Влияние
алкоголя на организм подростка
Оглавление
Подростковый (пубертатный) возраст — это
переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого
организма. По биологическим критериям, в соответствии с рекомендациями
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), он охватывает годы жизни от 10 до
20 лет. Этот возрастной период характеризуется бурным ростом как отдельных органов,
так и всего организма в целом, началом и завершением полового созревания,
совершенствованием функций органов и систем организма. В этот период интенсивно
перестраиваются нервно-регуляторные механизмы, наиболее активно формируются
некоторые отделы головного мозга, возникают новые связи между нервной и
эндокринной системами. Усиливается также деятельность щитовидной железы. Ее
гормоны обеспечивают ускорение окислительных процессов, необходимых для роста и
дифференцировки тканей, особенно для развития мозга. Повышается активность
надпочечников, гормоны которых играют важную роль в адаптационных и
пластических процессах.
В подростковом возрасте усиленно
развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в 2 раза,
возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Сердце
достигает максимума работоспособности у девушек к 15—16 годам, у юношей — к
17—18 годам. Бурно растет и совершенствуется легочная система. Изменения в
структуре легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания,
урежается частота дыхания — к концу пубертатного периода она составляет 16—18
экскурсий в минуту.
В самом начале периода отрочества
завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения. К
12—13 годам завершается замена молочных зубов, заканчивается развитие пищевода,
слюнных желез и желудка. Однако неустойчивость вегетативной нервной системы
накладывает отпечаток на секреторную и моторную функции желудка. К 14—15 годам
у девушек и к 15—16 годам у юношей окончательно формируется печень и желчный
пузырь, процессы фильтрации в почках не отличаются уже от аналогичных процессов
у взрослых.
Особого внимания заслуживает развитие
психики в подростковом возрасте. В этот период происходит дальнейшее
совершенствование функциональной деятельности центральной нервной системы.
Завершается структурное и морфологическое созревание нервных клеток. Развитие
психики в этот период знаменует собой переход индивидуального сознания в
общественное. Формируется перспективное мышление, которое, в частности,
проявляется в типичном для подростков философствовании о смысле жизни,
бесконечности, месте человека в мире и т. д.
В период отрочества начинают
формироваться высшие этические и нравственные категории, эстетические понятия.
Сложная переоценка явлений окружающей Действительности совершается подростком
непоследовательно, разрозненно; первое впечатление для него неоспоримо; эмоции
отличаются чрезвычайной неустойчивостью. Для этого периода характерны и
специфические психологические черты и реакции, такие, как реакция эмансипации,
группирования со сверстниками, увлечения (хобби) с их частой сменой и т. д.
[Личко А. Е., 1973].
В целом деятельность органов и систем
организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в
связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды,
особенно к вредным. Не случайно поэтому организм подростка оказывается легко
уязвимым к воздействию алкоголя. Токсическое воздействие алкоголя на организм
подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это
прежде всего тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом
веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим
просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани
организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие
алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде,
жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма.
Усиленное токсическое воздействие
алкоголя на организм детей и подростков было эмпирически установлено врачами
еще в конце прошлого века. Медицинская литература конца XIX — начала XX века
изобилует примерами тяжелейших отравлений и даже смертельных исходов у детей и
подростков от ничтожных доз алкоголя. Современные исследования позволяют
обоснованно утверждать, что в организме нет таких органов и тканей, такого
уровня, на котором бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. На
молекулярном уровне алкоголь вмешивается в синтез белков, углеводов, жиров,
нарушает ферментный метаболизм. На субклеточном уровне он воздействует на
митохондрии, активность лизосом, на уровне клетки нарушает проницаемость
мембран, изменяет проводимость нервных импульсов. На уровне органов — приводит
к патологии желудочно-кишечного тракта, печени и др. На уровне систем —
вызывает расстройство ферментативной деятельности, вмешивается в процесс
синтеза и распада медиаторов (веществ, осуществляющих передачу нервных
импульсов). На уровне макросистем употребление алкоголя может привести к
патологии нервной системы, включающей метаболические и морфологические
изменения.
Таким образом, не надо обладать большим
воображением, чтобы представить себе весь урон, который способно вызвать у
подростка хотя бы однократное употребление вина и даже пива. Попав в организм,
алкоголь достаточно медленно расщепляется в печени со скоростью 0,1 г/кг массы
тела в час. И только 10% его выводится из организма в неизмененном виде.
Остальной алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не
расщепится весь. У подростка, учитывая высокую проницаемость тканей в этом
возрасте, их насыщенность водой, алкоголь быстро распространяется по всему
организму.
Токсическое воздействие алкоголя прежде
всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в
крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге —
1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу
нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи
возбуждения, умеренные — затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов
головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости,
кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к
нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.
В подростковом возрасте, когда мозговая
ткань беднее фосфором, богаче водой и находится на стадии структурного и
функционального совершенствования, алкоголь оказывается крайне опасным: даже
однократное употребление его нарушает нормальный процесс развития психики и
нередко может иметь самые серьезные последствия.
В начале нашего века М. Ленде были
проведены опыты по наблюдению влияния алкоголя на поведение и способности
детей. Для своего эксперимента он отобрал 25 учеников в возрасте от 6 до 15
лет. Все они были вполне здоровы и хорошо учились. Детям в зависимости от
возраста давали 1/2 —2 рюмки вина и наблюдали за ними на уроках. Тотчас после
приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость,
свободнее держались и в поступках, и на словах. Они быстрее читали, но в письме
отмечалась неровность почерка, в арифметических действиях они допускали грубые
ошибки. Заучивание наизусть давалось им труднее Характерно, что 13—15-летние
мальчики были не в состоянии передавать своими словами содержание прочитанного.
В то же время у всех детей изменялся характер: они становились непослушными,
дерзкими, с повышенным самомнением.
Неоднократное или частое употребление
алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При
этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических
и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже
развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально,
и эмоционально, и нравственно.
Второй мишенью алкоголя в организме
является печень. Именно в ней под действием ферментов происходит расщепление
алкоголя. При скорости поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его
распада (0,1 г/кг в час) происходит накопление алкоголя, ведущее к токсическому
поражению клеток печени. В этом случае алкоголь выступает как растворитель
биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения в них,
дистрофические процессы с накоплением жира. При систематическом употреблении
спиртных напитков жировые изменения в клетках печени осложняются их некрозом с
последующей заменой клеток печени соединительной тканью. Развивается цирроз
печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический
алкоголизм. Действие алкоголя на печень в подростковом возрасте еще более
разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и
функционального формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к
нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.
Алкоголь обладает выраженным токсическим
действием на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав
желудочного сока, что в свою очередь ведет к нарушению переваривающей
способности желудка и различным диспепсическим явлениям. Нарушение усвояемости
пищи неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка.
Небезучастны к употреблению алкоголя и
быстрорастущие в пубертатном возрасте легкие. Около 10% принятого алкоголя
удаляется из организма через легкие. При этом алкоголь и продукты его распада
оказывают непосредственное токсическое воздействие на нежный эпителий бронхов
подростка и формирующиеся стенки альвеол легкого, одновременно нарушая как
проницаемость, так и тонус его сосудов. Поражение эпителия, открывающего
«ворота» для вторичной инфекции, и застойные явления в легком, обусловленные
дисфункцией сосудов, могут привести к заболеваниям органов дыхания.
Очень чутко реагирует на присутствие
алкоголя и сердце растущего человека. Неблагоприятно изменяются как ритм, так и
частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. В настоящее
время доказано прямое токсическое воздействие алкоголя на миокард путем
глубокого нарушения обмена веществ в мышечных клетках сердца. Алкоголь заставляет
мышцу сердца перейти на невыгодный для нее энергетический баланс. Естественно,
что в таких условиях не может быть правильного и полноценного формирования как
мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка, а это может болезненным
эхом отозваться впоследствии.
Наконец, токсическое воздействие
алкоголя сказывается и на самой крови. Активность лейкоцитов, играющих важную
роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих
кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих
большое значение для свертывания крови.
Таким образом, алкоголь оказывает
чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека
в период отрочества. Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие
и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении)
и вовсе гасит развитие некоторых функций (развитие высших форм самосознания,
абстракции, эстетических понятий и этических категорий и т. д.).
Доказано, что чем моложе организм, тем
губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими
и социально-психологическими особенностями детского и подросткового возраста. В
частности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе,
внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием
организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем многие
дополнительные вредности (внутренние и внешние), в том числе и алкоголь, могут
привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса.
Установлено, что у подростков употребление алкогольных напитков значительно
быстрее, чем у взрослых, вызывает заболевание алкоголизмом, а его развитие
отличается злокачественным течением.
Говоря об особенностях подросткового
возраста, нельзя не коснуться и такой важной социально-гигиенической проблемы,
как акселерация, о которой много говорят и пишут в последнее время. Некоторые
авторы феномен акселерации сводят к ускорению физического и полового развития.
Однако суть не только в этом. Современные условия жизни оказывают на нервную
систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток
информации стал несравненно обильнее, впечатления разнообразнее и богаче, темп
жизни ускорился. Происходит определенное ускорение и психического развития.
Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная
неустойчивость, незрелость гражданских представлений и т. д. Возникает
диспропорция между физическим развитием и социальным статусом. В зависимости от
степени зрелости самосознания и изменения с возрастом социального положения
подростка и юноши сильно меняется значимость различных психотравмирующих
ситуаций, что, в частности, связано с изменением характера «личностных
ценностей». Употребление алкогольных напитков в подростковом возрасте нередко
способствует появлению или заострению таких черт характера, как
раздражительность, агрессивность, замкнутость, отчужденность. При неустойчивой
нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях
подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию
примеров негативного поведения.
Таким образом, анатомо-физиологические и
социально-психологические особенности детского и подросткового возраста,
заключающиеся в усиленном росте и развитии организма, глубоких эндокринных
сдвигах, усиленном половом созревании, формировании личности и психики повышают
порог психосоциальной адаптации молодого человека к различным отрицательным
влияниям социального и биологического порядка, в том числе пьянства и
алкоголизма.
Из всего вышесказанного видно, что
употребление алкоголя подрастающим поколением не только не желательно, но и
недопустимо.
Известный русский врач И. В. Сажин на
основании исследований влияния алкоголя на нервную систему еще в 1902 г. писал:
«Что касается детского, отроческого и юношеского возраста, то здесь для
естественного и правильного гармонического развития волевых, нравственных и
умственных способностей решительно и необходимо требуется безусловное
устранение употребления спиртных напитков в каком бы то ни было качестве и в
каком бы то ни было количестве».
Современная наука полностью подтверждает
справедливость и актуальность этого принципа. Задачей сегодняшнего времени
является воплощение его в жизнь.