Трезвая русь
test

Поиск

Форма входа
Не зарегистрированные пользователи не могут скачивать файлы!

Наши друзья

Новости

Наука об алкоголе

Главная » 2012 » Ноябрь » 4 » Влияние изменений личности алкоголика на здоровье семьи

Глава 3. Влияние изменений личности алкоголика на здоровье семьи

Оглавление

Велик материальный ущерб, наносимый пьющим человеком своим близким. Это — не только прямые расходы на покупку спиртного. Подсчет денежных затрат в каком-либо городе, области на покупку спиртных напитков (по количеству проданного в магазине) скорее относится к категории «умеренно пьющей» части населения.) Дело в том, что пьяница не в состоянии удовлетворить свою потребность в алкоголе прямым, обычным способом, так как это слишком дорого. Учитывая среднюю суточную потребность алкоголика в алкоголе, прямые затраты на покупку в магазине могут составить для него от 250 до 500 рублей. Поэтому алкоголики чаще потребляют самогон, суррогаты, воруют спиртное, выполняют «левые» разовые работы, условием оплаты которых является спиртное, и т.п. Основной материальный ущерб семье пьяница приносит исключением из семейного бюджета своей зарплаты, которая становится все меньшей, воровством домашних вещей, необходимостью оплачивать налагаемые на него штрафы. Этот материальный ущерб является основным фактором, разрушающим благосостояние семьи.

Помимо материального ущерба бесспорна роль пьянства в формальном разрушении семьи. В последние годы опубликованы сведения о разводах, причиной которых является пьянство мужа. В различных регионах нашей страны эта причина составляет от 20 - да 80% всех случаев распада семьи. Пока еще нет данных о роли в обнищании и распаде семьи женского пьянства. Наблюдения в алкогольных клиниках показывают, что в этих случаях жизнь семьи претерпевает особо тяжкую катастрофу. Но женский алкоголизм — недавно возникшее явление в нашей стране — пока не получило достоверной социальной оценки.

Как бы ни были опасны для семьи социальные последствия пьянства, медики большое значение придают нравственно-психологическим последствиям, психическим и физическим нарушениям здоровья членов семьи алкоголика. Эти нарушения таковы, что в сравнении с ними материальный ущерб теряет свое значение, а развод оказывается спасительным благом. Алкоголизм — мощный причинный и ускоряющий фактор патологии, влияющий не только на нисходящее поколение — детей, но и на восходящее — родителей, братьев и сестер, супругов.

 Здоровье взрослых членов семьи

Особенно наглядно пьянство мужа отражается на здоровье жены. В семьях алкоголиков практически отсутствуют здоровые женщины даже молодого возраста. Обязательными у них являются признаки психического истощения: раздражительность, плаксивость. В начале работы быстро наступает слабость. Нарушены сон и аппетит. Обычны жалобы на плохое засыпание, частые тревожные пробуждения по утрам — разбитость, отсутствие чувства отдыха. Расстройство аппетита чаще выглядит чрезмерным повышением и использованием еды как способа успокоиться.

Настроение снижено постоянно, и постоянно держится уровень тревоги, даже в те периоды, когда муж не пьет. Женщины рассказывают, что каждый раз они испытывают чувство страха при звуке открывающейся двери: в каком состоянии — трезвом или пьяном — вернулся в дом муж. У некоторых возникают временами приступы злобы, придирчивости (наступает полоса скандалов в доме и на работе) или глубокая подавленность, депрессия, с нежеланием что-либо делать («руки опускаются», «ничто не мило»), длящаяся днями и неделями.

У жен алкоголиков обращает на себя внимание патологическая манера держаться. Иногда это — экзальтированность, навязчивость, сверхзаботливость, самоотверженная преданность. Иногда — демонстрируемая беспомощность, кротость, детские интонации голоса. Все это свидетельствует о развивающейся психопатизации личности, реактивном, в ответ на психотравмирующую домашнюю ситуацию, развитии психики. Большинство жен алкоголиков своей непоследовательностью, неспособностью контролировать мужа препятствуют, в лучшем случае — не помогают лечению. Больные алкоголизмом, со своей стороны, утверждают, что они пьют, или возобновляют пьянство из-за «нервности», «плохого характера» жены. Из сказанного видно, насколько такие упреки несправедливы: психическое состояние этих женщин лишает их возможности быть последовательными, сдержанными и разумными в поведении.

Наиболее здоровая реакция закрытость, уклончивость в беседах, избегание общения. Эта реакция свидетельствует о большей сохранности личности, отражает достоинство, боязнь компрометации семьи.

Такую же реакцию можно наблюдать у живущих вместе братьев и сестер пьяницы — ограничение круга знакомств, малая контактность, «скрытность». Разумеется, здесь имеется в виду изначально здоровая, благополучная, а не асоциальная семья, где психические изменения, развивающиеся у жен, незначительно выражены у братьев и сестер пьяницы, даже если они проживают вместе, но достаточно наглядны у матерей алкоголиков, бабушек, воспитывающих внуков. Для женщины, сын которой злоупотребляет спиртными напитками, это обстоятельство — такой же психотравмирующий фактор, как и для его жены. К сожалению, не всегда мать и жена объединяют свои усилия в борьбе с пьянством, действуют совместно. Чаще их отношения становятся враждебными. Выясняется вина в пьянстве не того, кто пьет, а той, которая «такого вырастила» или «таким сделала». Этот конфликт создает дополнительное напряжение в доме, создает еще большую противоречивость в воспитании детей.

Психические расстройства жены алкоголика требуют лечения. Однако обычно женщины лечатся сами, принимая различные успокаивающие средства. Современные успокаивающие и снотворные средства при неверном их использовании углубляют психическое истощение, еще больше снижают эмоциональный тонус. Применение их бессмысленно, если семейная ситуация не меняется, и опасно, так как утяжеляет психические расстройства. Психические и эмоциональные нарушения в сочетании с особыми или высокими профессиональными нагрузками в ряде случаев ведут к утрате трудоспособности.

Высокая болезненность взрослых членов семьи алкоголика проявляется в различных расстройствах: это расстройства телесных функций, вызываемых психическим напряжением, стрессом, нарушением нервной регуляции деятельности организма.

Основными пораженными системами оказываются сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная и кожная. Могут возникать боли в области сердца, нарушения сердечного ритма. Возникают колебания кровяного давления, головокружение, головные боли. Колебания сосудистого тонуса, связанные с расстройством нервной регуляции просвета сосудов, формируются в стойкое болезненное состояние, называемое вегето-сосудисгой дистонией. Чем старше возраст, тем больше риск ускоренного развития склеротического процесса. Поэтому у жен и матерей алкоголиков даже в среднем возрасте часты стенокардия, гипертоническая болезнь, приступы при которых провоцируются семейными обстоятельствами.

Дыхательная система при психотравмирующих обстоятельствах проявляет свое расстройство в форме астмы или приступов невротического удушья. Из-за неожиданности, непонятности новой болезни возникают переживания страха. Женщина начинает всячески ограничивать себя, щадить, лечиться и пр. Дом приходит в запустение, дети лишаются заботы и присмотра.

Пищеварительные расстройства представлены гастритами, энтеригами, колитами, а также язвенной болезнью желудка, кишечника. Поскольку общий психический фон в таких случаях характеризуется тоской, тревогой, нередко заболевшая начинает предполагать у себя раковое заболевание. Возникает еще один глубоко травмирующий психику длительно действующий фактор.

Наименее психотравмирующим расстройством в ряду психосоматических болезней, которые встречаются у жен и матерей пьяниц, являются кожные заболевания. Иногда это — временные высыпания, местные покраснения, шелушения, зуд, иногда — длящиеся долго нейродермиты, экземы. Связь яркости и затухания кожных проявлений с событиями в семье наглядна. Болезнь неприятна, особенно если поражение проступает на открытых участках кожи или сопровождается изнурительным зудом.

Совместная жизнь с пьяницей приводит к вышеописанным заболеваниям даже у молодых, здоровых и уравновешенных ранее женщин. Разумеется, если здоровье не было крепким, бывшие прежде болезни обостряются и утяжеляются. Особо быстро действие психотравмирующих факторов сказывается на эндокринной системе (щитовидная железа, яичники, поджелудочная железа и ряд других), поскольку стресс действует на эндокринную систему непосредственно. Кроме того, железы внутренней секреции очень чувствительны к регуляторным нервным влияниям.

Психические расстройства, нажитые в браке с алкоголиком, определяют неадекватное отношение к возникшему заболеванию. У многих женщин, как выражение эмоциональной подавленности, депрессии, нет побуждения к лечению. Возможна и полярная реакция — избыточной тревоги, страхов, беспокойных поисков лечения, обследования. Женщина «уходит в болезнь», отстраняясь от домашних дел и обязанностей, становится крайне нетерпимой, жестокой по отношению к близким, в том числе — к детям.

Это состояние, выглядящее как физическое нездоровье или просто каприз, вздорный характер, на самом деле является одной из форм патологического развития личности — ипохондрического. Здесь нет притворства, нет обмана — субъективные переживания тягостны и требуют врачебной помощи. Некоторые специалисты рассматривают ипохондрическое развитие личности как бессознательную попытку бегства от несчастной ситуации.

Затяжная болезнь в любой семье всегда требует заботы, ухода, внимания. Не всегда для этого хватает, к сожалению, терпения и сострадания близких, здоровых и благополучных людей. В дезорганизованной семье пьяницы, где межличностные связи нарушены, а пьющий утратил нравственные качества, заболевшая не находит поддержки. Хотя даже нетребовательная женщина, заболев, ждет этой поддержки, ждет хотя бы освобождения от домашних дел и участливого отношения к себе. Она оказывается в эмоциональном вакууме, уходит в себя и очень часто ожесточается. Болезнь, поддерживаемая постоянной стрессовой ситуацией, приобретает неблагоприятное течение. Нужен большой запас душевных сил, чтобы преодолеть столь много тяжелых обстоятельств, однако силы женщин очень быстро истощаются в браке с алкоголиком.

Лечение больных из семей алкоголиков малоэффективно, их выздоровлению мешает семейная обстановка. Именно с семейной обстановкой, а не с лечением чаще связаны улучшение и ухудшение состояния.

Здоровье взрослых членов семьи пьяницы было рассмотрено не случайно. Обычно, когда оценивают обстановку, в которой растут и воспитываются дети алкоголика, имеют в виду только пьянство отца. Однако не меньшее значение имеет состояние здоровья остальных членов семьи алкоголика. Их заболевания также оказывают психотравмирующее влияние на ребенка.

Описанные расстройства наблюдаются в большинстве семей алкоголиков за двумя исключениями. Первое, когда оба супруга — пьяницы. Существуют данные, что 10% мужчин-алкоголиков и 50% женщин-алкоголичек состоят в супружестве с пьяницами. Такой брак не вызывает личностного конфликта и психически (как бы это странно ни звучало) комфортен. Второе, когда пьянство происходит в семье, моральные нормы которой пьянство допускают. Здесь также пьянство не является психотравмирующим фактором.

 Здоровье детей

Основу воспитания дети получают в семье, где формируется их личность. Детские дошкольные учреждения и школа только дополняют основное — семейное воспитание. Самые близкие ребенку люди — мать, отец, старший брат или сестра становятся примером для подражания. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете... вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут»[1].

Если в семьях с нормальными, не пьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, а потому имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим проявлениям детей, то трагедия детей в семьях алкоголиков состоит в искажении, словно в кривом зеркале, человеческих взаимоотношений.

В семьях, где родители — алкоголики, нарушаются все функции семьи: репродуктивная, экономическая, культурная, воспитательная, эмоциональная, психологическая. Расход значительных материальных средств на спиртное ухудшает, нередко значительно, питание семьи, что не может не отражаться на физическом развитии ребенка. Реакции родителей-алкоголиков на те или иные поступки или высказывания детей отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие — осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие: у ребенка не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных воспитателей. Отрицательный пример отца-алкоголика, часто неработающего, грубого и несдержанного, пагубно отражается на формировании личности будущего человека. Дети обычно стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что их отец пьет и скандалит дома, для них это всегда остро переживаемое глубоко личное, «потаенное» горе, бесследно не проходящее для здоровья: развиваются заболевания, называемые неврозами.

Неврозы у детей из семей алкоголиков проявляются в виде трудного засыпания, ночных страхов, из-за которых ночной сон часто прерывается. Замечено, что расстройства сна — это реакция на частые «семейные» сцены. Неврозы у детей могут проявляться; в виде нервных подергиваний (тиков) отдельных мышц лица или плечевого пояса, а также навязчивых движений, заикания. Известно, что заикание может возникнуть у ребенка после тяжелых сцен (ссоры, драки и пр.) между родителями. После сильного испуга у детей из таких семей наблюдалось даже развитие недержания мочи или кала.

Эти страдания дети тяжело переживают, стыдятся, стремятся скрыть от сверстников, в особенности когда их недомогания обнаруживаются в детском коллективе, который они посещают или куда временно попали (например, в пионерских лагерях). Все это глубоко травмирует психику ребенка.

Как правило, в семьях, где отец — алкоголик, мать, стремясь сгладить черствость, грубость отца, отсутствие к ребенку любви, внимания, заботы, начинает проявлять к дочери или сыну чрезмерную нежность, повышенную опеку, снижая, в то же время, необходимую при воспитании требовательность. Таким образом, в семье складывается резко противоположное отношение к ребенку, а это ведет к неустойчивости его поведения и настроения, способствуя развитию болезненных черт характера, связанных со страхом перед отцом и безнаказанностью со стороны всепрощающей матери.

Привыкнув к такому отношению матери, ребенок использует его в эгоистических целях; позже, по мере взросления, такой тип поведенческих реакций им применяется уже и в отношении к окружающим его подросткам, а затем и в коллективах взрослых.

Еще тяжелее отражается на психике детей морально-психологический климат семьи, когда спивается мать, быстро утрачивая при этом свою социальную роль хранительницы очага: она теряет материнские чувства, опускается настолько, что кроме мыслей о том, где бы достать спиртное,— забот у нее не остается.

Формирование нервно-психического развития детей в семьях, где и отец, и мать — алкоголики, протекает с тяжелыми отклонениями. У таких детей низкий интеллектуальный уровень, что обусловлено отсутствием правильного воспитания в раннем детстве. Здесь речь идет не о детях с алкогольным синдромом плода (когда причиной задержки психического развития оказывается повреждение алкоголем и продуктами его метаболизма центральной нервной системы плода, а о так называемых «педагогически запущенных» детях, внутриутробное развитие которых протекало нормально; рождение и первые недели не были отягощены алкогольной интоксикацией).

Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с детьми, невнимание к ним не позволяют ребенку приобрести первоначальный, наиважнейший жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для правильного формирования сознания, умственной деятельности. Недаром считают, что первый год жизни ребенка — это год упущенных возможностей, возможностей развития высшего отдела центральной нервной системы — коры больших полушарий головного мозга. Отсюда — резкое отличие таких детей от товарищей. Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. У них длительно истощается нервная система, это ведет к постоянно ощущаемому утомлению. Поэтому и школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в буйстве, озорстве, стремлении через эти качества самоутвердиться в коллективе. Такие «трудные» дети обычно бросают обучение после 4—5 классов, затем занимаются неквалифицированной работой.

В семьях алкоголиков дети нередко получают и травмы. В детские отделения больниц иногда доставляют детей с переломами, ожогами, сотрясением мозга и другими ранениями, полученными из-за невнимательности родителей, занятых выпивками, ссорами между собой. Бывает и так, что дети получают травмы в драке с пьяными родителями. Существует даже термин «синдром избитого ребенка» или «синдром жестокого обращения с детьми». Чаще всего жестоко обращаются с детьми именно пьющие родители.

Подростки испытывают переживания иного плана: подавленность настроения, стыд за родителей, чувство неполноценности, беспомощности, неуверенности. Отсюда — недисциплинированность («расхлябанность»), неорганизованность действий, что в сочетании с неизбежным нарушением духовной близости с родителями дает обществу подростка, ищущего деятельности, не требующей даже минимального интеллектуального усилия. Постепенно такой подросток находит себе подобных, а от перечисленных ущербных переживаний у него формируется психологическая предрасположенность к приему алкоголя.

Уклад семейной жизни играет очень большую роль в формировании личности. Правила общения, соблюдаемые в семье, являются формой социального контроля. Поэтому без контроля семьи человек, достигнув зрелости, очень часто не приемлет контроль со стороны общества, вступает с ним в конфликт. Отсутствие душевной близости с родителями, отсутствие навыков сопереживания ближнему приводит к тому, что подросток взрослеет, не усвоив общественно значимых взглядов, норм и навыков поведения. У него формируется оборонительно-агрессивный стереотип поведения. Постепенно насилие становится нормой поведения по отношению к окружающим: воровство, хулиганство, ранняя половая жизнь.

Так, у этой категории подростков вне зависимости от того, в какой стране они проживают, складываются болезненные (патологические) черты характера: безволие, лживость, мстительность, лицемерие, склонность к беспредметному бродяжничеству, отсутствие трудовых устремлений, повышенная конфликтность с домашними и соседями. Нарастает социальная дезадаптация, когда конфликт с обществом приобретает характер уголовных правонарушений.



[1] Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей// Педагогические сочинения. М., 1984. Т. 4 С. 63

 

14:34
Влияние изменений личности алкоголика на здоровье семьи
Просмотров: 12537 | Добавил: Александр | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]