«Каково
было отношение к пьянству в годы гражданской войны и первых пятилеток!»
Оглавление
Становление антиалкогольной правовой политики большевиков в первые годы советской власти (1917-1921 г.г.)-1
В интервью
журналу «Трезвость и культура» старый большевик и общественный деятель
Владислав Петрович Тыдман, прошедший славный боевой путь от красноармейца до
батальонного, полкового и дивизионного комиссара и члена армейских
революционных военных трибуналов, вспоминал: «...Наш добровольческий отряд
сразу бросили в бой. Глубокой ночью мы выскочили из вагонов и пошли в атаку
против почти невидимого противника. И кайзеровские вояки из пятой запасной
дивизии германской армии, превосходно вооруженной и вымуштрованной... не
выдержали штыкового удара немногочисленных добровольцев рождавшейся в тех боях
Красной Армии. Вильгельмовские генералы щедро напоили перед сражением своих
солдат и офицеров шнапсом и пивом, но алкогольная «накачка» так же не помогла
им, как и их оружие, и солдафонская муштра, и механическая дисциплина.
Голодные, плохо обмундированные, но абсолютно трезвые и охваченные единым
патриотическим порывом и революционным энтузиазмом красноармейцы остановили
врагов и обратили их в бегство.
Без малого три
года провел я на фронтах гражданской войны и борьбы с интервентами. Поэтому
могу с чистой совестью сказать: партия большевиков показала себя не только
подлинно революционной, марксистско-ленинской, но и самой культурной
политической партией России, а Красная Армия победила и разгромила
интервентские и белогвардейские войска и всевозможные банды не только потому,
что она защищала правое дело, вела освободительную войну против чужих и «своих»
эксплуататоров (это само собой!), но и потому, что в ней в 1918—1920 годах
фактически действовал «закон трезвости». Пили алкоголь белые и интервенты,
беспробудно пьянствовали петлюровцы, пилсудчики и прочие «псы-атаманы». В
Красной Армии же тех немногих бойцов, командиров и политработников, кто
замечался в употреблении спиртного, предавали суду революционного военного
трибунала и строго наказывали.
Трезвеннический
настрой воодушевляет и окрыляет людей, помогает им преодолевать горести и
трудности, бороться с недугами. Мы, участники гражданской войны, знали это
лучше, чем даже многие хорошие врачи, горячо ратовавшие за полное искоренение
алкоголизма. И когда через десять лет после первых боев Красной Армии под
Псковом и Нарвой в доме Герцена на улице Воровского собрались активисты
противоалкогольного движения, ветераны этих сражений, жившие тогда в Москве,
были среди них».
После собрания
на улице Воровского в Колонном зале Дома союзов на массовом собрании активистов
противоалкогольного движения 16 февраля 1928 года было объявлено о создании
новой общественной организации — Общества борьбы с алкоголизмом. В состав
Организационного комитета общества вошли видные деятели Коммунистической партии
и Советского государства— Н. А. Семашко, Н. И. Подвойский, С. М. Буденный, врач
В. А. Обух, биохимик А. Н. Бах, поэт Демьян Бедный, писатель В. В, Иванов,
передовые рабочие, юристы.
Состоявшийся в
декабре 1927 года XV съезд Коммунистической партии принял решение о составлении
первого пятилетнего плана, проведении всеобщей коллективизации сельского
хозяйства, укреплении трудовой и производственной дисциплины. К числу важнейших
мероприятий была отнесена борьба с алкоголизмом и вовлечение в нее всех
партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, всей передовой
общественности.
«Поэтому ничуть
не удивительно, что в некоторых журналах тогда публиковались лозунги-призывы
такого типа: «Борьба за трезвость и здоровый быт так же серьезна и необходима,
как борьба с белыми в эпоху гражданской войны, как борьба с разрухой в
последующие годы, как борьба с классовым врагом в наши дни». Пьяницы и
алкоголики, духовно и нравственно разложившиеся, грубо и постоянно нарушавшие
общественный правопорядок и трудовую дисциплину, не только сопоставлялись с
классовыми противниками Советской власти, но и открыто приравнивались к
преступной «контре».
Таким образом,
тяжкий пережиток капитализма, принявший уродливую форму общественной
болезни,поражающей в первую очередь духовно незрелых людей, был объявлен новым
врагом социалистического Отечества.
Трезвость и
культура.— 1986.— № 2.— С. 12.