Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Логин:
Пароль:

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2020 » Декабрь » 5 » Алкогольная смертность

Хронология потребления алкоголя

Читать сначала

Добросовестно проводя многочисленные исследования литературных источников, можно прийти к выводу, что за 2-3 столетия до Крещения Руси славяне вообще не знали об алкоголе и других одурманивающих веществах. В каком веке пиво и мёд стали алкогольными (пусть и с малым процентом алкоголя) сказать сложно, но нет чётких указаний на то, что славяне с начала своего существования знали одурманивающие вещества, пусть и с малым процентом спирта.

С X века на Руси было известно привозное вино из Византии, но в силу дороговизны оно было доступно, главным образом, городской знати и богатым людям. Известно, что вина по крепости не превосходят 11%, а до XII века вино на Руси «употребляли только разбавленное водой, так же, как его пили в Греции и Византии» (греки разбавляли вино водой в соотношении 1:3 или 2:5).[1]

И.Г. Прыжов в своём историческом труде отмечал, что искусственный (т.е. получаемый путём перегонки) крепкий алкоголь (аль-кеголь — дух вина) был впервые открыт арабским медиком и химиком ар-Рази (Разесом), родившимся в 860 году. «В XIII веке водка появляется в Европе и до XVI века употребляется как лекарство или эссенция и продается по аптекам». На Руси водка становится известна только в XVI веке.[2]

С момента появления водки в Российской империи начинается нравственное разложение народа, поэтому трезвый образ жизни становится для людей ценностной категорией, а трезвость выделяется в значимое для человека качество, за которое начинается борьба, как со стороны простого народа, так и Церкви.

Поскольку продажа «государевой водки» стала средством получения больших дополнительных доходов для государства, а также — для крупных феодалов — винокуров и откупщиков, покупавших у казны право продажи спиртного в отдалённых местностях, то у населения, по сути дела, не оставалось выбора: либо пить в казённых кабаках, отдавая за хмельное пойло звонкую монету, либо не пить, но подвергаться постоянным издевательствам и экзекуциям со стороны государственных органов власти до тех пор, пока не будет «выбита» нужная сумма денег.

Справедливости ради стоит всё-таки рассмотреть, а чем российское пьянство отличалось от европейского. Депутат Государственной Думы Владимир Мединский в своей книге «О русском пьянстве, лени и жестокости» наглядно показывает, что Европа начала пить гораздо раньше и пьянство в Европе было намного сильнее, чем в России. Например, непомерное пьянство в Туманном Альбионе, где в VI веке правитель бриттов Гольдас Мудрый издал декрет по которому: «…каждый монах, напившийся до того, что не в состоянии будет петь во время службы, - будет оставаться без ужина». В Англии воду кипятить было не принято и поэтому, в условиях жуткой городской антисанитарии алкоголь до XIX был единственным средством дезинфекции. А что на Руси? Запад давно ведёт идеологическую борьбу против России, т.к. считает её конкурентом и поэтому часто можно встретить заявления западных историков о Руси, как о немытой, грязной, неотёсанной стране. Некоторые указывали и на пьянство. Но между тем разительны контрасты со стороны иных западных историков. «Русским за исключением нескольких дней в году запрещено пить мёд и пиво», - говорил Сигизмунд Герберштейн (1517-1527 гг.). «В Московии же нигде нет кабаков» - утверждал Михаил Литвин (1550г).[3] Подумать только – нет кабаков! А что происходит на Западе сейчас?

По данным Американской психиатрической ассоциации, в США 13,8% взрослого населения либо пьяницы, либо алкоголики. В течение 10 лет 46 000 американцев погибло во Вьетнаме. За тот же период в США погибло 250 000 человек по вине пьяных водителей. А чего только стоят многолетние пьяные рейды финнов в Питер? И не смотря на страшный алкоголизм в Финляндии, образ финна по-прежнему связан скорее со сдержанностью и аккуратностью, а не с пьянством.[4]

Самым ярым популяризатором пьянства в России был Пётр I. Обеспечивая России великое будущее реформами модернизации страны (многие из которых начал его отец, а то и дед), он не удержался от насилия над своим же народом: насаждал пьянство и разврат, проводил пародии на религиозные службы с использованием большого количества алкоголя. Был он от рождения крепкого здоровья, хотя и нескладен физически: 204 см ростом и узкий в плечах. Однако, имел огромную физическую силу: мог реально завязать узлом кочергу или смять монету пальцами одной руки. Всё бы ничего, да только его непомерное пьянство рано сказалось на его здоровье: уже на пятом десятке он начал страдать от тяжёлого расстройства печени и мочеполовой системы. Умер бы он в 53 года, ведя здоровый образ жизни? [5]

Один из крупных психиатров дореволюционной России И.А.Сикорский писал: «Раньше было пьянство, а с XIX века начался алкоголизм с его неизбежными последствиями... Алкоголизация вызывает общее расстройство здоровья с преимущественным поражением высших сторон, а именно: чувства, воли, нравственности, работоспособности».

И в нашей стране уже несколько раз проводились кампании отрезвления. И это имело резко благотворное влияние на общество, страна сразу же оживала: моментально падала преступность, резко снижалось количество пьяниц и психических больных, повышались показатели производства и т.д.. Никакие вымыслы тёмных сил, заинтересованных в спаивании населения, не смогли сломить устойчивого общественного мнения о пользе сухого закона: при опросе населения 84% высказались за то, чтобы сухой закон оставить не на время войны, как писалось в Указе, а на вечные времена. В течение 1914-25 гг. душевое потребление алкоголя в стране приблизилось к нулю, составляя 0,1-0,2 литра. Этот закон оказал большое воспитательное и самое благотворное влияние на ум и нравственность людей. Даже, несмотря на его отмену, душевое потребление в стране ещё долго колебалось, не превышало 2 литра, и только в пятидесятых годах начался катастрофический рост душевого потребления. Об этом сухом законе английский общественный деятель Ллойд Джордж сказал: «Это самый величественный акт национального героизма, который я только знаю».[6]

Существующее на данный момент пятое трезвенническое движение было инициировано докладом академика РАМН, старейшего хирурга в мире Фёдора Григорьевича Углова. Выступая в г.Дзержинске, он привёл научные факты, на основании которых сделал вывод, что наша страна вымирает от алкоголя.

Русский крест

 

После перестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой, получившей название «русский крест».[7]

При поиске информации о динамики рождаемости и смертности, а также темпах роста душевого потребления я единого графика найти не смог. Для наглядности я объединил исследования разных учёных по этой проблеме. Общие выводы у них сходны. Динамика рождаемости и смертности отражена Д.А. Халтуриной, А.В. Коротаевым и основана на данных Росстат 2007 и World Bank 2007. Душевое потребление алкоголя я нашёл у доктора медицинских наук А.В. Немцова.[8] Он взял среднюю по данным V.Treml (1970-1993), Госкомстата РФ (1980-1987) и А.В.Немцова (1981-2001)). В итоге мы можем наблюдать интересную закономерность.

В 1978 году рождаемость была 16 человек на тысячу, смертность 11. В 2005 году показатели поменялись местами: рождаемость стала 11, а смертность 16. Что же произошло с народом, что он стал меньше рожать и больше умирать?

Видна невооружённым глазом потрясающая связь потребления алкоголя и смертности. В 1978 году пили 12 литров, смертность была 11, повысили алкоголь до 14 – смертность повысилась до 12. Далее началась известная антиалкогольная кампания (1 июня 1985 г.). За первые полтора года регистрируемая продажа спиртного упала на 51%. Душевое потребление алкоголя упало с 11 до 14, смертность упала ниже 11.

Далее антиалкогольные меры перестали действовать и в 1991 г. подпольные винно-водочные изделия составляли более половины от общего потребления, уровень которого приблизился к 1984 г. Начало рыночных реформ (с 2 января 1992 г.) сопровождалось не только либерализацией цен и продажи алкоголя, но и отменой государственной монополии на производство и торговлю спиртным. На винно-водочный рынок хлынули не облагаемый акцизами, а значит очень дешевый алкоголь (А.В.Немцов, 2003).

Потребление спиртного увеличивалось до 1994 г. и составляло 14 литров, смертность подскочила до 16. Затем потребление сокращалось до 1998 г., а с 1999 г. снова начало расти (в 2001 г. 15 л). Таким образом, главная причина сверхсмертности – это алкоголь, алкогольная мафия и политика правительства, которое в упор не хочет видеть алкогольную проблему. О чём угодно говорят кроме алкоголя.[1]

Любопытно вела себя рождаемость. Внешне она вела себя зеркально по отношению к смертности, но реально она зависит не от смертности, а от душевого потребления алкоголя. Растёт потребление алкоголя – падает рождаемость, падает потребление – растёт рождаемость. Оказывается это естественная потребность трезвого человека – продолжать свой род, рожать здоровых детей. Таким образом, главная причина нерождения детей – это алкоголь, алкогольная мафия и политика правительства, которая, рассуждая о подъёме рождаемости, в упор не видит алкогольную проблему.

Интересно проследить ещё одну закономерность. На другом графике можно увидеть данные академика РАМН Ф. Г. Углова на котором показана закономерность темпов роста потребления алкоголя и доли дефективных детей. Комментировать его я не буду, оставлю на ваше рассмотрение.

По европейским меркам уровень рождаемости в России нельзя назвать беспрецедентно низким, столь же низкая рождаемость наблюдается и во многих развитых странах. Однако уровень смертности в России (и некоторых других восточноевропейский странах) действительно аномально высок.

Гипотезы сверхсмертности

 

В попытках объяснить демографическую катастрофу разные учёные выдвигают неалкогольные гипотезы: экологический кризис, экономический кризис, кризис медицины, неудовлетворённость жизнью и духовное неблагополучие, а также курение. Все эти причины внесли определённый вклад как в низкую рождаемость, так и в сверхсмертность. Однако их как по отдельности, так и вместе нельзя рассматривать самыми главными причинами. [1]

После распада Советского Союза, когда смертность россиян резко выросла до аномального уровня, нагрузка на окружающую среду уменьшилась, в первую очередь в связи с падением производства и многократным снижением уровня химизации сельского хозяйства. Объемы выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду, в целом, существенно сократились и поэтому очевидно, что экологическая ситуация не является фактором, объясняющим феномен российской сверхсмертности 1990-х гг.

Детальный анализ приводит нас к выводу, что экономический кризис также не является главной причиной кризиса смертности в России. Во-первых, настоящий кризис сверхсмертности разразился в 1990−1994 гг. в более обеспеченных и менее экономически пострадавших северных постсоветских странах: России, Украине, Белоруссии и странах Балтии. В то же время в самых бедных странах Закавказья и Центральной Азии, где экономический кризис был нестандартно тяжелым даже по постсоветским меркам, прирост смертности был существенно меньше.

Высокая продолжительность жизни до сих пор наблюдается в самых бедных регионах: Ингушетии и Дагестане. Незащищенными оказываются не дети и старики, а экономически благополучная группа – мужчины трудоспособного возраста.[2]

Экономическая ситуация в стране, как правило, сильнейшим образом отражается на состоянии медицины и системы здравоохранения, в целом. Ряд исследователей указывали именно на кризис российской медицины в качестве основного фактора катастрофической смертности в России. Однако, Россия избежала резкого снижения расходов на здравоохранение в 1992−1995 гг. Согласно двум независимым оценкам, их снижение, с учетом поправок на инфляцию, составило около 10%. Количество больничных коек и врачей на душу населения почти не уменьшилось. Смертность от инсультов выросла с 1987 по 1994 гг. за счет увеличения количества инсультов, в то время как процент умерших среди перенесших инсульт практически не увеличился. Состояние медицины в России вряд ли хуже, чем в странах Закавказья и Центральной Азии, где ситуация со смертностью и продолжительностью жизни, в целом, заметно более благополучная.

Достаточно распространенным является предположение о том, что социальный стресс и неудовлетворенность постсоветской действительностью являются причиной сверхсмертности россиян. Однако жители многих постсоветских и восточноевропейских республик в 1990-е гг. были ничуть не более, а зачастую менее счастливы, удовлетворены жизнью и оптимистичны, чем россияне. Однако это не мешало жителям этих стран иметь намного меньшие показатели смертности и значительно бoльшие показатели продолжительности жизни.

Курение – безусловно, мощный фактор избыточной смертности россиян, и в особенности мужчин. Это мощный фактор развития рака, в особенности рака легкого, а также сердечно-сосудистых заболеваний. Ситуация с курением в России − одна из наиболее тревожных в мире. Уровень курения среди подростков после перестройки утроился, а ведь по данным научных исследований курение, в среднем, сокращает жизнь на 10 лет. В то время как курение, безусловно, вносит значительный вклад в снижение продолжительности жизни россиян, оно все же не может объяснить кризиса смертности начала 1990-х. В пользу этого, в частности, говорит снижение смертности от рака легкого, который образуется почти всегда от курения.

Таким образом, нельзя всем комплексом причин объяснить «русский крест», минуя алкогольную причину. Уже само географическое распределение демографических показателей указывает на важность алкогольного фактора, поскольку Россия и другие постсоветские европейские государства, в отличие от стран Закавказья и Средней Азии, а также глубоко исламизированных республик Северного Кавказа, имеют тяжелые алкогольные проблемы.

Алкогольная смертность

Под маской значительной части сердечно-сосудистых диагнозов скрывается алкогольное отравление, поскольку дозы алкоголя, обнаруженные в крови у ряда умерших были смертельно опасными. Нередко связанными с алкоголем являются и «трезвые» смерти от болезней системы кровообращения, поскольку нанесенный алкоголем вред нередко приводит к развитию хронических заболеваний. Многие геморрагические инсульты[3] в России спровоцированы потреблением алкоголя. Такие инсульты характеризуются высокой летальностью, но смерть может наступить через определенный срок после инсульта, и повышенный уровень содержания алкоголя в крови умерших зарегистрирован не будет.[4]

Вклад алкоголя в смертность от внешних причин (травмы, отравления, несчастные случаи, убийства, самоубийства) гораздо выше, чем в сердечно-сосудистую смертность. Смертность от алкогольных отравлений в России − самая высокая в Восточной Европе и, по всей видимости, самая высокая в мире.

Широко распространено мнение, что причиной большинства алкогольных отравлений является повышенная токсичность нелегального алкоголя. При этом забывается, что этанол сам по себе − токсичное вещество, и что одномоментный прием 400 г качественного спирта является смертельно опасным для большинства. Токсикологические исследования показали, что основная часть потребляемых в России самогона и фальсифицированной водки не более, а в ряде случаев, менее токсична, чем качественная водка.

Огромен вклад алкоголя в смертность от внешних причин: отравлений алкоголем, убийств, самоубийств, ДТП, травм, несчастных случаев и т.д. Большинство убийц в России нетрезвы в момент убийства. В нетрезвом виде погибает около половины самоубийц, значительная часть которых не совершила бы роковой шаг, если бы не находилась в одурманенном состоянии (Немцов 2001). По расчетам А. В. Немцова, в 1994−2001 гг. алкогольные потери в России составляли более 550 тысяч человек в год. Это значит, что большая часть разрыва между рождаемостью и смертностью, выливающегося в убыль населения России, приходится на алкогольную смертность.

И в советские годы, и после перестройки основными источниками кризиса сверхсмертности в России являются смерти от болезней системы кровообращения и от внешних причин. Оба класса причин являются алкоголезависимыми. Именно поэтому эти виды смертности особенно живо «откликнулись» на антиалкогольную кампанию и на её прекращение. В большинстве случаев наличие алкоголя в крови не фиксируется в официальных актах о смерти (очень часто из этических соображений), что приводит к колоссальной недооценке алкогольной смертности. Читать далее

 

[1] Здесь и далее исследование Д. А. Халтуриной, А. В. Коротаева, выполненное при поддержке РГНФ, проект № 06-06-02072а / Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А.Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. – 376 с.

[2] Вера ШЕРШНЕВА. «Вечерняя Москва», 18 апреля 2007 года http://demoscope.ru/weekly/2007/0285/gazeta018.php

[3] Инсульт – остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций. Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в мозг; чаще он возникает при гипертонической болезни.

[4] Здесь и далее исследование Д. А. Халтуриной, А. В. Коротаева, выполненное при поддержке РГНФ, проект № 06-06-02072а / Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А.Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. – 376 с.

[1] Конечно, в правительстве есть честные умные люди, но, по крайней мере, до 2008 года, я не видел никаких шагов в сторону трезвости, да и высказывания слышал почти только из уст В.В. Путина и Г.Г. Онищенко.

[1] Похлёбкин В. В. История водки, М: Интер — Версо, 1991. — 288 с.

[2] Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа, 2-ое издание, Казань, б.г.1914

[3] Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 528 с. – (Мифы о России).

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Введенский И. Н. Опыт принудительной трезвости. М,: Издание Московского Столичного Попечительства о Народной Трезвости, 1915.

[7] Здесь и далее исследование Д. А. Халтуриной, А. В. Коротаева, выполненное при поддержке РГНФ, проект № 06-06-02072а / Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А.Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. – 376 с.

[8] Природа, №12, 2003. // Немцов А.В, Убойная сила российского пьянства. (Александр Викентьевич Немцов, доктор медицинских наук, руководитель отдела Московского научно-исследовательского ин-та психиатрии Минздрава РФ. Автор книг «Алкогольная ситуация в России» (1995) и “Алкогольная смертность в России, 1980-1990-е годы» (2001)).

 

21:31
Алкогольная смертность
Просмотров: 4826 | Добавил: Александр | Теги: алкогольная смертность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]