«Расскажите о новом антиалкогольном
законодательстве».
Оглавление
Решение
грандиозных задач построения коммунистического общества, наиболее полного удовлетворения
духовных и материальных потребностей советских людей невозможно без преодоления
пьянства и алкоголизма. Это социальная задача большой политической важности.
В постановлении
Центрального Комитета КПСС от 7 мая 1985 года «О мерах по преодолению пьянства
и алкоголизма» говорится: «...в современных условиях, когда все полнее
раскрываются созидательные силы нашего социалистического строя, преимущества
советского образа жизни, особое значение приобретают строгое соблюдение
принципов коммунистической морали и нравственности, преодоление вредных
привычек и пережитков, прежде всего такого уродливого явления, как пьянство,
злоупотребление спиртными напитками».
Г. В.
Антонов-Романовский, анализируя постановление ЦК КПСС, в книге «Пьянство под
запретом закона» выделяет следующие основные принципы антиалкогольной борьбы:
«Первым,
главным, принципом этой борьбы является курс на развитие трезвого образа жизни
и трезвеннических взглядов у населения. Трезвость — вот критерий нормального
состояния социальной жизни. Употребление спиртных напитков вносит нежелательные
отклонения в эту жизнь.
Принцип
трезвенности предусматривает обеспечение полной перестройки отношения населения
к употреблению алкоголя, искоренение духа терпимости и попустительства
злоупотреблению алкоголем.
Второй принцип —
превращение антиалкогольной работы во всенародное дело. [...] В осуществление
этого принципа повышены требования к личному поведению и участию в профилактике
пьянства, предъявляемые руководящим работникам, каждому члену партии.
Третий
принцип—научно обоснованная динамичность антиалкогольной деятельности. Он
нацеливает нас на постоянное совершенствование этой деятельности, на повышение
уровня ее организации, на расширение научного подхода к решению антиалкогольных
проблем. С осуществлением этого принципа связана разработка общегосударственной
комплексной программы преодоления пьянства и алкоголизма.
Четвертый
принцип — взаимное соответствие общих и специальных мер решения задачи по
преодолению пьянства и алкоголизма. Он способствует превращению этой задачи в
одно из звеньев программы интенсификации экономического и социального развития
Советского государства.
Пятый принцип — последовательность
в сокращении уровня производства и продажи населению спиртных напитков».
Для успешного
проведения действенной антиалкогольной борьбы разработан ряд мер правового
характера, основывающихся на применении норм трудового, гражданского,
административного и уголовного законодательства. Важно при этом то, что
правовые меры воздействия используются не только государственными органами, но
и трудовыми коллективами, всеми общественными организациями.
Эти положения
отражены в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года «Об
усилении борьбы с пьянством», который предусматривает широкое использование
правовых средств в профилактике антиобщественного поведения, связанного с
потреблением спиртных напитков.
Рассмотрим с
этой точки зрения республиканское законодательство с учетом изменений,
внесенных в октябре 1985 года в соответствующие кодексы.
1. Употребление спиртных напитков и
нахождение в состоянии опьянения в общественных местах:
— распитие спиртных напитков на улицах,
стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других
общественных местах;
— появление в общественных местах в пьяном
виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
— появление подростков в возрасте до 16 лет
в общественных местах в пьяном виде (ст. 162 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях).
2. Употребление алкогольных напитков на
производстве и при управлении транспортными средствами:
— распитие спиртных напитков на
производстве;
— пребывание на работе в нетрезвом
состоянии;
— участие руководителя в распитии с
подчиненными ему работниками спиртных напитков на производстве;
— непринятие руководителем мер к
отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;
— сокрытие руководителем случаев распития
спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных ему
работников (ст. 161 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях);
— управление транспортным средством в
состоянии опьянения лицом, не имеющим права управления им (ст. 120 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях и ст. 211' Уголовного Кодекса РСФСР);
— управление транспортным средством
водителем в состоянии опьянения (ст. 117 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях и ст. 211 УК РСФСР);
— допуск должностным лицом, ответственным
за техническое состояние и эксплуатацию транспортных
средств, к
управлению транспортными средствами водителя, находящегося в состоянии
опьянения (ст. 124 того же Кодекса и ст. 2113 УК РСФСР);
— передача управления транспортным
средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 117 и 120 Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях).
3. Поведение,
способствующее распространению пьянства:
— нарушение работниками торговых
предприятий и предприятий общественного питания правил торговли спиртными
напитками (ст. 147 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и ст. 156'
УК РСФСР);
— скупка и перепродажа с целью наживы в
небольших размерах водки и других спиртных напитков (ст. 151 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях и ст. 154 УК РСФСР);
— изготовление и хранение самогона, чачи,
араки, тутовой водки, браги и других крепких спиртных напитков домашней
выработки, а также изготовление или хранение аппаратов для их выработки (ст.
158 УК РСФСР);
— приобретение аппаратов для их выработки
(ст. 158 УК РСФСР);
— приобретение самогона, чачи, араки,
тутовой водки, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки (ст.
160 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях);
— организация или содержание притонов для
распития спиртных напитков, а равно систематическое предоставление помещений
для этих целей (ч. 2 ст. 226 УК РСФСР).
4. Вовлечение в пьянство несовершеннолетних
и дурное влияние на детей:
— доведение несовершеннолетнего до
состояния опьянения родителем или иным лицом (ст. 163 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях);
— доведение несовершеннолетнего до состояния
опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находился
несовершеннолетний (ст. 210 УК РСФСР);
— вовлечение несовершеннолетнего в пьянство
(ст. 210 УК РСФСР);
— уклонение родителя от выполнения своих
обязанностей по воспитанию детей или злоупотребление своими родительскими
правами, жестокое обращение с детьми, оказание вредного влияния на них своим
аморальным, антиобщественным поведением, также заболевание родителя хроническим
алкоголизмом (ст. КоБС РСФСР).
5. Совершение правонарушений под влиянием
опьянения или вследствие алкогольной деградации личности. Следует акцентировать
внимание на том, что совершение преступления в состоянии опьянения не
освобождает от уголовной ответственности (ст. 12 УК РСФРС) и рассматривается в
качестве отягчающего вину обстоятельства (п. 10 ст. 39 УК РСФСР); причинение
ущерба производству лицом, находившимся в состоянии опьянения, влечет
применение более строгих материальных санкций (п. 7 ст. 121 КЗоТ РСФСР);
заболевание хроническим алкоголизмом служит одним из оснований лишения
родительских прав (ст. 59 КоБС РСФСР).
К числу наиболее
распространенных антиобщественных действий, совершаемых в пьяном виде, можно
также отнести хулиганство, прогулы, причинение материального ущерба государственному
или общественному имуществу.
Для злостных
алкоголиков предусмотрено применение принудительных административно-медицинских
мер по их лечению и приобщению к труду. Так, Президиум Верховного Совета РСФСР
Указом от 1 октября 1985 года внес изменения в редакцию ст. 59 Закона РСФСР от
29 июля 1971 года «О здравоохранении» и в свой Указ от 1 марта 1974 г. «О
принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков»:
лица, больные хроническим алкоголизмом, обязаны проходить полный курс специального
лечения в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения. В
случае отказа от лечения или нарушения рекомендаций врача и продолжения
пьянства в период лечения такие больные считаются правонарушителями и
направляются в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) системы МВД СССР. То же
самое относится к лицам, самовольно прекратившим лечение или делающим перерывы,
сводящие на нет его результаты.
С этой целью в
1985 году был упрощен порядок направления в ЛТП. Родственники, соседи и другие
окружающие злостного пьяницу лица избавлены теперь от необходимости долго
терпеть его издевательства и собирать различные юридические доказательства его
антиобщественного поведения. Они сами могут ходатайствовать перед народным
судом о направлении его на обследование с целью установить точный диагноз, а в
случае наличия болезни и отказа от лечения — о направлении в ЛТП.
К числу важных
мероприятий по преодолению пьянства и алкоголизма следует отнести и активизацию
деятельности комиссий по борьбе с пьянством и товарищеских судов.
Указом
Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 года утверждено Положение
о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях,
организациях и их структурных подразделениях. Эти комиссии призваны разрабатывать
и проводить мероприятия по предупреждению и пресечению пьянства среди
работников предприятий, учреждений, организаций, создавать нетерпимое отношение
к любым проявлениям пьянства. Состав комиссий избирается на срок до Двух лет на
общих собраниях трудовых коллективов открытым голосованием. Контроль за работой
комиссий осуществляют профсоюзные комитеты предприятий, учреждений,
организаций.
Комиссии имеют
право:
1) проводить проверку состояния работы по
борьбе с пьянством и алкоголизмом и по антиалкогольной пропаганде;
2) заслушивать на своих заседаниях
сообщения руководителей структурных подразделений и других должностных лиц
предприятий, учреждений, организаций о проводимой работе по борьбе с пьянством
и алкоголизмом и давать по этим вопросам рекомендации;
3) заслушивать информацию о работе
наркологической службы предприятия;
4) входить с предложениями к руководителям
и в общественные организации предприятий, учреждений, организаций о принятии
необходимых мер к должностным лицам, которые не ведут необходимой борьбы с
пьянством, не принимают должных мер по предупреждению и пресечению фактов
пьянства;
5) вносить предложения в профсоюзный
комитет о возбуждении ходатайств о направлении на принудительное лечение членов
трудового коллектива, являющихся хроническими алкоголиками и уклоняющихся от
добровольного лечения или продолжающих пьянствовать после лечения, о признании
членов трудового коллектива ограниченно дееспособными и другие предложения в
соответствии с действующим законодательством;
6) принимать участие в проведении
мероприятий по организации культурного отдыха членов трудового коллектива и
разумного использования ими свободного времени;
7) рассматривать материалы в отношении
членов трудовых коллективов (о распитии спиртных напитков на производстве, об
участии мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в
распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве, о
распитии спиртных напитков в общественных местах и появлении в общественных
местах в пьяном виде и др.).
Комиссия может
применить к правонарушителю одну из следующих мер общественного воздействия:
1) объявить предупреждение;
2) объявить выговор;
3) наложить денежный штраф в размере до 50
рублей.
Указом
Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 года внесены изменения и
дополнения в Положение о товарищеских судах. Действенной мерой наказания
является денежный штраф, который товарищеский суд может наложить в размере до
50 рублей, в частности, по делам:
— о распитии спиртных напитков на улицах,
на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в
других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания,
в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена исполнительным комитетом
местного Совета народных депутатов, о появлении в общественных местах в пьяном
виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
— о распитии спиртных напитков на
производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий,
учреждений, организаций) или о пребывании на работе в нетрезвом состоянии;
— об участии мастеров, начальников
участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им
работниками спиртных напитков на производстве или о непринятии ими мер к
отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо о сокрытии
случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом
состоянии подчиненных им работников;
— о приобретении самогона, чачи, араки,
тутовой водки, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки.
Ход выполнения
постановления «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» постоянно
находится под неослабевающим контролем партии. Так, в сентябре 1985 года
Центральный Комитет КПСС, рассматривая этот вопрос, отметил: «Меры,
направленные на борьбу с пьянством и алкоголизмом, положительно сказываются на
оздоровлении нравственного климата в обществе, трудовых коллективах и семьях,
на повышении дисциплины и организованности, производительности труда. Все это
высоко оценивается трудящимися». Вместе с тем подчеркивалось, что в
антиалкогольной работе еще имеются существенные недостатки, не все понимают
необходимость постоянно наращивать усилия по преодолению социально опасного
зла; наша общая задача в том, чтобы придать борьбе за трезвость еще больший
размах и конкретность.
Справедливо
критикуется, например, в этой связи Новгородский обком партии. В специальном
постановлении ЦК КПСС говорится: «На низком уровне ведется воспитательная
работа по утверждению трезвости как нормы нашей жизни, не обеспечивается в этом
деле дифференцированный подход к различным группам населения, а также к
конкретным лицам, подверженным пьянству. Недостаточно используются учреждения
культуры и спортивные сооружения для улучшения отдыха трудящихся. Не получило
распространения движение за населенные пункты высокой культуры и трезвого быта.
Многие должностные лица не усвоили содержания организационных и правовых мер,
принятых партией и правительством, не применяют их на практике». Вот так
открыто и нелицеприятно, истинно по-ленински партия освещает перед трудящимися
трудности и негативные моменты сложной антиалкогольной работы.
Наряду с этим
имеются и многочисленные примеры обратного свойства. Так, на учредительной
конференции Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость отмечалось:
«О том, чего можно добиться, используя инициативу и энтузиазм общественности,
свидетельствует опыт, накопленный в Азербайджанской ССР. Объединив усилия
комиссий по борьбе с пьянством, советов профилактики правонарушений, клубов
трезвости, актива домоуправлений, здесь создали целую сеть безалкогольных зон с
центрами отдыха и развлечений, безалкогольной торговли. Появились десятки
уличных шахматных клубов, игротек, уютных чайных и кафе».
Поддерживая
предложения трудящихся, инициативу газеты «Правда», Союз журналистов СССР и
Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость объявили Всесоюзный рейд
«За эффективный труди здоровый быт». Его основная цель — придать борьбе с
любыми нарушениями дисциплины, а также пьянством и алкоголизмом по-настоящему
массовый, наступательный характер. Об этом свидетельствует целый ряд
публикаций, рейдовых «бригад трезвости» в нашей прессе. Рейд, проведенный в
Северной Осетии по заданию газеты «Правда», выявил крупные недостатки в
организации противоалкогольной работы на одном из крупнейших предприятий
республики — заводе «Электроцинк». Газета, анализируя причины этих недостатков,
пишет: «Спрос администрации и парткома завода с руководителей подразделений и
секретарей первичных партийных организаций за нарушение антиалкогольного
законодательства чисто символический. Скажем, летом прошлого года партком
обсудил работу партийной организации железнодорожного цеха по борьбе с
пьянством и алкоголизмом. Выяснилось: коммунисты этого коллектива ни разу не ставили
на своих собраниях вопрос о состоянии трудовой дисциплины, хотя она там
постоянно хромает. Бездействовал в цехе и товарищеский суд. Когда несколько
сотрудников цеха попали в медвытрезвитель, их проступков просто не заметили, а
прогульщикам... выплатили премии «за хорошую работу». Казалось, все это для
партийного комитета должно было стать чрезвычайным происшествием. Но он лишь
обязал парторга цеха В. Горючкина и начальника Б. Есенова «поправить дела».
Особо строгий
спрос с коммунистов, какие бы посты они ни занимали. Этим партия лишний раз
подчеркиваетсвое непримиримое отношение к пьянству. В качестве примера можно
привести данные проверки Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС фактов
неправильного поведения руководящих работников Соль-Илецкого района
Оренбургской области. «Вместо того, чтобы настойчиво и по-деловому проводить в
жизнь постановление ЦК КПСС об искоренении пьянства, решительно бороться с
вредными традициями и привычками, служить примером в утверждении трезвого
образа жизни, они (секретари райкома партии и председатель райисполкома.— Э.
Д., Е. 3.) после завершения районной партийной конференции сами явились
организаторами застолья с распитием спиртных напитков, чем грубо нарушили нормы
партийной морали и скомпрометировали себя».
Результаты
проведенной проверки были рассмотрены Оренбургским обкомом партии, и решением
бюро обкома инициаторы застолья были исключены из партии, а другие участники
ужина с распитием спиртных напитков привлечены к строгой партийной
ответственности.
И все же,
несмотря на все трудности переломного периода, движение за трезвость ширится и
крепнет день ото дня.
Антиалкогольная
политика партии встречает истинно всенародную поддержку. Так, 17 мая 1987 года
у здания Моссовета был проведен митинг под лозунгами «Трезвость — в каждый
дом!», «Трезвости — разумную инициативу!», «Борьбе с пьянством — настойчивость
и последовательность», «Линию партии в борьбе с пьянством поддерживаем», «За
перестройку голосуем не лозунгами, а делом».
НаСоветскойплошади
встретились рабочие, студенты,домохозяйки, ветераны войны и труда. Не было
привычного президиума, регламента — каждый мог подойти к микрофону и
высказаться о наболевшем. Ю. Сахацкий, рабочий станкостроительного завода им.
С. Орджоникидзе, отметил резкое улучшение морально-психологического климата в
своей бригаде, в то время как раньше, после получки и аванса, из 110 человек на
следующий день 20 могли не выйти на работу. Однако рабочего волнует проблема
видоизменения пьянства—потесненное с производства, оно переместилось в сферу
быта.
О содержательном
и интересном отдыхе в кругу родных и близких, не отяжеленном вековыми
алкогольными традициями, убежденно и эмоционально говорила Г. Боголюбова,
основываясь на опыте клуба «Трезвость», открытого при Доме культуры «Яуза».
Сложностям и
успехам в антиалкогольной работе были посвящены выступления секретаря МГСПС Е.
Лебедева, председателя общества борьбы за трезвость Москвы Г. Морозова, гостей
из Пятигорска, Калининграда, Иркутска.
Антитезой этим
выступлениям прозвучали возгласы типа: «Только сухой закон, только всеобщий
запрет избавит нас от пьянства!» «Страстные поборники трезвости» высказывали и
откровенно наивные требования: запретить производство и продажу кваса, кефира,
кондитерских изделий, поскольку в них-де содержится алкоголь.
Однако несмотря
на бесспорные успехи, в ряде регионов страны борьба с пьянством и алкоголизмом
сводится к лозунгам и призывам. Так, корреспондент «Правды» Г. Иванов в статье
«Штык в землю»
анализирует положение дел в Горьковской области. После решительного начала,
когда только за один прошедший год удалось сократить продажу спиртного почти на
треть и прекратить выпуск плодово-ягодных вин, так называемой «бормотухи»,
наступил спад в работе. Вновь начало расти пьянство в сельских районах области,
городах Дзержинске, Арзамасе, Заволжье. В Сеченовском районе, население
которого составляет 19 тысяч человек, за год было продано спиртного более чем
на 3 миллиона рублей, то есть по 150 рублей на каждую живую душу. До сих пор
«сердобольные» работники торговли прибегают к различным ухищрениям, чтобы
помочь пьяницам. В городе Балахне, например, нарушая антиалкогольное
законодательство, работники ресторана «Волна» продавали спиртное на вынос, а в
Кстово в ресторане «Родник» даже ввели в меню особое «блюдо» — «чай с красным
вином».
Одной из важных
причин, порождающих формализм в антиалкогольной работе, является отсутствие
четкой координации действий. «Правда» отмечает: «Противоалкогольнымиделами так
или иначе занимаются сейчас в области 22 организации. Такая «массовость» делу
не помощник. Известно, что бывает даже у семи нянек, а у двадцати двух...
Преподаватели высшей партийной школы, университета высказывают мысль, что
настало время сжать в кулак растопыренную пятерню, создать в области рабочую
группу, которая была бы наделена реальными правами и отвечала за все
противоалкогольные мероприятия как за свое кровное дело, а не как за
«общественную нагрузку». В этом предложении, думается, есть резон».
Центральный
Комитет КПСС рассмотрел вопрос «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по
преодолению пьянства и алкоголизма и активизации этой работы». В принятом 2
июня 1987 года постановлении отмечается, что потребление спиртных напитков в
1986 году снизилось в сравнении с 1984 годом почти в два раза. В стране
сократились потери рабочего времени из-за прогулов, на треть уменьшилось число
лиц, доставлявшихся в медвытрезвители, на 26% — количество преступлений,
совершаемых на почве пьянства. Кроме снижения производственного и бытового травматизма,
значительно сократилось число пострадавших в результате автоаварий. Впервые за
многие годы в стране снизилась смертность.
В то же время не
везде антиалкогольная пропаганда, говорится в постановлении, ведется с должной
настойчивостью, наступательностью и последовательностью. Многие работники
партийных, государственных, хозяйственных органов, общественных организаций
переоценивают достигнутое, не учитывают того, что пристрастие к спиртному
нельзя преодолеть наскоком, шумными кратковременными кампаниями, без упорной,
систематической, неотступной работы.
Серьезных
запретительных мер потребовало и повсеместное распространение самогоноварения.
В принятом Президиумом Верховного Совета СССР Указе об «Ответственности за
самогоноварение» установлено, что изготовление или хранение без цели сбыта
самогона, других крепких напитков домашней выработки, а также изготовление или
хранение без цели сбыта аппаратов для их выработки влечет наложение
административного взыскания в виде штрафа в размере от 100 до 300 рублей. Те же
действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного
взыскания, влекут уголовную ответственность и наказываются исправительными
работами на срок до двух лет или штрафом от двухсот до пятисот рублей.
Сохраняется
уголовная ответственность за изготовление или хранение крепких спиртных
напитков домашней выработки с целью сбыта и за сбыт таких напитков, а также за
изготовление или хранение с целью сбыта самогонных аппаратов и их сбыт.
В постановлении
от 2 июня 1987 года Центральный Комитет партии отмечает: «...преодоление
пьянства и алкоголизма партия рассматривает как актуальную задачу большой
политической важности, как составную часть перестройки, многоплановой работы по
очищению нравственной атмосферы нашего общества от всего чуждого
социалистическому строю. В этом отношении никакого отступления и ослабления
усилий не будет. Благородное дело утверждения трезвости как нормы нашей жизни
должно быть доведено до конца».