Политика в
европейских странах.
Оглавление
Установлено, что хорошо сбалансированная политика в
области алкоголя имеет явную превентивную ценность.
Хотя все европейские государства имеют алкогольную
политику с различными степенями и особенностями контроля за производством,
распространением и рекламой, а также развития медико-санитарного просвещения и
лечения, лишь в немногих из них она является всесторонней. Либерализация
оказала давление на политику многих государств. Отмена государственного
контроля за производством, продажей и распространением алкоголя в части
Восточной Европы фактически привела к отсутствию политики в отношении алкоголя.
Все европейские государства нуждаются в защите своей
политики в области алкоголя, а тем, где контроль был ликвидирован, требуется
специальная помощь. Всесторонняя политика должна включать эффективные законодательные
меры, такие, как установление минимально допустимого возраста для потребления
алкоголя, регулирование цен и налогов, контроль доступности и сбыта алкоголя.
Согласование
действий с
межправительственными организациями.
Политика таких межправительственных организаций, как
Европейское Сообщество, Европейский Совет и Северный Совет оказывает
значительное воздействие на потребление алкоголя. Например, принятые
Европейским Сообществом решения по налогообложению смогли привести к снижению
цен на алкоголь в одних странах (Дании, Ирландии, Великобритании) и росту их в
других странах (Португалии, Испании). Различие в ценах уже привело к
значительной торговле через границу, например, между Данией и Германией, и это,
вероятно, вызывает политическое давление, направленное на снижение цен в
странах, близких к Европейскому Сообществу.
Через развитие межгосударственной политики в области
алкоголя, партнеры смогут обсудить усиление сотрудничества в сфере укрепления
здоровья. Право каждого государства иметь более целеустремленную и строгую
политику, чем общепринятый минимум, не должно нарушаться.
Превентивные
подходы в деятельности алкогольной промышленности и организация досуга.
Алкогольная промышленность и организация досуга
являются важными работодателями и вносят большой вклад в доход государства.
Европейская алкогольная промышленность к тому же крупнейший экспортер.
Небольшое число фирм контролирует большую часть рынка алкоголя. Это делает
возможным обсуждение общего подхода к сбыту и распространению алкогольных
напитков. Эти промышленные структуры заинтересованы в некоторых превентивных
мерах (например, в создании более спокойных мест для потребления алкоголя и в
противодействии вождению транспортных средств в пьяном виде), в просветительной
работе об опасности употребления алкоголя при беременности и в развитии
алкогольной политики для работодателей.
Должны быть разработаны европейские и международные
своды правил в целях саморегуляции сбыта алкогольных напитков, а также
ограничения их рекламы.
Правоохранительная
система.
Значительная доля нагрузки правоохранительных органов,
как-то предупреждение преступлений, аресты, вынесение решений о наказании,
заключение в ИТУ и тюрьмах, назначение отсрочки исполнения приговора и
профилактический надзор, так или иначе, связаны с потреблением алкоголя
населением. Существуют значительные возможности смягчения алкогольных проблем
путем просвещения на местном уровне и предотвращения вождения транспортных
средств в пьяном виде, насилия в семье, нарушений общественного порядка,
непреднамеренного нанесения травм и других видов ущерба, вызываемых преступным
поведением.
Существует острая необходимость обучения работников
правоохранительных органов в области проблем, связанных с алкоголем, и
соответствующему реагированию на них, а также значительной поддержки
просветительной деятельности правоохранительных органов на местном уровне.
Европейский план действий по борьбе с потреблением
алкоголя базируется на девяти основополагающих принципах:
*
Признание и отстаивание права людей выбирать
жизнь, свободную от алкоголя.
*
Законодательное установление права на
окружающую обстановку, свободную от алкоголя.
*
Законодательное запрещение рекламы алкогольных
изделий и спонсорства со стороны алкогольной промышленности.
*
Информирование каждого члена общества об
опасности употребления алкоголя и о масштабах пьянства и алкоголизма,
последствий (политических, экономических, социальных и культурных) от
употребления алкогольных напитков.
*
Представление широкого выбора средств и
методов помощи пьющим людям, желающим прекратить употребление алкоголя.
*
Установление специального сбора в размере не
менее 1 % от доходов, полученных от налогообложения алкогольных производств и
изделий, для финансирования специальных программ по контролю за производством и
продажей алкоголя, по профилактике и преодолению пьянства и алкоголизма, по
укреплению здоровья.
*
Законодательное установление прогрессивных
финансовых препятствий пьянству и алкоголизму.
*
Законодательное запрещение новых методов
распространения алкогольных изделий и блокирование будущей стратегии сбыта
алкогольной индустрии.
*
Объединение усилий государственных органов и
общественных организаций в борьбе за снижение производства, продажи и
потребления алкогольных напитков, за укрепление здоровья.
Таким образом, подведем некоторые предварительные
итоги. Координирующим центром разработки стратегии направлений, способов и
средств профилактики алкогольных проблем является Всемирная организация
здравоохранения при ООН с ее отделами в различных регионах земного шара.
Значимость алкогольных проблем для государств всего
мира побуждает их к сотрудничеству в законодательной сфере. Антиалкогольное
законодательство, как понятие, намного шире понятия правовых мер борьбы с
пьянством и алкоголизмом. Значение термина "антиалкогольное законодательство”
современной юридической наукой до конца не определено. В этой связи обращает на
себя внимание определение, в соответствии с которым под антиалкогольным законодательством
он понимает систему правовых норм и институтов, направленных на ограничение или
запрещение производства, хранения, провоза, продажи и потребления алкогольных
напитков, на формирование негативного отношения к потреблению алкогольных
напитков и позитивного отношения к трезвости и трезвому образу жизни.
Антиалкогольное законодательство позволяет в полной мере реализовывать
регулятивную и охранительную функции государства. Богатейший исторический опыт
развития антиалкогольного законодательства европейских государств является
мощным стимулом для активизации законотворческой деятельности в тех
государствах, бюджет которых во многом зависит от доходов, получаемых за счет
производства и продажи алкогольных напитков и т.д.
Антиалкогольная политика того или иного государства
должна базироваться на девяти основополагающих принципах, лежащих в основе
Европейского плана действий по борьбе с потреблением алкоголя, принятого в 1992
году.