Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

Как алкоголь проник в быт
12.02.2012, 18:17

Как алкоголь проник в быт

Беседа третья

 

Вернуться в оглавление

Алкоголизм — это порождение варварства — мертвой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Джек Лондон

Если алкоголь вреден и опасен, то почему он проник в человеческий быт и, главное, закрепился в нем? Родиной вина считают районы, где произрастал виноград. Однажды в закрытом сосуде забыли виноград, и позже обнаружили в нем сок странного вкуса и необычного действия. Случилось это 6—7 тысяч лет назад. Молва о веселящем напитке быстро распространилась. В тех местах, где не было винограда, открыли способ изготовления браги и хмельного меда, из ячменя научились готовить пиво. Индейцы Америки получали опьяняющие напитки из пальмовых плодов, бананов, тростникового сахара. Все это были слабые алкогольные напитки, потому что дрожжевые грибки при повышении концентрации алкоголя погибают и процесс брожения прекращается.

У всех древних народов приготовление алкогольных напитков и их употребление было связано с религиозными обрядами. Появление опьянения связывали с вмешательством мистических сил Так, древние греки изобретение вина приписывали богам Зевсу и Дионисию, римляне — Вакху, или Бахусу, египтяне — Озирису. Постепенно вино стало сопровождать не только религиозные ритуалы, но и разные торжественные события В жизни народа, а затем и в жизни отдельного человека. И хотя напитки все еще оставались слабыми, наиболее дальновидные люди призывали отказаться от вина Основатель медицины древнегреческий врач Гиппократ 460—377 годы до нашей эры) предупреждал: «Пьянство — причина слабости и болезненности детей». Древнегреческий мыслитель Диоген (IV век до нашей эры) писал: «Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином». Римский философ Сенека (I век нашей эры) утверждал, что пить вино так же вредно, как принимать яд. В Риме в честь Вакха устраивались ночные оргии, участники которых доводили себя вином до неистовства. В 186 году до нашей эры указом римского сената вакханалии были запрещены. Римский император Домициан (61—91 годы нашей эры) с целью сокращения производства вина приказал вырубить половину виноградников и запретил дальнейшие да посадки. В 1120 году до нашей эры употребление вина было запрещено в Китае, а все виноградники выкорчеваны. Буддизм, основная религия Китая, узаконил запрет вина. Запрещает вино и мусульманская религия — ислам. Но одна из наиболее распространенных религий — христианство — разрешает употребление вина.

Итак, история свидетельствует, что с вином пытались бороться еще в период господства лишь слабых алкогольных напитков, когда о вредных последствиях пьянства было известно много меньше, чем в наше время.

Огромным бедствием для всего человечества стало открытие способа получения этилового спирта в чистом виде. Легенда приписывает это открытие арабам (алкоголь — слово арабского происхождения). Основатель мусульманства Мухаммед (или Магомет) ввел запрет на алкогольные напитки, что на несколько веков задержало распространение этого открытия (способ дробной перегонки вина). В средние века открытие было повторено итальянским монахом, и хотя его держали в тайне, с XVXVI веков водка распространяется по всей Европе. Ущерб от употребления водки столь велик, что несопоставим ни с эпидемиями болезней, ни с войнами. Страшным бичом стала водка для северных народов, коренных народов Америки и Африки. В руках колонизаторов алкоголь превратился в оружие порабощения слаборазвитых народов.

Один из районов Нью-Йорка расположен на острове Манхэттен. Название происходит от индейских слов «манна хата», что означает «место пьянства», или, дословно, «земля, на которой мы все пьянели». В 1524 году на этом острове высадился флорентинец Джоцованни Феррацано, который начал спаивать индейцев «огненной водой», а затем вымогать у них ценности. Англия насаждала пьянство в своих заморских колониях. «Мы, англичане, — писал английский врач Н. Керр, — к стыду своему, должны сознаться, что наш триумфальный марш по земному шару оставлял по себе след позора и проклятия в виде алкогольного пьянства, разрушения и смерти... Они являются нам укором, как народу, и бесчестьем, как просвещенной нации». Американский сенатор Барри Голдуотер (кандидат в президенты 1964 года) своей фамилией обязан «огненной воде». В прошлом веке дед сенатора продавал индейскому племени спирт в обмен на чистое золото. В его руках «огненная вода» стала «золотой водой» (так с английского переводится слово «голдуотер»).

Если поначалу этиловый спирт почитался как лечебное средство и продавался в аптеках, то с развитием капитализма водка стала настоящим бедствием. Капитализм прорвал хрупкую плотину всевозможных задержек на пути алкоголя, и вино широкой рекой стало заливать человечество. «Обеспечьте капиталу достаточную прибыль, и при 100% он попирает ногами все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы», — писал К. Маркс в I томе «Капитала». Торговля алкогольными напитками давала баснословные прибыли. Это и обусловило победное шествие алкоголя. Была и другая причина. Спаивание народа было выгодно имущим классам еще и потому, что позволяло удерживать его в повиновении, разобщало. Правитель Древней Спарты Ликург поощрял пьянство рабов, но запрещал пить военнофеодальной верхушке. «Пусть пьют! — цинично говорила и Екатерина II — Пьяным народом управлять легче».

В России водка стала насаждаться в XVI веке при Иване Грозном[1]. Первый «царев кабак» был открыт в Москве в 1552 году для опричников. Успех превзошел ожидания, и тогда кабаки стали насаждаться по всей стране. Как писал историк Н. М. Карамзин, «...под вывескою орла везде предлагают средство избавиться от денег, ума и здоровья».

Насаждение кабаков было губительным для народа. «Московские ведомости» в № 98 за 1883 год писали: «Излишне доказывать ужасный вред, нанесенный народной жизни безграничным увеличением кабаков. В течение последних 20 лет более двух миллионов крестьян пропили все принадлежности своего хозяйства».

Пьянство обрастало психологическими обоснованиями. Стали рождаться алкогольные заблуждения, обычаи, традиции, о чем мы расскажем в одной из следующих бесед.



[1] И. Г. Црыжов. История кабаков в России. СПб,  1913.

 

Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: История алкоголя
Просмотров: 5975 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]