Трезвая русь

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Юридические услуги

Наши друзья

Новости

Научная литература

» Советская литература

У истоков алкогольных традиций
13.02.2012, 10:32
У истоков алкогольных традиций

Беседа одиннадцатая

Вернуться в оглавление

Традиции всех мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых.

К. Марко

Мы уже знаем, что с биологических позиций употребление алкоголя не только не оправдано, но просто вредно. Он не нужен ни как строительный, ни как энергетический материал. В тех случаях, когда этанол занимает заметное место как пищевое средство, резко увеличивается число серьезных заболеваний внутренних органов. Отказалась медицина от алкоголя и как от лекарственного средства.

Но тогда какие причины побуждают человека принимать алкоголь? Причины эти социальные. Под социальным понимают все то, что связано с общением людей, с их коллективной деятельностью, характером их взаимоотношений. Различают социально-классовые факторы. Такие причины алкоголизма при социализме отсутствуют. У нас нет антагонистических классовых отношений, нет тенденции одного класса господствовать над другими, нет стремления спаивать один класс в интересах другого.

Но социально-психологические причины алкоголизма оказались крайне живучими. Они достались нам в наследство от далекого прошлого. Таковыми являются алкогольные заблуждения, ошибочные представления о якобы полезной роли его в ряде жизненных ситуаций. О них мы уже говорили. К такому же ряду причин относятся и алкогольные традиции. Спору нет. Традиции могут играть разную роль: прогрессивную, консервативную, реакционную. С традициями тесно связаны обычаи, которые диктуют форму реализации той или иной традиции. В самом общем виде обычаи и традиции отражают опыт жизни предшествующих поколений и являются механизмом, с помощью которого предшествующие поколения передают, а порой и навязывают молодым поколениям свои нравственные убеждения и чувства, формы коллективного поведения. Они находятся в тесной связи с формами общественных отношений. Вместе с ними они возникают, совершенствуются и способствуют развитию и укреплению конкретной формы общественных отношений. С изменением форм общественных отношений должны измениться и традиции. Но часть традиций может сохраниться. Это, прежде всего, традиции, обеспечивающие преемственность духовной культуры своего народа, своего класса. Традиции, мешающие развитию нового, должны исчезнуть. Но само собой это не случается, требуется активная борьба нового со старым.

Алкогольные традиции относятся к закостеневшим явлениям. Они пережили свое время. Путаясь под ногами, они мешают нашему развитию. Но одной словесной критикой устранить их невозможно. За традициями и обычаями стоит утвержденный многими поколениями порядок действий. Здесь отмечается важная психологическая закономерность: вынуждая к многократному повторению определенных действий, обычаи исподволь формируют не только привычки, но и духовный облик человека.

Одна из распространенных алкогольных традиций, существующая во множестве вариантов, основана на утверждении, что совместная выпивка сближает людей. Истоки традиции уходят к древним жестоким ритуалам жертвоприношения, когда дикари пили кровь убитого врага или животного, принесенного в жертву злым духам. Выпив кровь животного, символизирующего племя и являющегося его мифическим защитником, соплеменники считали себя в безопасности. Несколько позже, расцарапав себе кожу до крови и соединив две капли ее, древние люди считали себя побратимами (кровными братьями). Из языческой религии этот обряд перекочевал в христианскую и нашел отражение в обряде причащения, когда потребление «крови Христовой» символизирует приобщение к единому братству. Не беда, что кровь давным-давно заменили красным вином, а затем и белым и каким угодно. Отголоском древней традиции является и обычай пить «на брудершафт» (немецкое слово — братство), сопровождаемый определенным ритуалом.

Как видите, обычаи не остаются неизменными, Но если кровь заменили вином, то, может быть, есть смысл пойти еще дальше и заменить вино безалкогольным напитком? Это было бы лишь естественным развитием традиции. Такая традиция рождается и уже живет. И об этом мы поговорим позже, но она еще очень робко пробивает себе путь. Значительно активнее ведут себя сторонники извращения ритуала. Вот что написал нам один читатель: «Алкогольные обычаи нам не подходят, но почему плохое не только переползает из прошлого, а еще и распространяется, как колорадский жук? Я понимаю, что пить вредно, но ведь бывают обстоятельства, когда отказаться от выпивки неприлично, например, встреча с отцом, братом, другом А возьмите другое: всем, кому приходилось проворачивать мелкие хозяйственные вопросы, знают: иной раз без водки ничего не добьешься, хоть вой или лбом о стенку бейся. Ну, пусть слесарь вам говорит: «Нет у меня шайбы, чтобы ваш кран починить, и в магазине крана нет. Ищите, найдете, исправлю». Предложите ему стакан водки, и откуда что возьмется. Но бывают дела посерьезнее, и приходится решать их с помощью выпивки. Не будешь же угощать, а сам уклоняться. Да сами обратите внимание, в устах некоторых, с позволения сказать, товарищей как само собой разумеющееся звучат такие обороты речи: «Сделаю через гастроном!», «Без бутылки не обойдешься! Я, конечно, понимаю, что все это скверно, но обстоятельства вынуждают...» Я думаю, чтобы искоренить зло, не нужно закрывать глаза и делать вид, что оно не существует. Надо выставлять наши недостатки, и алкогольные обычаи в первую очередь, на всеобщее обозрение, пусть каждый выскажется. Вряд ли найдутся желающие вслух защищать такие традиции». Давайте обсудим письмо. Со всеми ли его положениями можно согласиться? Читатель понимает вред алкогольных традиций и призывает бороться с ними — это безусловно правильно. Но вот в своих действиях он непоследователен. В одних случаях он еще, оказывается, и сам не свободен от традиций («нельзя не выпить при встрече… с другом»), в других пасует перед ними, правда, прикрываясь, как щитом, «обстоятельствами». Но не будем придираться к автору письма. Несомненно, это хороший человек. Самое главное, что он призадумался. Он еще пасует перед традициями, но, похоже, не без внутренней борьбы. Быть может, он и страдает от того, что идет на сделку с совестью. Похоже, что если бы все вместе отказались от алкогольных традиций, он бы сделал это с большой радостью и облегчением. Но ведь кому-то надо быть первым.

Если воспитательную работу пустить на самотек, то обывательская находчивость далеко уведет или извратит даже хорошие традиции. Но почему следовать плохому легче, чем хорошему? Если плохое уже существует, то «плыть по течению легче, чем против». При алкогольных заблуждениях и традициях мы часто встречаемся и с тем случаем, когда «черное выдают за белое».

«Случилась у меня в жизни неприятность, — пишет нам другой корреспондент, — очень скверно было Узнал об этом мой товарищ, взял бутылку вина и пришел ко мне. Посидели мы, распили бутылку, и так мне хорошо стало. Много лет я с благодарностью вспоминаю этого товарища».

Давайте поразмыслим и над этим письмом. Чему здесь хвала — вину или товарищу? Тому, что товарищ посидел с ним, поговорил или что распил бутылку? Наверное, мнения разойдутся. Найдутся и такие, кто будет утверждать, что все имеет значение, так сказать, комплекс, но с непременным участием вина. Позволим себе не согласиться с таким мнением. Главное в этой истории, что в трудную минуту рядом оказался товарищ, который разделил неприятность. Человек — существо общительное. Без коллективных усилий он никогда не стал бы человеком. А это означает, что по-настоящему пережить радость человек может, лишь разделив его с другом, с тем, кто порадуется его успеху. Могут возразить, что, мол, некоторые испытывают радость, если знают, что кого-то это злит, кто-то завидует им, кто-то огорчен их успехом. Испытывать радость от страданий другого ненормально. Но в любом случае — полнота чувств требует коллектива. Точно так же пережить горе всегда легче с другом, в коллективе сочувствующих. Механизм сочувствия, сопереживания очень человечен, его подчас недостает нам. Мы порой не находим слов для выражения его, и тогда на помощь берем вино. А это уже в значительной мере обесценивает человечность или по меньшей мере обедняет ее.

При зарождении алкогольных традиций приготовление и употребление алкогольных напитков было связано с религиозными обрядами и всегда происходило коллективно. В ритуале принимало участие все племя, по меньшей мере взрослая часть его. В какой-то степени это обеспечивало контроль за употреблением вина. В древние времена религия была господствующим мировоззрением. В тех странах, где религия запретила употребление вина (ислам, буддизм), возникли иные формы ухода от реальной жизни (например, в Китае — употребление опия). Христианская религия не противилась употреблению вина, и первоначально вино употребляли также лишь по религиозным праздникам, причем эти возлияния со временем стали принимать все больший размах. Постепенно от религиозных ритуалов употребление вина распространяется на все больший ряд социальных событий. Тосты за здравие стали закрепляться в традициях, связанных с жизнью народа, страны: победа над врагом, заключение союза, юбилей страны. Возникающая зависимость организма от алкоголя требовала все более частого приема его, но на первых этапах этой зависимости нужно смысловое обоснование приема или, проще говоря, повод. И тогда ритуал потребления алкоголя начинает опутывать все важные вехи в жизни человека, сопровождая его от дня рождения и кончая поминками после похорон. Подводя итог победному шествию алкогольных традиций, шотландский поэт Роберт Берне написал эпиграмму «О пьянстве»:

Для пьянства есть такие поводы: Поминки, праздник, встреча, проводы, Крестины, свадьба и развод, Мороз, охота, Новый год, Выздоровленье, новоселье, Печаль, раскаянье, веселье, Успех, награда, новый чин

И просто пьянство — без причин!

Итак, у истоков алкогольных традиций стоят возлияния, связанные с религиозными ритуалами и праздниками. Но как изворотливы и неприхотливы оказались эти традиции, они проникают буквально в любую щель. Об этом нельзя не помнить. Везде, где обнаружится брешь в воспитательной работе, есть риск, что она заполнится водочным времяпрепровождением.

Лицемерны утверждения, что алкогольные традиции — суть народные традиции. Никогда они не были народными; насаждались либо церковью, либо правящей верхушкой в экономических или политических целях.

У истоков алкогольных традиций

Категория: Советская литература | Добавил: Александр | Теги: Алкогольные традиции
Просмотров: 1237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]