Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Роль местных советов в борьбе за трезвость

Глава 4. Деятельность местных советов народных депутатов и общественных организаций по борьбе с пьянством и алкоголизмом

 

§ 1. Роль местных советов в борьбе за трезвость

 

Оглавление

В ходе совершенствования социализма постоянно возрастает роль Советов народных депутатов в коммунистическом воспитании советских граждан. Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы ведут в различных формах борьбу с таким негативным явлением, как пьянство. Одной из таких форм являются обсуждение вопросов борьбы с пьянством и другими нарушениями общественного правопорядка на сессиях Советов и заседаниях исполкомов, принятие соответствующих решений. Обсуждению этих вопросов предшествует проводимая силами депутатов и широкого актива проверка состояния общественного порядка и борьбы с пьянством и самогоноварением. Практика обсуждения вопросов борьбы с пьянством и укрепления общественного порядка на сессиях местных Советов и заседаниях исполкомов показывает, что эти обсуждения бывают успешными и приносят практическую пользу лишь тогда, когда за вынесением решения следует повседневный контроль за его претворением в жизнь. В этих целях исполком разрабатывает план конкретных мероприятий профилактического характера с указанием лиц, ответственных за их выполнение, и сроков исполнения.

Особая роль в борьбе с самогоноварением принадлежит сельским Советам народных депутатов. В значительной мере успехи сельских Советов в этом деле зависят от широкого привлечения общественности, создания вокруг пьяниц и самогонщиков обстановки нетерпимости и общественного осуждения. Эффективность деятельности сельских Советов в этом направлении зависит в известной; степени от конкретного руководства ими со стороны районных Советов и их исполкомов. В этой работе местным Советам очень важно мобилизовать депутатов, комиссии, общественный актив на проведение в жизнь решений, направленных на укрепление правопорядка, борьбу с пьянством и алкоголизмом. В этих целях постоянные комиссии местных Советов, р том числе постоянные комиссии социалистической законности и охраны общественного порядка, призваны контролировать деятельность распорядительных органов, активно содействовать проведению в жизнь принятых сессиями и исполкомами решений. Эти комиссии обязаны следить за тем, чтобы борьба с алкоголизмом не была временной кампанией, а проводилась целеустремленно, последовательно и непрерывно до тех пор, пока этот пережиток не будет изжит в данном районе, городе, селе. Борьба с антиобщественными явлениями, в том числе с пьянством, зачастую носит разобщенный, узковедомственный характер. Основным недостатком в этой работе является отсутствие координации, повседневного взаимодействия, совместных, тщательно подготовленных и запланированных мероприятий в работе различных органов, осуществляющих борьбу с пьянством и алкоголизмом. Поэтому Советы народных депутатов в лице своих комиссий по охране социалистической законности вправе быть органами, координирующими деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел и деятелей культуры, здравоохранения, хозяйственных руководителей, торговых работников, общественных организаций по искоренению пьянства.

Постоянные комиссии социалистической законности накопили большой опыт по выявлению и устранению причин, способствующих совершению правонарушений, в том числе пьянства и самогоноварения. Их работа показывает, что в профилактике нарушений общественного порядка действенной формой является проведение специальных обследований в определенном регионе, на отдельном предприятии или группе предприятий, так как обобщение результатов такого обследования позволяет разработать конкретные мероприятия.

Опыт показывает, что деятельность постоянных комиссий социалистической законности может быть успешной лишь при привлечения к их работе широкого актива, а также при условии тесного контакта с постоянными комиссиями других райисполкомов, товарищеских судов, народных дружин.

Важное значение в успешной работе постоянных комиссий социалистической законности по борьбе с пьянством, хулиганством и другими нарушениями общественного порядка имеет координация работы с административными комиссиями райисполкомов, которым рекомендуется проводить свои заседания непосредственно на тех предприятиях, учреждениях и организациях, где часто допускаются случаи пьянства, хулиганства и другие нарушения.

В целях координации деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на борьбу с пьянством, а также разработки и проведения мероприятий по предупреждению проявлений пьянства и укрепления правопорядка Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. предусмотрено создание при исполнительных комитетах местных Советов, а также при Советах Министров автономных республик и Совете Министров РСФСР комиссий по борьбе с пьянством. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1972 г. утверждено Положение о комиссиях по борьбе с пьянством. Комиссии образуются соответствующими Советами народных депутатов на срок полномочий Совета данного созыва. Такой порядок образования комиссий и их положение в системе Советов народных депутатов важны потому, что именно Советы как наиболее массовые и тесно связанные с населением органы имеют возможность активно влиять на формирование морально-политического и культурного облика членов нашего общества и содействовать борьбе с алкоголизмом.

В настоящее время в Положение внесены существенные изменения и дополнения, в новой редакции Положение утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. Комиссия по борьбе с пьянством действует в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 6—10 членов комиссии, которые утверждаются Советом народных депутатов или Президиумом Верховного Совета. В работе комиссий принимают активное участие депутаты Советов народных депутатов, представители комитетов профсоюзов, комсомольских органов, народных дружин, работники здравоохранения, органов внутренних дел и других организаций. Из числа активистов выделяются общественные инспекторы по воспитательной работе среди лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками допускающих нарушения трудовой дисциплины, правил поведения в общественных местах и т.д.

В соответствии со статьей 11 Положения комиссия по борьбе с пьянством при Совете Министров РСФСР координирует и направляет работу по предупреждению пьянства, алкоголизма и правонарушений, совершаемых под воздействием алкоголя, и пос устранению причин, порождающих эти явления; контролирует деятельность комиссий по борьбе с пьянством при Советах Министров автономных республик, краевых, областных, окружных, городских комиссий по борьбе с пьянством, оказывает им методическую помощь, обобщает и распространяет положительный опыт их работы. Комиссии по борьбе с пьянством при Советах Министров автономных республик, краевые, окружные, городские комиссии по борьбе с пьянством разрабатывают и проводят в жизнь через соответствующие государственные органы, общественные организации и трудовые коллективы мероприятия по предупреждению пьянства и алкоголизма, правонарушений, совершаемых под воздействием алкоголя, а также мероприятия по устранению причин, порождающих эти явления. При выполнении своих обязанностей эти комиссий пользуются правами, предусмотренными статьей 9 Положения, за исключением права рассматривать Дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания.

К ведению районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских комиссий отнесены: координация деятельности государственных органов и общественных организаций по борьбе с пьянством и алкоголизмом; разработка и осуществление как непосредственно, так и через государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы мероприятий по предупреждению пьянства, алкоголизма и правонарушений, совершаемых под воздействием алкоголя, по усилению антиалкогольной пропаганды и организации воспитательного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем; контроль за деятельностью органов внутренних дел и здравоохранения по выявлению и учету лиц, злоупотребляющих алкоголем, по применению ими медико-воспитательных мер в отношении таких лиц, осуществлению этими органами надзора за поведением лиц, вернувшихся из лечебно-трудовых профилакториев; контроль за соблюдением правил торговли и др.

Комиссии вправе: проводить проверки на предприятиях,учреждениях, организациях состояния работы по борьбе с пьянством и алкоголизмом, по антиалкогольной пропаганде и организации культурного досуга членов трудовых коллективов; заслушивать руководителей предприятий, учреждений и организаций на заседаниях комиссии о мерах борьбы с пьянством и алкоголизмом и по другим указанным выше вопросам; заслушивать сообщения руководителей предприятий торговли и общественного питания о выполнении ими правил торговли водкой и другими спиртными напитками; привлекать общественность к участию в перевоспитании лиц, злоупотребляющих алкоголем, и назначить общественных инспекторов по воспитательной работе среди этих лиц. По вопросам своей компетенции комиссии могут входить с представлениями в различные органы и организации. В частности, в вышестоящие в порядке подчиненности органы они могут вносить представления об усилении требовательности к руководителям, которые не ведут активной борьбы против пьянства. При этом о результатах представления и принятых мерах по затронутому вопросу соответствующие органы и ведомства обязаны сообщить комиссии в месячный срок.

Комиссии предоставлено право входить в суд с ходатайством о направлении хронических алкоголиков, уклоняющихся от добровольного лечения, в лечебно-трудовые профилактории и специальные наркологические отделения для принудительного лечения и трудового воспитания, о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления алкоголем.

Постановления комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, которые в 10-дневный срок обязаны сообщать комиссии о мерах, принятых во исполнение ее постановления.

Функции и права комиссий, а также особое их положение в системе органов, ведущих борьбу с пьянством, позволяют им осуществлять профилактическую работу в широком плане, используя для этого в частности, организацию культурного досуга трудящихся. Мероприятия, разрабатываемые комиссией, должны охватывать все направления профилактики, включая антиалкогольную пропаганду и воспитательную работу, и определять деятельность комиссии и других органов на определенное время. От того, насколько целенаправленно и полно будут разработаны мероприятия, зависит эффективность профилактики в целом.

Анализ статистических показателей может дать общую картину борьбы с пьянством на данной территории, выявить семьи, предприятия и объекты, где отмечается Наибольшее число случаев злоупотребления спиртными напитками. Это в свою очередь позволяет правильно определять направленность и объем профилактических мероприятий, усиливать предупредительную работу на тех участках, где воспитательная деятельность осуществляется слабо.

Конкретной формой, позволяющей закреплять разработанные мероприятия на определенный период, является план работы комиссий по борьбе с пьянством. Большое место в планах отводится контролю за торгующими организациями. Планами предусматривается участие в борьбе с пьянством администрации предприятий и организаций, трудовых коллективов. Так, комиссия по борьбе с пьянством Пролетарского района г. Москвы, изучив данные о состоянии борьбы с пьянством в районе и положительный опыт работы в этом направлении автозавода имени Лихачева, разработала районный план предупредительных мероприятий. Основной формой антиалкогольной предупредительной работы стало усиление контактов с трудовыми коллективами, активизация влияния коллектива бригады на лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.

Комиссия по борьбе с пьянством работает в соответствии с планом. Председатель комиссии проводит заседания, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению на очередном заседании, готовит для обсуждения отчеты о деятельности комиссии. На заседании комиссии ведется протокол, в котором указывается характер рассматриваемых вопросов.

В составе комиссий могут создаваться следующие секции: воспитательной работы и противоалкогольной пропаганды; учета и общественного наблюдения за лицами, злоупотребляющими алкоголем и страдающими хроническим алкоголизмом; лечебно-профилактическая; организация контроля за соблюдением предприятиями торговли и общественного питания установленных правил торговли водкой и другими спиртными напитками; оказания методической помощи комиссиям по борьбе с пьянством, образованным на предприятиях, в учреждениях, организациях, их структурных подразделениях. Комиссии могут создавать и другие секции.

Комиссия может применить к виновному за правонарушения следующие меры общественного воздействия: объявить предупреждение, объявить выговор, наложить денежный штраф в размере до 50 руб.

Вопросы, отнесенные к ее компетенции, рассматриваются комиссией как по собственной инициативе, так и по представлениям администрации, общественных организаций, органов общественной самодеятельности трудовых коллективов. Решение комиссии о применении меры общественного воздействия может быть обжаловано лицом, к которому применена указанная мера, в течение 7 дней в профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации, решение которого является окончательным.

Подача жалобы на решение о наложении штрафа приостанавливает исполнение решения. При неисполнении решения комиссии о наложении штрафа в установленный срок председатель комиссии направляет материал народному судье, который после проверки представленного материала и установления законности решения выдает исполнительный лист.

11:21
Роль местных советов в борьбе за трезвость
Просмотров: 2461 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]