Дореволюционная литература [25] |
Советская литература [155] |
Современная литература [33] |
Художественная литература [21] |
Углов Фёдор Григорьевич [18] |
Шичко Г А [43] |
Законодательство [56] |
Батраков Евгений Георгиевич [130] |
Соколов Юрий Александрович [9] |
» Советская литература |
13.02.2012, 10:36 | |
У истоков
алкогольных традиций 2 Сторонники алкогольных традиций весьма активны и привязывают их к самым различным поводам. Из письма пожилой женщины мы узнали следующую историю. У мамы Виктора П. сегодня счастливый день. У старшего сына получка. Первая получка в жизни. К моменту прихода сына на столе праздничная скатерть, цветы, вкусный ужин с его любимыми пирожками. Младшие брат и сестра умыты, причесаны, принаряжены. Вся семья с радостным напряжением ждет Виктора. Но что такое? Прошли привычные 18 часов, 19 часов, а Виктора нет. Наверное, задержали друзья, ведь такой у него день... Но, помимо воли, тревога вползает в душу. 20 часов... 21 час... Детям пора спать, но они упираются. Так хочется дождаться брата, узнать, какие подарки он им купил. Измученные дети уснули, не раздеваясь, на диване, а мать, сжав голову руками, не отрывала взгляда от часов. В 23 часа раздался продолжительный звонок. Открыв дверь, мать увидела двух дюжих мужчин, а на их руках буквально повис Виктор. «Принимай кормильца, мать, — сказал один из мужчин, — «обмыли» пополнение. Уж не сердись, мамаша, таков рабочий обычай, первую получку надо пропить». «Да рабочий ли это обычай? — спрашивает мать Виктора. — Сын к вину не приучен, всегда уважительно относился к старшим, не любил пьяных. Кто же разрешает спаивать детей?» Да, скверный обычай «обмывать» первую получку. Но есть еще обычай пить в каждую получку, обмывать премии, повышение по службе. Виктору уже 18 лет, и нельзя привлечь его собутыльников к ответственности за спаивание малолетних (есть такая статья в Уголовном кодексе). Беда еще и в том, что юноша оказался беззащитным перед алкогольным обычаем, в отношении которого был просвещен товарищами по работе. Конечно, алкогольное противоядие человек должен приобрести и в семье, и в школе. Но не могут оставаться в стороне и общественные организации завода. Если с алкогольными обычаями не бороться, они будут распространяться. А вот какой вопрос поставили перед нами в одном из писем: «Как быть, если приходится пить в компании с начальником или человеком, от которого зависишь?» Поставил и сам ответил, уточнив ритуал поведения в столь «ответственных» случаях: «Когда пьешь с начальником, надо пить наравне и не забывать подливать, пусть это тебе и не очень нравится. Он налил водку, и ты должен пить водку, а никак не слабее. Он стакан, и ты стакан. Меньше нельзя — только обидишь человека, как бы намекнешь: «Вы много пьете». Больше начальника пить тоже ни к чему. Он может подумать, что вы пьяница. А если какая комиссия с проверкой? Надо найти возможность угостить ее вином. Надо... Ради дальнейшей спокойной жизни и благополучия. Водка вредна для здоровья. Знаю. Да ведь всегда можно найти, к чему придраться» Тогда еще больше здоровья потеряешь...» От таких обычаев и традиций необходимо решительно избавляться. Истоки их находятся в таких чуждых нашему обществу явлениях, как угодничество, подхалимство, завуалированная форма взятки. Истинно народные обычаи всегда отличались простотой, здравым смыслом, мудростью. Давайте сравним некоторые из них с алкогольными. Например, традиция гостеприимства. На Руси гостей всегда встречали хлебом и солью. Угощали пирогами и пышками. И пили чай из пузатых самоваров. Почему же теперь обязательным атрибутом гостеприимства стала батарея винных бутылок? Оказывается, этого требует традиция. Народная? Нет, алкогольная. Ведь иной раз что получается. Непьющий человек, собираясь в гости, прихватывает бутылку спиртного, оправдываясь перед собой: «Ну, не с пустыми руками идти». А непьющий хозяин, страдающий после каждой выпивки, проявляя радушие, уставляет стол бутылками. Почему же непьющие порой спаивают друг друга? Они плохо переносят алкоголь, но еще больше они боятся обвинения в скупости, негостеприимстве, неуважении к гостям. Вино стало мерилом щедрости, радушия. Такое отношение к вину могло родиться лишь в алкогольной среде, среде пьяниц и страдающих алкоголизмом, где все ценностные ориентации изменяются в одну сторону — в пользу водочных изделий. Говоря об алкогольных традициях, Джек Лондон утверждал: «Это порождение варварства мертвой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучших, цвет рода человеческого». Скажите, а откуда появился назойливый ритуал спаивания за столом? Стало чуть ли не обычным, когда сосед «сует нос» в вашу рюмку и поднимает шум из-за недопитого вина. А какому нажиму, причем порой дружному, можно подвергнуться при отказе от вина! Ну кому не известно, что испокон веков к девушкам и к женщинам приходили с цветами. Теперь почему-то приличным стало приходить с бутылкой вина или, того хуже, водки. «А если попадешь в компанию, где тебе нравится девушка? — пишет нам юноша. — Да в таком случае полжизни готов отдать, а не то что сомневаться, выпить стакан вина или нет!» Вот как оказывается: отказ от вина может уронить в глазах девушки. Получается странная картина. Пьют уже не ради веселья и не ради того, чтобы отвлечься от действительности. Пьют и угощают вином, чтобы продемонстрировать свою щедрость, чтобы провернуть хозяйственные дела, чтобы угодить начальнику, чтобы умаслить комиссию, чтобы поднять свой престиж в глазах девушки. Вино выступает в новом качестве — это уже средство завоевания престижа. Впрочем, вспомним, что для некоторой части товарищей количество выпитого является мерилом мужской удали, силы, выносливости, поводом для бахвальства. Но обратимся к народным сказаниям: сказкам, былинам, легендам. Всегда признаками мужской удали были ловкость, мужество, подвиги в ратном деле, в труде, на спортивной арене. И вдруг новое мерило: бутыль водки. Бесспорно, силен консерватизм традиций. И все же они не остаются неизменными. Мы уже рассказывали, как кровь заменили вином, и дальнейшая эволюция должна привести к замене вина безалкогольным напитком. И это не беспочвенная фантазия. Припомните такой факт: сравнительно недавно в продаже среди прохладительных напитков появились молочные коктейли. Они быстро стали популярны, и в очереди за ними преобладает молодежь. Уверяем вас, что если организовать продажу и других безалкогольных коктейлей, красивых по внешнему виду, приятных на вкус да еще со «звучным» названием, то и они будут популярны. Кстати, в кафе-мороженое уже появился безалкогольный коктейль «Молодежный». Созданы тонизирующие прохладительные напитки, изобретено безалкогольное пиво, по вкусовым качествам не отличимое от обычного. Наши читатели справедливо возмущаются, почему в продаже нет фруктовых или плодово-ягодных соков в красивой изящной упаковке с привлекательными этикетками, а преобладают литровые и многолитровые банки? Именно соки могут с успехом конкурировать с вином. Издавна русский народ славился квасом. Существовали сотни способов его приготовления: ржаной, померанцевый, мятный, солодовый, Клубничный, .клюквенный, дынный, сливовый, абрикосовый, ежевичный, виноградный, морошковый, персиковый, финиковый и т.д. Квас считался национальным напитком. Иностранцы восхищались им. Да и сейчас иной раз можно встретить сообщение, что та или иная фирма приобрела у нас лицензию на изготовление кваса. Искусство приготовления безалкогольного освежающего кваса было доведено на Руси до совершенства. Несколько лет назад в Хабаровске открыт безалкогольный бар «Русский квас». Ассортимент кваса в нем убог. И тем не менее в любое время года, в том числе и в лютые морозы, в нем толпится народ, преимущественно молодежь, с удовольствием поглощающая безалкогольный квас. А если расширить его ассортимент — бар мог бы успешно конкурировать с любым пивным заведением. Вспомним и другую традицию. Когда-то после тоста было принято бить посуду — «на счастье». Позже ограничились звоном бокалов, а теперь уже и «чоканье» считают неприличным. Что ж, оставим бокалы, но наполним их искристым или шипучим, красным или золотистым, ледяным или теплым, но обязательно безалкогольным напитком: соком или коктейлем, прохладительным или тонизирующим. А как же быть с тостом? Тост можно оставить. Без вина? — удивятся многие. Но почему доброе слово, теплое пожелание обязательно затуманить вином? Без вина оно будет вернее. История с Виктором П., о которой мы рассказали выше, не единична. «У меня растет сын, — читаем мы в письме другой матери. — Недавно окончил школу, поступил на завод. И сердце мое теперь не на месте — парень стал выпивать. А началось все с того, что его первую получку «обмыли» в рабочем коллективе. И кто только придумал такой злой обычай?» Такой обычай рождается там, где бездействует общественность, где слабо работает комсомольская организация. Если бы комсомольцы организовали яркий, торжественный «Праздник первой зарплаты» или «Праздник посвящения в рабочие», то отпала бы необходимость «обмывать» зарплату. В общежитиях для студентов и рабочих существует строгий запрет на употребление алкогольных напитков. Это правильно. Но приходит праздник или день рождения, и запрет нарушается, причем подчас людьми, равнодушными к выпивке. На них давят два фактора: алкогольные традиции и фактор престижности. Они полагают, что если не выпьют вина, то ущемят себя или уронят в глазах окружающих. И здесь совет общежития, молодежные организации обязаны взять под контроль не только сам факт употребления вина, но и помочь ребятам весело и интересно провести праздник или день рождения, не прибегая к алкоголю. «У людей есть необоримая потребность в торжественно-радостные и торжественно-печальные моменты своей жизни собираться вместе и в чем-то проявлять владеющие ими чувства, — писал В. В. Вересаев. — Но только люди исключительной одаренности, и притом совершенно особенной, импровизационной одаренности, умеют выливать теснящиеся в душе чувства в непосредственно создаваемые ими формы. Большинство на это совершенно неспособны. ...Вот тут-то и нужны закрепленные твердые обряды, нужны определенные русла, в которые могла бы свободно и легко устремляться владеющая человеком скорбь или радость». Это писалось в 1926 году, в первые годы Советской власти, когда нарождающийся новый быт требовал новых обрядов, новых форм выражения чувств для отражения важных вех в судьбе человека. Быть может, слово «обряд» и неудачное слово, оно ассоциируется у нас с религиозными обрядами, но смысл термина нейтральный. Он применяется для обозначения условных действий, символически отражающих наши чувства при выполнении бытовых традиций. И сегодня очень остро стоит вопрос о создании социалистической обрядности, отражающей, скажем, такие события, как окончание школы, училища, института, посвящения в рабочие, в студенты, день рождения, юбилейные даты и т. п. Необходимы гибкие сценарии, включающие торжественные и шутливые ритуалы, вовлекающие в действие всех участников события. Социалистические обряды должны занимать существенное место в арсенале идеологических средств воздействия на молодежь. Они должны закреплять и отражать социальные и духовные ценности нашего общества. Но для того, чтобы исчезла необходимость прибегать в таких случаях к помощи алкоголя, эти праздничные или траурные акты должны нести яркую, насыщенную эмоциональную нагрузку. Это достигается с помощью высокохудожественных эстетических средств; добротная литературная основа, художественное и музыкальное оформление, учет возрастных психологических особенностей коллектива. Церемониал праздника, юбилея должен вызывать ощущение подъема, воодушевления, веселья, поднимать настроение людей. Сочетая методы эмоционального и интеллектуального воздействия, мы должны решать задачу воспитания человека, не нуждающегося для удовлетворения своих социальных и культурных потребностей в посредничестве алкоголя. | |
Просмотров: 6333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |