Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2013 » Январь » 19 » Потенциальные убийцы

Потенциальные убийцы

— Спасибо, что подвезли.

— Спасибо мне много, а бутылочку в самый раз.

Оглавление

Я знаю человека, который на предложение выпить рюмочку постоянно говорит слова, походящие на пароль: «За рулем». Никакой машины у него нет, но все искусители сразу умолкают — за рулем, святое дело. Если бы все это понимали...

Читаю журнальную статью, в которой убедительно рассказывается, как любая толика алкоголя влияет на реакцию водителя. Затем автор задается практическим вопросом: что делать, если вы приехали в гости на своей машине и выпили? Читатель, разумеется, задумался. Но автор статьи ободряет: «Не падайте духом. Вас может выручить обмен веществ». Тут можно задуматься еще серьезнее, ибо до сих пор пьющих обмен веществ как-то не выручал.

Но статья разъясняет, с какой скоростью алкоголь выводится из организма. Потом высказывается пожелание иметь знакомого биохимика — вроде своего парикмахера или портного, который вычислил бы вашу индивидуальную скорость вытрезвления. Заключается все это оптимистическим советом: «Но так или иначе, рано или поздно алкоголь окажется переработанным полностью. После этого вы можете спокойно заводить мотор — если, конечно, хозяева не выпроводили вас еще раньше».

Как же так? А влияние любой дозы алкоголя на скорость реакции? А тот алкоголь, который держится в крови до двух недель? А похмелье, а дрожанье рук?.. Как же садиться за руль?

Статья давала еще кучу бесценных рецептов, как скрыть алкогольное опьянение (надо полагать — от милиции): жевать сухой чай или мускатный орех, пить крепкий кофе, вдыхать смесь кислорода и углекислого газа, делать уколы инсулина... Не было в ней только одного совета — главного: не пить за рулем никогда и нисколько.

Статью напечатал уважаемый мною журнал «Химия и жизнь». Правда, еще до начала антиалкогольной борьбы.

А ведь пьянство за рулем — международный бич. По данным Всемирной организации здравоохранения, на всех дорогах ежегодно погибает более 250 тысяч человек, и половина из них — пьяные.

Пожалуй, первыми спохватились США, где ежегодно на дорогах гибнет 95 тысяч человек. Мер придумали множество, но я назову лишь некоторые, меня удивившие.

В США есть организация «Матери против нетрезвых водителей». Некоторые газеты публикуют фотографии пьяных водителей. Даже алкогольные фирмы вынуждены беспокоиться о движении на дорогах, поэтому возникают вот такие рекламы: «Наш ром можно мешать с чем угодно, кроме вождения машины».

В небольшом округе Вайц (Австрия) за 1986 год задержали 326 нетрезвых водителей, посему было принято постановление — впредь имена подобных водителей публиковать в газете за их счет (стоимость публикации 196 шиллингов). А раз в месяц печатается общий черный список шоферов-пьяниц.

Заволновалась и Франция. Когда в 1986 году на дорогах страны погибло 11 тысяч человек и 260 тысяч было ранено, Национальное собрание единодушно приняло новый закон: если количество алкоголя в крови превышает 0,8 грамма на литр, то водитель может быть оштрафован на 30 тысяч франков (стоимость малолитражного автомобиля) и получить 2 года тюрьмы.

Я, правда, не понимаю, как можно ездить, имея в крови алкоголь до 0,8 грамма (по последним сведениям — 0,3 миллиграмма).

Что там водители автомобилей... Гренландский парламент издал закон, запрещающий управлять в нетрезвом состоянии собачьей упряжкой, ибо за последние 10 лет погибло более 40 выпивших погонщиков.

Тревожное положение и у нас. Я хотел было сделать выборку по регионам (например, в Бурятии по вине пьяных в 1986 году произошла 351 авария и погибло 102 человека, в Эстонии ежегодно лишаются прав до 7 тысяч нетрезвых водителей и т. д.), а потом решил ограничиться цифрами, сообщенными начальником ГАИ МВД СССР, — при проверке водителей каждый четвертый оказался нетрезвым в той или иной степени. До антиалкогольного законодательства — каждый третий.

Каждый четвертый! Как же с ними бороться?

Иногда я думаю, что не полагаются ли тут главным образом на технику, которая засекает опьянение водителя? По крайней мере, развивается она стремительно...

Трубка Мохова — Шинкаренко, в которую дуют нарушители. В США изобретен электронный прибор — на виски водителя накладываются два электрода, которые улавливают биотоки, а микрокомпьютер по характерным колебаниям определяет давность приема спиртного.

Американская фирма «Омикрон» выпустила другой прибор, портативный газоанализатор, который не только показывает на световом табло количество алкоголя в крови, но и выдает цветную фотографию нарушителя с напечатанными на ней этими данными.

А недавно я прочел про «тестер водителя», прибор для самопроверки, разработанный инженерами совместно со специалистами по алкогольной патологии. При его помощи можно осуществлять «алкогольный самоконтроль». Приборчик, так сказать, для водителей-пьяниц. Впрочем, есть способ проверить водителя и без всякого прибора — при помощи масштабной линейки да одной простейшей математической формулы.

Приборы, техника, формулы... Но вот психолог из Колорадского университета США Р. Плюмин считает, что все они недостаточно достоверны, включая и лабораторный анализ содержания алкоголя в крови. Бывает, что анализы и приборы говорят о трезвости водителя, а за руль ему лучше не садиться. И это подтверждается статистикой: водители, не имевшие в крови алкоголя, но пившие накануне, допускают ошибок на 19 процентов больше нормы.

В начале своей работы следователем я удивлялся примитивности проверки шоферов. Была так называемая «половая проба» — водителя заставляли пройти по одной половице. Так вот, психолог из Колорадского университета во всех сомнительных и спорных случаях рекомендует предложить водителю пройтись по одной половице — по прямой.

Но ведь пьяного за рулем еще надо остановить. Сколько мы знаем дичайших погонь, с сиренами, с опасностью для транспорта, для пешеходов и для работников милиции. Поведение пьяного человека вообще непредсказуемо, а уж если он взялся за руль...

Некий Падилья был задержан в штате Колорадо пьяным за рулем. Полицейский надел ему наручники, посадил на заднее сиденье патрульной машины, а сам пошел отогнать автомобиль нарушителя на обочину. Каково же было удивление полицейского, когда его патрульная машина двинулась с места и понеслась по автостраде. Началась погоня, проходившая на скорости до 165 километров в час. И безуспешно. Только при помощи брошенных шипов удалось лишить патрульный автомобиль управления, и он врезался в грузовик. Кстати, Падилья остался жив и невредим. Как же он управлял в наручниках? Зубами и коленями.

Но вот пьяного шофера остановили и проверили прибором. Не думайте, что он смутился. Зачастую нетрезвый водитель вываливается из кабины с наглейшими глазами и начинает доказывать, что или выпил всего лишь кружку пива, или позавчера был у тещи на блинах, или принял лекарство на спирту...

Оставим наивные уловки насчет тещи и лекарства. Глянем пристальнее на кружку пива, которую, по убеждению многих, пропустить за рулем не грех. Вроде бы популярный и безобидный напиток. Весь мир пьет. Чемпионы — баварцы — выпивают в среднем более 0,5 литра в день. В Мюнхене устраиваются пивные фестивали, в Англии — соревнования. В Чехословакии хмель зовется «зеленым золотом»...

А между тем в пиве до 6—8 процентов алкоголя. В американской банке пива содержится 30 граммов чистого алкоголя. Наша кружка пива соответствует 60 граммам водки. Всезнающая статистика утверждает, что пешеход, выпивший 4 кружки пива, имеет в 14 раз больше шансов попасть в аварию, чем трезвый. А уж водитель...

30 граммов чистого алкоголя, 60 граммов водки... А медики утверждают, что буквально капля алкоголя влияет на организм: нет ни нарушения координации движений, ни сбившейся речи, ни опьянения, ни запаха, а реакция человека уже не та. Не забудем, что при экстренном торможении речь идет о секундах и долях секунды. О связи капель алкоголя с секундами говорят убедительные эксперименты...

На автодроме Лейпцига (ГДР) троим из пяти водителей дали небольшую дозу пива. Когда все пятеро выехали на трассу, то перед каждым неожиданно бросали большую тряпичную куклу. Ни один из пивших пиво затормозить не мог и куклу давил; непившие останавливались перед ней свободно.

Второй эксперимент был со знаменитым гонщиком, чемпионом мира Тони Бетенхаузеном. Его реакция при торможении (перенос ноги с педали газа на тормоз) составляла 0,406 секунды. Мгновенье. Но вот гонщику дали рюмку виски — 30 граммов алкоголя. И теперь ему на торможение потребовалось на 0,1 секунды больше. Это мировому-то чемпиону, а что же говорить про рядовых водителей?

Кстати, 0,1 секунды при скорости 100 километров в час значит 3 метра лишнего пути — те самые метры, которые зачастую и решают судьбу жертвы.

Я сослался на эксперименты, хотя в жизни подобных примеров множество...

Около шести часов утра по улицам Филадельфии на бешеной скорости мчался красный «порше» и на одном из поворотов врезался в бетонный забор. Водитель (он был нетрезв) погиб. Им оказался знаменитый вратарь клубной команды НХЛ «Филадельфия Флайерс» Линдберг. Кстати, бронзовый олимпийский чемпион. Команда праздновала очередную победу. Когда же спросили, был ли Линдберг пьяницей, то услышали категорический ответ его товарищей:

— Нет, он был трезвенником и выпивал в день лишь две бутылки пива.

Любовь к пиву так сильна, что в Чехословакии специально для шоферов придумано безалкогольное пиво под названием «Пито». Подобные напитки есть в Югославии и ФРГ. Только вот похоже, что водители предпочитают старое пиво.

Но я отвлекся.

Поймали нетрезвого шофера, доказали... Что ему грозит? Штраф или лишение на какой-то срок водительских прав. К уголовной ответственности его привлекут лишь в том случае, если будет задержан нетрезвым дважды в году. Но и тогда санкция статьи предусматривает и исправительные работы по месту работы или на специальных объектах, и штраф, и лишение прав до пяти лет; лишь в исключительном случае пьяницу могут лишить свободы сроком до 1 года. В Эстонии придумали остроумную меру — вместо лишения прав дают особые номера почти с одними нулями, означающими, что водитель опасен. Говорят, они этого стыдятся.

Теперь я хочу перейти к мысли, ради которой и начал разговор о транспорте...

Когда случилась трагедия с теплоходом «Адмирал Нахимов», то переживала вся страна. Когда разбивается самолет, сходит с рельсов поезд, происходит крупная авария на заводе или шахте, то мы грустим, соболезнуем... Но количество жертв под колесами автомашин — главным образом от пьяных водителей — превышает количество жертв от всех аварий и взрывов. Почему же общественность молчит?

Убийство человека есть всегда происшествие чрезвычайное. Ножом, пулей, топором, палкой... Страшно! Об этом говорят, ходят слухи, дают статьи в печати, ведут телерепортажи... Общественное мнение возбуждено. А пьяные водители убивают сотни людей ежедневно — и вроде бы никакого возмущения.

Теперь глянем на проблему с другой стороны. Человек держит дома пистолет или винтовку. Уголовный кодекс четок — это преступление, хранение огнестрельного оружия. Человек вышел на улицу с финкой или кастетом — уголовное преступление, ношение холодного оружия. Судят лишь за незаконное хранение и за ношение.

Так неужели пьяный водитель, несущийся на многотонном грузовике, менее опасен, чем человек с кастетом в кармане? Почему пьяного, севшего за руль и задавившего прохожего, судят как за неосторожное убийство? Какое же неосторожное? Не было прямого умысла на убийство? Нет, умысел прямой, ибо знал, что пьяный человек с управлением не справится. Говорить про отсутствие прямого умысла на убийство у пьяного водителя то же самое, что говорить о неосторожном убийстве про человека, открывшего беспорядочную стрельбу на улице. Пьяный, севший за руль,— это убийца. Да-да, убийца! Я сам видел...

Шел как-то по тротуару. Вдруг сзади непонятный грохот, вскрик, и жаркий ветерок судьбы обдал мою спину. Тут же, чуть не коснувшись, пролетел борт кузова. Грузовик, поздновато тормознув, клюнул бампером стену дома. Из кабины вышел парень и туманным взглядом уставился почему-то на меня. Сбежался народ, звали милицию. Я огляделся... Пожилой человек сидел на панели — тонкая струйка крови бежала из его рта на галстук.

А сколько я расследовал дел, в которых, как в кошмарном сне, мелькали обгоревшие остовы машин, сплющенные кабины, трупы, пробитые головы и сломанные позвоночники... Упомяну лишь одно, удивившее меня необычностью.

Я дежурил по прокуратуре. И вдруг вызов — труп женщины в квартире. Эти вызовы всегда выбивают из колеи, ибо бросаешь дела, допросы, вызванных...

— Видимо, умерла своей смертью,— успокоил дежурный райотдела...

Молодая женщина лежала в кровати, раздетая, под одеялом. Никаких повреждений. Очевидно, что умерла от какой-то болезни. Скорее всего, сердце. Тут же был и муж, который возвратился домой и жену нашел уже мертвой. Правда, от мужа слегка попахивало спиртным, но это к смерти отношения не имело.

Пока я говорил с мужем, судебно-медицинский эксперт продолжал исследовать труп.

— Что-то мне не нравится ее череп,— сказал эксперт.

Теперь на выпившего мужа я глянул уже с профессиональным интересом. Он тут же все рассказал...

За городом, в садоводстве, выпил он с соседом вина из крыжовника. Потом сели с женой в свой «Москвич» и поехали домой. По дороге налетел — и сам не знает как — на здоровенный валун. Жена ударилась головой о косяк дверцы или о какой-то выступ. Немного посидела и пришла в себя. Своим ходом доехал до дома, жена накормила ужином, а потом он сходил к знакомому договориться насчет ремонта бампера и крыла. Когда вернулся, жена лежала в кровати мертвой.

Поэтому хочу сказать еще раз — пьяный за рулем, независимо от последствий, есть уголовный преступник. Сел пьяным за руль — совершил уголовное преступление. И не штрафовать, не прав лишать, не номера менять, а привлекать к уголовной ответственности, о чем в кодексе должна быть статья. Вот тогда тот каждый четвертый, который нетрезвым берется за руль, задумается.

11:05
Потенциальные убийцы
Просмотров: 6491 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]