Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Октябрь » 18 » СКАЖИ СЕБЕ: «НЕТ!»

СКАЖИ СЕБЕ: «НЕТ!»

Оглавление

Хочу коснуться еще одного глубокого заблуждения — будто винопитие извечно традиционно для Руси, а потому и бороться с ним бесполезно. Сторонники этой «теории» ссылаются на известное высказывание киевского князя Владимира о том, что, дескать, питие есть веселие на Руси. Но они не учитывают чисто дипломатического характера этой реплики, направленной против притязаний мусульманских государств навязать Киевской Руси ислам, а вместе с ним и свое политическое влияние. Владимир сознательно утрировал степень распространения среди своих подданных употребления напитков, которые осуждались исламом. В далекие времена на Руси пили только по большим праздникам, причем исключительно слабые напитки — домашнее пиво, мед. Даже такое большое и радостное событие, как празднование сбора урожая, отмечалось только пивом на праздничном столе. Вот как об этом говорится в онежской былине «Вольга и Микула».

Говорил оратай таковы слова:

«Ай же, Вольга ты Святославович!

Ржи накошу, в скирды складу,

В скирды складу да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу,

Драни надеру да то я пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою.

Крепкие алкогольные напитки появились в России только в середине XVI века.

Народные обычаи, народная педагогика противостояли винопитию. Употребление спиртного осуждалось русским народом как самый низменный порок наряду с азартными играми. Приведем отрывки из родительских наставлений в «Повести о Горе-Злочастии»:

Милое ты наше чадо...

Не ходи, чадо, в пиры и в братчины[1]

не садися ты на место болшее,

не пей, чадо, двух чар за едину...

Не ходи, чадо, х костарем [2] и корчемником,

не знайся, чадо, з головами кабацкими..,

И еще:

 Не бывать бражнику богату,

Не бывать костарю в славе доброй!

 Не было большего позора, чем получить по бытовавшему на Руси обычаю взамен пропитого наряда «гунку кабацкую» — старую, рваную одежду.

На пьянство смотрели как на страшную беду, на большое горе.

 Еще возграяло я, Горе,

к иным привязалось,

а мне, Горю и Злочастию, не в пусте же жить —

хочю я, Горе, в людех жить,

и батагом меня не выгонить,

а гнездо мне и вотчина во бражниках.

 В «Русской правде», законодательном памятнике XI века, мы находим в одной из статей свидетельство того, как на Руси относились к пьянству.

«А который купец утратит вверенный ему товар по своему безумию, то есть или пропьет, или проиграет, или по небрежению испортит, такового отдать в полную волю его заимодавцев, и как они похотят, так пусть с ним и поступят, то есть или отсрочат ему в платеже, или продадут его в рабство».

Итак, к пьянству относились на Руси как к безумию. Светские власти и духовенство вынуждены были прислушиваться к требованиям народа и время от времени, вопреки соблазну получения «пьяных» доходов, принимать меры по ограничению спиртопотребления. И неудивительно, что в 1652 году на соборе о кабаках по совету патриарха Никона было решено: «продавать по одной чарке человеку... 4 дня в неделю, а за час до начала обедни продажу спиртного прекращать». Правда, эти ограничительные меры продержались лишь семь лет.

Иван III издал правительственный указ, запрещавший «гнусное пьянство». По этому указу низшие слои населения могли употреблять спиртное не чаще чем четыре раза в год. Представители привилегированных феодальных сословий не имели права исполнять свои служебные обязанности в состоянии опьянения.

Петр I наказывал за пьянство сечением плетьми, битьем батогами. Пьяниц сажали в ямы, заставляли их носить на шее тяжелую медаль с надписью «Питух». По указанию Петра разрабатывался проект открытия специального работного дома «для исправления в уме больных, гулящих девок и пьяниц».

Время от времени по требованию народа винокурение полностью прекращалось в Воронеже (1736), в Малороссии (1738), в Московской, Смоленской, Новгородской губерниях (1750).

Одно уже слово «кабак», утверждали историки, изучавшие в прошлом веке проблему винопития в России, было ненавистно народу. Употребляя его в разговоре в течение трехсот лет, он, однако, никогда не решался изобразить его буквами на вывеске. Видимо, это слово воспринималось как непристойное выражение, как матерщина.

«История корчмы,— писал историк-бытописатель Иван Прыжов, автор книги «История кабаков в России в связи с историей русского народа»,— это история... всего чего хотите, только не развития славянской жизни из славянских начал».

Русский народ всегда активно выступал против пьянства. В 1858 году столяры и сапожники Ковенской губернии дали себе зарок не пить хмельного. Вскоре общества трезвости стали создаваться по всей России. «Московские ведомости» сообщали: «В Нижнем на Крещенском торгу, где собирается до десяти тысяч народа,— народ не пил вина, предлагая пить его самим целовальникам, и то же самое делалось в соседних губерниях. Для надзора за трезвостью в каждом селении выбирали старшину. Меньше всего было трезвости вблизи столиц, больше всего вдали от них».

Не было традиционным пьянство на территории нынешних республик Средней Азии и Казахстана. Сурово осуждалось непомерное винопотребление в Закавказье, в Прибалтике.

Достаточно привести в качестве иллюстрации статью «Судебника» средневекового армянского правоведа Мхитара Гоша, написанного более 800 лет тому назад. В этой статье пьянство рассматривается как преступление: «За преступления, совершаемые пьяными, не должно быть никакого прощения, ибо прежде всего караемо само пьянство».

Пьянство и алкоголизм пришли в нашу страну в широких масштабах с развитием капитализма. Таким образом, алкогольные традиции в нашей стране отнюдь не отличаются древностью и искоренение их — вовсе не безнадежное дело.

Вместе с тем нельзя недооценивать трудностей борьбы с пьянством. Алкогольные обычаи и традиции, оставленные нам в наследство капитализмом, до сих пор находят благоприятную питательную среду в многочисленных предрассудках и заблуждениях, в недостатках воспитания молодежи и организации досуга. Несмотря на широко развернувшуюся противоалкогольную пропаганду, далеко не все еще имеют вполне конкретное представление о вредоносных свойствах алкоголя. Так, данные опроса показали, что только 55 процентов употребляющих спиртные изделия и их родственников отдают полный отчет о возможных последствиях непомерного винопития, 15 процентов относятся к предостережениям врачей с некоторой долей скептицизма, а 30 процентов опрошенных имеют лишь самые общие представления о пагубности пьянства, недостаточно осведомлены о вредных последствиях употребления алкоголя.

В борьбе с пьянством нельзя рассчитывать на мгновенный успех. Только упорные, планомерные, длительные усилия могут принести ощутимые результаты. При этом надо учитывать, что сегодня введение «сухого закона» нереально. Общественное мнение еще не готово к такой мере. Да и не в «сухом законе», пожалуй, выход из положения. «Избавится от пьянства человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы перед ним в его комнате стояло бы вино, и он слышал его запах»,— писал по этому поводу Л. Н. Толстой.

Тем не менее и в наши дни меры запрета, ограничения могут сыграть определенную положительную роль. К таким мерам относятся запрещение продажи спиртного несовершеннолетним, девушкам и юношам до 21 года, ограничение времени торговли винно-водочной продукцией, а в ресторанах и кафе — введение максимальной дозы предлагаемых крепких напитков, повышение цен на винно-водочные изделия, суровое наказание пьяных за появление в общественных местах, активная антиалкогольная пропаганда на фоне полного отсутствия рекламы спиртных напитков.

И все-таки меры запрета, органичений дают лишь частичный эффект. Будущее — за предупреждающими, профилактическими мерами борьбы с пьянством. Но профилактика требует настойчивости, последовательности, затраты немалого труда и усилий в течение длительного времени. Учитывая довольно широкое распространение питейных традиций, сегодня можно пока говорить лишь о категорическом запрете употребления алкоголя несовершеннолетними, о полном отказе от спиртного для больных людей, для всех женщин. Кроме того, мы должны всеми средствами агитировать за абсолютное добровольное воздержание от спиртных напитков всех остальных людей, поддерживать трезвенников, сказавших решительное «нет!» алкогольному дурману.

Только после длительной профилактической работы, когда дадут о себе знать совершенно отчетливо успехи борьбы с пьянством, можно по мере развития высокой культуры поведения отстаивать всеобщий и полный отказ от спиртного. Но это будет возможно тогда, когда подавляющее большинство людей научится ставить духовные ценности выше ложных физиологических удовольствий, откажется от алчного и чрезмерного расширения материальных запросов, выходящих за рамки необходимого и разумного.

Иногда мне говорят: «Вы пишете против пьянства, боретесь, а люди все равно пьют! Дон-Кихот вы, право же!» Я не настроен столь пессимистически, ибо уже вижу намечающиеся сдвиги в решении алкогольной проблемы. Да и не только я вижу это. Вот, например, что пишет из поселка Курганино Красноярского края Филипп Зырянов, отнюдь не склонный к «лакировке» нынешнего положения вещей.

«Кое-какие сдвиги в борьбе с пьянством есть и в нашем поселке. Большинство выпивох молчит, не гордится, как раньше, перед знакомыми и товарищами количеством выпитого, наоборот, каждый стремится приуменьшить свою страсть к спиртному. Выпивка уже становится непрестижной. Я верю, что придет время, и она будет позором. Если, конечно, не ослабнут усилия наши в борьбе с этой кошмарной рюмочной традицией».

Отрадно отметить, что уже в первые месяцы (конец 1985 г.) действия нового антиалкогольного законодательства, когда во всей стране была создана атмосфера нетерпимости к злоупотреблению хмельным зельем, дали знать о себе весьма ощутимые перемены к лучшему. Из разных регионов сообщили, что продажа спиртных напитков сократилась примерно на 20—25 процентов вследствие упразднения многих точек их реализации ив результате ограничения времени торговли в оставшихся винных отделах и специализированных магазинах. Уменьшился объем производства винно-водочной продукции. Множество заводов было переведено на выпуск фруктовых соков и джемов, замороженных фруктов, безалкогольных напитков. Резко снизилось также и запрещенное законом изготовление крепких спиртных напитков домашним способом. И это понятно. Очень уж высока плата за выработку, хранение, приобретение самогона, чачи, араки!

Дорожные катастрофы резко пошли на убыль по причине уменьшения числа нетрезвых водителей, которые прежде всего были виновниками более половины несчастных случаев на дороге с тяжелым исходом.

Положительный эффект от снижения уровня потребления винно-водочных изделий отметили не только работники ГАИ, но и пожарные. Известно, что около 66 процентов всех пожаров связано со спиртопотреблением. Их количество заметно снизилось.

Повысилась трудовая дисциплина. Больше стало порядка на транспорте, на улицах городов и сел. Ведь с пьяницами перестали нянчиться, как это было в недалеком прошлом. Число тяжких преступлений в стране значительно снизилось.

Отмечены перемены к лучшему в структуре розничной торговли: сокращение расходов граждан на спиртное привело к увеличению покупок полезных и нужных вещей.

Борьба за преодоление широко бытующих питейных ритуалов и традиций, живучих вредных привычек требует еще большего усиления противоалкогольной пропаганды, решительных перемен в организации досуга, переориентировки культурно-массовой и спортивной работы, создания новых, трезвых традиций. Активно включилось в эту нелегкую работу учрежденное в сентябре 1985 года Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость.

Председатель московского городского совета этого общества академик Георгий Васильевич Морозов и его заместитель Александр Александрович Елуферьев сообщили («Вечерняя Москва», 7 января 1986 года), что за три месяца, прошедшие после создания городского совета общества, были образованы советы во всех 33 районах столицы, развернулось формирование первичных организаций на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. Уже заявили о себе около 1000 первичных организаций, объединивших активистов противоалкогольного движения на заводах «Серп и молот», имени Кирова, Первом подшипниковом, автомобильном имени Лихачева, Карачаровском механическом, в Министерстве финансов СССР, Центросоюзе, медицинском стоматологическом институте имени Семашко, Институте фармакологии АМН СССР и в других трудовых коллективах Москвы.

Активисты организовали встречу Нового года в Доме культуры «Красный пролетарий». Праздник прошел весело, занимательно. На столиках были вкусные блюда, различные напитки, в которых не содержалось ни капли спирта. И никто из присутствовавших потребности в горячительных напитках не ощущал. Без алкоголя встретили 1986 год и во многих других учреждениях культуры, на предприятиях общественного питания. И всюду праздник был веселым и красочным.

Внедряются и другие антиалкогольные обряды и обычаи — праздник первой получки, различные юбилеи, безалкогольные свадьбы.

На ряде предприятий, например, в Московском машиностроительном производственном объединении имени Чернышева, на заводе счетно-аналитических машин имени Калмыкова целые бригады взяли обязательство сделать трезвость нормой своей жизни. Коллективами абсолютной трезвости объявили себя сотрудники НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, клинической больницы № 8, НИИ морфологии человека Академии медицинских наук СССР и многие другие. Москвичи понимают, что борьба за утверждение трезвого образа жизни — не кампания на месяц или год, это — веление времени, закон нашей жизни.

Заслуживает одобрения инициатива нескольких производственных бригад в Тушинском районе: они дали слово сделать трезвость нормой жизни и одновременно взяли шефство, стали своеобразными наставниками товарищей по цеху или предприятию, склонных к употреблению хмельного. Студенты, проживающие в общежитиях МВТУ имени Баумана — а их более 6 тысяч,— решили жить по законам трезвости.

Почти все кафе в Москве исключили из своих меню спиртные напитки. Очень заманчива идея, родившаяся в творческих коллективах: каждый театр, музыкальное учреждение, другие творческие организации будут опекунам расположенных по соседству кафе, направляя туда по вечерам одного-двух артистов, музыкантов, художников для встреч с посетителями. Такое шефство превращает наши кафе в сеть очагов культурного досуга москвичей и гостей столицы, особенно молодежи.

Московский городской совет Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость поставил задачу продолжать формирование первичных организаций. Согласно уставу общества, они могут создаваться по месту работы, учебы, а также по месту жительства при наличии не менее пяти членов общества. Они ставят своей задачей, в частности, усиление противоалкогольной работы по месту жительства, в общежитиях, организацию досуга москвичей, особенно молодежи.

Первичные организации приступили к развертыванию активной наступательной антиалкогольной пропаганды. В эту работу включились лекторы, пропагандисты, творческие работники, культурно-просветительные учреждения. Был объявлен конкурс на лучший противоалкогольный плакат, в котором приняли участие семь художественных учебных заведений. К выпуску наглядных агитационных материалов приступили многие московские издательства. Городской совет общества считает, что плакат, осуждающий употребление спиртного, пропагандирующий трезвый образ жизни, должен появиться и у винного прилавка, и в пассажирском транспорте — повсюду в городе.

Выдвинута идея создания народного университета для подготовки лекторских кадров, обучения актива. Разрабатываются методические рекомендации о порядке создания и работе первичных организаций, клубов «Трезвость».

Антиалкогольная пропаганда активно и систематически ведется в прессе. А в газете «Вечерняя Москва» в начале 1986 года появилась специальная новая рубрика — «Клуб «Трезвость». Этот своеобразный заочный клуб поставил перед собой задачу присущими газете формами и средствами помогать пропаганде и утверждению трезвого образа жизни, осуществлению принятых партией и государством решений о преодолении пьянства и алкоголизма.

Может быть, кто-то из моих читателей скажет: «Неужели этот психиатр верит, что все пьяницы и алкоголики, прочитав его книжку, бросят пить?!» Нет, я так не думаю. Пусть всего-навсего один из десятков тысяч моих читателей найдет в себе силы отказаться от спиртного — это уже спасенный человек. Статистически — бесконечно мало, с позиций гуманности — бесконечно много.

Как бы ни был статистически мал выигрыш в борьбе за здоровье и нормальный быт, не надо забывать, что за цифрами стоят живые люди, стоят человеческие драмы, человеческие судьбы. Ведь даже обращение в трезвенника одного-единственного пьяницы отражается на участи большого круга людей. Облегченно вздохнула мать. Появилась, наконец, улыбка на лице исстрадавшейся жены. Стали высыпаться вечно испуганные и нервозные дети, у них наладилась успеваемость в школе. Прекратились дебоши, спокойнее зажили соседи. Радуются сослуживцы. Начальство с удовлетворением отмечает, что у бывшего разгильдяя, прогульщика и бракодела, оказывается, золотые руки. Не будет оскорблен случайный прохожий. Не будет вовлечен в пьянство пришедший на завод ученик. А бывший постоянный собутыльник, возможно, скажет себе: «Васька «завязал», а я что — рыжий, что ли?!» И может быть, присоединится к когорте трезвенников.

Однако главная моя цель не в стремлении обратить пьяниц в трезвенников. Моя основная задача — предостеречь молодежь от опасностей, которые ожидают ее на зыбкой стезе винопотребления. Я обращаюсь прежде всего к тем, кто еще не выпил первую в своей жизни рюмку. Пусть этой первой рюмки никогда и не будет. Я обращаюсь к тем, кто уже познал вкус первой рюмки. И пусть эта первая рюмка станет последней. Я верю, что многие прислушаются к моим советам.



[1] Пирушки.

[2] К игрокам в кости.

15:12
СКАЖИ СЕБЕ: «НЕТ!»
Просмотров: 6233 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]