба, или если клуб не приучил к себе, то ближайшая дорога отсюда — в пивную или вообще в «компанию». Улучшение жилищных условий одна из самых необходимых мер в борьбе за трезвость. Из чистой, уютной, светлой квартиры, конечно, не так будет тянуть уйти, как из грязного, тесного клоповника.

б)        Культурная отсталость, питейные обычаи и предрассудки. «Для того, чтобы добиться полного искоренения алкоголя при культурной отсталости населения, при первобытных формах самого хозяйства, необходима громадная борьба с потреблением водки в течение очень длительного периода»,— говорил т. Рыков на учительском съезде в Москве — в январе 1925 года.

Старый пьяный быт с праздничными возлияниями и неумеренностью в еде еще цепко держит в своих лапах крестьянство и неохотно отпускает рабочих из тех, кто отстал от общего движения вперед, кто не успел, но уже спешит уйти от этого быта. Много сделано в деле просвещения, пути знания открыты. Надломлено старое пьяное бытие, но предстоит еще много сделать, в особенности в деревне с её самогонкой, чтобы окончательно сломить старый пьяный уклад.

в) Винодельческий характер наших южных земледельческих хозяйств требует известной последовательности и осторожности в противоалкогольных мероприятиях.

Крым и Кавказ исстари занимаются виноделием, которое всегда являлось основой их благосостояния. Поэтому при разрешении продажи виноградных вин имелось в виду дать возможность Крыму и Кавказу продавать накопившиеся там вследствие долгого запрета, а также и вырабатывающиеся в настоящее время продукты их земли и труда — виноградное вино.

«Для наших винодельческих крестьянских районов (Грузия, Крым, Армения) запрет в настоящее время явился бы полным разорением, если продукты из винограда, кроме вина, не найдут сбыта», - пишет д-р И. Д. Страшун («За новый, трезвый быт», 1925 г.). А этот запрет надо подготовить, т.-е. создать потребности народа в других, неалкогольных изготовлениях из винограда.

 1.     Пути к трезвости в Советском Союзе.

 Поэтому, чем скорее мы изживем наш жилищный кризис, чем скорее и еще глубже охватим культурно-просветительной работой все население, чем скорее перестроим наш быт и отучим народ от обычаев пьянства — тем скорее наступит желанная трезвость. Одно, временно с подъемом культурного состояния народа у него должны будут расти тогда и новые и большие потребности — на продукты пищевой промышленности, которые заменят ему на столе водку и пиво, на лучшее белье, на лучшее платье, на газету, на театр и т. д. Следовательно, пути к полной победе над алкоголем в нашей стране лежат через:

а) Хозяйственные мероприятия. Рост нашего хозяйства позволит дальше улучшать нашу жизнь, как с материальной, так и с культурной стороны. Будут улучшаться жилища, увеличиваться заработок, будут вводиться дальнейшие мероприятия и усовершенствования в деле облегчения и охраны труда, будет расти сеть культурных учреждений и т. д., то есть будут предприниматься все те меры, которые бьют алкоголь в лоб. Каждая вновь пущенная фабрика, каждый новый трактор — верный и меткий удар по алкоголю и пьянству.

В борьбе с самогоном имеет громадное значение правильная политика сельскохозяйственных цен, то есть установление соответствия между ценами продуктов города и деревни. Ведь в развитии самогонщины, помимо всяких питейных обычаев, имело и имеет громадное значение еще то обстоятельство, что крестьянину представляется иногда более выгодным превращать хлеб в самогонку и везти ее в город на продажу: он за нее выручит тогда больше денег, чем выручит их за тот же хлеб, привезенный на рынок. Эта правильная политика цен опять-таки зависит от общего роста нашего хозяйства и нашей культуры, которая должна поднимать производительность сельского хозяйства.

Кооперация должна внести свою долю в дело борьбы с народным потреблением спиртных напитков. Английские кооперативные общества запрещают своим магазинам производить торговлю спиртными напитками. Они, напротив, стараются изготовлением и удешевленной продажей разных питательных и вкусовых веществ изгнать алкоголь из быта трудящихся. У нас есть отдельные, к сожалению, очень редкие случаи запрещения продажи спиртных напитков в кооперативных магазинах. Например, кооператив шелковой фабрики «Передовая Текстильщица» (близ Москвы) совершенно не торгует вином и, как мне рассказывали товарищи оттуда, нисколько не раскаивается в этом потому, что в дни получек он особенно бойко торгует продуктами пищевкусовой промышленности (колбасой, конфетами и т. д.). Конечно, кто захочет выпить, тот может найти вино в 2-3-х верстах, но это дело уже сложнее чем купить у себя.

Этому примеру должна бы последовать вся наша кооперация: бутылки разных вин постепенно должны быть удалены с магазинных полок и витрин, а их место пусть займут пищевые и вкусовые вещества фруктовые напитки, сладости и т. д., на удешевление которых кооперация должна обратить свое внимание и свою энергию. Надо сделать их более доступными, чтобы они вытеснили со стола граждан бутылку спиртного. В особенности надо позаботиться о том, чтобы сахар, как в его натуральном виде, так и во всевозможных кондитерских изготовлениях, получил в народе самое широкое потребление: «сахар есть скромный, надежный, серьезный друг, которому должно быть первое место в наших привычках. Сахар есть превосходнейшее пищевое средство. Морлей доказал, что прибавка 47 зол. сахара к простому столу рабочего увеличивает его работоспособность на 39%- 20 зол. сахара нагревают на один градус 984 ф. воды, между тем, как 20 зол. алкоголя нагревают на один градус 81 ф. воды», — пишет доктор А. М. Коровин.

Кооперативы должны открывать больше хороших столовых и чайных, где, вместо пива, предлагали бы своим членам чай с дешевыми сластями, дешевые кофе, какао, шоколад, кондитерские изделия, фруктовые воды и проч.

Наша кооперация в общем пока не проявляет почти никаких мер по борьбе с народным потреблением спиртных напитков. Напротив, в некоторых местах кооперация как бы способствует их большему распространению. Кооперативы нередко дают спиртные напитки в кредит, а в последнее время нередко продают 400 водку только по членским книжкам, на которых делается даже соответ­ственная отметка. Члены кооператива спешат воспользоваться «привилегией», покупают из них и те, кто в другом случае и не подумали бы об этом; у кооперативных лавок устанавливаются очереди. Раздаются жалобы, что в дни продажи водки продуктов в кооперативном магазине купить уже нельзя, так как все входы и выходы кооперативного магазина заняты «сорокаградусниками».

Желательно, чтобы в целях борьбы с народным потреблением спиртных напитков кооператив, если он почему-либо не может отказаться от их продажи, вывешивал хотя бы такой плакат (с соответственными красочными рисунками): что можно купить у нас за 1 руб. 60 к.? — 1 бут. водки, или 3 ф. колбасы, или 10 ф. пшеничной муки, или 6 ф. сахарного песку и т. д.

В деревне вмешательство кооперации в дело противоалкогольной борьбы должно стоять несколько иначе. Там, где сильна самогонщина, кооперация правильным распределением спиртных напитков должна прежде всего подорвать и обессилить самогонщика так» чтобы деревня о нем забыла, одновременно совместно с избой-читальней ведя наступление на алкоголь. Это значит, что кооперация должна стараться всяческими путями заинтересовать и заставить крестьянина купить, вместо водки, что-либо другое, нужное для его хозяйства, а изба-читальня должна отвлечь его от пьяной компании.

б) Культурно-просветительные мероприятия. Просвещение, поднимая культурный уровень и самосознание масс, отталкивает трудящихся от алкоголя и пьянства. Тогда вырастают у человека новые культурные потребности, у него вырабатывается истинное чувство собственного достоинства, которое не позволит ему унизить себя своим пьяным видом, пьяным сквернословием и дракой. Открывая школу, мы готовим в ней новую трезвую рать идущего на смену поколения, открывая клуб, мы закрываем пивную, открывая избу-читальню, мы отвлекаем крестьян от избы самогонщика... В настоящее время у нас, по сравнению с дореволюционным временем, внешкольное просвещение приняло небывало широкие размеры: еще к началу 1924 г. мы имели около 4-х тысяч клубов, 5 тысяч изб-читален и т. д. В культурных учреждениях и культурных уголках нашей страны (в клубах, избах-читальнях, красных уголках, библиотеках, школах и проч.), которые повсюду рассеяны, ежедневно идет и кипит культурная работа,—проводятся беседы и лекции, занимаются в кружках, читаются миллионы экземпляров газет, журналов и книг... Дело просвещения растет, охватывая все большие массы населения и подрубая засевшие глубоко корни алкоголизма. Правительство предполагает значительную часть доходов, получаемых от продажи спиртных напитков, употреблять специально на культурно-просветительные цели: устраивать школы, клубы, печатать книги, открывать библиотеки и т. д.

Оздоровление труда и быта. Работа по оздоровлению труда заключается в том, что после обследования и изучения условий труда устраняются те вредности, которые имеются в производстве. Оздоровление быта направлено к тому, чтобы вывести все те старые обычаи и привычки в народной жизни, которые вредят здоровью, представляют опасность заразы и т. д. Вместо них, прививаются новые обычаи и привычки, полезные для здоровья; народу прививается уменье отдыхать, то есть вводятся такие способы отдыха, которые наилучшим образом восстанавливают силы, и т. д. Эта работа проводится органами здравоохранения при самом близком и активном участии партийных, профессиональных, женских и комсомольских организаций. Комиссии оздоровления труда и быта, которых существует, например, в Москве около 100. объединяют врачей и рабочих, объединяют науку и труд. Они и проводят работу по оздоровлению населения своего района.

В результате этой работы должна уменьшаться в трудящемся населении потребность в алкоголе, как в «укрепляющем» и возбуждающем средстве. Так, например, комиссия оздоровления труда и быта при Рогожско-Симоновском диспансере вводит на предприятиях района новый способ борьбы с алкоголизмом среди рабочих. Комиссия решила снабжать рабочих горячих цехов прохладительными напитками во время работы. Употребление этих напитков утоляет жажду и понижает желание принимать алкогольные напитки.

Этот способ борьбы с алкоголизмом вводится сначала на заводах «Амо», «Динамо», «Серп и Молот» и в Курских мастерских.


13:48
Препятствия на путях к трезвости в Советском Союзе
Просмотров: 6511 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]