Если
взглянуть на рюмку трезво...
Оглавление
«Будем здоровы!», «За твое здоровье!» —
провозглашают тосты. Ни одна встреча друзей, ни одно радостное или грустное
событие не обходятся без спиртного. Этому следуют в жизни, так поддерживается
традиция.
До сих пор живет заблуждение, что
выпивка и сигарета наилучшим образом снимают перенапряжение, усталость, помогают
перенести обиду, несправедливость, горе, плохое настроение; придают смелость.
Иногда потчуют: «Выпей — все пройдет».
К сожалению, это заблуждение
традиционно. Более того, облеченное в яркие художественные образы положительных
героев литературы, кино, телевидения, оно ведет к созданию моды и даже
престижности вредных привычек.
Герой решает сложную научную проблему,
обдумывает стратегический план, волнуется перед совершением какого-либо
героического поступка... и непременно с сигаретой! А алкоголь...
Человек доброжелательный и внимательный
к другим очень легко находит друзей, знакомится и сближается с окружающими; не
обладающих же такими качествами зачастую выручает сигарета: хотя беседа никого
и не интересует, но постояли, покурили, глядишь — и перекинулись парой фраз,
пообщались.
Невысокий уровень культуры и
нравственности — самая благоприятная почва для вредных обычаев и теорий. Как
они возникают? Люда стремятся к общению, но нелегко занять гостей
содержательной беседой, игрой, музыкой, танцами, чтобы все себя чувствовали
хорошо, — для этого нужно обладать некоторым опытом, нужно иметь довольно
высокий уровень культуры. И вот возник упрощенный способ занимать гостей едой и
выпивкой. Когда нечего сказать — потчуют (даже когда человек отказывается пить)
и сходят за щедрых и гостеприимных хозяев. Эйфория, сопутствующая легкому
опьянению, заменяет натуральную оживленность и хорошее настроение.
Честному компетентному работнику при
нормальных производственных отношениях нет причин разговаривать с деловым
партнером за выпивкой. А вот, например, стремление сдать объект с недоделками
или что-то получить в обход правил, добиться незаконной отсрочки — словом,
заставить партнера закрыть глаза на что-либо непременно сопровождается выпивкой
и курением. Это уже никого не удивляет — привыкли. Так возникает этическая
подоплека порочных традиций.
А чего стоят бытующие в некоторых
организациях традиции коллективно «отмечать» праздники, пропивать премию за
хорошую работу или устраивать «дни здоровья» — вылазки на природу с выпивкой!
Руководящие работники закрывают на это глаза, а то и сами участвуют в
«мероприятиях», предпочитая, однако, пить не у всех на виду, а в кругу «своих»
людей.
Еще об одной «теории». Широкой натуре не
свойственно бояться за свое здоровье. У
нас не в почете те люди, которые не станут рисковать своей жизнью для спасения
других или отступятся от общего дела, проявив эгоизм и трусость. Мы знаем
множество примеров настоящего героизма, самоотверженности, проявления чувства
коллективизма, товарищества и в больших делах и в малых. Но почему таким делом,
ради которого надо жертвовать здоровьем, а иногда и жизнью, считают совместную
выпивку, совместные перекуры?
Сделав хорошее, доброе дело, можно с
гордостью говорить: «Моя работа, я сделал...» Поступая плохо, легче сказать:
«Мы сделали... все так делают...» Может быть, поэтому выпивохи всеми силами
привлекают других? Вместе спокойнее. Это уже «мы», это коллектив. А кто осудит,
если «все так»? Больше соучастников — больше шансов выйти «сухим» из воды, даже
выглядеть героем.
Если кто-то отказывается (еще
встречаются такие), то о нем говорят «трус», «маменькин сынок», «хочет прожить
дольше всех». Или иначе: «он нас не уважает, зазнается, брезгует...» Но никому
и в голову не приходит самое простое: он — нормальный человек, такой, каким был
от природы каждый. Повезло в жизни, не выработал этих привычек, и ему противно
дышать никотином и пить горькую. Но тем, кто пьет и курит, кому табачный дым и
спиртное доставляют удовольствие, досадно, что кто-то может отказываться.
Говорят: «отщепенец, некомпанейский, не наш человек». А то и высмеивают на
публику: «Может, он сектант? А может, от «них» заброшен?»
Смешно? А ведь тут не до смеху. Что
делать нормальному человеку, если он не хочет быть белой вороной? Остается
одно: начинать выпивать и курить, как и все. Не многие находят в себе силы
устоять. Вот и получается, что среди этих взглядов и традиций положение
непьющего оказывается чуть ли не с детства обреченным. Он рано или поздно
должен преодолевать барьер естественного отвращения, пробовать и привыкать. А
дальше... кому как повезет. Дальше природа барьеров не предусмотрела. Как
показывает практика, слишком для многих это оборачивается трагедией жизни,
личной и семейной бедой. Для многих — значит, для всего общества. Именно с
такой позиции, с общественной, следует оценивать традиции и общие привычки,
чтобы найти корень зла.
Яркую иллюстрацию существующих «теорий»
и традиций, а также их последствий приводит в статье «Рюмка... для малыша»
педагог из Крымской области Е. Прыкин («Известия», 2 окт. 1983 г.):
«...Мне было 14 лет, когда дворовые друзья позвали
меня на бутылку вина. Я отказался. Именно поэтому за мной на всю жизнь
закрепилась презрительная кличка «баба». После окончания института каждый новый
знакомый, узнав о моей «невинности», готов был приложить немалые усилия,
включая денежные расходы, лишь бы совратить меня. Наконец мне пришла блестящая
мысль сказываться больным.
Даже
административные работники относятся к непьющим с подозрением. Как-то я
поступил на работу и месяца через два случайно услышал разговор директора с
заврайоно. Я догадался, что говорят обо мне.
— Нет, нет, он не пьет. Совсем не пьет! —
Пауза. — Я говорю, нисколько не пьет. — Длинная пауза. — Заберите вы его от
меня. Если бы болел чем, а то здоровый мужик. Подозрительно как-то.
До
чего же мы дошли, если нормальный непьющий мужчина вызывает подозрение!
Сложно
установить законы, по которым формируется, развивается неофициальное групповое
мнение. Но среди подростков, среди молодежи бытует убеждение, что способность к
употреблению алкоголя чуть ли не мерило мужественности, выносливости, уровня
здоровья, степени взрослости.
Почему
же важно именно с раннего возраста вырабатывать у детей воинствующее неприятие
алкоголя? Могу поделиться собственным опытом. Как сложилось у меня устойчивое
противоалкогольное убеждение? Я не помню ни одной выпивки в родительской семье,
даже ни одного разговора об этом. Но этого мало. Потрясением для меня стал
случай с дедом. Выйдя на пенсию, он стал жить с нами. Ласковый веселый, он
очаровал нас, детей. Я не отходил от него ни на шаг. Сколько он знал сказок,
историй, какие замысловатые игрушки мастерил! На среднем пальце правой руки у
него вместо ногтя была твердая, как кость, шишка. Я мечтал, чтобы и у меня была
такая же. Однажды он пришел пьяный. По привычке я бросился к нему. Он протянул
мне кулек конфет и вдруг ни с того ни с сего щелкнул меня по лбу этой своей
костяной шишкой. Удар был так силен, что я упал. До сих пор помню веселый хохот
деда. Чего он только не выкидывал в пьяном виде! И как было больно и стыдно
моим непьющим родителям. Может быть, именно их отвращение к пьянству деда и
внушило мне ненависть к алкоголю!
Во
всех неприятностях мы склонны обвинять улицу, хотя эта самая улица состоит из
наших же детей. Нам как-то не приходит в голову, что ребенок, попавший в
общество «выпивающих», вполне естественно становится пьющим.
Вроде и не учим детей плохому, а плохое
усваивается легче.
Меня
поразил показанный по телевидению эксперимент, в котором участвовали пяти-,
шестилетние дети. Малышам предложили отметить день рожденья. И они тут же
потребовали бутылки, стаканы, стали разливать воображаемые напитки, чокаться,
горланить, изображать разную степень опьянения. Надо чаще показывать этот
эксперимент под рубрикой «Факты обвиняют». А сколько разговоров у нас о выпивке, и все с добродушной, снисходительной
окраской...
В
автобусе пятилетний мальчуган с восхищением следил, как молодой шофер управляет
машиной, передвигает рычаги. Наконец он сообщил окружающим:
— Я
вот как вырасту большой, так стану шофером!
— Да
ну?— подыграл ему шофер. — Ты итак вымахал, хоть сейчас за баранку. Поди, водку
уже пьешь?
Пассажиры,
прислушивавшиеся к разговору, заулыбались.
— А
то давай на остановке выпьем поллитру?
— Я
вот... как вырасту, так начну пить по литру!
Ребенок
не мог выговорить «поллитру», сказал «по литру».
Шофер
даже зашелся от восторга:
— По
литру! Вот это да!
Я
высказал свое отношение к этому разговору. Шофер обиделся:
— Вот
не люблю таких. Сам хлещет, как лошадь, а чуть что: «алкоголь — яд». Не пьешь?
Знаешь, кто не пьет?
— Знаю!
— пытался я удержать шофера. Но куда там!
Он
весело острил на мой счет, потом надолго замолчал и наконец спросил с чувством:
— Если
не пьешь, жить-то тогда зачем?
Сколько
же таких разговоров услышит ребенок, пока растет!
Однажды,
помню, я случайно заночевал у чужих людей в одной из кубанских станиц. Хозяева
пошли к соседям на семейный праздник, пришлось идти и мне, так как неловко было
оставаться одному в чужом доме.
Пьяный
мужик с багровым от перепоя лицом сюсюкал, наклонившись к маленькому мальчику,
который, не переставая, хныкал.
— Что
Сереженька хочет?
Я
увидел у его ног крошечного ребенка. Он капризничал.
— Пить
Сереженька хочет, пить!
Он
махнул рукой, и какая-то женщина, такая же пьяная, как и он, зачерпнув из
ведра, подала ребенку стакан. Попробовав, ребенок швырнул на пол стакан,
затопал в истерике ногами. Мужчина махнул второй раз, женщина принесла другой
стакан, ребенок стал пить и успокоился. Смысл «фокуса» мне растолковал один из
участников попойки. Ребенок часто капризничал по ночам, и отец стал давать ему
с ложечки сухое вино. Ребенок засыпал. А к двум годам он уже требовал перед
сном своей порции. Я был ошарашен. Как удар молнии, рассказ осветил вчерашнюю
картину. Крошечный ребенок в одной рубашонке без гитанишек стоит босыми ножками
на крашеном полу среди орущего, ржущего, пьяного стада и тянется дрожащими
ручонками к стакану вина, который подает ему одуревшая мать. Напившись, опять
доверчиво тянется ручонками к матери:
— Мама!
Бай-бай!
Сколько
лет прошло, а эта картина все мучает меня. Что-то делает Сереженька сейчас?
Дети
беззащитны перед нами. Это для других мы презренные пьяницы. Для них мы папы и
мамы. Они обречены верить нам, слушаться нас. Это мы учим их ругаться, курить,
пьянствовать. Учим, обманывая беззащитное детское доверие».
Эта газетная статья ценна позицией ее
автора. Только такая, бескомпромиссная, последовательная позиция дает
возможность видеть и оценивать современные явления поистине трезвыми глазами
человека будущего.
А пока... «Выпьем за здоровье! Будьте
здоровы! За ваше здоровье!»
Кто провозгласил, что пожелать здоровья
нельзя, если в бокале сок или минеральная вода?
Кто дал совет: «Выпей — все пройдет»?
Кто сказал: «Чуть-чуть, для аппетита»?
Как победить зеленого змия, этого
коварного и ненасытного хищника, пожирающего здоровье людей? Где его погибель,
на каком дереве, в какой игле?
Надо искать и бороться. Всем вместе.
Всем, кто осознает необходимость этой борьбы, борьбы во имя тех, кто еще не
попал в число жертв.
Мы обращаемся в первую очередь к
писателям, актерам, режиссерам и редакторам. Ваша роль в формировании
общественного мнения огромна. Авторская позиция, художественные образы, их мировоззрение
и мораль, их традиции и привычки ежедневно умножаются миллионами экранов,
приемников, сцен, книг и журналов. Они одновременно входят в жизнь каждого из
нас наравне с родителями, друзьями, учителями и просто знакомыми и незнакомыми.
Это — вторая половина действительности, в которой мы живем. Но что мы
наблюдаем? Положительные герои навязывают
все те же представления и традиции. Обязательно курят. На каждом шагу
выпивают или стремятся выпить. Даже «непьющий», как о нем сказано в фильме
«Гори, гори ясно», положительный герой в трудную минуту идет к отцу «выпить с
горя».
Для чего это нужно? Для жизненной
достоверности? Но ведь те же герои не теряют достоверности, воздерживаясь от
других отрицательных проявлений, например от нецензурных слов?
Что, если эти прекрасные люди, с
которыми мы благодаря телевидению, кино, радио и печати так много общаемся,
что, если они будут абсолютно непьющими и некурящими, а в некоторых случаях
даже активными противниками этого зла? Да, пусть будет у них «сухой закон»!