Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Июль » 8 » ПРОФИЛАКТИКА ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА-2

Оглавление

Однако только запретительных, ограничивающих и карательных мер недостаточно. Сознательная трезвость основана на личностной установке, возможна при определенном уровне развития личности и соответствующем воспитании. Антиалкогольному воспитанию до настоящего времени не оказывалось должного внимания, оно ограничивалось целевой санитарно-просветительной работой. Но антиалкогольное воспитание — это прежде всего составная часть нравственного воспитания.

Не только в нашей стране, где на санитарную пропаганду выделяются большие средства, но и в ряде европейских стран приходят к выводу о малой эффективности этой формы борьбы с алкоголизмом. Видимая причина состоит в том, что пропаганда не воспринимается теми, кому она адресована в первую очередь. Нельзя не отметить, что восприятию препятствует известное субъективно приятное действие спиртных напитков; конкретный чувственный опыт для большинства значим больше, чем возможное отдаленное, т. е абстрактное, следствие. Охранительное свойство психики таково, что человек стремится исключить из переживаний возможную и даже неизбежную опасность (смерть); тем проще это происходит с помощью опьяняющего эффекта алкоголя.

Ранее мы предполагали, что опережающее чувственный опыт знание пагубного действия спиртного — антиалкогольное воспитание и санитарное просвещение в возможно раннем возрасте — изменит восприятие спиртного, настороженное отношение уменьшит удовольствие опьянения. Единичные случаи пьянства подростков не привлекали внимание наркологов. Эти случаи расценивались как крайне исключительное отклонение от нормы и считались объектом детской психиатрии. С целью профилактики алкоголизма взрослых мы рекомендовали (Портнов А. А., Пятницкая И. Н., 1971, 1973) антиалкогольное воспитание и просвещение, опережающее возраст знакомства со спиртным (18—20 лет). Воспитание и просвещение, как мы полагали, должны начинаться в подростковом возрасте. Жизнь внесла свои печальные коррективы. Ю. Ф. Приленский и Н. Д. Иванюженко (1980) обнаружили формирование алкогольных представлений у детей с 3—4 лет, при этом все они знали, что спиртные напитки вредны. Вместе с тем в содержании их игр отражались ритуалы употребления спиртного, а среди тех, кто пробовал вино, от 4 до 16% сказали, что вино им понравилось. В связи с тем что дети уже в дошкольном возрасте могут наблюдать прием спиртных напитков и видеть его результаты, у них формируются свои понятия об этом; учитывая сказанное, необходимо еще более раннее вмешательство в формирование таких понятий.

Особая роль в этом принадлежит санитарно-просветительной работе. Вероятно, на эту форму антиалкогольной борьбы нельзя возлагать избыточные надежды, однако санитарная пропаганда — необходимое условие работы среди населения, чтобы другие антиалкогольные мероприятия принимались с пониманием.

Санитарное просвещение нуждается в новых формах. Передача знания о вреде спиртных напитков целесообразна не с помощью специальных лекций на эту тему, а посредством освещения других тем: сохранение здоровья, семейная жизнь, воспитание детей и пр. Факты, свидетельствующие о том, что дети 6—8 лет, пробовавшие спиртные напитки, делали это в семье (Гуськов В. С. и др., 1981), что, как показывает опыт работы в наркологическом учреждении, девушки выходят замуж за молодых людей, уже страдающих алкоголизмом, и не придают этому значения, говорят о все еще недостаточном знакомстве населения с опасностью, которую несет с собой употребление алкоголя. Более эффективным, чем санитарная пропаганда, является антиалкогольное воспитание, т. е. воспитание неприемлемости опьянения, которое также должно идти в русле целостного нравственного воспитания. Последние годы в нашей стране требования нравственности — отношений межличностных, отношений личности и общества — возрастают. Это процесс длительный и более трудоемкий, чем какая-либо форма пропагандистской работы, но и несоизмеримо более важный по результатам. Нравственное совершенствование, гуманитарное развитие раскрывают творческие возможности личности, способствуют формированию духовных интересов. Чем раньше начинается нравственное воспитание, тем оно эффективнее. Однако в настоящее время мы должны совмещать и санитарное просвещение, и нравственное (антиалкогольное) воспитание, и собственно антиалкогольную работу среди детей и подростков.

Профилактика пьянства подростков достаточно полно разработана П. И. Сидоровым (1979) и Е. С. Скворцовой (1981). Е. С. Скворцовой составлена программа антиалкогольного просвещения детей в средней школе в зависимости от возраста (от 1-го класса) и в соответствии с каждой преподаваемой дисциплиной (включение необходимых знаний в курсы естественных и гуманитарных дисциплин). П. И. Сидоров предложил программу медико-социальной профилактики раннего употребления спиртного. Эта программа, реализуемая в ряде районов страны, включает этапы оздоровления микросреды, антиалкогольного просвещения, индивидуального и коллективного воспитания, симптоматической терапии и, наконец, антиалкогольного лечения. Каждый из этих пяти этапов соответствует пяти звеньям динамики развития алкоголизации несовершеннолетних.

Постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985) Министерству здравоохранения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР с участием ЦК ВЛКСМ поручено разработать и осуществить единую систему антиалкогольного просвещения молодежи во всех учебных заведениях; предусмотреть вопросы антиалкогольного воспитания в курсах общественно-политических, гуманитарных и естественных дисциплин, изучаемых в школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.

Оздоровление подразумевает и контроль за поведением подростков, который в настоящее время явно недостаточен, и активную организацию их занятости и досуга. Это большая социальная задача, требующая усилий многих служб общества и многих специалистов.

Учитывая психологические особенности подростков, мы позволим высказать суждение, которое нередко остается вне поля зрения соответствующих специалистов. Сейчас в организации досуга детей и подростков недостаточна их самостоятельность: мелочный контроль, инициатива сверху (педагогов и пр.) лишают детей возможности самовыражения, проявления личных качеств, личных инициатив. Предлагаемое занятие становится неинтересным, вскоре появляется необходимость понуждать детей, организаторы утомляются, становятся раздраженными. Дети, приобретая в подростковом периоде свободу выбора, начинают усиленно демонстрировать эту свободу (так называемый негативизм) и находят занятия вне какой-либо связи со взрослыми. Таким образом, принятая сейчас педагогическая тактика, т. е. организованные формы досуга, не привлекает детей. Тщательный, но видимо «отдаленный» контроль взрослых на границах опасности, создающий у детей иллюзии независимости, простор их инициативам, возможность проявить собственные организаторские способности будут привлекать детей к коллективным формам жизни. «Дети должны быть видимыми, но их не должно слышать».

В педагогических вузах изучаются психологические особенности различных возрастных периодов — детства, пубертата и юности. Однако на практике установка «...а сейчас, дети, мы все вместе, разом, дружно...», достаточная для детского сада, сохраняется вплоть до завершения ре­бенком среднего образования. Дети не различаются в зависимости от их личности, способностей, интересов. И если понятна необходимость равного объема знаний, то однотипность досуга необъяснима. Дети сопротивляются и этому, а не только жесткой форме организации свободного времени. Вместе с тем такой же равнозначимой для всех, как образование, физической нагрузки они практически лишены (если не считать редких и постоянно сокращаемых уроков физкультуры). Гигиенические обследования последних лет показали рост ожирения и других расстройств обмена у несовершеннолетних вследствие гиподинамии.

Роль физического воспитания известна. Нам хотелось бы обратить внимание на психорелаксирующее действие физического утомления (купирование аффектов) и на возможности самореализации, которые дает спорт (чувство группы в командных видах, самоутверждения и пр.), т. е. на психогигиеническое значение физических, спортивных нагрузок. Как известно, в здоровом теле здоровый дух. Недостаточность эстетического воспитания снижает духовность. Об уплощенной личности, нередко формирующейся при получении только технического образования, мы говорили в главе II. Невысокий уровень развития личности определяет склонность к примитивному времяпрепровождению, в том числе пьянству.

Мы старались показать, что употребление спиртных напитков подростками — поведенческое явление, причем это явление достаточно широкого спектра — от поискового, нормального до девиантного, антисоциального и психопатологического. Алкоголизация подростков — всегда форма группового поведения. Наивно было бы полагать, что только молодежные организаторы или только медицинские работники способны изменить опасную ситуацию. Усилий нарколога, подросткового психиатра недостаточно не только потому, что эти специалисты не имеют времени для контроля за поведением пациентов, но и потому, что они не располагают необходимыми правами. Ликвидация антисоциальных групп, изъятие (компрометация) лидера, принудительное лечение от алкоголизма членов семьи или их изоляция — все эти мероприятия должны осуществляться компетентными органами.

Активное выявление пьянствующих подростков пока недостаточно. Даже столь ограниченное, как сейчас, оно не влечет должных следствий. Например, и разовое задержание пьяного подростка должно служить отправной точкой для комплексного (рядом служб) анализа группы и среды. Медицинская служба обязана упорядочить систему оповещения по инстанциям (учебное заведение, комсомольская организация, комиссия по борьбе с пьянством и алкоголизмом при исполкоме Советов народных депутатов, органы милиции) о факте пьянства подростка, но это оповещение не должно повиснуть в воздухе. Учитывая, что злоупотребление у подростков групповое, выявление одного означает тревожный сигнал необходимости выявления всей группы. И эта группа подлежит не только наркологической, но и социологической оценке, а иногда и криминологической. Особого педагогического внимания требуют закрытые, типа интерната, учебные заведения с проживанием в общежитиях. Контагиозность у подростков высока. Кроме того, при недостаточном контроле в закрытых учреждениях нередко устанавливается внутренний «порядок», аналогичный описанному Н. Г. Помяловским в «Очерках бурсы» и Д. Голд-смитом в «Повелителе мух». Это ситуация, требующая срочного правового вмешательства, поскольку ей свойственно не только принудительное спаивание.

В профилактике злоупотребления алкоголем взрослых большое значение имеет организация досуга, так как многие из них не в состоянии занять себя сами. Развлекательный досуг опасен тем, что постепенно притупляет восприятие, чувство удовольствия. Важен досуг деятельный, созидательный. Организация его имеет в виду ряд компонентов. Например, создание условий для ремесел, рукоделия: занятия этого рода оказывают облагораживающее влияние. Они пробуждают творческие интересы, творческое удовлетворение созиданием даже у лиц, лишенных творческой одаренности в обычном понимании. Заслуживает распространения опыт ленинградских наркологов, настоявших, чтобы больные алкоголизмом получали садово-огородные участки, что привело к длительным ремиссиям у этих пациентов. Спортивные клубы, роль которых оценивается высоко даже при наркоманиях (Genge Z., 1983), позволяют ощутить «мышечную радость», снижают агрессивность.

Организация такого досуга будет способствовать упорядочению поведения, занятости и будет пользоваться большей популярностью, чем клубы по интересам. Существующие сейчас клубы по интересам посещают те, кому не угрожает пьянство. Такие клубы — лишь одна из многих в нашей жизни возможностей удовлетворить высокие запросы. Без необходимого духовного, гуманитарного, эстетического, нравственного развития эти запросы не возникают, возможности не воспринимаются, подобно тому как дальтоник не видит некоторых цветов. Клубы по интересам не нужны тем, у кого интересов нет. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985) отмечена необходимость улучшить организацию досуга трудящихся, особенно молодежи, создавать условия, обеспечивающие разумное использование свободного времени, развивать сеть клубов по интересам, в том числе по месту жительства, оказывать им всестороннюю помощь в организации и проведении работы. При этом нужно с максимальной отдачей использовать материальную базу профсоюзов для развития культурно-просветительной, туристско-экскурсионной работы, самодеятельного художественного и научно-технического творчества, поощрять коллективное садоводство и огородничество. Очень многие наши проблемы, в том числе пьянство, мы пытаемся решать по отдельности, в то время как они имеют одну причину — низкий нравственный уровень, недостаток нравственного воспитания.

Результатов нравственного воспитания, ставшего активным сегодня, нельзя ждать завтра. Это процесс длительный, так как в нем должны принять участие не только институты общественные, но и, главное, семья, причем не одно и не два поколения. Сегодня же перед нами стоят оперативные, тактические задачи, требующие немедленного решения.

Основные направления профилактики алкоголизма систематизированы в монографии Ю. П. Лисицына и Н. Я. Копыта (1983). Сейчас начинается работа по биологической профилактике алкоголизма среди населения. Мы не будем приводить данных о попытках выявить генетически предрасположенных индивидов с намерением рекомендовать им воздержание от спиртного (см. главу II) — эти работы далеки от завершения. Речь идет о добавлении к спиртным напиткам ингредиентов, препятствующих метаболическим эффектам этанола. Так, добавление тиамина в виски (50 мг на бутылку), пиво (5 мг на бутылку) исследуется в Швеции, Англии. Во Франции так называемыми центрами гигиены питания потребителям спиртного рекомендуется специальная диета (аминокислоты, витамины).

Следует отметить значение активного выявления случаев пьянства и алкоголизма, что сейчас пока нельзя считать достаточным. Задержание пьяных в общественных местах позволяет выявить лишь незначительную долю злоупотребляющих алкоголем: в основном это начинающие пьянство и больные алкоголизмом III стадии, пока не научившиеся или уже не могущие скрывать опьянения. В работах В. Г. Запорожченко и др. (1980) показаны принципы выявления случаев пьянства на производстве, названы социальные службы, располагающие возможностью выявления злоупотребляющих (не только прогулы, появление в нетрезвом виде на работе, увольнения, малый стаж работы, попадание в медвытрезвитель, приводы в милицию, но и участие в дорожно-транспортных происшествиях, обращение за скорой медицинской помощью, в травмпункты и пр.). Однако и эти критерии присущи или бытовому пьянству и продрому алкоголизма, или же запущенным случаям болезни. Так, по данным Н. Я. Копыта (1974),частота попадания в медвытрезвитель от начала злоупотребления до развития выраженного алкоголизма снижается, составляя 39; 32; 24,3%. Нужно добавить, что выявленные наркологами и организаторами здравоохранения критерии не используются для противоалкогольной борьбы: повторяемость этих нарушений — 25% за год и 60% за 3 года (Бокин В. П., 1980). По данным И. Г. Уракова (1974),снижение социальной активности у больных алкоголизмом наблюдается в среднем спустя 6 лет после абстинентного синдрома одновременно с началом падения толерантности и потреблением суррогатов. Это подтверждает не только относительную замаскированность алкоголизма в среднем его течении (II стадия), но и тот факт, что не были предприняты необходимые меры в начале злоупотребления и продроме.

07:16
ПРОФИЛАКТИКА ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА-2
Просмотров: 8721 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]