«Существовали
ли раньше общества трезвости!»
Оглавление
Учреждение
обществ трезвости с целью прекратить распространение пьянства имеет давнюю и
поучительную историю. Первые такие общества были созданы в Америке: вначале в
штате Нью-Йорк в 1808 г., а через некоторое время в Бостоне. Члены обществ
давали обязательства не употреблять спиртных напитков, не предлагать их другим
и пропагандировать идеи трезвости. Выпускались различные брошюры, доказывающие
вред алкоголя, проводились многолюдные митинги. Деятельность обществ привела к
тому, что уже в 1830 г. в Соединенных Штатах насчитывалось около двух миллионов
человек, давших обет воздержания. В борьбу за трезвость энергично включились
женщины, организовавшие «Женский крестовый поход» против пьянства.
Многочисленные процессии женщин двигались по улицам городов с гимнами и
молитвами, призывающими граждан отказаться от употребления алкоголя. Женщины
разрушали питейные заведения, выкатывали из кабаков бочки со спиртными
напитками и разбивали их на улицах. Однако, как отмечает В. Я. Канель:
«...несмотря на искреннее желание обществ трезвости положить конец
разрушительному влиянию алкоголя в Америке, несмотря даже на то, что в
поднявшейся агитации было достаточно воодушевления и горячности,— потребление
спиртных напитков не только не уменьшилось, но даже увеличилось».
Антиалкогольная
пропаганда не оставила равнодушным и Старый Свет. Так, только в Великобритании
были организованы «национальная лига трезвости», «британская лига трезвости»,
«шотландская лига трезвости», работавшие в тесном контакте с духовенством. В
этой связи можно вспомнить известного капуцинского монаха Матью, проповедника
идей трезвости среди ирландского народа. Тысячи людей сходились на его
проповеди, после которых охотно вступали в общества трезвости. В Дублине Матью
за два дня убедил дать обет трезвости 60 тысяч человек.
К чему же
привела эта большая агитационная работа? К тому же, к чему и в Америке,— к
росту потребления алкогольных напитков. Только за период с 1856 по 1875 год
потребление водки в Великобритании увеличилось на 27%, пива — на 35%, вина—на
10%. В последующем потребление алкоголя здесь неизменно повышалось и к 1900
году достигло 12 литров абсолютного алкоголя на душу населения.
Фридрих Энгельс
в работе «Положение рабочего класса в Англии» писал: «Общества трезвости
сделали, правда, немало, но что значат несколько тысяч «Teetotallers» в
сравнении с миллионами рабочих? Когда отец Матью, ирландский апостол трезвости,
объезжает английские города, то нередко от тридцати до шестидесяти тысяч
рабочих дают «pledge» (обет), но не проходит и месяца, как большая часть из них
об этом забывает. Если, например, сосчитать, сколько человек в Манчестере дали
за последние три-четыре года этот обет трезвости, то полученное число превысит
общее число жителей города, а между тем не видно, чтобы пьянство заметно
уменьшилось».
Прогрессивные
общественные деятели прекрасно отдавали себе отчет в истинных причинах фиаско,
которое потерпели многочисленные общества трезвости. Так, В. Я. Канель писал в
1914 году: «Неудачи обществ трезвости ясно показывают нам, что никакое
пламенное воодушевление, никакие горячие проповеди не помогают там, где нет
понимания причин, толкающих людей к употреблению спиртных напитков. Общества
старались насадить трезвость среди трудящегося населения, среди ремесленников,
крестьян и рабочих. Но организаторы не имели ни малейшего представления о том,
на чем основана наклонность всех перечисленных групп населения к
злоупотреблению спиртными напитками. Они исходили из совершенно ложной мысли,
будто можно одним воздействием на волю людей одержать победу над социальным
злом».
Говоря о
пропаганде идей трезвости в России, нельзя не остановиться на деятельности Л.
Н. Толстого: «В наше время,— писал он в одном из писем,— всякому мыслящему
человеку, ввиду всего происходящего от пьянства зла, нельзя оставаться к этому
вопросу безразличным». В декабре 1887 года Лев Николаевич основал в Ясной
Поляне общество трезвости, которое назвал «Согласие против пьянства», и включил
себя первым в его списки. Члены общества обязывались «никогда не пить,
пьяного... не покупать и не угощевать ничем пьяным других». Членами общества
были известные общественные деятели и писатели П. И. Бирюков, И. И.
Горбунов-Посадов, Н. Н. Миклухо-Маклай, художник Н. Н. Ге и многие другие. А в
письме к П. М. Третьякову, приглашая его вступить в члены «Согласия», Толстой
указывал: «В особенности же желательно было бы вербовать членов между рабочим
народом — фабричными».
Перу Толстого,
выступавшего с активных трезвеннических позиций, принадлежит ряд статей,
имевших большой общественный резонанс. В статьях «Пора опомниться!», «Для чего
люди одурманиваются?», «Праздник просвещения 12-го января» он призывает людей
раз и навсегда покончить с пьянством, рассказывает о вреде, наносимом алкоголем
здоровью человека, и прежде всего его нравственности. Чем чаще человек
одурманивает себя вином, тем более порочным он становится. «Не во вкусе, не в
удовольствии, не в развлечении, не в веселье лежит причина всемерного
распространения гашиша, опиума, вина, табаку, а только в потребности скрыть от
себя указания совести» — таков категорический вывод писателя.
В 1896 году Л.
Н. Толстого, как «одного из выдающихся русских трезвенников», избрали почетным
членом Первого Московского общества трезвости, однако в 1901 году, после
отлучения его святейшим синодом от церкви, он был из общества исключен. Это
вызвало справедливое возмущение всей передовой русской общественности и
отечественных врачей. Доктор Н. И. Григорьев, выступая на заседании «Русского
общества охранения народного здравия», сказал, что Московское общество
трезвости этим актом «навсегда покрыло себя позором».
Несмотря на все
попытки покончить с пьянством и даже проведение в 1909 году Первого
Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, деятельность общества трезвости в
дореволюционной России не принесла каких-либо ощутимых результатов.
Тот же В. Я.
Канель замечал: «О наших обществах трезвости ничего не слыхать; не умеют они к
себе привлекать внимание и прозябают вместо того, чтобы жить, являясь немыми и
равнодушными свидетелями народного пьянства».
Анализируя
деятельность обществ трезвости прошлого, можно со всей ответственностью
утверждать, что основная причина их неудач лежала в непонимании истинных,
социальных корней пьянства, а также в нежелании правительств оказать реальную
помощь движению за трезвость. Предоставленные самим себе, не поддержанные действенной
системой государственных антиалкогольных мероприятий, общества трезвости не
смогли отвлечь народ от пьянства; деятельность их постепенно была свернута.
«трезвенников».
Ред. (Сноска источника.— Э. Д., Е. 3.).