Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Сентябрь » 9 » Уголовное законодательство, направленное против незаконного производства, хранения, провоза и продажи алкогольных напитков, против пьянств

Уголовное законодательство, направленное   против незаконного производства, хранения, провоза и продажи алкогольных напитков, против пьянства и алкоголизма

 Оглавление

29 января 1960 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял закон "О мерах борьбы с самогоноварением и изготовлением спиртных напитков домашней выработки” (44). Характерной особенностью правового акта являлось смягчение ответственности за самогоноварение. Так, уголовная ответственность за изготовление или хранение самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги и других спиртных напитков наступала лишь в тех случаях, когда к виновным за аналогичные деяния уже применялись меры общественного или административного воздействия. Однако практика показала, что установление административной и общественной преюдиции за самогоноварение без цели сбыта по сути дела дезориентировало сотрудников милиции, считавших, что эти правонарушения являются в большей степени уделом общественности. В итоге такое положение привело во многих случаях к безнаказанности указанных правонарушений.

Для изменения сложившегося положения уже 8 мая 1961 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял новый закон (44). В нем законодатель устанавливал уголовную ответственность за изготовление и хранение самогона или самогонных аппаратов без цели сбыта, хотя бы и совершенное в первый раз. Отличительной особенностью этого официального документа было усиление санкций за самогоноварение. В отличие от предыдущего закона, в котором изготовление и хранение самогона и самогонных аппаратов без цели сбыта (совершенное после применения к виновному мер общественного воздействия или административного взыскания за аналогичное деяние) наказывались исправительными работами на срок до 6 месяцев или штрафом до 100 руб. Новый закон за эти же действия предусматривал лишение свободы на срок до 1 года или штраф до 300 руб. Если раньше совершение этих действий с целью сбыта (а равно сбыт) влекли наказание в виде штрафа до 300 руб., исправительных работ на срок до 1 года или лишение свободы до 3 лет, то по новому правовому акту виновные могли быть подвергнуты только наиболее жесткому наказанию - лишение свободы на срок от 1 года до 3 лет с конфискацией имущества.

Одновременно с законом предусматривалась административная ответственность или применение мер общественного воздействия и за приобретение самогона, а также уголовная ответственность за соучастие в самогоноварении.

27 октября 1960 года утвержден Уголовный кодекс РСФСР с последующими изменениями и дополнениями. Ряд статей (39, 62, 1561, 158, 2101, 2111, 2113 и 226) законодатель связывает с пьянством.

Ст. 39 касается обстоятельств, отягчающих ответственность. Так, "при назначении наказания обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаются:

10) совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения. Суд вправе, в зависимости от характера преступления, не признать это обстоятельство отягчающим ответственность” (9, 28).

Ст. 62 отражает применение принудительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам или установление над ними попечительства. В ней записано, что "в случае совершения преступления алкоголиком или наркоманом суд, при наличии медицинского заключения, по ходатайству общественной организации, трудового коллектива, товарищеского суда, органа здравоохранения или по своей инициативе, наряду с наказанием за совершенное преступление, может применить к такому лицу принудительное лечение.

Указанные лица, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежат принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом.

В случае осуждения таких лиц к лишению свободы они подлежат принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из места лишения свободы, в случае необходимости продления такого лечения, - в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом.

Прекращение принудительного лечения производится судом по представлению лечебного учреждения, в котором лицо находится на излечении.

В случае совершения преступления лицом, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими веществами и ставящим в связи с этим свою семью в тяжелое материальное положение, суд наряду с применением за совершенное преступление наказания, не связанного с лишением свободы, вправе по ходатайству членов его семьи, профсоюзной и иной общественной организации, прокурора, органа опеки и попечительства или лечебного учреждения признать его ограниченно дееспособным. На основании приговора суда над этим лицом устанавливается попечительство (в редакции указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 мая 1968 г., от 22 июля 1971 г., от 3 декабря 1982 г.)” (9, 28).

Ст. 1561 говорит о нарушении правил торговли спиртными напитками. Так, "нарушение работниками торговых предприятий общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками, совершенное повторно в течение года после применения мер административного взыскания или общественного воздействия, - наказывается исправительными работами на срок до двух лет или штрафом от 200 до 300 руб., с лишением права работать в торговых предприятиях и предприятиях общественного питания на срок от трех до пяти лет (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г.)” (9, 28).

Ст. 158 рассматривает изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки. Например, "Изготовление или хранение без цели сбыта самогона, чачи, тутовой водки, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки, изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для их выработки - наказывается исправительными работами на срок до двух лет или штрафом до 300 руб.” (9, 29).

Однако "те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, - наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от одного года до двух лет” (9, 29).

И все же "изготовление или хранение с целью сбыта самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки либо изготовление или хранение с целью сбыта аппаратов для их выработки, а равно сбыт указанных спиртных напитков или аппаратов - наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет с конфискацией имущества либо без таковой, или исправительными работами на срок до двух лет с конфискацией имущества либо без таковой, или штрафом от 500 до 1 тыс. руб.

Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные повторно, - наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г.)” (9, 28).

Ст. 2101 характеризует случаи доведения несовершеннолетнего до состояния опьянения. В ней отмечается, что "доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний, -  наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом от 200 до 300 руб. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г.)” (9, 28).

Ст. 2111 касается вопросов управления транспортным средством в состоянии опьянения. "Управление транспортным средством лицом, - указывается в статье, - находящимся в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года, - наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере 300 руб., с лишением водителя права управления транспортными средст-вами на срок от трех до пяти лет.

То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением водителя права управления транспортными средствами сроком на пять лет (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г.)” (9, 29).

Ст. 2113 устанавливает допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения. Суть статьи в том, что "допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, совершенный лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это повлекло последствия, указанные в ст. 211 настоящего Кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом от 100 до 300 руб., с лишением права занимать должности, связанные с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, на срок до пяти лет” (9, 29).

Ст. 226 касается содержания притонов и сводничества. Так, "содержание притонов разврата, сводничество с корыстной целью, а равно содержание игорных притонов - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с высылкой или без таковой, с конфискацией имущества или без таковой или ссылкой на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.

Организация или содержание притонов для распития спиртных напитков, а равно систематическое предоставление помещений для этих целей - наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до 300 руб. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г.)” (9, 29).

С 1985 по 1991 г. - завершающий этап развития антиалкогольного законодательства Советского государства. Структурными элементами системы антиалкогольного законодательства также являются отдельные антиалкогольные законы и статьи антиалкогольного характера отраслей права: административного, гражданского, семейного, трудового и уголовного, в которых нашли отражение последующие изменения и дополнения. О многих из них мы уже писали выше.

1985 год характеризуется беспрецедентным по своему размаху развитием антиалкогольного законодательства в СССР и, в частности, в РСФСР.

7 мая 1985 года издано постановление Совета Министров СССР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения” (50), а 16 мая 1985 года подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством” (32). На основе этих антиалкогольных законов 16 мая 1985 года принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения” (52).

В соответствии с этими официальными документами в работе по преодолению пьянства и алкоголизма можно выделить ряд основных направлений: 1) организационное, 2) экономическое, 3) правовое и 4) воспитательное.

Организационное направление включало в себя следующие меры:

- обеспечение активной работы государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов по преодолению пьянства и алкоголизма;

- повышение роли руководителей в создании во всех коллективах нетерпимого отношения к пьянству;

- активное вовлечение трудящихся в общественно-политичес-кую жизнь, научно-техническое творчество; улучшение организации досуга;

- строгая регламентация торговли алкогольными напитками;

- организация медицинской помощи лицам, страдающим алкоголизмом.

Экономическое направление вбирает в себя следующие меры:

- последовательное улучшение условий труда и быта населения;

- сокращение объемов производства винно-водочных изделий;

- увеличение производства и продажи безалкогольных напитков, продуктов питания и других товаров народного потребления.

Правовое направление представлено такими мерами:

- строгое и неуклонное проведение в жизнь требований антиалкогольного законодательства;

- обеспечение последовательного применения мер ответственности за правонарушения, связанные с пьянством.

Воспитательное направление включает в себя следующие меры:

- настойчивое разъяснение населению вреда пьянства и алкоголизма;

- повышение роли комсомола в воспитании подрастающего поколения в духе нетерпимости к пьянству;

- осуществление единой системы антиалкогольного просвещения молодежи;

- широкое использование в антиалкогольной пропаганде литературы, плакатов, радиопередач, кино- и телефильмов;

- внедрение новых традиций и обрядов, исключающих употребление алкоголя.

Сравнив антиалкогольные законы, изданные с 1960 по 1984 год, с аналогичными законами СССР и РСФСР мая 1985 года, мы пришли к выводу о том, что они по содержанию почти полностью совпадают. Поэтому представляется необходимым сказать несколько слов об административной и уголовной ответственности, связанные с пьянством, в схематичной форме.

Административная ответственность, связанная с употреблением алкогольных напитков, установлена за следующие правонарушения:

- распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство;

- распитие спиртных напитков на производстве или пребывание на работе в нетрезвом состоянии;

- в отношении мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей за:

- распитие с подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве;

- непринятие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

- сокрытие случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных работников;

- доведение родителями или иными лицами несовершеннолетнего до состояния опьянения;

- появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет административную ответственность родителей;

- нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил торговли спиртными напитками;

- скупку и перепродажу с целью наживы в небольших размерах спиртных напитков;

- приобретение самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки;

- управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения;

- управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления и находящимися в состоянии опьянения;

- передачу управления транспортными средствами лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

- допуск должностными лицами к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения.

С учетом характера правонарушения и личности виновного вместо административной ответственности могут быть применены меры общественного воздействия.

Уголовная ответственность, связанная с пьянством, установлена за следующие преступления:

- доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения;

- родителями или иными лицами, если эти действия совершены после применения меры административного взыскания за такое же нарушение;

- лицом, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний;

- вовлечение несовершеннолетнего в пьянство;

- нарушение работниками торговых предприятий или предприятий общественного питания правил торговли спиртными напитками, совершенное повторно в течение года после применения мер административного взыскания или общественного воздействия;

- изготовление или хранение самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки, а также аппаратов для их переработки, а равно сбыт указанных спиртных напитков или аппаратов;

- управление транспортными средствами лицом, находящимся в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года;

- допуск должностными лицами к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, если это повлекло указанные в законе последствия.

Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается обстоятельством, отягчающим ответственность.

В конце 1985 года изданы указы Президиума Верховного Совета РСФСР, утверждающие "Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР” (70), "Положение об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР” (69), "Об утверждении Положения о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях” (38), "О внесении изменений и дополнений в Положение о комиссиях по борьбе с пьянством” (17) и Постановление Совета Министров РСФСР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения” (51).

После 1985 года работа по развитию антиалкогольного законодательства в Советском государстве постепенно сворачивается.

О результативности реализации антиалкогольного законодательства в СССР можно судить по приведенным ниже данным.

Общее число лиц, в отношении которых применены правовые меры (млн. чел.): 1984 - 12, 1; 1985 - 13, 6; 1986 - 8, 8; 1987 - 8, 1; 1988 - 7, 5.

В том числе несовершеннолетних: 1984 - 0, 12; 1985 - 0, 15; 1986 - 0, 17; 1987 - 0, 19; 1988 - 0, 2.

Удалено с улиц и других общественных мест (млн. чел.): 1984 - 9, 3; 1985 - 9, 8; 1986 - 6, 1; 1987 - 6, 1; 1988 - 5, 7.

Содержалось в медицинских вытрезвителях (млн. чел.): 1984 - 7, 8; 1985 - 7, 5; 1986 - 5, 1; 1987 - 4, 7; 1988 - 4, 5.

Направлено в лечебно-трудовые профилактории (млн. чел.): 1984 - 0, 16; 1985 - 0, 17; 1986 - 0, 15; 1987 - 0, 19; 1988 - 0, 16.

Привлечено к административной ответственности за мелкую спекуляцию спиртным (тыс. чел.): 1984 - 4, 5; 1985 - 15, 6; 1986 - 21, 5; 1987 - 23; 1988 - 25, 9.

Привлечено к уголовной ответственности за спекуляцию спиртным (тыс. чел.): 1984 - 2, 0; 1985 - 4, 6; 1986 - 7, 7; 1987 - 10, 8; 1988 - 11, 4.

Примечание. Сведения для приложения заимствованы из справочного издания (82, 14).

Подводя некоторые итоги, можно сделать ряд выводов.

1. В развитии антиалкогольного законодательства Советского государства можно выделить ряд этапов:

- с 1922 по 1925 год - период застоя, сопровождающийся развитием алкогольного законодательства;

- с 1926 по 1929 год - этап интенсивного развития антиалкогольного законодательства в РСФСР (было принято 10 антиалкогольных законов) и период застоя в антиалкогольной правовой политике СССР (принят лишь 1 антиалкогольный закон);

- с 1930 по 1957 год - этап, характеризующийся безразличием властей к антиалкогольной правовой политике;

- с 1958 по 1971 год - период постепенного развития антиалкогольного законодательства;

- с 1972 по 1984 год - период постоянного развития антиалкогольной правовой политики;

- с 1985 по 1988 год - этап надежд и кульминационного развития антиалкогольной правовой базы;

- с 1989 по 1991 год - этап несбывшихся надежд и угасания антиалкогольной правовой активности.

2. Содержательной основой развития антиалкогольного законодательства Советского государства являлась борьба:

- с незаконным производством, хранением, провозом и продажей спиртных напитков;

- распитием алкогольных напитков в общественных местах;

- хулиганством, совершаемым в состоянии алкогольного опьянения;

- пьянством несовершеннолетних;

- систематическим пьянством родителей несовершеннолетних;

- нарушениями правил торговли спиртными напитками;

- борьба с вовлечением несовершеннолетних в пьянство;

- спекуляцией спиртным;

- лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения;

- патологическими формами алкоголизма.

По сути, законодатель предлагал правовые меры борьбы с последствиями пьянства и алкоголизма, а не с их причинами.

3. Структурными элементами сложившейся к началу 80-х годов системы антиалкогольного законодательства Советского государства являлись отдельные антиалкогольные законы и статьи антиалкогольного характера отраслей права: административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного.

4. Одним из основных и объективных показателей алкогольной ситуации в государстве является доход от продажи алкогольных напитков. Если он постоянно возрастает, то и напряженность в обществе тоже. Исторический опыт показывает, что эффективность  борьбы с пьянством и алкоголизмом во многом зависит от степени сбыта алкогольной продукции. Чем больше алкогольных изделий продается, тем меньше шансов на успех в этой работе. Поэтому о развитии антиалкогольного законодательства не приходится и говорить. Бороться необходимо не против последствий алкогольного поведения граждан, а против причин, его порождающих. История СССР свидетельствует о том, что доходы от продажи алкогольных напитков постоянно увеличивались: 1923/24 - 47 млн. руб.; 1924/25 - 154, 9 млн. руб.; 1925/26 - 340, 7 млн. руб.; 1926/27 - 545, 4 млн. руб.; 1927/28 - 728, 4 млн. руб.; 1980 - 44, 9 млрд. руб.; 1985 - 47, 7 млрд. руб.; 1989 - 50, 8 млрд. руб. А значит результативность формирования образа жизни, свободного от алкоголя, была на всем протяжении развития Советского государства низкой.

5. 1985 год характеризуется наивысшими результатами в реализации антиалкогольного законодательства СССР:

- общее число лиц, в отношении которых применены правовые меры - 13, 6 млн. чел.;

- удалено с улиц и других общественных мест - 9, 8 млн. чел.;

- содержалось в медицинских вытрезвителях - 7, 5 млн. чел.;

- направлено в лечебно-трудовые профилактории - 0, 17 млн. чел.;

- привлечено к административной ответственности за мелкую спекуляцию спиртным - 15, 6 тыс. чел.

Однако здесь не представлен основной показатель. Сколько миллионов человек вообще прекратили или уменьшили употребление алкогольных напитков?

Итак, период с 1922 по 1991 год характеризуется заметным развитием антиалкогольного законодательства, появлением отдельных антиалкогольных законов.

08:50
Уголовное законодательство, направленное против незаконного производства, хранения, провоза и продажи алкогольных напитков, против пьянств
Просмотров: 3527 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]