«Каковы
задачи противоалкогольной пропаганды!»
Оглавление
В деле
антиалкогольной пропаганды много еще нерешенных проблем. Связано это, на наш
взгляд, с тем, что долгое время многие специалисты не видели ощутимой разницы
между такими понятиями, как трезвость и «умеренное» принятие алкоголя.
Существовала ложная и опасная ориентация на «культурное питье», населению не
прививалась мысль о необходимости полной трезвости, о том, что употребление
алкогольных напитков пусть даже и «в меру» само по себе является злом. Особенно
вредно это сказывалось на подрастающем поколении. Такие запреты (они не изжиты
еще и в настоящее время), как «не пей, тебе еще рано», «ты еще не дорос»,
автоматически подводили ребенка к убеждению в том, что выпивки являются обязательным
атрибутом «взрослости» и не противоречат нормальному образу жизни. Поэтому
первое «знакомство» с алкоголем происходило, так сказать, естественным путем,
часто в домашней обстановке, подросток был горд тем, что приобщился к миру
взрослых, и не понимал, что первый глоток спиртного может стать первым шагом к
болезни. Не зря ведь в народе говорят: «Река начинается с ручейка, а пьянство —
с рюмочки».
И тут, к
сожалению, вовремя не сказали своего слова медики. Комитет партийного контроля
при ЦК КПСС, анализируя работу Министерства здравоохранения СССР по выполнению
постановлений партии и правительства об улучшении наркологической помощи
населению, в числе прочих отметил серьезные недостатки в организации
антиалкогольной пропаганды. Так, газета «Правда» 30 октября 1985 года писала:
«Многие работники здравоохранения и ученые-медики до настоящего времени не
включились в проведение широкой и квалифицированной антиалкогольной пропаганды
среди населения, раскрывающей весь вред алкоголя для здоровья людей, популяризацию
здорового быта, трезвого образа жизни». Некоторые врачи, вместо того чтобы
решительно и бескомпромиссно выступать против спиртного, относили алкоголь к
«пищевым продуктам», ратовали за «культуру питья», «разумную меру потребления»,
что вызывало справедливые нарекания трудящихся.
В настоящее
время взят новый и эффективный курс на переориентацию антиалкогольной
пропаганды, широко разворачивается движение «Трезвость — норма нашей жизни».
Активно способствует этому Всесоюзное добровольное общество борьбы за
трезвость. На учредительном собрании Общества, состоявшемся 25 сентября 1985
года в Колонном зале Дома союзов, говорилось: «Общество должно стать
организацией непримиримых энтузиастов, являющих собой образец полного отказа от
алкогольного дурмана и пример активной борьбы за трезвость. Ядро, основу
будущего общества и его организаций на местах составят прежде всего передовые
представители рабочего класса и колхозного крестьянства, умеющие повести за
собой других личным примером трезвости и активной борьбы за здоровый образ
жизни».
Движение за
трезвость крепнет и набирает силу. На семинаре, проведенном МГК КПСС и
Центральным советом Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость в
апреле 1986 года, отмечалось, что в Москве уже 4 тысячи 286 первичных
организаций Общества, активно включившихся в борьбу с пьянством и алкоголизмом,
за содержательный досуг и здоровый образ жизни москвичей. Так, только в одном
Октябрьском районе столицы создано 157 первичных организаций, которые сыграли
значительную роль в снижении правонарушений, сокращении числа прогулов на почве
пьянства. Активизировали свою работу и женсоветы района при промышленных
предприятиях (например, завода «Красный пролетарий») и ДЭЗах.
Интересными
начинаниями отмечено введение новых антиалкогольных традиций. Все чаще мы
слышим об антиалкогольных свадьбах дома и на производстве, антиалкогольных
проводах призывников в армию, когда работники райкома и исполкома райсовета
накануне отъезда будущих солдат посещают их семьи, тепло напутствуют молодежь.
Несмотря на
относительную малочисленность культурно-просветительных учреждений в
Красногвардейском районе, энтузиасты сумели найти подлинно массовую форму
отдыха трудящихся — проводы Русской зимы на Борисовских прудах стали ярким и
привлекательным зрелищем. Большое внимание уделяется работе с подростками —
популярностью у них пользуются молодежный центр «Авангард», клуб «Самбо-80».
Важной задачей
Общества борьбы за трезвость является повышение самосознания людей и
решительная, бескомпромиссная борьба с так называемым «культурным питьем». В
выступлении на семинаре первый заместитель председателя Общества Н. С. Черных
подчеркнул: «Это опасное заблуждение относительно того, что «умеренное»
потребление алкоголя безвредно, наносит обществу непоправимое зло, дает плохой
пример для подражания молодежи. Сегодня мы обязаны рассматривать это явление
как подрыв устоев нашего общества».
Борьба с
защитниками полутрезвости, «культурного застолья» предстоит упорная. Как
справедливо отмечал главный редактор журнала «Трезвость и культура» С. Н.
Шевердин: «... еще прежде выгоду маскировки под трезвость усвоило... пьянство,
которое всегда мимикрировало под «умение пить». Высказывался против
«умеренного» потребления алкоголя и великий русский физиолог Н. Е. Введенский:
«Устанавливать какие-либо «нормы потребления», говорить о том, какие дозы могут
считаться «безвредными», а какие должны быть признаны вредящими организму,— все
это вопросы в высшей степени условные и иллюзорные... Подобными вопросами стремятся
отвлечь внимание от решения практических вопросов по борьбе с пьянством».
В Уставе
Общества записано, что его членом может быть только непьющий человек, активно
пропагандирующий идеи трезвости. И, как показывают первые дела Общества,
максимализм этого требования не только не отпугнул людей от движения за
трезвость, а, наоборот, привлекает все новых и новых энтузиастов.
Вышли в свет
первые номера упоминавшегося выше общественно-политического и
научно-популярного журнала «Трезвость и культура», который сразу же включился в
антиалкогольную пропаганду и утверждение трезвого образа жизни. На страницах
журнала выступают видные ученые, представители творческой интеллигенции,
рабочего класса и колхозного крестьянства. Публикуются материалы, рассказывающие
не только о вреде пьянства, но и об опыте, накопленном передовыми коллективами
в борьбе за трезвость, радикальных мерах по преодолению пьянства и алкоголизма.
Трудно
переоценить роль работников торговли в практическом воплощении и пропаганде идей
трезвости. В качестве примера творческого подхода, умения по-хозяйски мыслить
можно привести опыт безалкогольного кафе «Ширван», что находится на улице
Дзержинского в Москве. Хорошо известное в прошлом местным выпивохам место
совершенно преобразилось. Не увеличив ни на одного человека штат, администрация
не только компенсировала убытки от прекращения продажи спиртного, но и
увеличила ежедневный доход. Достигнуто это было на основе тщательного изучения
покупательского спроса. Кафе открыло несколько филиалов— «Чебуречную»,
«Хачапурную», свою кулинарию, залы, где можно быстро перекусить и основательно
пообедать. Обновлен интерьер кафе, улучшено обслуживание, шашлык готовится на
мангале, и его аромат уже с порога возбуждает аппетит.
Другом и
соратником Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость является
болгарский Национальный комитет трезвости, созданный более двадцати лет назад и
достигший в своей работе больших успехов. В Болгарии широко практикуется
издание различных плакатов, буклетов, листовок, которые не только бичуют
пьянство, но и раскрывают секреты долголетия, рекомендуют правильные меню и
режим питания, дают рецепты различных соков и безалкогольных напитков для
домашнего приготовления. Особое внимание обращается на книги для детей. Красочные
иллюстрации в них, выполненные лучшими художниками, изображают, как те, кто
пьет водку и вино, постоянно попадают впросак, являются отрицательными героями
и вообще субъектами несимпатичными.
Большую роль в
пропаганде трезвого образа жизни играет газета «Трезвенност» («Трезвость»),
пользующаяся заслуженной популярностью у населения, сплотившая вокруг себя всех
активистов антиалкогольного движения. Одна из ведущих в газете — рубрика
«Бригада трезвости — гарантия высокого качества». В интервью еженедельнику
газеты «Комсомольская правда» — «Собеседник» секретарь редакции Мария Рашева
рассказывает: «Сегодня по стране более четырех тысяч звеньев и бригад носят
звание коллектива трезвости. Здесь нет случаев выпивки или курения на работе,
перевелись и приходы на работу «с похмелья». Борьба за трезвость — это,
конечно, борьба за здоровье, но одновременно это и борьба за выполнение
социально-экономических задач, поставленных XII съездом БКП».
Антиалкогольная
пропаганда активно ведется и в других социалистических странах, она является
одним из четырех главных направлений работы, предусмотренной программой
Всемирной организации здравоохранения по проблемам, связанным с потреблением
алкоголя. ВОЗ считает необходимым разрабатывать и совершенствовать национальную
политику в отношении потребления алкоголя, развивать международное
сотрудничество в этой области, создавать методы раннего выявления и
профилактики алкоголизма, которые не принесут успеха без действенной и
эффективной антиалкогольной пропаганды.
Старший специалист
Отдела охраны психического здоровья в штаб-квартире ВОЗ в Женеве Маркус Грант
пишет: «Цель антиалкогольной пропаганды, так же как и гигиенического воспитания
по другим вопросам, заключается в том, чтобы создать ситуацию, при которой
население само предпочтет здоровый образ жизни. [...] Сегодня, чтобы добиться
перемен, недостаточно предупреждать людей об опасности последствия
злоупотребления алкоголем. Гораздо эффективнее привлекать их к активному
решению вопросов, влияющих на состояние их здоровья и той среды, в которой они
живут. Именно это участие населения и делает пропаганду двусторонним процессом,
при котором население выражает свои потребности, тем самым направляя и усиливая
пропагандистскую деятельность. [...] Антиалкогольная пропаганда — это лишь
часть общей пропаганды здорового образа жизни, которая направлена на достижение
здоровья для всех к 2000 году».