2.
Препятствия на путях к трезвости в
Советском Союзе.
Оглавление
Надо сознаться, что в условиях нашей действительности предстоит
много препятствий, много трудностей, которые надо преодолеть, чтобы расчистить
пути к трезвости. Эти препятствия и трудности (назовем главные) составляют:
а)
Жилищный кризис. Несмотря на усиленное жилищное
строительство, которое мы видим в последние годы, несмотря на предпринятые меры к равномерному распределению между гражданами
Республики жилой площади, жилищный кризис в Советской России далеко еще не
изжит. В рабочих районах живут в одной комнате подчас по 2 семьи, 11 —12
человек, с грудными детьми. В комнате душно, сыро от пеленок, смрадно от дыма,
шум, крик, а подчас и брань, негде повернуться, шуршат тараканы, лезут в пищу,
не дают спать клопы... Уставшему работнику негде отдохнуть, а досуг большой:
работа кончается в 5 — 6 час. вечера. В такой обстановке его, понятно, не
заставишь сидеть дома с газетой, книгой и т. д., он стремится уйти из дома.
Если нет клуба, или если клуб не приучил к себе, то ближайшая дорога отсюда — в
пивную или вообще в «компанию». Улучшение жилищных условий одна из самых
необходимых мер в борьбе за трезвость. Из чистой, уютной, светлой квартиры,
конечно, не так будет тянуть уйти, как из грязного, тесного клоповника.
б) Культурная отсталость, питейные обычаи и
предрассудки. «Для того, чтобы добиться полного
искоренения алкоголя при культурной отсталости населения, при первобытных
формах самого хозяйства, необходима громадная борьба с потреблением водки в
течение очень длительного периода»,— говорил т. Рыков на учительском съезде в Москве
— в январе 1925 года.
Старый
пьяный быт с праздничными возлияниями и неумеренностью в еде еще цепко держит в
своих лапах крестьянство и неохотно отпускает рабочих из тех, кто отстал от
общего движения вперед, кто не успел, но уже спешит уйти от этого быта. Много
сделано в деле просвещения, пути знания открыты. Надломлено старое пьяное
бытие, но предстоит еще много сделать, в особенности в деревне с её самогонкой,
чтобы окончательно сломить старый пьяный уклад.
в) Винодельческий характер наших южных земледельческих
хозяйств требует известной
последовательности и осторожности в противоалкогольных мероприятиях.
Крым
и Кавказ исстари занимаются виноделием, которое всегда являлось основой их
благосостояния. Поэтому при разрешении продажи виноградных вин имелось в виду
дать возможность Крыму и Кавказу продавать накопившиеся там вследствие долгого
запрета, а также и вырабатывающиеся в настоящее время продукты их земли и труда
— виноградное вино.
«Для наших винодельческих крестьянских районов (Грузия, Крым,
Армения) запрет в настоящее время явился бы полным разорением, если продукты из
винограда, кроме вина, не найдут сбыта», - пишет д-р И. Д. Страшун («За новый, трезвый
быт», 1925 г.). А этот запрет надо подготовить, т.-е. создать потребности
народа в других, неалкогольных изготовлениях из винограда.
1.
Пути к
трезвости в Советском Союзе.
Поэтому, чем скорее мы изживем наш жилищный кризис, чем
скорее и еще глубже охватим культурно-просветительной работой все население,
чем скорее перестроим наш быт и отучим народ от обычаев пьянства — тем скорее
наступит желанная трезвость. Одно, временно с подъемом культурного состояния
народа у него должны будут расти тогда и новые и большие потребности — на
продукты пищевой промышленности, которые заменят ему на столе водку и пиво, на
лучшее белье, на лучшее платье, на газету, на театр и т. д. Следовательно, пути
к полной победе над алкоголем в нашей стране лежат через:
а) Хозяйственные мероприятия. Рост нашего хозяйства позволит дальше улучшать нашу жизнь,
как с материальной, так и с культурной стороны. Будут улучшаться жилища,
увеличиваться заработок, будут вводиться дальнейшие мероприятия и усовершенствования
в деле облегчения и охраны труда, будет расти сеть культурных учреждений и т.
д., то есть будут предприниматься все те меры, которые бьют алкоголь в лоб.
Каждая вновь пущенная фабрика, каждый новый трактор — верный и меткий удар по
алкоголю и пьянству.
В борьбе с самогоном имеет громадное значение правильная
политика сельскохозяйственных цен, то есть установление соответствия между
ценами продуктов города и деревни. Ведь в развитии самогонщины, помимо всяких
питейных обычаев, имело и имеет громадное значение еще то обстоятельство, что
крестьянину представляется иногда более выгодным превращать хлеб в самогонку и
везти ее в город на продажу: он за нее выручит тогда больше денег, чем выручит
их за тот же хлеб, привезенный на рынок. Эта правильная политика цен опять-таки
зависит от общего роста нашего хозяйства и нашей культуры, которая должна
поднимать производительность сельского хозяйства.
Кооперация
должна внести свою долю в дело борьбы с народным потреблением спиртных
напитков. Английские кооперативные общества
запрещают своим магазинам производить торговлю спиртными напитками. Они,
напротив, стараются изготовлением и удешевленной продажей разных питательных и
вкусовых веществ изгнать алкоголь из быта трудящихся. У нас есть отдельные, к
сожалению, очень редкие случаи запрещения продажи спиртных напитков в
кооперативных магазинах. Например, кооператив шелковой фабрики «Передовая
Текстильщица» (близ Москвы) совершенно не торгует вином и, как мне рассказывали
товарищи оттуда, нисколько не раскаивается в этом потому, что в дни получек он
особенно бойко торгует продуктами пищевкусовой промышленности (колбасой, конфетами
и т. д.). Конечно, кто захочет выпить, тот может найти вино в 2-3-х верстах, но
это дело уже сложнее чем купить у себя.
Этому
примеру должна бы последовать вся наша кооперация: бутылки разных вин
постепенно должны быть удалены с магазинных полок и витрин, а их место пусть
займут пищевые и вкусовые вещества фруктовые напитки, сладости и т. д., на
удешевление которых кооперация должна обратить свое внимание и свою энергию.
Надо сделать их более доступными, чтобы они вытеснили со стола граждан бутылку
спиртного. В особенности надо позаботиться о том, чтобы сахар, как в его
натуральном виде, так и во всевозможных кондитерских изготовлениях, получил в
народе самое широкое потребление: «сахар есть скромный, надежный, серьезный
друг, которому должно быть первое место в наших привычках. Сахар есть превосходнейшее
пищевое средство. Морлей доказал, что прибавка 47 зол. сахара к простому столу
рабочего увеличивает его работоспособность на 39%- 20 зол. сахара нагревают на
один градус 984 ф. воды, между тем, как 20 зол. алкоголя нагревают на один
градус 81 ф. воды», — пишет доктор А. М. Коровин.
Кооперативы должны открывать больше хороших столовых и чайных,
где, вместо пива, предлагали бы своим членам чай с дешевыми сластями, дешевые
кофе, какао, шоколад, кондитерские изделия, фруктовые воды и проч.
Наша кооперация в общем пока не проявляет почти никаких мер
по борьбе с народным потреблением спиртных напитков. Напротив, в некоторых
местах кооперация как бы способствует их большему распространению. Кооперативы
нередко дают спиртные напитки в кредит, а в последнее время нередко продают 400
водку только по членским книжкам, на которых делается даже соответственная
отметка. Члены кооператива спешат воспользоваться «привилегией», покупают из
них и те, кто в другом случае и не подумали бы об этом; у кооперативных лавок
устанавливаются очереди. Раздаются жалобы, что в дни продажи водки продуктов в
кооперативном магазине купить уже нельзя, так как все входы и выходы
кооперативного магазина заняты «сорокаградусниками».
Желательно,
чтобы в целях борьбы с народным потреблением спиртных напитков кооператив, если
он почему-либо не может отказаться от их продажи, вывешивал хотя бы такой
плакат (с соответственными красочными рисунками): что можно купить у нас за 1 руб.
60 к.? — 1 бут. водки, или 3 ф. колбасы, или 10 ф. пшеничной муки, или 6 ф.
сахарного песку и т. д.
В
деревне вмешательство кооперации в дело противоалкогольной борьбы должно стоять
несколько иначе. Там, где сильна самогонщина, кооперация правильным распределением
спиртных напитков должна прежде всего подорвать и обессилить самогонщика так»
чтобы деревня о нем забыла, одновременно совместно с избой-читальней ведя
наступление на алкоголь. Это значит, что кооперация должна стараться всяческими
путями заинтересовать и заставить крестьянина купить, вместо водки, что-либо
другое, нужное для его хозяйства, а изба-читальня должна отвлечь его от пьяной
компании.
б) Культурно-просветительные
мероприятия. Просвещение, поднимая культурный
уровень и самосознание масс, отталкивает трудящихся от алкоголя и пьянства.
Тогда вырастают у человека новые культурные потребности, у него вырабатывается
истинное чувство собственного достоинства, которое не позволит ему унизить себя
своим пьяным видом, пьяным сквернословием и дракой. Открывая школу, мы готовим
в ней новую трезвую рать идущего на смену поколения, открывая клуб, мы
закрываем пивную, открывая избу-читальню, мы отвлекаем крестьян от избы самогонщика...
В настоящее время у нас, по сравнению с дореволюционным временем, внешкольное
просвещение приняло небывало широкие размеры: еще к началу 1924 г. мы имели
около 4-х тысяч клубов, 5 тысяч изб-читален и т. д. В культурных учреждениях и
культурных уголках нашей страны (в клубах, избах-читальнях, красных уголках,
библиотеках, школах и проч.), которые повсюду рассеяны, ежедневно идет и кипит
культурная работа,—проводятся беседы и лекции, занимаются в кружках, читаются
миллионы экземпляров газет, журналов и книг... Дело просвещения растет,
охватывая все большие массы населения и подрубая засевшие глубоко корни
алкоголизма. Правительство предполагает значительную часть доходов, получаемых
от продажи спиртных напитков, употреблять специально на
культурно-просветительные цели: устраивать школы, клубы, печатать книги,
открывать библиотеки и т. д.
Оздоровление
труда и быта. Работа по оздоровлению труда заключается в том, что после
обследования и изучения условий труда устраняются те вредности, которые имеются
в производстве. Оздоровление быта направлено к тому, чтобы вывести все те
старые обычаи и привычки в народной жизни, которые вредят здоровью,
представляют опасность заразы и т. д. Вместо них, прививаются новые обычаи и
привычки, полезные для здоровья; народу прививается уменье отдыхать, то есть вводятся
такие способы отдыха, которые наилучшим образом восстанавливают силы, и т. д.
Эта работа проводится органами здравоохранения при самом близком и активном
участии партийных, профессиональных, женских и комсомольских организаций. Комиссии
оздоровления труда и быта, которых существует, например, в Москве около 100.
объединяют врачей и рабочих, объединяют науку и труд. Они и проводят работу по
оздоровлению населения своего района.
В
результате этой работы должна уменьшаться в трудящемся населении потребность в
алкоголе, как в «укрепляющем» и возбуждающем средстве. Так, например, комиссия
оздоровления труда
и быта при Рогожско-Симоновском диспансере вводит на предприятиях
района новый способ борьбы с алкоголизмом среди рабочих. Комиссия решила
снабжать рабочих горячих цехов прохладительными напитками во время работы.
Употребление этих напитков утоляет жажду и понижает желание принимать алкогольные
напитки.
Этот способ борьбы с алкоголизмом вводится сначала на заводах
«Амо», «Динамо», «Серп и Молот» и в Курских мастерских.