Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Октябрь » 3 » ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ-1

ГЛАВА 4

ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ

 Оглавление

Нередко врачу-наркологу задают вопрос: когда же у того или иного человека сформировалась болезнь — хронический алкоголизм? Встречался с друзьями, иногда выпивал. Вроде бы, ничем не отличался от окружающих. В силу каких условий, почему и когда спиртные напитки стали для него главным, отодвинувшим на задний план семью, друзей, работу? Вот в этих вопросах: почему, как и когда?— и заключается главная сложность проблемы алкоголизма. Любая форма злоупотребления алкоголем является составной частью проблемы алкоголизма. Однако под этим широким термином следует понимать наличие двух существенно различающихся форм злоупотребления спиртными напитками: привычное злоупотребление, или так называемое пьянство, и болезнь — хронический алкоголизм. Для общества в целом в отличие от врачей это различие не носит принципиального характера, так как, во-первых, привычное непрекращающееся злоупотребление спиртными напитками рано или поздно перерастает в хронический алкоголизм. А во-вторых, социальные последствия, связанные с злоупотреблением алкоголем, при привычном пьянстве и при хроническом алкоголизме во многом схожи. Более того, социальные последствия пьянства для общества, может быть, даже опаснее, чем при хроническом алкоголизме. Пьяница, пока он не стал больным, не столь ярко демонстрирует перед окружающими весь вред злоупотребления спиртными напитками. Это дает ему возможность длительное время маскироваться среди других членов общества. Оставаясь среди них, пьяница со своим постоянным стремлением к выпивке не только наносит вред обществу последствиями своего пьянства (снижение производительности труда, прогулы, брак и прочее), но и разлагает окружающих его людей, тот социальный микроколлектив, членом которого он является. Это происходит незаметно, исподволь, путем смещения внутригрупповых традиционных установок данного микроколлектива в отношении возможных частоты и доз употребления алкоголя, путем изменения норм поведения остальных членов микрогруппы в отношении пьющего. Тем самым пьяница повышает у остальных членов микрогруппы риск формирования различных форм злоупотребления спиртными напитками.

Подтверждение такой разлагающей роли пьяниц и эволюционирования взглядов микроколлектива при наличии в нем человека, злоупотребляющего спиртными напитками, можно нередко видеть в отношении окружающих к тому или иному правонарушению или нарушению трудовой дисциплины, совершенному в состоянии алкогольного опьянения и реакции на них. При этом можно услышать такое объяснение: «Ну что с него взять? Ведь он был выпивши... Перебрал немного... С кем не бывает...» Говорящий так не отдает себе отчета в том, что это не снисхождение к отдельному случаю пьянства и отдельному проступку пьяницы. Своими словами он определяет свое снисхождение к пьянству как общественному явлению и тем самым, хочет он того или нет, свое отношение к возможности злоупотребления спиртными напитками. А ведь такое отношение к пьянству идет вразрез с позицией нашего общества, закрепленной законодательно. Так, уголовные кодексы всех союзных республик рассматривают состояние опьянения не как смягчающее, а как отягчающее вину обстоятельство при совершении того или иного противоправного действия. В ряде законодательных актов Союза ССР и союзных республик алкоголизм отнесен к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих. Вот из такой позиции и должен исходить каждый член нашего общества при определении своего отношения к алкоголю, пьянству и алкоголизму, независимо от того, является пьющий его другом, родственником или незнакомым человеком: вред, который несет злоупотребление спиртными напитками, пьющий не только причиняет себе, но и перекладывает его на нас и на будущие поколения.

Людей, злоупотребляющих спиртными напитками, объединяет то, что они пьют не только в связи с какими-либо значительными событиями, а сами активно изыскивают повод и выступают инициаторами ситуаций, при которых происходит употребление спиртных напитков. При этом они употребляют алкоголь в дозах, приводящих, как правило, к выраженному состоянию опьянения. Это объясняется тем, что у них постепенно формируется психическая, психологическая зависимость от алкоголя, которая субъективно длительное время не осознается, но тем не менее уже определяет поведение больных. Например, при разговорах, связанных с ситуацией употребления или с возможным употреблением спиртных напитков, такие люди оживляются. Они охотно поддерживают все разговоры, связанные с выпивкой. При этом становятся многоречивыми и порой красноречивыми, мимика быстро меняется. Активизируются вазомоторные реакции лица, усиливается слюноотделение. Иными словами, поведение больных при этом подтверждает то наблюдение, что состояние алкогольного опьянения для них положительно окрашено, диктуется сформировавшейся алкогольной потребностью.

Частота приема спиртных напитков при формировании злоупотребления ими постепенно возрастает: если на первых порах алкогольные эксцессы могут иметь место 1—2 раза в месяц, то в последующем они учащаются до 2—3 раз в неделю. По мере формирования злоупотребления спиртными напитками значимость повода, которым объясняется как для себя, так и для окружающих, данный конкретный алкогольный эксцесс, уменьшается. Если повод отсутствует, то он искусственно создается: подбирается соответствующая компания, изобретается и «убедительно» аргументируется предлог, почему необходимо и следует выпить. Такой человек всегда готов «поддержать компанию» и часто сам выступает инициатором выпивки.

Характерным признаком формирующейся зависимости от алкоголя является реакция на несостоявшуюся выпивку: человек, злоупотребляющий спиртными напитками, в этом случае становится раздражительным, недовольным. Нереализованное в подобных случаях влечение к алкоголю способствует возникновению состояния психического дискомфорта, которое так или иначе проявляется в поведении. Таким образом, формирование зависимости от алкоголя, обусловленное систематическим приемом спиртных напитков, уже с самого начала изменяет личность пьющего человека, его способность контролировать свое поведение, эмоциональные реакции.

Постепенно формирующееся злоупотребление спиртными напитками проявляется не только возрастанием частоты их употребления и уменьшением значимости поводов, но и увеличением количества принимаемого алкоголя. Организм привычно пьющего человека, длительно находящийся под воздействием алкоголя, вынужден приспосабливаться к его токсическому действию. Он вынужден выработать защитные меры для нейтрализации и переработки огромного количества алкоголя, поступающего в организм, чтобы не наступило острое отравление. Действительно, если организм человека, эпизодически и редко употребляющего спиртные напитки, один — два раза в месяц должен нейтрализовать 100—150 г алкоголя, то организм злоупотребляющего алкоголем должен нейтрализовать 3—5 раз в неделю по 300— 500 г алкоголя.

Как показывают наблюдения, формирование привычного злоупотребления спиртными напитками сопровождается не только учащением алкогольных эксцессов и увеличением количества употребляемого алкоголя, но и известным изменением характера опьянения: оно становится все более глубоким, его длительность возрастает и все чаще и продолжительнее проявляется отрицательный эффект последействия алкоголя. Последний может проявляться по-разному. Одни по окончании опьянения испытывают вялость, слабость, повышенную утомляемость, у других преобладает раздражительность, головная боль, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, у третьих — сердцебиение, жажда, сухость во рту. Характерно, что во всех этих случаях отмечается быстрая психическая истощаемость, невозможность длительной и интенсивной концентрации внимания, снижается способность к запоминанию и выполнению длительной работы с высокими показателями.

Таким образом, формирующееся исподволь и постепенно, иногда на протяжении нескольких лет злоупотребление спиртными напитками характеризуется достаточно четкими и доступными внешнему наблюдению признаками, такими как учащение частоты алкогольных эксцессов и уменьшение значимости поводов, их вызывающих, увеличение доз принимаемых спиртных напитков и продолжительности состояния опьянения, увеличение частоты и утяжеление периода последействия алкоголя, активное стремление пьющего к достижению им состояния опьянения и психический дискомфорт при невозможности его достижения.

Несмотря на то что злоупотребление спиртными напитками формируется постепенно, оно все же не может оставаться незамеченным окружающими и прежде всего родными и близкими. Именно на этапе формирования злоупотребления спиртными напитками влияние родных и близких, товарищей по работе может оказаться наиболее эффективным, препятствуя усугублению пьянства и перерастанию его в болезнь. Человек еще не болен, у него еще не сформировалось болезненное влечение к алкоголю и для прекращения его пьянства еще нет необходимости в проведении специальных медицинских мероприятий. Сформировавшаяся привычка, сложившийся шаблон времяпрепровождения, связанный с употреблением алкоголя, еще не привели и к значительным изменениям личности. Прежние интересы не утрачены, они лишь отошли на задний план. Такого человека можно и должно остановить на его пути к болезни. Нужно лишь быть последовательным как родным и близким, так и товарищам по дому, работе, администрации и общественным организациям предприятия, где работает такой человек, чтобы заставить его прекратить злоупотребление спиртными напитками, вернуться к здоровому, неалкогольному образу жизни. Если не принять мер вовремя, не остановить пьющего человека, то привычное злоупотребление спиртными напитками может перерасти в хронический алкоголизм.

В настоящее время хронический алкоголизм рассматривается большинством врачей в качестве заболевания, имеющего принципиальное отличие от всех других форм злоупотребления спиртными напитками. Оно заключается в наличии выраженных медицинских и социальных признаков, совокупность которых и составляет картину болезни. Основным, стержневым симптомом заболевания является наличие болезненного влечения к алкоголю. Динамика его проявлений при непрекращающемся употреблении спиртных напитков обусловливает постепенное развитие болезни, что проявляется последовательным формированием все более тяжелых стадий хронического алкоголизма.

Уже на этапе формирования злоупотребления спиртными напитками алкогольным эксцессам присуща определенная периодичность. Чаще всего она связана с различными внешними факторами или определенными ситуациями. В дальнейшем все более четко проявляется тенденция к более регулярному и постоянному употреблению алкоголя. Это связано не только с привыканием к нему, но прежде всего с постепенно формирующимся и усиливающимся болезненным влечением к алкоголю. Но даже на начальном этапе формирования хронического алкоголизма частота алкогольных эксцессов обычно обусловлена различными внешними факторами или ситуациями (наличие соответствующей компании, определенных поводов и др.).

Формирующееся болезненное влечение к алкоголю может возникать не только в ситуациях, сопровождающихся употреблением спиртных напитков, но и вне их. Человек ощущает появившееся без внешнего повода желание выпить. Даже если он понимает, что в создавшихся условиях принимать спиртные напитки по тем или другим причинам нельзя, желание выпить, почувствовать себя в состоянии опьянения не исчезает. Мысль об этом не покидает больного, она мешает заниматься делом, носит навязчивый характер. Нередко больной алкоголизмом в начальной стадии болезни принимает те или иные меры, чтобы отвлечься от мыслей о выпивке. В это время ему нередко удается проконтролировать себя или оттянуть прием алкоголя до того момента (например, до окончания рабочего дня), когда прием алкоголя становится возможным или допустимым.

По мере развития болезни осознание влечения к алкоголю, возникающего у больного спонтанно или в алкогольной ситуации, наблюдается все реже, пока оно полностью не перестает осознаваться им. Теперь болезненное влечение к алкоголю, как правило, всегда заканчивается выпивкой, которая объясняется больным тем или иным убедительным или неубедительным поводом. Больные при этом проявляют большую настойчивость, инициативу, чтобы удовлетворить потребность в алкоголе. И лишь в редких случаях те или иные обстоятельства могут удержать их от приема спиртных напитков.

Продолжение злоупотребления спиртными напитками приводит к тому, что у больных с начальными проявлениями алкоголизма формируется тенденция к все более выраженной периодичности или систематичности алкогольных эксцессов. Это определяется уже не установками больного, но прежде всего биологическими изменениями, происходящими в организме вследствие злоупотребления алкоголем. Одним из симптомов болезни является утрата контроля за дозой принимаемого алкоголя. Во время алкогольного эксцесса после приема определенной, индивидуальной для каждого человека «критической» дозы алкоголя больной теряет свойственную ему ранее способность контролировать дальнейший прием алкоголя. При этом у него резко усиливается влечение к спиртным напиткам, что вызывает стремление углубить состояние уже достигнутого алкогольного опьянения. Это приводит к усилению эффекта алкогольной интоксикации. Более глубокая степень опьянения закономерно приводит к усилению и утяжелению эффекта последействия алкоголя. Если первоначально последствия приема алкоголя проявляются только после особо тяжелых и массивных алкогольных эксцессов, то постепенно они становятся постоянными, не зависят от дозы выпитого накануне, перерастая в новый признак болезни — состояние похмелья, или как его называют наркологи, алкогольный абстинентный синдром. Абстиненция по-латыни означает воздержание. При прекращении употребления спиртных напитков у больных алкоголизмом развивается болезненное состояние, связанное с воздержанием от алкоголя. Оно формируется также исподволь, постепенно. Если первоначально это состояние наблюдается только после особенно тяжелой попойки или нескольких дней злоупотребления алкоголем, то в последующем оно обязательно возникает вслед за любым алкогольным эксцессом. Состояние похмелья проявляется нарушениями как со стороны нервной системы и внутренних органов, так и со стороны психики. При этом больной чувствует сердцебиение, потливость, жажду и сухость во рту. У него снижен или полностью отсутствует аппетит, отмечаются слабость, вялость, неприятные ощущения со стороны желудка.

 Со временем тяжесть похмелья возрастает и может достигать такой степени выраженности, что больной спустя 6—8 ч после последнего приема спиртных напитков испытывает постоянную потребность в опохмелении. На первых порах явления похмелья могут быть еще недостаточно выраженными. Это связано с тем, что устойчивость организма к алкоголю еще достаточно высока. В этот период, несмотря на потребность в опохмелении, больные еще могут воздерживаться от приема алкоголя. Так, например, больной может не опохмелиться из-за необходимости трезвым выйти на работу. Нередко на начальном этапе формирования состояния похмелья больные приурочивают пьянство к определенным дням, когда они могут опохмелиться, не вызывая нарекания окружающих, например в субботние и воскресные дни.

13:40
ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ-1
Просмотров: 6352 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]