Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Июль » 18 » Становление антиалкогольной правовой политики большевиков в первые годы советской власти (1917-1921 гг.) – 2

Оглавление

Кроме того, полагалось лишение свободы с принудительными работами на срок не менее одного года за следующие противоправные действия:

- за распитие незаконно приготовленных или незаконно полученных крепких спиртных напитков в общественных местах и во всякого рода заведениях;

- за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.

Если преступление, предусмотренное первой статьей, совершено в процессе отправления виновным своих функциональных обязанностей, то дела об этих нарушениях рассматривались чрезвычайными комиссиями и революционными трибуналами по принадлежности.

Анализ так называемого сухого закона показал, что ни о каком запрещении производства и продажи алкогольных напитков со стороны  Советского государства не было и речи. Декрет еще раз подтвердил монополию государства на производство, провоз и продажу крепких спиртных напитков.

Как бы в продолжение этой алкогольной политики 26 августа 1920 года В.Ульянов (Ленин) подписал декрет "Об объявлении всех запасов вин, коньячных и водочных изделий государственной собственностью”. В нем, в частности, записано: "Дальнейшее пополнение государственных запасов виноградных вин производится путем передачи Народным Комиссариатом Земледелия в распоряжение Центрального Управления Государственными Заводами Винокуренной Промышленности Высшего Совета Народного Хозяйства всех готовых вин и прочих продуктов виноделия, вырабатываемых вновь в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1920 года” (11). Уже к этому времени было национализировано 953 спиртоводочных изделий, большая часть продукции которых шла на изготовление пороха, применялась в качестве моторного топлива. Для упорядочения деятельности заводов по производству алкогольной продукции при ВСНХ был организован Главспирт (Госспирт). Работа его строго контролировалась правительством.

В декабре 1920 года состоялся VIII съезд Советов. В докладе съезду Государственной Комиссии по Электрификации России в разделе "Электрификация и промышленность” записано, что "запрещение потребления алкоголя должно быть проведено и далее в жизнь как безусловно вредного для здоровья населения. Для производства алкоголя в количестве, необходимом для научных и технических нужд, а также для сохранения объекта вывоза за границу существующие винокуренные и спиртоочистительные заводы обладают производительностью, превышающей потребность в размере 25 млн. ведер. Имея, однако, в виду пользу, приносимую винокурением сельскому хозяйству, необходимо принять меры к возможно широкому применению спирта для различных технических средств.

С целью предоставить населению напиток, менее вредный для здоровья, чем контрабандная самогонка, по мере восстановления сельского хозяйства и получения достаточного количества ячменя следует восстановить пивоваренное производство, с допущением ограниченного содержания алкоголя, причем существующих пивоваренных заводов будет достаточно для снабжения пивом населения в умеренном размере” (16, 174-175)

9 августа 1921 года В.Ульянов (Ленин) подписал декрет "О продаже виноградных, плодово-ягодных и изюмных вин” (12). Декрет гласил:

"1. Разрешается продажа населению виноградных, плодово-ягодных и изюмных вин с содержанием алкоголя 14 (четыр-надцать) градусов, удовлетворяющих в отношении их доброкачественности всем требованиям… Все вина крепостью свыше четырнадцати градусов не могут быть обращаемы в продажу населению и подлежат обязательной сдаче государству.

2. …Производителям вина разрешается сбыт его по вольным ценам государственным органам, на то уполномоченным, и тем кооперативным организациям и частным лицам, которые получают разрешение на право закупки вина.

3. …Организациям и лицам, имеющим разрешение на закупку вина, предоставляется производить оптовый сбыт его по вольным ценам местам розничной торговли” (12, 38-39).

Розничная продажа вина населению производилась по свободным ценам и следующим основаниям:

"а) на производство продажи вина должно быть получено письменное разрешение местного Отдела Управления;

 б) торговля может производиться из складов и торговых заведений, точно указанных в выданном на производство продажи вина разрешении;

  в) отпуск вина для потребления на месте продажи производится по особым правилам, устанавливаемым Народным Комиссариатом Внутренних Дел по соглашению с Народным Комиссариатом Здравоохранения;

  г) на право продажи вина должны выбираться особые патенты. Условия и порядок выдачи означенных патентов устанавливаются Народным Комиссариатом Финансов” (12, 39).

Народный Комиссариат Внутренних Дел, Народный Комиссариат Финансов, Народный Комиссариат Здравоохранения и ВСНХ должны были составить и издать в соответствии с настоящим декретом следующие инструкции и правила:

- "об условиях, которым должны удовлетворять склады и торговые заведения, из которых может производиться продажа виноградных вин;

- о порядке производства торговли вином;

- о санитарном и техническом надзоре за правильным производством продажи вина” (12, 40).

"При выпуске вина, - как записано в ст. 7, - учреждениями и лицами, имеющими право на его закупку, означенными учреждениями и лицами  уплачивается в доход государства налог в размере пятнадцати тысяч рублей с каждой бутылки емкостью в 1/16 ведра выпускаемого вина или по двести сорок тысяч рублей с ведра вина.

Взимание означенного в ст. 7 налога возлагалось на органы Народного Комиссариата Финансов. Условия и порядок взимания налога определяется инструкцией…” (18, 188). Если учесть, что курс бумажного рубля в декабре 1920 года упал в 13 тысяч раз по сравнению с 1913 годом, то становится понятным высокие ставки налога с алкогольных напитков (17, 192).

Установленный в ст. 7 налог на вино распространялся на все советские республики, входившие в состав Российской Федерации.

7 октября 1921 года вышел декрет "Об ответственности за нарушения декрета о продаже виноградных, плодово-ягодных и изюмных вин” (7). Из документа видно, что "карается лишением свободы с конфискацией всего или части имущества несдача государству вин крепостью свыше 14° виноградарями или иными производителями вин, если установлен сбыт (обмен, продажа) его кому-либо помимо государственных органов, либо прямой отказ от сдачи вопреки действующих правил. Той же ответственности подлежат лица, приобретшие вино свыше установленной крепости с целью перепродажи” (18, 190).

Последний декрет по вопросам алкоголя просмотренный В.И.Лениным и подписанный заместителем председателя СНК А.Цюрюпой, вышедший 8 декабря 1921 года,  назывался "О продаже виноградных вин”. В соответствии с законом "разрешалась продажа населению, согласно правил, установленных декретом от 9 августа 1921 года, виноградных вин с содержанием алкоголя не более 20°” (13, 42).

Подводя итоги законодательной деятельности СНК, председателем которого бессменно был В.Ульянов (Ленин), нетрудно заметить, что в развитии законодательства о производстве спиртных напитков менее чем за два года наметилась устойчивая тенденция к увеличению крепости вин. В январе 1920 года разрешалась продажа вин населению с содержанием алкоголя не более 12°, в августе 1921 г. - 14°, а в декабре 1921 г. - не более 20°. Полностью отсутствовали законы, направленные на борьбу против причин пьянства. Увеличивались объемы произведенной алкогольной продукции.

Завершая исследование по данному вопросу, подведем предварительные итоги. С 13 апреля 1918 г. по 8 декабря 1921 г. большевики издали 12 нормативно-правовых актов по вопросам:

- питейных сборов,

- национализации винокуренных, спиртоочистительных и дрожжево-винокуренных заводов,

- запрещения изготовления и продажи крепких спиртных напитков частным лицам,

- национализации запасов вин, коньячных и водочных изделий,

- продажи виноградных, плодово-ягодных и изюмных вин.

По сути, к концу 1921 года государство большевиков установило монополию на производство, хранение, перевозку и продажу алкогольных напитков.

Если говорить об антиалкогольном законодательстве, то в этот период оно совсем не развивалось. Связано это было, прежде всего, с гиперинфляцией. Лето 1921 года отмечалось страшным неурожаем. Голодали более 30 миллионов человек. 5 миллионов умерли от голода. К середине 1922 года цены на товары выросли в 200 тысяч раз по сравнению с 1913 годом (17, 201). Поэтому большевики в производстве и продаже алкогольных напитков видели основной источник пополнения бюджета. Ни о какой борьбе с пьянством в этот период не могло быть и речи.

За незаконное производство, хранение и продажу алкогольных напитков законодательством предусматривались следующие виды наказания:

- конфискация алкогольных изделий и приспособлений для их производства:

- конфискация всего имущества;

- лишение свободы с принудительными работами на срок не меньше пяти лет.

Лица, задержанные за распитие крепких спиртных напитков и появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, подвергались лишению свободы с принудительными работами на срок не менее одного года.

С 1918 по 1921 год наблюдалась устойчивая тенденция к повышению крепости алкогольных напитков, подлежащих розничной торговле, - с 12° до 20°.

1921 год характеризуется началом перехода государства большевиков к новой экономической политике.


13:20
Становление антиалкогольной правовой политики большевиков в первые годы советской власти (1917-1921 гг.) – 2
Просмотров: 1747 | Добавил: Александр | Теги: Антиалкогольная политика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]