Глава 3. Правовые и медицинские меры
борьбы с пьянством и алкоголизмом
Оглавление
§1.
Административно-правовые меры
Применением норм
права государство регулирует общественные отношения, стремясь достичь
определенных социальных результатов, желаемого поведения граждан.
Основу
построения всей системы правовых норм, направленных на борьбу с пьянством, составляют
положения статьи 60 Конституции СССР и соответствующих статей Конституций
союзных и автономных республик. Согласно этим статьям все граждане обязаны
добросовестно трудиться в избранной области общественно полезной деятельности,
строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Уклонение от
общественно полезного труда несовместимо с принципами социализма.
Первостепенное
значение в борьбе с пьянством и алкоголизмом приобретают меры государственного
принуждения, включающие правовые меры. Конкретные меры в отношении лиц,
злоупотребляющих спиртными напитками, а также лиц, потворствующих пьянству,
предусмотрены нормами Уголовного кодекса РСФСР, Административного кодекса
РСФСР, Гражданского кодекса РСФСР, Кодекса законов о труде РСФСР, Кодекса о браке
и семье РСФСР, Жилищного кодекса РСФСР. Среди мер, направленных на дальнейшее
усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом, важное место занимает новое
антиалкогольное законодательство: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16
мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством», Указ Президиума Верховного Совета
РСФСР от 16 мая 1985 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и
алкоголизма, искоренению самогоноварения» и ряд других законодательных и
нормативных актов.
В документах,
принятых партией и правительством, особое значение придается обеспечению
последовательного и оперативного использования административно-правовых мер в
антиалкогольной борьбе как эффективному средству воспитания, повышения
.ответственности, укрепления дисциплины и порядка.
Постановлением
Верховного Совета РСФСР от 28 ноября1984 г.
с 1 января 1985 г. введен Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, в
котором предусмотрены конкретные меры административного воздействия в отношении
лиц, нарушающих нормы и правила поведения в состоянии опьянения.
Принятые в 1985
г. Указы внесли в действующее административное законодательство изменения и
дополнения, имеющие целью повышение эффективности административно-правового
воздействия на лиц, совершивших правонарушения, связанные с пьянством. До
принятия Указов вопросы, связанные с борьбой с пьянством и алкоголизмом,
регулировались только лишь законодательством союзных республик. В соответствии
с вновь принятыми законами к нарушителям могут применяться все меры взыскания,
предусмотренные Основами законодательства СССР и союзных республик об
административных правонарушениях.
Наиболее широко
в борьбе с правонарушениями, связанными со злоупотреблением спиртными
напитками, их изготовлением и распространением, используются меры
административной ответственности. Число правонарушений, за совершение которых
применяются меры административного воздействия, значительно выше числа
преступлений, связанных с пьянством и алкоголизмом. Это свидетельствует о
направленности законодательства на то, чтобы борьба с правонарушениями,
связанными с пьянством и алкоголизмом, велась прежде всего административными
мерами, менее строгими, чем уголовно-правовые.
К сфере
применения административной ответственности относятся такие наиболее
распространенные правонарушения, как распитие спиртных напитков на улице, в
сквере или появление в общественном месте в виде, оскорбляющем человеческое
достоинство и общественную нравственность, распитие спиртных напитков на
производстве или пребывание на работе в нетрезвом состоянии, приобретение
самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки и ряд других.
Привлечение лиц к административной ответственности и применение к ним мер
административного взыскания могут быть осуществлены органами внутренних дел,
различными государственными инспекциями, комиссиями исполнительных комитетов
местных Советов народных депутатов, судом (причем как судом коллегиально, так и
народными судьями единолично). Наиболее распространенное взыскание — штраф.
Более строгим взысканием является административный арест, применяющийся на срок
до 15 суток. Меры административного взыскания могут налагаться только за
правонарушения, предусмотренные законом, либо обязательным постановлением
местного Совета народных депутатов и в размерах, указанных в этих нормативных
актах.
Указом
Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. установлен ряд новых
положений об административной ответственности за ряд правонарушений,
совершенных в состоянии опьянения. Административная ответственность
распространена на определенный круг проступков, связанных с пьянством, за
которые она ранее не была установлена. В отношении некоторых правонарушений
предусмотрен более дифференцированный подход к определению мер взыскания в
зависимости от повторности и других обстоятельств, свидетельствующих о злостном
характере нарушений. Значительно повышены меры административной ответственности
в отношении правонарушений, связанных со злоупотреблением алкоголем,
изготовлением спиртных напитков и их распространением.
Успешная борьба
с пьянством и алкоголизмом находится в тесной связи с укреплением дисциплины
труда и общественного порядка. В этих целях необходимо искоренять факты
употребления спиртных напитков на производстве — рабочих местах, в
производственных помещениях и на территории учреждений, организаций и
предприятий, или за пребывание на работе в нетрезвом состоянии. В этих случаях
к административной ответственности привлекаются все участники распития спиртных
напитков на производстве независимо от занимаемой должности, а также лица,
которые по должности (мастер, начальник участка, смены, цеха, другие
руководители) обязаны были принять меры к отстранению от работы лиц,
находившихся в состоянии опьянения и не принявшие этих мер, либо скрывшие
случаи распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии
подчиненных. Важную роль в укреплении правопорядка, создании благоприятной
обстановки для отдыха и быта людей, в борьбе с пьянством играют нормы
административного законодательства, направленные на пресечение фактов распития
спиртных напитков и появления в нетрезвом виде в общественных местах.
Применение
административного взыскания к мастерам, начальникам участков, смен, цехов и
другим руководителям, участвующим с подчиненными им работниками в пьянстве или
не принявшим мер к отстранению от работы лиц, находящихся в состоянии
опьянения, либо скрывшие случаи распития спиртных напитков или появления
наработе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников, не исключает
применения к ним мер дисциплинарного характера. Протокол за распитие спиртных
напитков на производстве или появление в нетрезвом состоянии составляется
администрацией, работниками, осуществляющими охрану предприятий, учреждений,
организаций, работниками органов внутренних дел, членами добровольной народной
дружины. Дела об этих правонарушениях рассматриваются административными
комиссиями при исполкомах Советов народных депутатов.
Об усилении
дифференцированного подхода к определению административных взысканий за
правонарушения, связанные с пьянством и алкоголизмом, свидетельствуют
изменения, внесенные вновь принятым законодательством в ответственность за
распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных
местах в нетрезвом виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную
нравственность. Впервые в практике законодательством Союза ССР дается
разъяснение о том, что под появлением в общественных местах в пьяном виде,
оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, следует
понимать такое поведение лица, находящегосяв состоянии опьянения, которое
представляет собой явное нарушение общепринятых норм (назойливое приставание к
гражданам, грубые выкрики, непристойные высказывания или жесты и т.д.), если
такие действия не влекут за собой ответственности за мелкое хулиганство.
К общественным
местам, где запрещается распитие спиртных напитков, законодательство относит
улицы, стадионы, скверы, парки, все виды общественного транспорта и другие
общественные места (не считается противоправным употребление спиртных напитков
в предприятиях общественного питания, в которых разрешена торговля ими в
розлив). Законом прямо отнесен к общественным местам общественный транспорт.
Ранее повышенную
ответственность за это правонарушение влекло только его повторное совершение в
течение года после применения мер административного взыскания. В соответствии с
частью 3 статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. в
дополнение к указанному отягчающему ответственность признаку установлена
ответственность лиц, которые дважды в течении года подвергались
административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах
или появление в общественных местах в пьяном виде и вновь совершили одно из
перечисленных нарушений. При этом значительно расширен диапазон мер ответственности.
К лицам, совершившим административное правонарушение, может быть применено
взыскание в виде штрафа от 30 до 50 руб, исправительные работы на срок от
одного до двух месяцев с удержанием 20% заработка или административный арест на
срок до 15 суток. Штраф взимается по постановлению начальника отделения милиции
или его заместителя, которые обязаны о применении меры административного
взыскания за эти действия довести до сведения администрации и общественных
организаций по месту работы или учебы оштрафованного. Начальник отделения
милиции или его заместитель вправе, не налагая административного взыскания на
нарушителя, направить материал о нем на рассмотрение общественных организаций.
Административный
арест применяется только в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела
и с учетом личности нарушителя применение к нему денежного штрафа или
исправительных работ будет признано недостаточным. Право наложения
административных взысканий в виде исправительных работ или административного
ареста предоставлено народному судье, который в единоличном порядке в течение
суток попоступлении дела в суд рассматривает его. Административному взысканию
могут быть подвергнуты граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Законодательством Союза ССР усилена административная ответственность родителей
подростков до 16 лет, которые распивают спиртные напитки в общественных местах
либо появляются в общественных местах в нетрезвом состоянии, оскорбляющем
человеческое достоинство и общественную нравственность. В соответствии со вновь
принятым законодательством размер штрафа увеличен и определяется от 30 до 50
руб. Штраф на родителей за подростков, совершивших административное
правонарушение, налагается комиссиями по делам несовершеннолетних. Привлечение
родителей к административной ответственности свидетельствует о плохом
исполнении ими своих обязанностей по воспитанию подрастающего поколения. К
административным правонарушениям отнесены также: доведение родителями или иными
людьми несовершеннолетнего до состояния опьянения; скупка и перепродажа с целью
наживы в небольших размерах спиртных напитков; приобретение самогона и других
крепких спиртных напитков домашней выработки; управление транспортными
средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а также лицами, не
имеющими права управления и находящимися в состоянии опьянения; передача
управления транспортными средствами лицу, находящемуся в нетрезвом виде; допуск
должностными лицами к управлению транспортом водителей, находящихся в состоянии
опьянения. Дела о скупке и перепродаже с целью наживы водки и других
алкогольных напитков в небольших размерах рассматриваются народным судьей
единолично.
Появление в
общественных местах лиц, находящихся в сильном опьянении (средней и тяжелой
степени) может представлять опасность для окружающих и для них самих. Поэтому
органам милиции предоставлено право задерживать таких лиц и направлять их в
медицинские вытрезвители для их вытрезвления и оказания медицинской помощи.
Сотрудники милиции проводят большую профилактическую работу, выступая перед
трудовыми коллективами предприятий, работники которых наиболее часто пользуются
услугами медицинских вытрезвителей. О пребывании гражданина в вытрезвителе
составляется соответствующий протокол и сообщается по месту работы (учебы) для
принятия к нему необходимых мер. Несовершеннолетние, находящиеся в общественных
местах в сильном опьянении, должны быть доставлены домой либо в лечебные
учреждения, в крайних случаях — в медвытрезвители.
Материалы о
совершивших мелкое хулиганство подростках, не достигших шестнадцатилетнего
возраста, во всех случаях направляются на рассмотрение комиссии по делам
несовершеннолетних. Постановления о привлечении к административной
ответственности за мелкое хулиганство обжалованию не подлежат, но могут быть
опротестованы прокурором.
В борьбе с
пьянством и алкоголизмом немалую роль играет строгое соблюдение правил торговли
спиртными напитками. Торговые предприятия имеют право производить торговлю
спиртными напитками только на основании специального письменного разрешения,
которое выдается исполкомами местных Советов народных депутатов. В соответствии
с постановлением Совета МинистровССCP от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению
пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» запрещена торговля
спиртными напитками вблизи производственных предприятий и строек, учебных
заведений, общежитий, детских учреждений, больниц, санаториев, домов отдыха,
вокзалов, пристаней и аэропортов, культурных и зрелищных предприятий, в местах
массовых гуляний и отдыха трудящихся, а также в санаториях, домах отдыха,
профилакториях, на туристических базах. Продажа винно-водочных изделий в
рабочие дни производится с 14 часов. Эти требования закона не всегда
выполняются. Поэтому в борьбе с пьянством и алкоголизмом органам внутренних
дел, торговой инспекции, общественности необходимо постоянно контролировать
установленный порядок торговли водочными изделиями и принимать решительные
меры, предусмотренные законодательством Союза ССР к устранению имеющихся
нарушений.
К
административной ответственности привлекаются также граждане уличенные в
приобретении спиртных напитков домашней выработки, как пособники подпольного
производства спиртных напитков. Законодательством повышен размер штрафа (от 30
до 100 руб.), налагаемого на граждан, за приобретение самогона, чачи, араки,
тутовой водки, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки.
В
законодательстве Союза ССР впервые дается определение крепких спиртных напитков
домашней выработки. К ним относятся самогон, чача, арака, тутовая водка, брага
и иные спиртные напитки, выработанные путем отделения перегонкой или другим
способом алкогольной массы от продуктов брожения: зерна, картофеля, свеклы,
винограда, сахара и других пищевых продуктов. Такие напитки, как вино, пиво,
квасы и другие, изготовленные домашним способом посредством естественного
брожения, не относятся к крепким спиртным напиткам.
В настоящее
время Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. «Об усилении
борьбы с извлечением нетрудовых доходов» расширен арсенал мер воздействия в
отношении лиц, живущих на нетрудовые доходы, введена административная
ответственность за продажу гражданами вина домашней выработки, не относящегося
к крепким спиртным напиткам.
В целях
обеспечения законности и оперативности рассмотрения дел об административных
правонарушениях, связанных с пьянствомновым законодательством строго определен
круг должностных лиц и органов, уполномоченных принимать по ним решения. В
отдельных случаях предусматриваются ограниченные сроки рассмотрения дел об
административных проступках. Законодательством предоставляется право налагать
административные взыскания за многие нарушения административного
законодательства комиссиям по борьбе с пьянством при исполкомах районных,
городских и районных в городах Советов народных депутатов, а также
административным комиссиям, имеющимся при исполкомах указанных Советов и при
исполкомах поселковых, сельских Советов народных депутатов, а также ряду других
органов и должностных лиц. Своевременное пресечение общественно опасных
проявлений алкоголизма, борьба с проступками, совершаемыми в состоянии
опьянения, имеют большое значение для предупреждения совершения этими лицами
уголовных преступлений.
Одним из средств
в борьбе с алкоголизмом является принудительное лечение в лечебно-трудовых профилакториях
(ЛТП). Правовая основа данной формы принудительного лечения предусмотрена
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. В ЛТП направляются
для принудительного лечения и трудового перевоспитания только хронические
алкоголики, уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после
лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок, правила
социалистического общежития, несмотря на принятые к ним меры дисциплинарного,
общественного или административного воздействия. Эти лица направляются в ЛТП на
срок от одного года до двух лет по решению народного суда на основании
ходатайства общественных организаций, государственных органов и при наличии
медицинского заключения. Дело рассматривается судом в 10-дневный срок с момента
поступления ходатайства. Суд тщательно проверяет наличие предусмотренных
законом оснований для направления в ЛТП и применимость этой меры с учетом
возраста и здоровья правонарушителя. Помещение в ЛТП не является мерой
административного или уголовного наказания, а только мерой государственного
принуждения медицинского характера в целях излечения лица от болезни. Опыт
лечения в ЛТП, организованных в 70-х годах, оправдал себя, так как по сравнению
с медицинскими учреждениями обычного профиля эффективность лечения в названных
профилакториях в несколько раз выше. Успех этого объясняется наличием строгих
режимных мер, исключающих употребление спиртного в течение длительного времени,
систематическим лечением, подкрепляемым трудовой терапией.